Введение 3
Раздел I. Проблема «виртуализации» и «интернетизации» в трудах
отечественных и зарубежных исследователей 9
Раздел II. Социальная сеть: специфика сетевых взаимодействий 20
Раздел III. Роль социальных сетей в повседневных коммуникативных
практиках пользователей 37
Заключение 50
Библиография 55
Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.
Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8.
XXI век отмечается широким проникновением и распространением новых информационных технологий и Интернет во все сферы жизни общества. В связи с процессами возрастающей интернетизации и виртуализации общества актуальность приобретает проблема повального использования сети Интернет и злоупотребление возможностями, предоставляемыми данным ресурсом.
Проблемная ситуация состоит в том, что в современном обществе, где люди привыкли и вынуждены постоянно находиться в непрерывном контакте друг с другом, возрастает роль виртуального (косвенного) взаимодействия. Однако, наряду с возможностями, предоставляемыми сетью Интернет, существуют и другие стороны процесса виртуализации, а именно, злоупотребление виртуальной реальностью и социальными сетями Интернет, что может пагубно сказаться на взаимодействиях «лицом к лицу».
Интернет, как продукт общества модерна, привлекает внимание исследователей различных областей знания. Первоначально разработкой и анализом Интернет- технологий занимались исключительно техники, принимавшие участие в создании новых сервисов. Основное внимание уделялось технической стороне данного вопроса. Однако, по мере распространения Интернет-технологий в массы, приходит понимание того, что Сеть содержит не только технологическую, но и социальную составляющую. В медицинской среде и в психологической науке начинают обращать внимание на проблему злоупотребления сетями, выясняется, что чрезмерное увлечение Интернет способно привести к серьезным психическим расстройствам и заболеваниям. В социальной науке Интернет начинает рассматриваться как основная составляющая информационного (сетевого) общества (М. Кастельс), с постепенным расширением зоны охватываемых проявлений последствий компьютеризации и интернетизации.
На сегодняшний день можно отметить, что численность интернет - аудитории в России продолжает стабильно расти. Весной 2010 года месячная интернет-аудитория среди взрослого населения страны составила 43 млн. человек. При этом более чем две трети - это активные интернет - пользователи.
Каждый второй пользователь Интернета посещает социальные сети. Наибольшей популярностью пользуется социальная сеть «Вконтакте», ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета. На втором месте - «Одноклассники». Что касается остальных социальных сетей, то ими большинство опрошенных не пользуются.
Отличительным свойством Интернет - сети является ее функционирование в виртуальном пространстве, под которым понимается пространство взаимодействия, образованное глобальной сетью компьютеров, из которых состоит Интернет.
«Виртуальный мир» представляет собой альтернативу миру социальному. Он самодостаточен в той степени, в какой может предложить замену любому феномену окружающей социальной действительности.
Насколько виртуальное взаимодействие поглотило пользователей социальных сетей? Чем обусловлена популярность данной формы социальной коммуникации для современного человека?
Данная дипломная работа посвящена поиску ответов на поставленные вопросы.
Объектом исследования являются виртуальные социальные сети.
Предмет исследования — роль социальных сетей (социальной сети «Вконтакте») в межличностных коммуникациях пользователей.
Цель исследования — определить роль социальных сетей в повседневных коммуникативных практиках пользователей.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи'.
1. рассмотреть различные научные и исследовательские подходы к изучению процесса виртуализации и интернетизации общества;
2. выявить долевое соотношение реального общения и общения посредством социальных сетей;
3. выявить цели использования социальной сети;
4. определить роль социальных сетей в установлении новых социальных контактов;
5. определить какую роль играют «лайки» и «новости» в повседневных взаимодействиях пользователей;
6. определить существует ли влияние, оказываемое взаимодействием в социальных сетях на желание встретиться «лицом к лицу»;
7. Определить удовлетворенность пользователей взаимодействием посредством социальных сетей.
Была выдвинута следующая гипотеза'.
«Лайки» и «новости» оказывают влияние на повседневные коммуникативные практики пользователей, в виде стимулов к взаимодействию.
При написании курсовой работы использовались книги В.В. Кортунова «Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий» и Д.В. Иванова «Виртуализация общества». Автором первой работы подробно рассматривается вопрос о том, что представляет собой виртуальная реальность, каково ее влияние на российскую культуру и сознание человека, а также на возможности и последствия распространения Интернет технологий. Во второй работе акцент сделан на рассмотрение процесса виртуализации общества как составляющей общества модерна и постмодерна.
Для описания специфики взаимодействия в Интернет - сетях использовались публикации B.JI. Силаевой «Интернет как социальный феномен», А.Е. Жичкиной, Е.П. Белинской «Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью», В.Нестерова « К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете», А.Е. Жичкиной «Социально - психологические аспекты общения в Интернете», в которых рассматриваются характерные черты виртуальной коммуникации, особенности виртуальной самопрезентации, формирование виртуальной идентичности и ее влияние на реальную идентичность.
Теоретико-методологической основой данной дипломной работы являются научные положения Д.В. Иванова о возрастающей роли различного рода «симулякров» в жизни человека и, как следствие, переносе различных форм взаимодействия из реального пространства в виртуальное пространство сети Интернет. Важным для данной дипломной работы является анализ процесса взаимодействия в сети, проведенный В.Нестеровым. Работа построена на сочетании феноменологического и интеракционистского подходов.
Эмпирическую базу дипломной работы составили:
1) результаты исследования ФОМ, проведенного в мае 2010г. под
названием «Интернет в России. Весна 2010»;
2) статистические данные, полученные в ходе опроса ВЦИОМ, проведенного 3-4 апреля 2010г. под названием «Рейтинг популярности социальных интернет-сетей»;
3) статистические данные, полученные в ходе опроса ВЦИОМ,
проведенного 27-28 марта 2010г. под названием «Интернет в России: темпы проникновения и типы использования»;
4) результаты собственного исследования, которое состоит из двух частей. Первая носит качественный характер и направлена на выявление интенсивности пользования социальными сетями (метод бюджетов времени). Вторая часть исследования направлена на определение места социальных сетей в повседневных коммуникативных практиках пользователей (метод фокусированного интервью с пользователями).
5) Список приложений к дипломной работе.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов и заключения.
Первый раздел посвящен анализу существующих подходов к процессам виртуализации и интернетизации общества. Здесь рассматриваются характерные черты виртуальной реальности относительно реальности феноменологической (социальной). Проводится анализ Интернета как социального феномена. Во втором разделе рассматриваются основные понятия и свойства присущие социальным сетям Интернет. Уделяется внимание рассмотрению особенностей культуры сетевой коммуникации. Приведены некоторые статистические данные относительно пользователей социальных сетей.
В третьем разделе рассматривается роль социальных сетей в повседневных коммуникативных практиках пользователей. Определяется роль социальных сетей в установлении новых социальных контактов. Рассматривается мотивация пользования социальной сетью; долевое соотношение реального общения и общения посредством социальных сетей. А также рассматривается роль и влияние «лайков» и «новостей» на повседневные взаимодействия пользователей.
Возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей позволяет говорить о происходящих процессах виртуализации и интернетизации общества. Специфической чертой «виртуального», относительно «реального» является симулятивный характер. Сущностный принцип симуляции заключается в замещении реальных вещей и поступков их виртуальными образами и подобиями.
Вследствие проникновения и распространения компьютерных технологий в повседневную жизнь людей, отмечаются значительные изменения в способах и характере взаимодействий. Происходит постепенный перенос таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни в виртуальное пространство сети Интернет.
Виртуальный мир Интернет богат и разнообразен, он предоставляет новые каналы для межличностных коммуникаций.
В этой связи выделяется две противоположные точки зрения относительно влияния Интернет на социальное взаимодействие. Согласно первой точке зрения, считается, что сетевой мир поощряет новые формы электронных взаимоотношений, которые либо улучшают, либо дополняют существующие взаимодействия «лицом к лицу». Согласно второй: существует опасность, что распространение Интернет-технологии приведет к повышению изолированности и разрозненности.
Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, утверждают, что одним из последствий растущего домашнего доступа в Интернет является, то, что люди проводят меньше времени в «качественном и интересном общении» с родственниками и друзьями. Контакт между людьми уменьшается, личные взаимоотношения страдают, традиционные формы развлечения остаются в стороне.
Как показали результаты исследований, проведенных различными
Подобная популярность может быть обусловлена, удобством использования социальных сетей, так как географический фактор перестает играть существенную роль. Кроме того, появляется возможность замены или дополнения обедневших социальных связей, и обогащение их новыми социальными контактами.
Кроме того, этот «бум» использования социальных сетей в нашей стране может быть связан, с относительно недавним появлением коммуникативно-ориентированных сайтов на территории России. Тогда, как в информационно развитых странах Запада начинает наблюдаться обратная тенденция, то есть постепенное затухание интереса к социальным сетям.
Появление большого числа виртуальных реальностей, социальных сетей позволяет человеку погрузиться в мир, полный новых впечатлений и эмоций. Они завлекают своей простотой, популярностью и возможностями, кажущимися безграничными.
Так, в результате анализа бюджетов времени пользователей социальных сетей, было выявлено, что пользователи в среднем проводят в социальных сетях около 2¬х часов в день и примерно 13,5 часов в неделю. Общее усредненное время бодровствования при этом составило 17,5 часов.
Как следует из полученных данных, тот фактор, работает ли человек, или учится, оказывается не столь значимым в распределении времени на социальные сети, так как то, что было упущено в течение недели, компенсируется выходными днями или ночью.
Тем самым, бюджеты времени наглядно демонстрируют степень заинтересованности пользователей сетью.
Отмечая роль социальных сетей в повседневных коммуникативных практиках пользователей, можно говорить о наличии роли положительной, и отрицательной.
К положительным аспектам роли относятся следующие моменты.
Социальные сети значительно расширяют круг общения людей. Они являются не только средством создания, но и поддержания отношений дружбы, знакомства и партнерства.
Они предоставляют возможность осуществления контактов с теми, с кем по различным причинам отсутствует возможность увидеться в реальной жизни.
Помимо того, социальные сети, способствуют снятию коммуникативных барьеров, зачастую возникающих в реальной жизни, в силу того, что люди в социальных сетях более открыты для общения, менее стеснительны.
Они предоставляют широкие возможности для самопрезентации: статусы и новости, фотографии, группы-сообщества - все это дает возможность сконструировать образ по своему желанию. Благодаря чему, например, отпадает такой барьер по коммуникации, как внешняя непривлекательность собеседника.
Такие составляющие, как легкость, доступность информации о пользователях, делают процесс взаимодействия в социальных сетях более содержательным с информативной точки зрения. Так как социальные сети содержат в себе информацию, которую получить при реальном общении не всегда представляется возможным. Такой информацией, например, являются: фоторепортаж жизни пользователей, список групп - отражающих интересы и предпочтения человека, статусы - говорящие о его состоянии и чувствах и т.д. При реальных контактах у людей часто нет возможности такой мобильности в предоставлении информации о себе.
В ходе исследования, выяснилось, что «новости» и «лайки» могут выступать стимулом к взаимодействию, потому как люди, становятся более осведомленными о жизни своих друзей и у них возникает больше поводов для осуществления коммуникаций. Это позволяет говорить о том, что выдвинутая гипотеза была подтверждена.
«Новости» позволяют всегда быть в курсе тех изменений, которые происходят в жизни друзей. Они создают определенные темы для общения между
пользователями.
Помимо того, «лайки» и «новости» способствуют созданию чувства причастности к жизни другого пользователя, так как дают информацию о владельце страницы, и работают на открытость жизни.
Говоря об отрицательных аспектах роли социальных сетей в повседневных коммуникативных практиках пользователей, можно выделить такие из них, как:
Возможность неискренности в передаче чувств, являющейся основой для недоверия и недопонимания в отношениях пользователей и сложность контроля времени, проводимого в социальных сетях и «засиживание» в них.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные сети выполняют значительную положительную роль в повседневных коммуникативных практиках пользователей. Они обогащают процесс межличностных коммуникаций в целом. Однако нельзя забывать и об отрицательной роли социальных сетей, которая сопутствует процессу коммуникации, и стоит наряду с положительной ролью социальных сетей.
Относительно перспектив развития российских социальных сетей можно сказать следующее: Социальные сети в России будут непременно расширяться, поскольку с каждым годом информационное оснащение становится лучше и любая сфера деятельности человека, все больше предполагает работу с компьютером и Интернет. Новые риски, связанные с развитием Интернет и социальных сетей начинают беспокоить общественность уже сейчас, и связаны они со стремительным вхождением подрастающего поколения в виртуальную среду Интернет.
Арсланова, А.И. Роль Интернет-сообществ в реализации основных социальных потребностей. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramota.net/articles/issn 1997-292X 2012 3-l 08.pdf (дата обращения:
10.04.12)
2) ВЦИОМ: Анализ контента социальных медиа: вопрос
достоверности данных. [электронный ресурс]. Режим
доступа:
http://wciom.ru/index.php?id=270&uid=l11365 (дата обращения: 09.03.12)
3) ВЦИОМ: В чем секрет популярности социальных
сетей? [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://wciom.ru/index.php7idM95&uid=l3503(дата обращения: 23.03.12)
4) ВЦИОМ: Пленники сети, [электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=195&uid=13543(дата обращения: 23.03.12)
5) ВЦИОМ: Пресс-выпуск №1466. Интернет в России: темпы проникновения и типы использования, [электронный ресурс]. Режим доступа:http://wciom.m/index.php?id=268&uid=l
3386 (дата обращения: 23.03.12)
6) ВЦИОМ: Пресс - выпуск №1501. Рейтинг популярности социальных интернет-сетей. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid:=13526(дата обращения: 23.03.12)
7) ВЦИОМ: «Россияне «в сети»: рейтинг популярности социальных
медиа» [электронный ресурс].
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l12476 (дата обращения: 09.03.12)
8) Гидденс, Э. Социология/ При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
9) Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. С англ. А.Д.Ковалева. - М.:КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 304.
10) Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения
в Интернете. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://flogiston.ru/articles/netpsy/refmf(Дата обращения: 20.03.12).
11) Жичкина, А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy(Дата обращения:
20.03.12) .
12) Иванов, Д.В. Виртуализация общества, [электронный ресурс]. Режим
доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/ivanov d v.txt with-big-pictures.html(дата
обращения 21.03.12)
13) Кортунов, В.В. Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий/ В.В.Кортунов. - М., 2003. - 167 с.
14) Минаков, А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности, [электронный ресурс]. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov(дата обращения 21.03.12)
15) Нестеров, В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете, [электронный ресурс]. Режим доступа:http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions
(Дата обращения: 20.03.12) .
16) Розина, И.Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация в педагогическом и научном взаимодействии, [электронный ресурс]. Режим доступа: http://wvvw.russcomm.rU/rca biblio/r/rozina02.shtml(дата обращения:
20.03.12)
17)
Россияне пользуются социальными сетями больше всех в мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/media-advertising-
marketing/2009/07/03/2176 (Дата обращения: 19.03.12).
17) Силаева, B.JL Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. - 2008. - №11. - С. 101-107.
18) Словари и энциклопедии на Академике, [электронный ресурс]. Режим
доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/684681(Дата обращения: 22.03.12) .
19) Словари и энциклопедии на Анадемике. [электронный ресурс]. Режим
доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418678(Дата обращения: 22.03.12) .
20) Цой, Н.А. Феномен интернет-зависимости и одиночество// Социологические исследования. - 2011. - №12. - с. 98-107.
21) Штейнберг, И.Е. «Живые» и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий, [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/Socmag 04 2009/05 Steinberg.p df (дата обращения: 10.03.12)
22) Щербина, В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе
социологического анализа.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/753201/(дата обращения: 12.03.12)
23) ФОМ. Новый выпуск бюллетеня «Интернет
в России. Весна 2010». [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi int/int290610 pressr(дата обращения
23.03.12)