Аттестация сотрудников в системе государственной службы (на примере федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области» (ФКУ «ЦХиСО УМВД по Томской области»).
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы аттестации персонала организации 15
1.1 Понятие, цели и функции аттестации персонала организации 15
1.2. Виды аттестации персонала 21
1.3. Методические аспекты проведения аттестации персонала 26
Глава 2. Особенности аттестации в системе государственного управления . 34
2.1. Проведение аттестации государственных гражданских служащих 34
2.2. Проблемные аспекты повышения эффективности проведения
аттестации государственных гражданских служащих 42
Глава 3. Оценка процедуры проведения аттестации в федеральном казенном учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления
Министерства внутренних дел РФ по Томской области» 48
3.1. Общая характеристика федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области» 48
3.2 Особенности аттестации сотрудников в федеральном казенном
учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области» 50
3.3 Пути совершенствования аттестационной процедуры сотрудников в
федеральном казенном учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области» 63
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение А Аттестационный лист 78
Приложение Б Отзыв о выполнении сотрудником служебных
обязанностей 79
Приложение В Служебная характеристика 80
Приложение Г Опросный лист 82
Выпускная квалификационная работа 77 с., 18 рис., 3 табл., источник, приложений 4.
Ключевые слова: аттестация, персонал, система государственной службы.
Объект исследования - управление персоналом в системе государственной службы.
Цель дипломной работы - изучить организацию проведения аттестации сотрудников в системе государственной службы на примере федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Томской области».
В процессе исследования проводились социологические исследования.
В результате исследования были рассмотрены теоретические основы аттестации персонала, проанализирован процесс проведения аттестации в федеральном казенном учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Томской области» и разработаны рекомендации по улучшению системы аттестации сотрудников.
Степень внедрения: Результаты данной работы были представлены руководству и получили положительную оценку.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, каждый руководитель организации стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности, а персонал организации является тем ресурсом, который либо обеспечивает это, либо не обеспечивает. Критерии и методы оценки «качества» человеческих ресурсов меняются в соответствии с изменением характера труда. Если раньше от работников требовался лишь высокий уровень профессиональных знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов, умение генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому в современных условиях проблемы аттестации персонала являются особо актуальными.
Аттестация является одной их важнейших функций управления персоналом. Невозможно осуществить управление персоналом ни по одному направлению (планированию персонала, отбору, адаптации, стимулированию труда, развитию способностей, трудовым перемещениям и карьере, сплочению коллектива, высвобождению персонала и др.), не проводя при этом аттестацию соответствующих деловых, личностных или профессиональных качеств работников.
Особенно актуальной является проблема аттестации в органах внутренних дел. 1 августа 2011 г. в России официально была завершена переаттестация всех сотрудников органов внутренних дел и милиция ушла в историю, на смену пришла полиция. Изменения, происходящие в настоящий момент в стране в целом и в деятельности органов внутренних дел, реформирование данной структуры обусловили повышение требований к профессиональным качествам сотрудников. Для сотен тысяч действующих милиционеров переход в разряд полицейских стал серьезным испытанием и позволил очистить ряды полицейских от тех, кто скомпрометировал себя, или тех, кто не готов работать по профессиональным требованиям. В
результате первых шагов реформирования в органах внутренних дел произошли масштабные изменения - аттестация позволила избавиться от «кадрового балласта», значительно усилила профессионализм и личную ответственность сотрудников правопорядка. Но, тем не менее, в большинстве подразделений МВД аттестация была и остается формальным мероприятием, а это ведет к тому, что снижается уровень квалификации сотрудников, дисциплина и растет коррупция в органах внутренних дел.
Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность гражданских служащих по обеспечению исполнения полномочий и функций государственных органов, качественному оказанию государственных услуг, должна активно взаимодействовать с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества. Процессы совершенствования и развития института государственной гражданской службы, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации настоятельно требуют внедрения в практику государственных органов современных методов и технологий кадровой работы, в том числе при оценке профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. Вместе с тем возможности применения
традиционных методов и процедур оценки персонала на государственной гражданской службе далеко не исчерпаны, что позволяет привнести в них инновационные элементы и повысить достоверность проводимой оценки.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых, материалы по вопросам аттестации персонала организации. Теоретические вопросы аттестации персонала изучены в трудах Л.В. Басиевой, И.И. Севостьянова, К.С.Жуковой, А.С. Каныгиной, Е.К. Карпунина, А.В. Катункиной, А.Я. Кибанова, В.Ю. Корнюшина, А.И. Лагунова и других. Так Л.В. Басиева И.И. Севостьянова анализируют понятие аттестации и его сущность. А.С. Каныгина выделяет особенности и отличия оценки и аттестации персонала в организации. Методический инструментарий оценки кадров в управлении персоналом организации описывается в работе Л.А. Лытневой. Проблемы аттестации государственных служащих рассматриваются в работах И.А. Абрамова, В.С. Бялт, Д.И. Богачука, В.В. Зотова, О.А. Ивановой, Е.В. Караваевой, А.Ю. Кочневой, С.С. Куликова, Е.И. Михайловой и т.д. И.А. Абрамов анализирует порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, а В.С. Бялт и Д.И Багачук выделяет особенности аттестации сотрудников внутренних дел. Зотов В.В. и Кузнецова М.В. описывают диагностику процедуры аттестации для профессиональной самореализации на государственной гражданкой службе. Проблемы и перспективы повышения эффективности аттестации государственных гражданских служащих рассматриваются в работе Е.И. Михайловой и Н.Н. Назаренко.
Практические аспекты аттестации персонала отражены в трудах Н.А. Асташевой, В.Б. Башурова, Г.И. Коноплевой, И.К. Кузьминой, В.О. Лялиной, Д.Р. Мокина, Е.В. Путинцевой и других авторов. Так В.Б, Башуров разграничивает квалификационный экзамен от аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, Д.Р. Мокин описывает процедуры, правовое регулирование и особенности практики проведения аттестации.
Основная проблема заключатся в том, что процесс аттестации на государственной гражданской службе можно охарактеризовать низкой эффективностью, так как чаще аттестация проводится формально с недостаточной объективностью оценок деятельности аттестуемых государственных гражданских служащих. А аттестация государственного гражданского служащего необходима для исследования уровня профессионализма, образованности и компетентности служащего в процессе выполнения им своих должностных обязанностей. Поэтому очень важна ее результативность и эффективность.
Объект исследования - управление персоналом в системе государственной службы.
Предмет исследования - организация проведения аттестации сотрудников в федеральном казенном учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области».
Цель дипломной работы - оценить качество проведения аттестации сотрудников в системе государственной службы на примере федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области».
Задачи:
- рассмотреть понятие, цели и функции аттестации персонала организации;
- выделить виды аттестации персонала;
- рассмотреть методические аспекты проведения аттестации персонала;
- изучить проведение аттестации государственных гражданских служащих;
- выявить проблемные аспекты повышения эффективности проведения аттестации государственных гражданских служащих;
- дать общую характеристикуа федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области»;
- проанализировать особенности аттестации сотрудников в федеральном казенном учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области»;
- разработать пути совершенствования аттестационной процедуры сотрудников в федеральном казенном учреждении «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области».
В качестве методологической основы использована комплексная система оценки для построения на сочетании субъективных и объективных методов.
Использован метод сравнительного анализа для выявления формы и процедуры оценки аттестации, как в общем плане, так и в специальной плане (сфера ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области").
В качестве метода получения субъективных оценок процедуры, организации и результатов аттестации персонала будет использоваться метод опроса.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. Процедура аттестации и ее результаты не могут автором расценены однозначно. В ходе исследования выявилось серьезное расхождение между официальными результатами аттестаций, проводимых в ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" и оценкой этой процедуры сотрудниками учреждения. Это можно утверждать на основании того, что существующая система оценивания не устраивает самих служащих ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" и требует ее совершенствования.
В ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" разные категории сотрудников проходящих аттестацию это такие как: инженера, специалисты, юрисконсульты, водители-сотрудники. К каждой должности выставлены определенные требования. Руководители ФКУ «ЦХиСО УМВД по Томской области» проходят аттестацию в Управление МВД по Томской области. За последние три года аттестацию ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" прошли 138 человек (т.е. 100% личного состава прошли аттестацию успешно).
Для проведения аттестации сотрудников приказом начальника ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового подразделений. Руководитель аттестуемого представляет в комиссию Отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей и Служебную характеристику.
Этап, на котором происходит организация аттестации, должен закончиться через четырнадцать дней да начала самой процедуры аттестации. За это период члены аттестационной комиссии знакомятся с документами, которые были представлены на аттестацию.
На этапе принятия решения по результату аттестационная комиссия принимает рекомендации. Результаты голосования принимаются простым большинством голосов всех членов аттестационной комиссии. Рекомендации, которые дает аттестационная комиссия, находят свое отражение в протоколе по итогам заседания аттестационной комиссии. В случае несогласия члена общественного совета с рекомендациями аттестационной комиссии он имеет право направить свои предложения по рассматриваемым вопросам соответственно Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, начальнику подразделения центрального аппарата МВД России, руководителю (начальнику) территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения.
В рамках бакалаврской работы был проведен опрос сотрудников ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области". Цель опроса - выявить насколько объективна и целесообразна процедура аттестации и оценки в государственных органах. Было выявлено, что:
- объективная и понятная процедура оценивания государственных гражданских служащих ФКУ "ЦХиСО УМВД по Томской области" является сильным мотиватором;
- только половина служащих считают аттестацию и ежегодную оценку объективными;
- результаты оценивания служащих должны быть связаны с оплатой их труда;
- служащие не видят существенной разницы между оценкой и аттестацией, проводимых в том виде, который существует сегодня;
- только треть служащих не рассматривает аттестацию как процедуру, направленную против них.
Таким образом, в основу должен быть положен инструментарий, связанный механизмами тестирования и информационными технологиями.
В целях совершенствования процедуры аттестации государственных гражданских служащих следует предусмотреть следующие меры: обязательное привлечение в состав аттестационных комиссий независимых специалистов в области управления и психологии; нормативное закрепление критериев оценки качеств аттестуемых; использование такого метода оценки сотрудника как тестирование.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 8 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( с изм. и доп. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004. - №
31. - Ст. 3215
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( с изм. и доп. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2011. - № 49 ( часть1). - Ст. 7020.
4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами" (с изм. и доп. от 3 августа 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2005. - № 34. - Ст. 3503.
5. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28 августа 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2005. - № 6. - Ст. 437.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2012. - № 19.- Ст. 2338
7. Приказ МВД России от 30.03.2012 N 243 «Об утверждении Устава федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Томской области" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2012.- N 8. - Ст.1081.
8. Приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1207 “О внесении изменений в Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170” // Правовой портал Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71220656/#review
9. Абакумова Ж.В., Хартанович Е.А. Аттестация - основной метод оценки деятельности персонала // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2015.- № 6.- С. 11-14.
10. Абрамов И.А. Порядок проведения аттестации государственных
гражданских служащих РФ //Научные труды Московского
гуманитарного университета. - 2015. - № 1 (169). - С. 101-113.
11. Азямова Л.В. Аттестация персонала организаций: методические и организационные аспекты: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - М., 2003. - 43 с.
12. Асташева Н.П., Кривова К.В. Совершенствование технологии управления персоналом на основе аттестации сотрудников // Качество в производственных и социально-экономических системах: сборник научных трудов/ отв. ред. Е.В. Павлов. - Курск, 2015. С. 27-30.
13. Басиева Л.В., Севостьянова И.И. Аттестация персонала: понятие и сущность // Научные Известия. - 2016. - № 4. - С. 34-37.
14. Башуров В.Б. Отграничение квалификационного экзамена от аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации // Современное право.- 2011. - № 11. - С. 82-88.
15. Булат Р.Е., Чепуренко Г.П. Профессиональный стандарт как нормативная база при аттестации персонала // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 4 (34).- С. 277-282.
16. Бялт В.С., Богачук Д.И. Аттестация сотрудников внутренних дел как важнейший элемент прохождения службы //Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2014. - № 7.- С. 110-113.
17. Вышеславова Т.Ф. Аттестация работников и ее правовое регулирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013.-
№ 7-1 (33). - С. 50-53.
18. Жукова К.С. Аттестация как оценка уровня профессионализма // Научный журнал. - 2017. - № 3 (16).- С. 61-64.
19. Жусупов А.Р., Хасенова А.А., Майорова Т.В. Методы оценки и аттестации персонала // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 (69). - С. 440-442.
20. Закалюжная Н.В. Организационно-правовые формы определения
квалификации работников: автореф. дис канд. юрид. Наук. - М.,
2006. - 23 с.
21. Зотов В.В., Кузнецова М.В. Диагностика процедуры аттестации для профессиональной самореализации на государственной гражданкой службе // Вестник Поволжского института управления. - 2014.- № 2.- С.
4- 8.
22. Иванова О.А. Аттестация государственных гражданских служащих: особенности проведения // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - № 1 (6). - С. 117-121.
23. Иоголевич Н.И., Сагандыков М.С. К вопросу о реформировании системы управления государственной гражданской службой // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2012. - № 20 (279).- С. 81-83.
24. Каныгина А.С. Оценка и аттестация персонала в организации // Экономика и социум. - 2016.- № 10 (29).- С. 261-263.
25. Караваева Е.В., Караваев П.А. Проблемы и пути совершенствования аттестации на государственной гражданской службе //
Актуальные проблемы социально-трудовых отношений.- Владикавказ, 2016. - С. 172-173.
26. Карпунина Е.К., Катункина А.В. Совершенствование процесса аттестации персонала в организации // Проблемы инновационного развития российской экономика. - М. , 2016. С. 95-103.
27. Катункина А.В. Особенности процесса аттестации персонала в организации // Современные кадровые технологии в управлении предприятием. - Тамбов, 2016. - С. 77-81.
28. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: Норма М, 2014.420 с.
29. Ковалева Н.В., Рощектаева У.Ю. Совершенствование аттестации персонала // Символ науки. - 2017. - Т. 1. № 2.- С. 64-66.