Введение 3
Глава 1. Современное дешифрирование 4
1.1. Основные направления, цели и задачи дешифрировании 4
1.2. Компьютерные программы, предназначенные для исследования
современных городов 8
1.3. Комплексное изучение городских территорий и их проблем 14
Глава 2. Внедрение дешифрирования в школьную географию 21
2.1. Базовый курс работы с ГИС программами 21
2.2. Изучение городов при помощи цифровых карт 28
2.3. Электронные учебные пособия 33
Глава 3. Материалы и методика работы с учениками 37
3.1. Рекомендуемые программы по изучению городов для школьного
образования 37
3.2. Результаты исследования и их польза 43
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение
Современная география не может обходиться без новейших данных. Они, в свою очередь, получаются при помощи современных спутников и точнейших космических снимков различного рода. Полученные данные могут использоваться для любых целей: экологических, географических, метеорологических и геологических. Например, большое внимание уделяется городским территориям с целью улучшения их качества и досконального изучения. Объектом изучения данной работы является городская территория и ее характеристики. Предметом же изучения является то, как исследуется городская территория на уроках географии. В настоящее время большое количество программ доступно и для школьного образования. Таким образом, учитель может использовать их как для обычных уроков, так и для внеклассных. Данная комплексная, и отчасти, творческая работа помогает ученикам ознакомиться с большим количеством геоданных. Так же работа поможет им улучшить свои навыки в компьютерных технологиях, поможет лучше ориентироваться в картах, работать с масштабами и легендами карт, изучать географические термины и номенклатуру.
Целью дипломной работы является рассмотреть пользу дешифрирования космических снимков для школьного образования, выявить пути внедрения работы с пакетом современных программ в классную и внеклассную работу.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «дешифрирование». Раскрыть все его аспекты.
2. Изучить методы исследования городских территорий путем работы со снимками и компьютерными программами.
3. Разработать ряд принципов работы с учениками для решения данных задач.
Работа по изучению городских территорий при помощи дешифрирования, безусловно, трудоемкая. Так как она помогает сформировать огромное количество новых знаний на основе новейших компьютерных программ.
Использование ряда программ в школьном курсе географии позволяет сформировать у ученика полное представление о городах, позволяет подробно анализировать, генерализировать и изучать получаемую информацию в ходе работ и с космическими снимками и с программами дешифрирования этих снимков. Ученики могут применить свои знания в дальнейших работах, кроме того, результаты такого комплексного исследования позволит им лучше готовиться к научной и самостоятельной деятельности.
Использованные на уроках программы позволяют узнать не только поверхностную информацию о городе, но и более глубокую и значимую. Например, ряд программ может помочь узнать на протяжении, какого времени формировался, как он расширялся, как происходила пристройка новых домов и домов и присоединение рядом лежащих территорий. Результаты данной трудоёмкой работы могут быть использованы не только в географии и экологии, но и в истории.
Польза от проведенных работ по обработке данных неоценима, как и для учеников, так и для учителя. Во многих странах использование ГИС технологий уже является базовым географическим предметом. Потому, использование данных технологий и в нашей стране было бы крайне полезным и интересным. Кроме того, современное развитие технологий, благодаря постоянной модернизации, может быть полностью интегрировано в учебный процесс для научной деятельности учеников и для целевого саморазвития учителя. Ученики же, могут использовать полученный опыт в повседневной жизни и даже в различных мероприятиях, направленных на творческую и научную деятельность учеников.
1. Аковецкий В.Н. Дешифрирование снимков. - М.: Недра, 2010
2. Арбузов С.А. Исследование алгоритма «дерево решений» в программном комплексе ENVI Текст. / С.А. Арбузов, А.А. Гук // Геодезия и картография.-2011.-№ 2.-С. 11-14
3. Баранов Ю.Б., Берлянт А.М. и др. Словарь по геоинформатике.
4. Берлянт А. М. Электронное картографирование в России / А. М. Берлянт // Соросовский образовательный журнал. — 2010. — Т. 6, №1.
5. Билич Ю.С., Васмут А.С Проектирование и составление карт. М.: «НЕДРА», 2014. — 360 с.
6. Визильтер, Ю. В., Обработка и анализ цифровых изображений с примерами из LabVIEW IMAQ Vision / Ю. В. Визильтер, С. Ю. Желтов и др.: ДМК Пресс, 2010. - 464 с.
7. Гарелик И.С. Географические информационные системы и дистанционное зондирование // Исследование Земли из космоса: Итоги науки и техники. - М., 2013. - Т. 3. - С. 3 80.
8. Гохман, В. Познание мира через ГИС / В. Гохман.
9. Гуторова Л. Е. Основы геоинформатики и геоинформационных технологий : электронный учебник по курсу «Основы геоинформатики и ГИТ» для студентов педагогических вузов / Л. Е. Гуторова; НТГСПА. — Нижний Тагил, 2014.
10. Дьяконов К.Н., Пузаченко Ю.Г. Теоретические положения и направления исследований современного ландшафтоведения, в монографии География. Общество, окружающая среда. Том II. Функционирование и современное состояние ландшафтов. / Под ред. Дьяконова К. Н., и Романовой Э.П. М.: Издательский дом Городец, 2014 с. 21-35.
11. Железняков, А. В. Информационный геокомплекс, предназначенный для использования в процессе обучения географии в общеобразовательной школе и включающий программный инструментдля работы с цифровыми географическими картами, комплект цифровых географических карт иснимков, полученных с искусственных спутников Земли : руководство пользователя / А. В. Железняков, О. В. Григорьев, Д. В. Новенко [и др.]. — М., 2012
12. Зейлер М. Моделирование нашего мира. Руководство ESRI по проектированию базы геоданных Нью-Йорк, ESRI Press, 2010 254 c.
13. Зубарев, А.Э. Оценка точности обработки стереопары космических изображений сенсора GeoEye-1 Текст. / А.Э Зубарев // Пространственные данные 2009 - №2 - С.44 -46.
14. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / М.: Высшая школа, 2011. — 366 с.
15. Кашкин, В.Б. Дистанционное зондирование Земли из космоса. Цифровая обработка изображений: Учебное пособие Текст. / В.Б. Кашкин, А.И. Сух-нин. -М.:Логос, 2011.-264 с.
16. Кондаков, А. М. Новые информационные технологии и стандарт второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС Публикации, 2012
17. Королев Ю.К. Общая геоинформатика. Ч. 1. Теоретическая геоинформатика. Вып. 1. - М.: Дата+, 2013. - 118 с.
18. Лаппо Г.М. География городов / чебное пособие для географических факультетов вузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 480 с. — ISBN 5-691-00047-0
19. Лурье И.К., Косиков А.Г. Теория и практика цифровой обработки изображений. Учебное пособие. - М.: Научный мир, 2013. - 168 с.
20. Новенко, Д. В. Информационный источник сложной структуры «Использование школьной ГИС (Живая География)» : метод. пособие для учителя географии / Д. В. Новенко, Н. Н. Петрова,А. В. Симонов, Е. В. Смирнова.— М., 2008.
21. Пролеткин, И. В. ГИС и средняя школа. 2014.
22. Пузаченко Ю.Г., Г.М. Алещенко, Г.С. Молчанов. Анализ аэрофотоизображений для выделения типов территориальных структур. В сб. «Аэрокосмические методы и геоинформационные системы в лесоведении и лесном хозяйстве» Материалы второго Всероссийского совещания. М. 2010 . С. 156-159
23. Пузаченко Ю.Г., Хорошев А.В., Алещенко Г.М. Анализ организации ландшафта на основе космического снимка // Исследование Земли из космоса, 2013. № 3. С. 63-71
24. Симонов, А.В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития / А.В. Симонов // ИБ ГИС-Ассоциации, 2016. - № 3. - С. 54-55; № 4. - С. 54-55.
25. Султангулова З. С., Голдырев А. В. Дешиырирование снимков// Научное сообщество студентов XXI столетия.естественные науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(24).
26. Хасаншина Н. З. Теория и методика использования учебных геоинформационных систем в профильной подготовке школьников : дис. ...канд. пед. наук / Н. З. Хасаншина. — Тольятти, 2014.
27. Шайтурв С. В. Концепция создания и использование единой школьной геоинформационной гиперсистемы. Интернет. Общество. Личность — ИОЛ- 2010. Секция: F. Телекоммуникации и Интернет в среднем образовании /
28. Чандра А.М., Гош С.К. Дистанционное зондирование и географические информационные системы. М.: Техносфера, 2008. — 312 с.
29. Юшкова Н. Г. Архитектурно-градостроительный проект как информационно-технологический продукт. Предпроектные исследовательские технологии // Вест. Волгоград. Гос. архитектурно-строит. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - N 5. - С. 113-121.
30. P. Coppin, I. Digital change detection methods in ecosystem monitoring: a review Текст. / Coppin P., Jonckheere I., Nackaerts K., Muys B. // Int. J. Remote Sensing. 2014. - vol. 25. - № 9. - PP. 1565-1596.