Проведено экспериментальное исследование.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Барнаул.
Выборка: 10 младших школьников – учащихся 3-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения младших школьников смысловому чтению на уроках литературного чтения 5
1.1 Психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методы и приемы обучения младших школьников смысловому чтению на уроках литературного чтения 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей навыка смыслового чтения у младших школьников 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по обучению младших школьников смысловому чтению средствами «Дневника чтения» 28
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение 39
Проблема исследования: как обучать смысловому чтению младших школьников.
Объект исследования – обучение смысловому чтению.
Предмет исследования – процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.
Целью исследования является изучение особенностей обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования у младших школьников навыка чтения.
2. Определить методические аспекты обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выявить в экспериментальном исследовании уровень сформированности у младших школьников навыков смыслового чтения.
Гипотеза: мы предполагаем, что у младших школьников недостаточно сформированы навыки смыслового чтения, что выражается в неумении ориентироваться в художественном тексте.
Основными методами, используемыми в работе, являются: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей начальных классов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к изучению восприятию художественного текста младшими школьниками – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к обучению смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения – Г.А. Рейс, И.П. Сметанкиной и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для работы обучения смысловому чтению – Е.С. Салахутдинова, Т.П. Рудыка и др.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Барнаул.
Выборка. 10 младших школьников – учащихся 3-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявлены требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки смыслового чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у младших школьников в основном средний (50%) и низкий (50%) уровни овладения смысловым чтением. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания.
В качестве рекомендации по обучению младших школьников смысловому чтению предлагаются читательские дневники.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамовских, Н.В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников / Н.В. Абрамовских, И.В. Каменская // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 3691–3695.
2. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников / Т.А. Алтухова // Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 1. – С. 32 - 43.
3. Бушина, Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя / Е.И. Бушнина. – Ульяновск: Учитель, 2018. – 59 с.
4. Воюшина, М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография / М.П. Воюшина. – СПб.: Сударыня, 2017. – 320 с.
5. Гусарова, Л.А. Нескучное чтение. Формирование умения читать / Л.А. Гусарова // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 30-33.
6. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О.В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П.М. Горева, В.В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2017. – С. 112-115.
7. Климова, Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения / Е.П. Климова // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2018. – №7. – С. 117-119.
8. Колпащикова, Ю.С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? / Ю.С. Колпащикова, В.А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.
9. Коробова, С.Д. Творчество на уроках чтения / С.Д. Коробова // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 62-66.
10. Крылова, О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.
11. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий 6-е изд. – М.: Просвещение: 2016. – Ч.1 – 160 с.
12. Лукашина, О.Л. Уроки литературного чтения в свете требований ФГОС / О.Л. Лукашина // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 33-38.
13. Максимова, В.В. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности / В.В. Максимова // Начальная школа До и После. – 2016. – №5. – С. 96-99.
14. Маханова, Е.А. Читательский дневник школьника / Е.А. Маханова. – Ростов-на-Дону: Феникс», 2017. – 62 с.
15. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2018. – № 10. – С. 13-17.
16. Поздеева, С.И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой / С.И. Поздеева, Н.С. Хохом. – Томск: издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
17. Рейс, Г.А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников / Г.А. Рейс, Т.А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – № 11. – С. 32-38.
18. Рыбакова, О.Т. Внеклассная работа по литературному чтению / О.Т. Рыбакова // Педагогика. – 2017. – №5. – С. 59-65.
19. Рудыка, Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т. П. Рудыка // Начальная школа. – 2017. – № 11. – С. 47-53.
20. Салахутдинова, Е.С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
21. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2016. – №1. – С-11-18.
22. Сметанкина, И.П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
23. Суслова, Н.М. Воспитать читателя / Н.М. Суслова // Народное образование. – 2018. – № 1. – С. 69-70.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
25. Чиндилова, О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2017. – № 7. – С. 76-79.