Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Барнаул.
Выборка: 10 младших школьников – учащихся 3-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения младших школьников смысловому чтению на уроках литературного чтения 5
1.1 Психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методы и приемы обучения младших школьников смысловому чтению на уроках литературного чтения 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей навыка смыслового чтения у младших школьников 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по обучению младших школьников смысловому чтению средствами «Дневника чтения» 28
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение 39
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Барнаул.
Выборка: 10 младших школьников – учащихся 3-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения младших школьников смысловому чтению на уроках литературного чтения 5
1.1 Психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методы и приемы обучения младших школьников смысловому чтению на уроках литературного чтения 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей навыка смыслового чтения у младших школьников 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3 Рекомендации по обучению младших школьников смысловому чтению средствами «Дневника чтения» 28
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение 39
Проблема исследования: как обучать смысловому чтению младших школьников.
Объект исследования – обучение смысловому чтению.
Предмет исследования – процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.
Целью исследования является изучение особенностей обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования у младших школьников навыка чтения.
2. Определить методические аспекты обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выявить в экспериментальном исследовании уровень сформированности у младших школьников навыков смыслового чтения.
Гипотеза: мы предполагаем, что у младших школьников недостаточно сформированы навыки смыслового чтения, что выражается в неумении ориентироваться в художественном тексте.
Основными методами, используемыми в работе, являются: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей начальных классов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к изучению восприятию художественного текста младшими школьниками – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к обучению смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения – Г.А. Рейс, И.П. Сметанкиной и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для работы обучения смысловому чтению – Е.С. Салахутдинова, Т.П. Рудыка и др.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Барнаул.
Выборка. 10 младших школьников – учащихся 3-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Объект исследования – обучение смысловому чтению.
Предмет исследования – процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.
Целью исследования является изучение особенностей обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования у младших школьников навыка чтения.
2. Определить методические аспекты обучения смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выявить в экспериментальном исследовании уровень сформированности у младших школьников навыков смыслового чтения.
Гипотеза: мы предполагаем, что у младших школьников недостаточно сформированы навыки смыслового чтения, что выражается в неумении ориентироваться в художественном тексте.
Основными методами, используемыми в работе, являются: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей начальных классов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к изучению восприятию художественного текста младшими школьниками – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к обучению смысловому чтению младших школьников на уроках литературного чтения – Г.А. Рейс, И.П. Сметанкиной и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для работы обучения смысловому чтению – Е.С. Салахутдинова, Т.П. Рудыка и др.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Барнаул.
Выборка. 10 младших школьников – учащихся 3-го класса, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявлены требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки смыслового чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у младших школьников в основном средний (50%) и низкий (50%) уровни овладения смысловым чтением. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания.
В качестве рекомендации по обучению младших школьников смысловому чтению предлагаются читательские дневники.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявлены требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки смыслового чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у младших школьников в основном средний (50%) и низкий (50%) уровни овладения смысловым чтением. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания.
В качестве рекомендации по обучению младших школьников смысловому чтению предлагаются читательские дневники.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников умения формулировать основную мысль текста (Методика русского языка и литературного чтения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательской самостоятельности учащихся младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование навыков чтения младших школьников в работе с детской книгой во внеурочное время(Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Организация работы над “Дневником чтения“ как средство формирования читательской самостоятельности младших школьниковМетодика обучения русскому языку и литературному чтению (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



