Введение 3
1. Общая характеристика административного права как науки 5
1.1 История развития административной науки 5
1.2 Административное право как наука 11
2. Предмет, метод и проблемы административного права как науки 17
2.1 Предмет и метод науки административного права 17
2.2 Проблемы науки административного права 22
Заключение 27
Список используемых источников и литературы 30
Актуальность исследования обусловлена следующим. Административное право в настоящее время определено как самостоятельная отрасль права, представляющая повышенный интерес для исследователей по причине наличия ряда дискуссионных вопросов в отношении предмета и метода.
Изменение современных воззрений относительно объема и статуса прав человека и гражданина, допустимости воздействия на правоотношения со стороны государства, а также ряд иных вопросов становятся причиной дискуссий. Значимые изменения произошли вследствие признания допустимости применения на территории России Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вследствие чего обязательную силу стали иметь решения Европейского суда по правам человека, под действием которых изменилась не только правоприменительная практика, но и воззрения на административное право как на науку.
Спорным до настоящего времени остается вопрос об области правового регулирования, о предмете административного права. Как следствие возникает потребность в проведении исследований.
Приведенные выше доводы свидетельствуют о том, что тема, выбранная для исследования в рамках курсовой работы, актуальна.
Объектом исследования является административное право.
Предмет исследования – теоретические воззрения на административное право как на науку, положения законодательства, а также правовые позиции высших судов.
Цель исследования – анализ воззрений на административное право как на науку.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
исследовать историю развития административного права как науки;
проанализировать административное право как науку;
охарактеризовать предмет и метод административного права;
выявить проблемы административного права как науки.
Методологическая основа исследования. В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа, синтеза и иные методы научного познания.
Структура работы определена, исходя из поставленных задач. Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Современное административное право все чаще рассматривается как наука об управлении, в первую очередь – о государственном управлении, потому что как таковое управление осуществляется не только со стороны государства, но и со стороны органов местного самоуправления, а также в рамках частно-правовых отношений.
Представляется, что изменение воззрений обусловлено многими факторами, в числе которых можно выделить трансформацию национального законодательства под воздействием норм международного права, принимаемых в России и подлежащих применению. Акцент на управлении сделан также и в свете изменения политики государства, проведения реформы государственного управления, где на смену силовому властному управлению приходит паритетное начало, но с сохранением представлений о допустимости властного силового воздействия как способа обеспечения национальной и общественной безопасности.
Предметом административного права как науки выступает исследование общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления, в связи с осуществлением нормотворчества и в сфере правоприменения. В процессе данного исследования выявляются проблемы, в том числе связанные с толкованием и применением норм права. Именно выявление проблем практического плана позволяет развиваться и совершенствоваться науке. Метод науки административного права базируется на применении совокупности научных методов, позволяющих проводить исследования как с позиции ретроспективы, так и с позиции анализа современной ситуации.
Современная наука административного права формируется постепенно. Ее трансформации происходит медленнее, чем трансформация общественных отношений. В свете изменения правового регулирования функций государственных органов, которые определены как оказывающие услуги населению, а не только управляющие и осуществляющие властное воздействие, необходим пересмотр предмета науки административного права, выработка доктринальных положений о необходимости именно оказания государственных услуг, а не выполнения государственных функций.
Как проблему можно определить и отставание науки в части расширения круга субъектов административного права, за счет включения в их число не только государственных органов, но и подведомственных им организаций и учреждений, которым передаются не все функции, а только те, которые не предполагают властного воздействия. Иными словами, происходит разделение представления о государственном управлении, о выполнении государственных функций, недостаточно обоснованное с позиции теории.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2022. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).
Материалы судебной практики
3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сурская электросетевая компания» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 6, частями 1 и 5 статьи 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» : постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 № 577-О. – Документ опубликован не был. – Справ.-правовая система Консультант Плюс.
4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019) : утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2019. – № 10.
5. Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 № АКПИ19-972. – Документ опубликован не был. – Справ.-правовая система Консультант Плюс.
Научная и учебная литература
6. Административное право / Под общ. ред. А. М. Боброва. – Пермь, 2020. – 346 с.
7. Андреев, Д. С. Общая характеристика отдельных институтов административного права: предмет, метод, административно-деликтные отношения / Д. С. Андреев // Основные тенденции развития российского законодательства. Сборник материалов по итогам XIV Региональной научно-практической конференции. – Красноярск, 2020. – С. 14-19.
8. Беженцев, А. А. Елистратов Аркадий Иванович: концептуальная теория классика и современная наука административного права / А. А. Беженцев // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2020. – № 1. – С. 74-81.
9. Везетиу, Е. В. Контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов / Е. В. Везетиу, Е. В. Вовк // МедиаVектор. – 2022. – № 3. – С. 9-12.
10. Воронов, А. М. Наука административного права: состояние и перспективы развития / А. М. Воронов // Государство и право. – 2020. – № 6. – С. 165-170.
11. Гречишкина, Д. Д. Формирование и развитие административного права и науки административного права в России / Д. Д. Шречишкина // Интернаука. – 2021. – № 44-4 (220). – С. 70-73.
12. Деркач, В. Н. История зарождения административного права в России / В. Н. Деркач // Актуальные проблемы истории, политики и права. сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 33-36.
13. Климашевская, О. В. Проблемы действующей системы и структуры федеральных органов исполнительной власти / О. В. Климашевская // Власть. – 2022. – № 1. – С. 98-102.
14. Кобзарь-Фролова, М. Н. Государственное управление: генезис понятия и сути М. Н. Кобзарь-Фролова // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Международная научно-практическая конференция. Под общей редакцией А.И. Каплунова. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 15-21.
15. Кодификация российского частного права 2019 / В. В. Витрянский, С. Ю. Головина, Б. М. Гонгало и др. / Под ред. Д. А. Медведева. – Москва: Статут, 2019. – 492 с.
16. Поленина, С. В. Содержание, система и правовое закрепление принципов образования права / С. В. Поленина, Н. В. Сильченко // Юридическая техника. – 2020. – № 14. – С. 266-272.
17. Право для гуманитарных направлений / Под общ. ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. – Москва: Юстиция, 2017. – 436 с.
18. Сильченко, Н. В. О критериях отраслей права / Н. В. Сильченко // Право и демократия. Сборник научных трудов. Выпуск 13. – Минск, 2002. – С. 54-66.
19. Скобычкина, Н. Р. Возмещение вреда, причиненного федеральными государственными органами, а также их должностными лицами : дисс. … канд. юр. наук / Н. Р. Скобычкина. – Екатеринбург, 2007. – 246 с.
20. Теория государства и права: учебное пособие / А. В. Лосяков, Ф. З. Халиков, С. А. Правкин, Л. М. Зейналова. – Москва, 2017. – 361 с.
21. Тихомиров, Ю. А. Курс административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров. – Москва, 2015. – 387 с.
22. Чуряев, А. В. Проблемы общей части административного права в свете меняющегося российского законодательства / А. В. Чуряев // Актуальные проблемы административного права и административного процесса. Сборник научных статей. – Москва: РГУП, 2017. – С. 7-15.