ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о ликвидации юридических лиц 6
§ 1. Понятие ликвидации юридического лица 6
§ 2. Порядок и правовые последствия ликвидации юридического лица 13
§ 3. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица 18
Глава 2. Общие основания и порядок принудительной ликвидации юридического лица 24
§ 1. Наличие грубых нарушений при создании юридического лица как основание его принудительной ликвидации 24
§ 2. Осуществление юридическим лицом запрещенной законом деятельности как основание его принудительной ликвидации 28
§ 3. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) как основание его принудительной ликвидации 38
§ 4. Ликвидация юридического лица в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона 48
Глава 3. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации юридического лица 53
§ 1. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации коммерческих организаций 53
§ 2. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации некоммерческой организации (на примере общественных объединений) 58
Заключение 68
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы 70
Глава 1. Общие положения о ликвидации юридических лиц 6
§ 1. Понятие ликвидации юридического лица 6
§ 2. Порядок и правовые последствия ликвидации юридического лица 13
§ 3. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица 18
Глава 2. Общие основания и порядок принудительной ликвидации юридического лица 24
§ 1. Наличие грубых нарушений при создании юридического лица как основание его принудительной ликвидации 24
§ 2. Осуществление юридическим лицом запрещенной законом деятельности как основание его принудительной ликвидации 28
§ 3. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) как основание его принудительной ликвидации 38
§ 4. Ликвидация юридического лица в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона 48
Глава 3. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации юридического лица 53
§ 1. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации коммерческих организаций 53
§ 2. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации некоммерческой организации (на примере общественных объединений) 58
Заключение 68
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы 70
Гражданское законодательство России в части регулирования деятельности юридических лиц, включая вопросы их ликвидации, до сих пор находится в стадии формирования. Постоянно вносимые изменения в законодательство о юридических лицах, введение новых институтов, упразднение старых, а также иная деятельность законодателя не дает юридическим лицам возможности спокойного существования. И если, по мнению некоторых, многие нововведения призваны помочь предпринимательству, то другие считают, что данная сфера перегружена, то есть нужна систематизация, приведение к единообразию. Отчасти это справедливо, ведь по своей сути институт принудительной ликвидации юридических лиц нельзя признать исключительно гражданским, поскольку отдельные нормы о принудительной ликвидации содержатся в нормативных правовых актах административного, финансового и других отраслей права. Огромный массив нормативных правовых актов, хотя и охватывает множество сфер, но не всегда способствует единообразию и эффективности такого немаловажного института, как принудительная ликвидация юридического лица.
Рассматриваемая тема актуальна не только благодаря социально-экономической важности явления прекращения деятельности юридических лиц путем их ликвидации, но и тем, что прекращение деятельности юридических лиц является достаточно сложным процессом, который нуждается не только в детальной правовой регламентации, но и в тщательном изучении.
В процессе изучения действующего законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения арбитражными судами нельзя не заметить, что решение основополагающих вопросов о ликвидации коммерческих организаций обладает несомненной актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной его недостатков.
Между тем, в настоящее время наблюдается рост числа юридических лиц, прекративших свое существование в порядке принудительной ликвидации. Анализ статистики за последние пять лет показывает, что с 2011 года по настоящее время количество прекративших свое существование юридических лиц увечилось более чем в два раза, при этом рост количества всех существующих юридических лиц незначителен. Причиной этому могут служить экономическая обстановка в стране, уровень свободы бизнеса, а также законодательное регулирование. Примером последнего являются некоторое увеличение числа действующих юридических лиц, произошедшее в июне и декабре 2014 года, связанные с внесением изменений в гражданское законодательство.
По сведениям Федеральной налоговой службы, на 1 июня 2016 года в Российской Федерации в Единый реестр юридических лиц внесено 4 781 592 записей. А количество юридических лиц, прекративших свою деятельность, составляет 4 697 735, при этом число юридических лиц, для которых основанием прекращения деятельности стала их ликвидация, равно 814 112. 3 233 068 юридических лиц прекратили свою деятельность в результате исключения из ЕГРЮЛ. Только в 2016 году, с 1 января по 1 июня, свое существование прекратили 238 066 юридических лиц, из которых 27 146 - ликвидированы. В то время как за указанный период зарегистрировано всего 198 564 юридических лица. Помимо достаточно высокой предпринимательской активности это свидетельствует о росте числа случаев ликвидации юридических лиц.
Основной цель данной квалификационной работы стала выработка целостного представления об институте принудительной ликвидации юридических лиц в российском праве и законодательстве.
Для достижения указанных целей в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить действующее российское законодательство о юридических лицах, об их прекращении в порядке ликвидации, с учетом опыта прошлых лет, в том числе методом историко-сравнительного и системного анализа;
2) проанализировать понятие ликвидации юридического лица, а также исследовать порядок и правовые последствия ликвидации юридического лица;
3) рассмотреть вопрос о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица;
4) исследовать общие основания и порядок принудительной ликвидации юридического лица, в том числе в связи с наличием грубых нарушений при создании юридического лица, в связи с осуществлением юридическим лицом запрещенной законом деятельности или деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона в ходе осуществления деятельности юридического лица;
5) проанализировать специальные основания и порядок принудительной ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций и др.
Объектом исследования в рамках данной работы стали правоотношения, которые складываются в связи с принудительной ликвидацией юридического лица, а также в процессе его ликвидации.
Предмет исследования составили нормы законодательства Российской Федерации, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица, материалы судебной практики, а также труды российских исследователей по данной тематике.
Структура квалификационной работы предопределена соответствующими целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Рассматриваемая тема актуальна не только благодаря социально-экономической важности явления прекращения деятельности юридических лиц путем их ликвидации, но и тем, что прекращение деятельности юридических лиц является достаточно сложным процессом, который нуждается не только в детальной правовой регламентации, но и в тщательном изучении.
В процессе изучения действующего законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения арбитражными судами нельзя не заметить, что решение основополагающих вопросов о ликвидации коммерческих организаций обладает несомненной актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной его недостатков.
Между тем, в настоящее время наблюдается рост числа юридических лиц, прекративших свое существование в порядке принудительной ликвидации. Анализ статистики за последние пять лет показывает, что с 2011 года по настоящее время количество прекративших свое существование юридических лиц увечилось более чем в два раза, при этом рост количества всех существующих юридических лиц незначителен. Причиной этому могут служить экономическая обстановка в стране, уровень свободы бизнеса, а также законодательное регулирование. Примером последнего являются некоторое увеличение числа действующих юридических лиц, произошедшее в июне и декабре 2014 года, связанные с внесением изменений в гражданское законодательство.
По сведениям Федеральной налоговой службы, на 1 июня 2016 года в Российской Федерации в Единый реестр юридических лиц внесено 4 781 592 записей. А количество юридических лиц, прекративших свою деятельность, составляет 4 697 735, при этом число юридических лиц, для которых основанием прекращения деятельности стала их ликвидация, равно 814 112. 3 233 068 юридических лиц прекратили свою деятельность в результате исключения из ЕГРЮЛ. Только в 2016 году, с 1 января по 1 июня, свое существование прекратили 238 066 юридических лиц, из которых 27 146 - ликвидированы. В то время как за указанный период зарегистрировано всего 198 564 юридических лица. Помимо достаточно высокой предпринимательской активности это свидетельствует о росте числа случаев ликвидации юридических лиц.
Основной цель данной квалификационной работы стала выработка целостного представления об институте принудительной ликвидации юридических лиц в российском праве и законодательстве.
Для достижения указанных целей в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить действующее российское законодательство о юридических лицах, об их прекращении в порядке ликвидации, с учетом опыта прошлых лет, в том числе методом историко-сравнительного и системного анализа;
2) проанализировать понятие ликвидации юридического лица, а также исследовать порядок и правовые последствия ликвидации юридического лица;
3) рассмотреть вопрос о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица;
4) исследовать общие основания и порядок принудительной ликвидации юридического лица, в том числе в связи с наличием грубых нарушений при создании юридического лица, в связи с осуществлением юридическим лицом запрещенной законом деятельности или деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона в ходе осуществления деятельности юридического лица;
5) проанализировать специальные основания и порядок принудительной ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций и др.
Объектом исследования в рамках данной работы стали правоотношения, которые складываются в связи с принудительной ликвидацией юридического лица, а также в процессе его ликвидации.
Предмет исследования составили нормы законодательства Российской Федерации, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с ликвидацией юридического лица, материалы судебной практики, а также труды российских исследователей по данной тематике.
Структура квалификационной работы предопределена соответствующими целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Принудительная ликвидация юридических лиц представляет собой публично-правовую санкцию за нарушение данными лицами соответствующих положений закона. Термин «принудительная ликвидация» означает, что в ликвидации юридического лица нет воли самой организации, а лишь иск к этому лицу. Следует отметить, что в законодательстве нигде не закреплен сам термин «принудительная ликвидация» (исключение - ст. 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности), что говорит о его не-определенности.
В настоящей работе исследована проблема принудительной ликвидации юридических лиц. В зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц различен и процесс осуществления их ликвидации. Поэтому в ходе работы над темой учтены особенности ликвидации отдельных форм коммерческих и некоммерческих организаций. В связи с определенной спецификой некоторых коммерческих организаций, например, банков и других кредитных организаций, их ликвидация осуществляется несколько иначе, чем других юридических лиц.
В ходе работы над темой изучены как общие основания ликвидации юридического лица, предусмотренные непосредственно ГК РФ, так и специальные, установленные специальными федеральными законами. Кроме того, проанализирована судебная практика по соответствующей тематике. В результате изучения законодательства и материалов судебной практики можно резюмировать, что законодательство до сих пор находится в стадии формирования (ярким примером является Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Касательно судебной практики можно отметить достаточно яркую роль суда в ликвидации юридических лиц (имеется в виду роль суда в оценке совершенных правонарушений, что подробно написано в § 4 главы 2 квалификационной работы).
ГК РФ называет такие основания для принудительной ликвидации, как: признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной за-коном, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематическое осуществление общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, которые подробно рассмотрены в данной работе.
Исследована в работе и так называемая «административная процедура ликвидации юридического лица» (исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в случае прекращения ее деятельности), которая существовала ранее в Советском Союзе, и которую выделяют некоторые исследователи в нынешнее время. Законодательство и судебная практика данные процедуры расценивает неодинаково, что, на наш взгляд, не совсем правильно, поскольку получаемый результат один - прекращение деятельности юридического лица. Возможно, имеет смысл объединить их в одну процедуру, с учетом некоторых особенностей.
Говоря о значении института принудительной ликвидации нельзя за-бывать, что помимо непосредственной ликвидации юридического лица, необходимо также позаботиться и о тех, чьи интересы могут быть затронуты в ходе ликвидации. Речь идет о кредиторах ликвидируемого юридического лица. Законодательство достаточно четко регулирует меры, предпринимаемые для защиты их прав и законных интересов, что говорит о стремлении в первую очередь защитить их.
В настоящей работе исследована проблема принудительной ликвидации юридических лиц. В зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц различен и процесс осуществления их ликвидации. Поэтому в ходе работы над темой учтены особенности ликвидации отдельных форм коммерческих и некоммерческих организаций. В связи с определенной спецификой некоторых коммерческих организаций, например, банков и других кредитных организаций, их ликвидация осуществляется несколько иначе, чем других юридических лиц.
В ходе работы над темой изучены как общие основания ликвидации юридического лица, предусмотренные непосредственно ГК РФ, так и специальные, установленные специальными федеральными законами. Кроме того, проанализирована судебная практика по соответствующей тематике. В результате изучения законодательства и материалов судебной практики можно резюмировать, что законодательство до сих пор находится в стадии формирования (ярким примером является Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Касательно судебной практики можно отметить достаточно яркую роль суда в ликвидации юридических лиц (имеется в виду роль суда в оценке совершенных правонарушений, что подробно написано в § 4 главы 2 квалификационной работы).
ГК РФ называет такие основания для принудительной ликвидации, как: признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной за-коном, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематическое осуществление общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, которые подробно рассмотрены в данной работе.
Исследована в работе и так называемая «административная процедура ликвидации юридического лица» (исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в случае прекращения ее деятельности), которая существовала ранее в Советском Союзе, и которую выделяют некоторые исследователи в нынешнее время. Законодательство и судебная практика данные процедуры расценивает неодинаково, что, на наш взгляд, не совсем правильно, поскольку получаемый результат один - прекращение деятельности юридического лица. Возможно, имеет смысл объединить их в одну процедуру, с учетом некоторых особенностей.
Говоря о значении института принудительной ликвидации нельзя за-бывать, что помимо непосредственной ликвидации юридического лица, необходимо также позаботиться и о тех, чьи интересы могут быть затронуты в ходе ликвидации. Речь идет о кредиторах ликвидируемого юридического лица. Законодательство достаточно четко регулирует меры, предпринимаемые для защиты их прав и законных интересов, что говорит о стремлении в первую очередь защитить их.
Подобные работы
- Ликвидация юридических лиц по законодательству Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Актуальные проблемы ликвидации юридических лиц в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Ликвидация юридического лица
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Ликвидация юридического лица
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Прекращение юридических лиц
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Государственная регистрация юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица как основание прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021



