Введение 3
Глава 1. Общая правовая характеристика рекламной деятельности
1.1 Историческое развитие рекламной деятельности в РФ 6
1.2 Правовая природа и классификация рекламы 11
Глава 2. Система источников правового регулирования рекламной деятельности
2.1 Роль Федерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью 18
2.2 Другие законодательные акты регулирования рекламной деятельностью 24
Глава 3. Основные требования предъявляемые к рекламе
3.1 Общие требования к рекламе 30
3.2 Специальные требования к рекламе 36
3.3 Недобросовестная и ненадлежащая реклама, и ее формы 50
Глава 4. Договорные отношения в сфере рекламной деятельности
4.1 Виды договоров, заключаемые в сфере рекламной деятельности....58
4.2 Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее
исполнение договоров в сфере рекламной деятельности 62
Заключение 77
Список используемых источников 80
Развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без рекламы, как важнейшего способа продвижения товаров, работ и услуг. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни.
Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и стал широко использовать рекламу. Это связано с тем, что в системе маркетинговых коммуникаций реклама является наиболее доступным методом стимулирования продаж. Как любое явление рыночной экономики, рекламное дело требует высокого профессионализма, который наряду с глубокими знаниями основ профессии требует от тех, кто ею занимается, такта, художественного вкуса и, конечно же, чувства ответственности.
Реклама является обязательным элементом рыночной экономики, она формирует у потенциальных получателей и потребителей результатов предпринимательской деятельности (потребителей рекламы) представление о конкретных юридических и физических лицах - субъектах этой деятельности, о наличии на рынке доступных товаров, инициирует спрос на них. Государство, предоставляя хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, не может отстраниться от правового регулирования рекламного рынка, поскольку это может сказаться серьезными негативными последствиями для рыночных отношений, и для общества в целом. Без нормального правового регулирования рекламы и рекламной деятельности, без четкого разграничения прав и обязанностей лиц, её осуществляющих, невозможно и её нормальное функционирование.
Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы. Необходимо отметить, что в данной дипломной работе реклама рассматривается именно сточки зрения комплексного правового явления, позволяющего определить её задачи и значение в правовом регулировании предпринимательской и других видов деятельности. Конечно, правовое регулирование рекламы - тема очень объемная, требующая детального исследования многих теоретических и практических вопросов. Поэтому в данной работе рассмотреть всё не представляется возможным, и автор остановился на наиболее значимых вопросах.
Целью данной квалификационной работы является формирование целостного представления о правовом регулировании рекламной деятельности, выделение проблемных вопросов, разработка предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области отношений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историческое развитие рекламной деятельности в РФ;
- рассмотреть правовую природу и классификацию рекламы;
- проанализировать основу законодательной базы(роль Федерального Закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельности, а так же показать другие законодательные акты регулирования рекламной деятельности);
- исследовать основные требования, которые предъявляются к рекламе (общие и специальные), а так же формы недобросовестной и недостоверной рекламы;- изучить договорные отношения в сфере рекламной деятельности, в частности: рассмотреть виды договоров, возможность их заключения, изменения и расторжения; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров в сфере рекламной деятельности.
Объектом квалификационной работы является правовое регулирование отношений в области рекламы.
Предметом данной работы можно назвать совокупность из норм права, применяемых в сфере рекламной деятельности, и юридической практики в данной сфере.
Методологической основой квалификационной работы послужили общенаучные методы исследования: логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод системного анализа, классифицирование.
Работа состоит из введения, четырех глав, каждая из которых включает в себя
два-три параграфа, а также заключения и списка использованной литературы. При написании дипломной работы была изучена как теоретическая, так и другая специальная литература. Помогли в написании дипломной работы и материалы, содержащиеся в периодических изданиях, поскольку они отражают положение дел в данной области, показывают их динамику. Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как Ершова И.В., Зенин И. А., Трушина Л. Е., Витрук Н. В., Эриашвили Н. Д., Панкратов Ф. Г. и многих других.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать некоторые выводы, к которым автор пришел в процессе написания дипломной работы.
Самым глубинным правовым источником формирования нормативно- правовой основы рекламной деятельности является конституция РФ. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, закрепленное в статье 29 Конституции РФ относится к основным правам и свободам человека и гражданина. Реализация этого права стала возможна после принятия Федерального Закона «О рекламе».
Основными целями Закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение недостоверной рекламы.
Закон «О рекламе» впервые дает определение понятия «реклама», хотя это определение и не совсем четкое. Федеральный закон определяет рекламу только лишь как информацию, не выделяя при этом каковы ее существенные особенности, какие моменты отличают рекламу от информации вообще. Первым отличительным признаком рекламы является то, что она изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распространена общедоступными способами. Второй отличительной особенностью является то, что рекламная информация не направлена конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Можно так же выделить и третий отличительный признак - содержание рекламной информации составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах услугах.
Далее можно отметить, что Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынке товаров, работ и услуг, а так же обосновывает границы его распространения.
Необходимость использования различных средств рекламы порождает специфические требования, принципы, правила их создания и распространения.
Принятый закон определяет особенности отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность участников рекламных отношений - рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
В наше время реклама превратилась в сложную систему, увеличилось число используемых рекламой средств воздействия на человека: радио, телевидение, компьютерные сети и т.д. Но население по-прежнему делится на продавцов и покупателей. И в рекламе, прежде всего, заинтересован продавец. Другая сторона, хочет она того или нет, вынуждена ежедневно потреблять рекламную продукцию в неограниченном количестве. В связи с возросшим влиянием рекламы на современного человека, изготовители, а так же распространители рекламы должны осознавать степень социальной ответственности перед потребителем.
В новом законе в статьях, посвященных рекламе в теле- и радиопередачах, периодических печатных изданиях указывается на обязательное предварительное уведомление о распространении рекламы.
Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций. Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.
Однако анализ положений нового Закона «О рекламе» позволяет констатировать, что его принятие не решило все проблемы, но и породило новые про-белы и противоречия в законодательстве. Среди недостатков действующего рекламного законодательства можно назвать следующие. Закон «О рекламе» регулирует отношения, которые даже не относятся к продвижению товаров на рынке вообще (социальная реклама); и в то же время не регулирует отношения, связанные с продвижением товаров, работ и услуг осуществляемым посредством информирования физическими и юридическими лицами, не связанными с предпринимательской деятельностью; исключены такие важные понятия как «неэтичная реклама», «заведомо ложная реклама».
С одной стороны, устранены противоречия, существовавшие между положениями действующего Закона о рекламе и других законов. Однако. законодательство о рекламе все еще состоит из Закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним еще трех десятков иных Федеральных законов, а так же Указов Президента РФ. Принятие и вступление в силу ФЗ «О рекламе» не сняло проблемы своего рода кодификации законодательства о рекламе, когда бы все правовые нормы, регулирующие рекламную деятельность, были сосредоточены в одном правовом акте. Если в ходе обновления законодательства о рекламе возникнет необходимость установить новые правила, это было бы целесообразно делать путем внесения изменений и дополнений именно в закон о рекламе. А если продолжать бессистемную законотворческую практику, когда нормы о рекламе «разбрасывались» по различным правовым актам, опять будут возникать те же проблемы - дублирование норм в различных законах, противоречия между ними, пробелы в нормативно-правовой основе, возникновение объективных трудностей в привлечении виновных лиц к юридической ответственности, отсутствии единообразия в правоприменительной практике.
Делая общий вывод по проделанной работе, необходимо отметить, что правовое регулирование рекламной деятельности все еще нуждается в более детальной правовой регламентации и урегулировании многих проблемных вопросов, в том числе проблемы кодификации рекламного законодательства.
Будем надеяться, что Федеральный Закон «О рекламе» будет и в дальнейшем совершенствоваться, чтобы оградить потребителей от негативного воз-действия рекламы.
1. Конституция Российской федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (в ред. от 21. 07. 2014г.) // «Российская газета», 25.12.1993г. № 237
2. Кодекс об административных правонарушениях от 01.07.2002г. № 195-ФЗ, принят Государственной думой 20.12.2001 (в ред. от 13.05.2016г.) // «Российская газета» от 31.12.2001. № 256.
3. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, принят Государственной Думой 21.10.1994г. (в ред. от 23.05.2016).
4. Федеральный Закон « О рекламе» от 13/03/2006 № 38-ФЗ, принят 22.02.2006 г. (в ред. 01.10.2015.) // «Российская газета» 01.07.2006 № 230.
5. Федеральный Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 принят Государственной Думой 08.07.2006г. (в ред. 10.01.2016) // Собрание Законодательства от 2006г., № 31, ст. 3283.
6. Федеральный Закон « О техническом регулировании от 27.12.2002 № 184
(в ред. от 28.11.2015) //«Российская газета» от 05.01.2003г. № 245.
7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128, принят Государственной Думой 13.07.2001г «. //Собрание Законодательства РФ , 2001.- № 33, ст. 3430.(утратил силу с 03.11.2011г.)
8. Федеральный Закон « О лекарственных средствах» от 22.06.1998г. № 86.
// «Российская газета» от 1998г. № 118 (утратил силу с 01.09.2010г.)
9. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993г. № 5151-1 // «Российская газета» от 25.06.1993 № 120 (утратил силу с 01.07.2003г.)
10. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. 2300-1 (ред. от 13.07.2015г.) // «Российская газета» от 07.04.1992г.
11. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988г. № 8998-XI (в ред. 15.04.1998г.) //Ведомости Верховного Совета, 1988г.- № 22, ст. 355.
12. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991г № 948-1 (в ред. от.
26.07.2006г.)// «Российская газета» от 1991г. № 89.
13. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г. № 2124-1 (в ред. от 05.04.2016г.)// «Российская газета», от 08.02.1992.- № 32
14. Указ Президента РФ « О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10.06.1994 № 1183 // «Российская газета» от 16.06.1994№ 112.
15. Указ Президента РФ « О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17.02.1995г. № 161( с изм. от 23.04.2007г.) //«Российская газета» от 22.02.1995 № 39.
16. Декрет СНК РСФСР от 08.11.1917г «О государственной монополии на печатные объявления»// «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» от 08.11.1917г. № 6.
Материалы судебной практики:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997г № 4 -п «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального Закона от 18.07.1995г. «О рекламе»// «Российская Газета» от 18.03.1997г.
2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012г.№ 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
3. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2010 № Ф09-8346/10-С1 по делу № А60-7111/2010-С9.
4. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.03.2011 № Ф09-1146/11-С1 по делу А76-11728/2011-45-257.
5. Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 « О применении судами некоторых положений об ответственности за нарушение обязательств»//Российская газета .- 2016.-№ 70.
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.09.2013 № 5103/13 по делу № А21- 4959/2013 //Вестник ВАС РФ.-2013.-№ 12.
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.08.2013 № 1143/13 по делу А40-12045/11-35-1106// Вестник ВАС РФ.-2014.-№ 1.
Монографическая и учебная литература:
1. Ершова, И. В. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / И. В. Ершова. -М.: Проспект, 2015.- 624 стр.
2. Зенин, И. А. Предпринимательское право: Учебник.- 8-ое изд., перераб. и доп. / И. А. Зенин.- М.: Юрайт, 2011.-745с.
3. Трушина, Л. Е. История отечественной и зарубежной рекламы: Учебник/ Л.Е. Трушина.- М.: Дашков и Ко, 2014.- 246с.
4. Эриашвили Н. Д. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие / Н. Д. Эриашвили.- ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012.- 240с.
5. Витрук, Н. В. Общая теория юридической ответственности, 2-ое изд., испр. и доп. / Н. В. Витрук.- М.: Норма.- 2009.-259с.
6. Панкратов, Ф. Г. Основы рекламы / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин.- М.: Дашков и К.- 2015.- 539с.
7. Мудров, А. Н. Основы рекламы: Учебник/А. Н. Мудров.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Магистр, 2012.-416с.
8. Дугенец, А. С. Административное право: Учебник/А.С. Дугенец.- М.: Юрайт, 2013.- 288с.
9. Бахрах, Д.Н.Административное право России/Д.Н. Бахрах.- М.: Эксмо,2011.- 700с.
10. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России/В.С. Белых.- М.: Проспект, 2015.- 432с.
11. Мамонова Е.А. Правовое регулирование рекламы/Е.А. Мамонова.-М.: Даш-ков и Ко, 2012.- 220с.
12. Конин Н.М. Административное право России: Учебник для бакалавров/Н.М. Конин.- М.: Юрайт, 2014.-574с.
13. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения по административному законодательству: Учебное пособие/В.Е. Севрюгин.- М.: 2012.- 237с.
14. Алексеева Д.Г. Российское предпринимательское право/Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев.- М.: Проспект, 2011.-1072с.
15. Смоленский, М.Б. Административное право для бакалавров/М.Б. Смоленский, М.В. Алексеева. - М.: Феникс, 2015.-288с.
16. Свердлык Г.А. Проблемы рекламных правоотношений/Г.А. Свердлык. - М.:ИНФРА-М, 2011.- 295с.
Статьи:
1. Хорошилов, А. А. Признаки и критерии ненадлежащей рекламы: примеры из практики / А. А. Хорошилов // Арбитражная практика.- 2011.- № 7.-
с.- 80 - 87
2. Алексеева, С. С. Юридическая ответственность как средство регулирования правоотношений в сфере рекламы / С. С. Алексеева // Реклама и право.-2011.- № 1. - с. 10 - 14
3. Валиахметова, М. Р. Государственное регулирование как способ пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы / М. Р. Валиахметова// Право и экономика.- 2010.- № 9. - с. -71 - 75
4. Куликова, С. А. Практика применения ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе» / С. А. Куликова // Реклама и право.- 2010.- № 1.- с. 11 - 14
5. Болотнов И. Недобросовестная конкуренция и ненадлежащая реклама/И.Болотнов// Корпоративный юрист.-2011.- №5. - с.10.
6. Минбалеев А.В. Особенности правового регулирования рекламы на отдельных этапах исторического развития России/ А.В. Минбалеев// Реклама и право.- 2012.- №1.- с.24-26.
7. Степанов А.Г. Законодательство о рекламе / А.Г. Степанов//Право и экономика.- 2011.- № 2.- с.5-7.
8. Серебрякова А.А. Ненадлежащая реклама и ее виды/А.А. Серебрякова//Реклама и право.- 2012.- № 4.- с.8-10.
9. Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы/ И.В. Некрасова//Адвокат.- 2010.-№ 7.- с.18-32