Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ Детский сад.
Выборка: 20 детей старшей группы.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 9
1.1. Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 16
1.3. Педагогические условия активизации познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование активизации познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 28
2.1. Организация и методы исследования уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня (указать методики) 28
2.2. Диагностика уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня (констатирующий этап исследования) 31
2.3. Анализ результатов исследования 37
Выводы по главе 2 40
Глава 3. Психолого-педагогическая работа по активизации познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня 42
3.1 Педагогическая работа по развитию познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня (формирующий этап исследования) 42
3.2 Проверка эффективности программы по развитию познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня (контрольный этап исследования) 53
Выводы по главе 3 61
Заключение 63
Список литературы 67
Цель - теоретическое изучение и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий активизации познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
1. Раскрыть понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
3. Рассмотреть педагогические условия активизации познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня;
4. Подобрать методы исследования;
5. Выявить уровень развития познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня (констатирующий этап исследования);
6. Разработать и реализовать педагогическая работа по развитию познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня (формирующий этап исследования)
7. Провести проверку эффективности программы по развитию познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня (контрольный этап исследования)
На основании констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что большинство детей КГ и ЭГ имеют принципиально низкий уровень развития познавательной активности. Игры этих детей однообразны и примитивны по содержанию.
Они не проявляют инициативы в совместной игре со взрослым. Дети понимают речь, но испытывают трудности с формированием предложений, использованием жестов и заменой слов.
Не общаются по собственной инициативе. Не умеют использовать вежливые формы обращения.
Они распознают объекты и образы в ближайшем окружении, быстро отвлекаются и переходят к другим задачам, более интересным для них в данный момент.
Могут идентифицировать одинаковый объект, сравнивать, выделять определенные отношения, только под руководством взрослого. Знают основные изобразительные материалы и их свойства, но недостаточно владеют навыками их использования, техническими навыками и умениями, формируют движения.
У детей низкий уровень наглядно-действенного мышления, креативности и познавательной активности.
Учитывая результаты, полученные в ходе констатирующего этапа исследования, мы разработали программу «Цветение природы», направленную на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Программа состоит из 4 занятий, которые проводятся один раз в неделю. В программе планируется повышение уровня компетентности воспитателей относительно особенностей и методологических основ развития познавательной активности старших дошкольников с 3 уровнем ОНР; применение различных методов экспериментальной деятельности.
На основании контрольного этапа исследования можно сделать вывод, что большинство детей в ЭГ имеют преимущественно высокий уровень развития познавательной активности. В играх дети обдумывают различные сюжеты. В игре со взрослым быстро входят в игровую ситуацию, проявляют инициативу в игре, с интересом участвуют в диалоге. Охотно общается с детьми и вносит предложения по играм. В устном общении используют простые и сложные предложения. Легко пересказывают сказки и знакомые истории с помощью взрослого. Проявляют инициативу и активность в общении.
Могут сосредоточиться на предмете, изображении или задании в течение длительного периода времени. Не отвлекаются во время выполнения заданий и демонстрируют самостоятельность. Устанавливают связи между назначением предмета, его структурой и материалом, из которого он сделан. Они могут найти объект по перечисленным свойствам, сравнивать и обобщать. Они проявляют интерес к конструированию. В своих рисунках они передают определенное сходство с реальным объектом, обогащая изображение выразительными деталями, цветом, компоновкой. Они проявляют самостоятельность и творчество. У детей высокий уровень наглядно-действенного мышления, творческой и познавательной активности.
В КГ уровень развития большинства детей остается низким. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленной нами и внедренной в образовательный процесс программы по развитию познавательной активности старших дошкольников с особым уровнем3 потребностей.
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2–х т. Т.1. / Б. Г. Ананьев. – Москва.: 2010. – 232 с.
2. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста // Педагогические науки. – 2013 – №8.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 с
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 352с.
5. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4 - 7 лет. – М.: 2012. – 80 с.
6. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с.
7. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: пособие для студентов педагогических университетов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2014. – 162 с.
8. Воронкова Н. В., Силина Т. И. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №10. — С. 6-8.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2. — М.: 2020. — 425 с.
12. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: - метод. пособие / Пронин Д.В. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 223 с.
13. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: методическое пособие / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – Москва : Сфера 2017. – 192 с.
14. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду– Москва : Экзамен, 2014. – 234 с.
15. Кит Г.Г. Поисково-исследовательская направленность профессиональной деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов VІІІ Международного научно-практического семинара (Барановичи, 23-24 марта 2017 года). – Барановичи: БарГУ, 2017. – С. 249–251
16. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / научный редактор А.Г. Гогоберидзе. Российский государственных педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 285—290
17. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования - № 2- 2017. С. 25—37.
18. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013. - 316 с.
19. Копылова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе. – 2016
20. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. — 2008. — № 3. — С.16–20.
21. Морозова И.С. Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников//Теория и практика общественного развития - №2 – 2012
22. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с
23. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Москва : АРКТИ, 2003. – 64 с.
24. Савенков, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников: учебно-методическое пособие / А. И. Савенков. - Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 92 с
25. Самкова И.А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования - №1- 2019. С. 42–56.
26. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 с
27. Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А.Сухомлинский; Вступ. очерки С.Соловейчика.-5-е изд.-Москва: Политиздат, 1985.-270с.
28. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 128 с.
29. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: 2020. — 258 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 34
31. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. М.: 2020. — 457 с
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: 2010. – 304 с