Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследований профильных студенческих организаций 10
Раздел II. Развитие современного конфликтологического кластера и рассмотрение в нем места профильных студенческих организаций, в частности Студенческой службы конфликтологической помощи 24
Раздел III. Влияние Студенческой службы конфликтологической помощи на процесс развития конфликтологических навыков среди студентов конфликтологов 40
Раздел IV. Степень востребованности Студенческой службы конфликтологической помощи в КФУ 57
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 76
Современная система образования имеет иную специфику нежели в советское время. Можно отметить, что сейчас действует большое количество студенческих организаций различной направленности. В сентябре 2003 года министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов от лица представляемого государства поставил свою подпись под Болонской декларацией. С этого момента началось активное внедрение данной системы в российское образование. Болонский процесс включает множество аспектов таких как единая система зачётных единиц, увеличение мобильности студентов и преподавателей, возможность сопоставления национальных систем высшего образования, изменение ступеней образования (теперь бакалавриат, магистратура, аспирантура). В рамках разработки данной тематики важно выделить следующую отличительную черту настоящей системы - это развитие системы самостоятельной работы студентов на старших курсах бакалавриата и магистров как отдельного компонента образовательного процесса. Из этого следует, что ответственность в становлении профессиональных компетенций студента в большей степени, нежели при действии национальной системы образования, возлагается на самих обучающихся. И создание Студенческой Службы конфликтологической помощи (далее ССКП или Служба) является одним из следствий развития Болонской системы.
Если обратиться к Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 гг , то мы также найдём множество обоснований для развития студенческой инициативы и её актуальности. Первым в списке приоритетов государственной программы стоит повышение качества образования, критерием которого является соответствие образовательных результатов вызовам современного общества и требованиям рынка труда. Современный подбор персонала имеет множество критериев, некоторые носят общий характер, некоторые - специфический (для отдельных профессий). Немаловажными являются такие качества, как умение работать в команде, обучаемость, инициативность, что в свою очередь успешно развивается в процессе участия в деятельности молодёжных организаций. ССКП также можно обозначить такой организацией, где так же идёт и узкая профессиональная направленность.
Ещё один приоритет государственной программы - «модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг» . ССКП также реализует и данный приоритет. Поэтому важным в современном отечественном образовании становится обеспечение выпускников не только профессиональными компетенциями, но и базовыми социальными и культурными установками.
Всё чаще поднимается вопрос развития и конфликтологической компетенции среди студентов различных специальностей. ССКП направлен на развитие разноаспектных знаний, умений и навыков, как конфликтологической (профессиональной) направленности, так и коммуникативных, и организаторских, что опять же подчёркивает актуальность как создания подобной Службы, так и исследований, посвящённых ей.
Основой для создания такой формы работы со студентами как ССКП (медиационная клиника) стал пример деятельности юридических клиник. Впервые понятие «юридическая клиника» употребил в 1855 г. Д. И. Мейер, обратив внимание на пример медицинских факультетов, где будущие врачи проходили обязательную практику. В последствии он создал юридическую клинику в Казанском университете.
Право (юриспруденция) является одной из системообразующих наук в конфликтологии, как междисциплинарной науки. В вопросе разрешения конфликтов она считается одной из самых близких. Поэтому думается, что опыт коллег во многом полезен и в развитии образовательного процесса конфликтологов. ССКП при КФУ призвана решать те же вопросы, которые стояли и перед правоведами: это получение навыков работы с конфликтом через практику.
Деятельность в клинике является первым шагом к получению профессиональных навыков юриста. Можно отметить и те принципы, которые относятся к юридическим клиникам и которые также актуальны и для ССКП: погружение студента в проблему, учеба через действие, учеба через диалог.
Данные принципы важны в образовательном процессе для профессий, сферой деятельности которых является непосредственное взаимодействие с людьми. Преодоление ошибок на данном этапе поможет в будущем справляться с затруднительными ситуациями в профессиональной деятельности. Развитие практических навыков студентов послужило также причиной для создания психологических служб в вузах.
Таким образом, современная система образования даёт возможность для развития студенческих объединений, способствующих их профессиональному росту и делает данную тему актуальной.
Степень разработанности темы. Исследований на выбранную тематику достаточно мало так как действующие Службы лишь недавно начали своё существование. Первая подобная организация была открыта в Санкт- Петербурге.
9 ноября 2015 года открылась Студенческая служба примирения в Севастопольском государственном университете, о принципах её работыизвестно мало. Также в 2014 году планировалось открытие службы конфликтологического консультирования в Ярославском государственном педагогическом университете, но сообщений о непосредственном открытии не имеется. Поэтому изученность данной темы можно рассматривать лишь на опыте петербургских коллег. Так в 2012 году в журнале «Третейский суд» №4 была опубликована статья Ивановой Е. Н. «Опыт работы Службы конфликтологического консультирования и медиации СПбГУ как медиационной клиники». В данной работе рассматриваются организационные и учебные аспекты регулярной работы, также анализируется влияние результатов ее работы. Структура деятельности службы описана и в Методическом пособии для сотрудников службы.
Все перечисленные факты подтверждают новизну данной темы. Ещё одним основанием для разработки выбранной темы являются труды, относящиеся к изучению деятельности юридических клиник. Непосредственно разработкой темы медиационных клиник занимались такие исследователи как Иванова Е.Н., Лукьянова И.Н., Строганова Т.П., Леденцова В.А. В своих работах они рассматривают опыт применения медиации в рамках деятельности юридических клиник, а также создания непосредственно медиационных клиник.
Объект данного исследования - профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению конфликтология.
Предмет - Студенческая служба конфликтологической помощи (ССКП) как элемент развития профессиональных компетенций студентов- конфликтологов КФУ
ССКП - студенческая организация, оказывающая конфликтологическую помощь студентам, целью которой является развитие профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению конфликтологии.
Цель - разработать практические рекомендации для эффективной деятельности ССКП в КФУ, как элемента системы конфликтологического развития студентов.
Задачи:
- Изучить опыт развития служб примирения/процедуры медиации в образовательных учреждениях;
- Рассмотреть создание студенческой конфликтологической службы в качестве проекта в начале его реализации;
- Проанализировать востребованность ССКП среди студентов других направлений, как одного из важных условий эффективности проекта;
- Измерить влияние деятельности ССКП на развитие навыков студентов- конфликтологов и готовность к профессиональной деятельности.
Новизна и самостоятельность проводимого исследования. Научная новизна данной работы объясняется тем, что в ней рассматривается эффективность деятельности конкретного проекта создания ССКП. Проект данного характера также является малораспространённым.
Совсем недавно стала распространяться идея развития медиации в образовательных учреждениях. Первой ступенью являются Школьные службы примирения. Республика Татарстан имеет богатый опыт в организации ШСП. На сегодняшний день в городе Казань имеется около 30 таких объединений, и эффективность их деятельности оценивается в среднем по 10 медиаций в год, в то время как норма 4. Это показывает, что данная система может быть применимой в сфере образования. Также это движение получило развитие в организациях среднего профессионального образования, что является второй ступенью. В Республики Татарстан таких пока не имеется. Но есть российский опыт, который также показывает эффективность их работы.
Третья ступень - популяризация идеи конфликтологической помощи в высших учебных заведениях.
Таким образом, вопрос популяризации идей разрешения конфликтов в учебном заведении ещё обладает определённой новизной, так же как и вопрос развития кофликтологических навыков у обучающихся в процессе оказания данной конфликтологической помощи.
Методологическая основа исследования. Основой для изучения данной темы является системный подход, в котором объект рассматривается как целостная система. Системный подход включает в себя 8 аспектов, которые позволяют наиболее полно изучить объект, как определённую структуру с наличием многообразных связей между элементами, каждый из которых имеет свою функцию, при этом рассматривается система в динамическом и историческом ключе. ССКП, являясь элементом образовательного процесса, должна рассматриваться системно при учёте всех факторов, влияющих на развитие как самой Службы, так и навыков её участников.
В данной работе использованы такие методы как: синтез, аналогия, сравнение, дедукция и индукция, анализ документов, интервью, опрос, анкетирование. Они позволят наиболее полно изучить выбранную тему.
Практическая значимость. Прикладная значимость проекта заключается в том, что глубинное изучение темы позволит разработать практические рекомендации для эффективной деятельности ССКП в КФУ.
Важно понимать, какой практический результат имеет сама ССКП. Так Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриат) выделяет 3 группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. В свою очередь последние делятся на направления по разным видам деятельности: научно-исследовательская, информационно-аналитическая, проектная, технологическая, педагогическая, организационно-управленческая деятельность. Особое внимание обратим на навыки проектной деятельности.
В учебной программе подготовки конфликтологов КФУ внесена дисциплина с аналогичным названием. Сама организация ССКП и проекты/мероприятия, организованные ей, являются практическим применением знаний данного предмета и соответственно непосредственной реализацией компетенции, обозначенной государственным стандартом.
Также в деятельности ССКП нашли отражения и другие профессиональные компетенции согласно стандарту. Такие как: способность к организации и проведению переговоров, к применению технологий медиации, техник конфликтологического консультирования и других технологий профессиональной интервенции в конфликт (ПК-9).
Таким образом, практическая значимость данной работы не имеет сомнения.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из четырёх разделов, в которых рассматривается опыт создания и деятельности конфликтологических служб в образовательных учреждениях; Развитие современного конфликтологического кластера и рассмотрение в нем места профильных студенческих организаций, в частности ССКП;; влияние ССКП на развитие конфликтологической компетентности студентов; востребованность ССКП среди обучающихся, как один из основных факторов эффективности службы, также работа будет содержать достаточный эмпирический объём из-за слабой теоретической исследованности темы.
Вопрос развитие профессиональных навыков студентов в процессе обучения в последнее время становится всё более актуальным. Изучение приобретения и совершенствования профессиональных компетенций студентов конфликтологов является важной и для автора данной выпускной квалификационной работы. Также данная тема имеет свою значимость из-за специфики работы, которая заключается во взаимодействии с человеком в трудных жизненных ситуациях, непрофессиональная поддержка может нанести вред клиенту, и задача ССКП и её изучения заключается в минимизации ошибок в будущем. Чтобы полномерно разобрать выбранную темы были проанализированы литературные источники, которых оказалось недостаточно, а также проведено эмпирическое исследование.
В Болонской системе большее внимания уделяется самообразованию студента, его личной инициативе. Данная тенденция проявляется в создании многих студенческих организаций разных профилей, в том числе и направленных на развитие практических навыков. Этим же тезисом и обосновывается создание ССКП. Базой современного высшего образования является компетентностный подход, согласно которому акцент делается на способности студентов решать профессиональные задачи различной степени сложности. ССКП в образовательном процессе конфликтологов преследует те же цели: развитие основных профессиональных компетенций через практическую работу. Близко к компетентностному подходу находится клинический. Самым ярким примером данного подхода является развитие в ВУЗах юридических клиник. Целью создания данных структур является развитие у студентов практических навыков и норм профессиональной этики и оказание правовой помощи малообеспеченным и социально¬незащищённым слоям населения. Также многими авторами выделяется и воспитательная функция, которая помогает более ответственно относиться к своей будущей профессии. Схожие цели ставятся и перед создателями медиационных клиник. Данная форма работы со студентами существует уже долгое время в Европе и Америке. На базе данных организаций студенты обучаются методам конфликторазрешения, участвуют в практических занятиях, и на основании полученных знаний, умений и навыков начинают оказывать свои услуги как другим студентам ВУЗа, так и обычным гражданам.
Данная модель была заимствована и трансформирована в России. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается менее 10 подобных структур, срок действия которых около года. Наиболее опытная в данном вопросе - Служба конфликтологического консультирования и медиации СПбГУ, которой в марте 2016 года исполнилось 5 лет. С сентября 2015 года Студенческая служба конфликтологической помощи действует и в КФУ.
Важно было оценить положение ССКП в конфликтологическом кластере г.Казани, который делится на образовательный, практический и кластер трудоустройства. Мы определили, что организации образовательного кластера являются теоретической базой для дальнейшей практической деятельности ССКП. В то же время ССКП является структурным элементом кластера практики и подготовительным этапом к дальнейшему трудоустройству по профессии, так как выпускник, обладающий уже определёнными навыками, будет более востребован.
Далее мы перешли к анализу эффективности такой формы деятельности, как медиационная клиника или служба, в России. Для этого обратились к наиболее опытной организации, созданной в Санкт-Петербурге. Был проведён анализ структуры деятельности, а также проведены интервью с руководителем Службы Ивановой Е.Н. и опрос сотрудников. Результаты исследования показали эффективность деятельности Службы конфликтологического консультирования и медиации СПбГУ. Это отметили как сам руководитель, так и сотрудники. Выделяются как личностные изменения, так и развитие профессиональных компетенций. Среди элементов личностного роста можно выделить следующие: это более понимающее отношение к клиентам, эмпатия, толерантность, настойчивость, ответственность. Среди профессиональных ЗУН присутствуют: навык активного слушания, коммуникативные навыки, умение грамотно проводить медиацию/консультирование, знания в психотерапии, в юридической сфере, умение быть нейтральным по отношению к клиентам, умение отделять эмоции от фактов, навык обратной связи, умение грамотного составления вопросов и в целом речи, умение грамотно организовать время, административные навыки. Также отмечаются хорошие перспективы трудоустройства по профессии. И, что является наиболее важным - опыт, приобретённый при соприкосновении с реальной ситуацией, является более ценным, нежели опыт учебных медиаций.
Данная Служба показала эффективность своей деятельности. Нужно понимать, что во многом это зависит от активности и энтузиазма сотрудников, как отметила Иванова Е.Н., и лидерских качеств руководителя.
Также был проведён промежуточный анализ деятельности ССКП КФУ за период её существования (9 месяцев). Не смотря на столь небольшой срок работы, студенты отмечают некоторые изменения в их профессиональном и личностном развитии. Так были выделены такие качества и ЗУН, как: знание и умение ведения процедуры медиации и переговоров; умения формировать бесконфликтные мировоззренческие установки; умение выстраивать бесконфликтное взаимодействие с коллегами, проводить профилактику конфликтов; организационные навыки; навык обратной связи; умение работать в команде. Отмечается и наличие общих трудностей, которые свойственны начальному периоду деятельности, но которые в то же время могут оказывать дестабилизирующее воздействие.
Одним из факторов успешной работы ССКП, впрочем как и конфликтолога, является проинформированность граждан о возможностях процедур конфликторазрешения (медиация, консультирование, фасилитация и др.). От этого во многом зависит готовность людей обращаться к специалисту-конфликтологу. Проведённый опрос студентов КФУ показал, что, к сожалению, лишь половина опрошенных знает о данной профессии, ещё меньше (14,2%) осведомлены о деятельности ССКП. Тем не менее 47,5% респондентов ответили, что было бы не плохо прибегнуть к услугам медиатора при решении конфликтных ситуациях; а 44,9% студентов обратилось бы ССКП за конфликтологической помощью.
В следствии чего можно говорить о потенциале развития ССКП с точки зрения заявок от студентов на проведение процедур разрешения конфликта.
Цель же данной выпускной квалификационной работы заключалась в составлении практических рекомендаций для эффективной деятельности ССКП в КФУ.
Исходе из изученного материала можно составить следующий список рекомендаций:
• Необходимо провести эффективную PR-кампанию для информирования студентов о ССКП с помощью как печатной продукции, так и путём проведения открытых мероприятий, в которых могут принимать участие представители всех институтов и факультетов КФУ;
• Важно проводить тренинги, мероприятия на сплочение команды ССКП;
• Необходимо лидеру ССКП составить эффективную политику
руководства, разработать систему мотивирования сотрудников;
• Следует разработать чёткий план и распределить зоны ответственности, возможно, с использованием специальных электронных ресурсов (Google-календарь);
• Нужно разрабатывать новые ниши поиска клиентов;
• Важно практиковать разные методы разрешения конфликтов, и новые формы мероприятий;
• Необходимо наладить сотрудничество со студенческими организациями Университета, в особенности с юридической клиникой КФУ и психологической службой КФУ;
• Важно также и установление контактов с элементами конфликтологического кластера РТ (практики, образования и трудоустройства). Особенно значимой является поддержка непосредственно кафедры конфликтологии КФУ и центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма КФУ;
• Немаловажным является участие в конкурсах, грантах, форумах разных уровней с проектом ССКП.
1. Государственная программа Российской Федерации «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы [ утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295];
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов" [Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 марта 2011 г., Регистрационный N 19973] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html,
свободный. - Проверено 15.05.2016.;
3. ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/21/401, - свободный. - Проверено 15.12.2015.;
4. Грицанов А.А. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.;
5. Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование / Е.Н.Иванова - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. - 151с.;
6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров— М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 175с.;
7. Коновалов А. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов / А.Коновалов - М.: МОО Центр «Судебно¬правовая реформа», 2014. - 148с.;
8. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и
испр./ Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко — М.: АСТ-Москва. - 2008. -811с.;
9. Марта Янина Кукло Клиника медиации - с какой целью следует создать и внедрить медиацию в структуру клинического обучения в Польше
(перевод Л.Красницкой)/ Марта Янина Кукло // KLINIKA. 2007. - № 2
(6). - С.22-26;
10. Носырева Е.И. Развитие медиации в России: теория, практика, образование / Е.И.Носырева, Д.Г.Фильченко - Инфотропик совместно с Центром медиации УрГЮА: 2012. - 289с.;
11. Рекош Э. В защиту общественных интересов: руководство для юристов и правозащитников / Под ред. Эдвина Рекоша, Киры Бучко, Веселы Терзиевой, Дмитрия Шабельникова. - Пер. с анг. Д.Б. Шабельникова; Науч.ред.пер. Н.М.Кипнис. - М.: Юристъ. - 2004. - 506 с.;
12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - М.: Наука, 1972. - 567с.;
13. Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России. Материалы научно-практической конференции, проходившей 27-28 марта 2012 года. - Пермь: 2012. - 192с.;
14. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной
образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия (10 ноября 2015 г., г.Нижний
Новгород). - Н.Новгород: Мининский университет, 2015. - 478 с.;
15. Рекомендации по организации служб примирения на базе
общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Республики Татарстан. - Казань: ГБУ
«Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно-издательский отдел), 2014. - 20 с.;
16. Гайсина Г.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://bspu.ru/course/21162, - свободный. - Проверено
15.12.2015. ;
17.Звездова А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании /Звездова А.Б.//Звездова А.Б., Орешкин В.Г.[Электрон. ресурс] - Режим доступа:
http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf, - свободный. - Проверено 15.12.2015.;
18. Автономная Некоммерческая Организация «Международный центр
урегулирования неправительственных споров» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcuns.ru/, свободный. - Проверено
15.05.2016.;
19. Ассоциация НП «Ваш медиатор» [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.vashmediator.com/, свободный. - Проверено
15.05.2016.;
20. Имеет ли смысл в России делать стартап, предоставляющий услуги по разрешению конфликтов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vc.ruZp/problem-10205, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
21. История кафедры конфликтологии / Казанский Федеральный Университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kpfu.ru/philosophy/struktura/otdeleniya/kafedra-konfliktologii/istoriya- kafedry, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
22. Итоги приема и проходные баллы / Казанский Федеральный
Университет [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://kpfu.ru/priem/httpkpfurupriemitogi-priema-v-kfu-v-2013, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
23. Кафедра "Социальной и политической конфликтологии" / Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» ( ФГБОУ ВО «КНИТУ» ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kstu.ru/1leveltest.jsp?idparent=1503, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
24. Концепция научного кружка по конфликтологии на философском
факультете КФУ / Казанский Федеральный Университет [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //kpfu.ru/philosophy/struktura/otdeleniya/kafedra- konfliktologii/nauchnyj-kruzhok/o-nas, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
25. НП «Лига медиаторов Поволжья» [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.mediators-tatarstan.ru/, свободный. - Проверено
15.05.2016.;
26. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.rui-rpa.ru/files/docs/JurKlinika/Obuchenie/1.1.pdf, - свободный. - Проверено 15.12.2015.;
27. Примирительные процедуры. Медиация / Арбитражный суд Республики
Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://tatarstan.arbitr.ru/process/mediation, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
28. Самые редкие профессии / HeadHunter [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://tatarstan.hh.ru/article/14852, свободный. - Проверено
15.05.2016.;
29. Служба конфликтологического консультирования и посредничества в урегулировании конфликтов (медиации) [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://mediationhelp.spbu.ru/about.html, - свободный. - Проверено
15.12.2015. ;
30. Торгово-промышленной палате Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tpprt.ru/, свободный. - Проверено 15.05.2016.;
31. Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики
экстремизма / Казанский Федеральный Университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kpfu.ru/ino/struktura/strukturnye-
podrazdeleniya/centr-mediacii-uregulirovaniya-konfliktov-i , свободный. - Проверено 15.05.2016.;
32.Что такое медиация? Режим доступа: http://www.mediacia.com/what.htm, свободный. - Проверено 10.05.2016.