Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы 7
профилактики стрессов в организации
1.1 Сущность и содержание понятия стрессов в организации: 7
особенности и виды. Причины возникновения стрессов
1.2 Методы профилактики стрессов в организации 10
1.3 Сравнительный анализ методов управления стрессами в 18 организации
2. Анализ практики управления стрессами в Муниципальном казенном 24 учреждении «Комитет физической культуры и спорта
Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани»
2.1 Общая характеристика и направления развития Муниципального 24
казенного учреждения «Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани»
2.2 Анализ деятельности организации, системы управления 32
2.3 Механизм управления стрессами в Муниципальном казенном 40
учреждении «Комитет физической культуры и спорта
Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани»
3. Рекомендации по профилактики стрессов в организации (на 44 примере Муниципального казенного учреждения «Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани»)
3.1. Анализ стрессогенности труда сотрудников организации 44
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления 51
стрессами
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 54
Заключение 64
Список использованных источников
Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к отношениям деловым важны различные аспекты. Одним из основных аспектов является стресс, испытываемый на рабочем месте.
Стресс в современном обществе стал одной из глобальных проблем. Причем значительная часть ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связана именно с работой, профессиональной деятельностью.
Стресс - серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля менеджмента в компании. При современном темпе жизни для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, многие специалисты сознательно вынуждены подвергать себя перегрузкам, что ведет к нервному и физическому истощению.
Важной задачей для современной организации в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально - психологической помощи, профилактика стрессов и уменьшение социальной напряженности на работе.
Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно - экономических изменений и настоящим экономическим кризисом.
У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как можно лучше, но потом силы иссякают, и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже.
В период социальных реформ большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им
затяжного психоэмоционального стресса. Тем самым значительная часть населения оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных инструкций.
Организация систематически действующей антистрессовой
профилактики, психогигиены стресса на предприятиях призвана повышать стрессоустойчивость работников к различным факторам.
Причем, на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита.
В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми (сэйл- менеджеры, менеджеры по работе с персоналом и т.д.).
Актуальность исследования обоснована стремительными изменениями, происходящими в экономике России. Мировой финансовый кризис и санкционное давление на экономику оказывают негативное влияние на рост бизнеса, обеспечение конкурентоспособности. Подобные изменения требуют от предприятий гибкой системы взаимодействия с внутренней и внешней средой, оптимизации управления человеческими ресурсами, осуществляющими это взаимодействие. Как показывает не только зарубежный, но и отечественный опыт, именно персонал является сегодня фактором, определяющим конкурентоспособность и устойчивость организации.
В современных экономических условиях от персонала требуется утверждение таких личностных качеств, как творческая инициатива, высокая коммуникативная компетентность, стрессоустойчивость, поведенческая гибкость. С другой стороны, изменение социально-экономических условий приводит к возникновению стрессов и обострению конфликтов в организациях различных форм собственности. В тоже время у многих современных руководителей и работников нет специальных знаний и навыков управления конфликтами и стрессами.
В данных условиях, одной из приоритетных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека, повышение эффективности управления конфликтными ситуациями для профилактики снижения их социальной и экономической эффективности. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
Цель данной дипломной работы - совершенствование системы предупреждения и управления стрессами в организации на примере Муниципального казенного учреждения «Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее - Комитет).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ проблемы стрессов в менеджменте
2. Изучение роли психогигиены стресса в сфере управления организацией;
3. Анализ методов и приемов психогигиены в организации;
4. Эмпирический анализ практики психогигиены стресса на примере Комитета;
5. Разработка рекомендаций по профилактике стрессов в организации.
Объектом исследования является проблема стрессов в условиях организационной деятельности.
Предметом исследования выступают эффективные методы борьбы и профилактики стрессов в организации.
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.
Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.
Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного профиля многих стран мира. Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в котором психологические исследования имеют первостепенное значение. Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты, работающие по договору. В число задач психологической службы организации должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников. Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению проблемы трудового стресса и психогигиены на предприятии.
Место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост, психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле могут быть основой чувства удовлетворенности своим местом в жизни, инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом самореализации, могут давать желаемое эмоциональное насыщение от межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворенности жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет разную природу. Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения стресса.
Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию им умений совладания со стрессом. Другие - требуют организационных решений: изменения организационной политики и
организационной структуры, перехода на новый этап организационного развития, технологической модернизация предприятия, улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике стрессов на предприятии, систематическом использовании методов психогигиены.
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.
Активность - единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Как пример, также передовые технологии компании Google, там разрешают сотруднику свободный график работы, на работе он может выбирать себе рабочее место хоть каждый день, может пойти спать, отдыхать в специальных комнатах.
Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.
Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания - просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение - просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо. Назовите себя удачливым, и вы будете таким.
Вывод: в дипломе показано, что небольшая доля стресса стимулирует, что не всегда стресс - это плохо. Мы в обычной жизни используем не более 10% своих ресурсов, поэтому немного правильного стресса полезно для большей эффективности. Главное не выходить в зону дискомфорта резко, а постепенно переходить, находясь в зоне, которая общая и для комфорта и для
дискомфорта. Селье говорил: «Вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней».
Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. 320 с.
2. Андреева И.В Организационное поведение СПб.: Питер, 2007. 128 с.
3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Прогресс, 1988. 205 с.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. 319 с.
5. Колодзин Б. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой. С-Пб.: Питер, 2003. 160 с.
6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988. 368 с.
7. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы. Учебное пособие. - М.: Юнити, 1999. 472 с.
7. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред.О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1988. 176 с.
8. Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я. Кибанова.
- М.: Инфра-М, 2000. 695 с.
9. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 1998. 480 с.
10. Григорьева Т.Т., Усольцева Т.П." Основы конструктивного общения", Н: 1997г. 225 с.
11. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.
12. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. "Психология малой группы", М: 1997г. 209 с.
13. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. 220 с.
14. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте. - Харьков: Гуманитарный центр, 2004.236с.
15. Коган Б.М Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. 164 с.
16. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Ред. А.А. Крылов. СПб., Вып.1, Ч.2, 2004.531 с.
17. Купер К.Л., Дэв Ф.Дж, О'Драйскол М.П. организационный стресс.
Теории, исследования, практическое применение.- Харьков.: Изд-во
Гуманитарный центр, 2007. 346 с.
18. Мескон М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994. 702 с.
Статьи из книг, журналов, сборников статей:
19. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990. 128 с.
20. Анцыферова Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации // Психол. журнал. 2004. № 1.С. 3-16
21. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.). - Спб, ТОО “Лейла”, 1994. 384 с.
22. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979. 124 с.
23. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. Спб, ТОО “Лейла” 384 с.
24. Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. - 1997. - N 2. С.42-50.
25. Киселева А. Управление стрессами и развитие работоспособности персонала - залог успеха деятельности организации // Управление персоналом. 2009. № 6 С. 42-45
26. Коноваленко М.Ю. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. // Управление персоналом. - 2004. - № 1 - 2.С.164-170.
21. Мельник Ю. Управление стрессами / Управление персоналом. - 2007. - №3. С. 27 - 30.
28. Наумова О.С. К вопросу об управлении стрессом на уровне компании // Казанская наука. - 2010. - № 9. С.28-33.
29. Сафронова О.Л. Технология управления профессиональным стрессом // Труд и социальные отношения. 2010. № 2 С.123-127.
30. Сергеев С.С., Шех О.И. Технологии психологического стресс- менеджмента для руководителей и оперативного персонала // Транспорт Российской Федерации. 2011. № 6 С.78-79.
31. Хохлова Т.П. Стресс-менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в условиях посткризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 2. С.87-98.
32. Шингаев С.М Управление стрессом в организации / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 7. С.107-111.
33. Реферат «Психология менеджмента», год публикации -2004г, источник - Готовые рефераты, часть 2, источник - http://www.erudition.ru
34. Реферат «Управление стрессами в организации на примере ОАО "Пензастрой"», год публикации - 2013г., источник - http://bibliofond.ru.
35. Решение «О Муниципальном казенном учреждении «Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», год публикации - 2016г.
36. Реферат «Управление стрессом», год публикации - 2016г, коллекция источника - готовые рефераты (часть 2), URL- http://2dip.su
37 Курсовая работа «Психогигиена стресса на предприятии», год публикации - 2016, URL- https://www.bankreferatov.ru
38. Решение № 1 от 30.06.2011 года «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Щербиновский район от 16 декабря 2010 года №2 «О бюджете муниципального образования Щербиновский район на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», URL- http://refdb.ru
39. Решение N 11-5 от 01.01.2001 «Об учреждении органов исполнительного комитета муниципального образования - муниципальных учреждений исполнительного комитета, URL - http://pandia.ru
40. «Положение о Комитете физической культуры и спорта Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», адрес сайта - http://www.kzn.ru