ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ЗАВОД ОАО КАМАЗ 6
1.1. Характеристика отрасли грузового автомобилестроения 6
1.2. Наименование, реквизиты 8
1.3. Виды деятельности 8
1.4. Основные фонды и физическая схема их расположения 9
1.5. Характеристика трудовых ресурсов 12
1.6. Входные ресурсы предприятия 14
1.7. Продукты предприятия 16
1.8. Характеристика потребителей продукции и конкурентная среда 17
1.9. Производственные и экономические показатели деятельности 18
1.10. Организационная структура предприятия и стандарты оперативного,
среднесрочного, стратегического управления предприятием 21
1.11. Состав и структура действующей информационной системы 26
1.12. Актуальные проблемы и новые проекты предприятия 27
2. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1. Цели и методы реинжиниринга 29
2.2. Бизнес-процессы предприятия и их описание, классификация 31
2.3. Бизнес - задачи, их описание и классификация 34
2.4. Владельцы бизнес-процессов, исполнители бизнес - задач и нормализованная организационная структура предприятия 49
2.5. Организационно-логические и временные связи решения бизнес-задач 55
2.6. Продуктовые связи решения бизнес-задач 57
2.6.1. Таблица потоков создания бизнес-продуктов 57
2.6.2. Схема создания стоимости 69
2.7. Показатели эффективности решения бизнес-задач и бизнес-процессов 70
2.8. Стандарты и процессно-задачная технология управления предприятием 74
2.9. База данных процессно-задачной технологии управления предприятием 76
3. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 79
3.1. Повышение эффективности анализа и планирования бизнес-процессов 79
3.2. Совершенствование организационной деятельности предприятия 80
3.3. Технологическая модернизация деятельности предприятия 83
3.4. Совершенствование управленческого учета 85
3.5. Совершенствование системы управления бизнес-процессами предприятия 86
3.6. Снижение затрат и себестоимости продукции предприятия 90
3.7. Повышение эффективности использования основных фондов 94
3.8. Повышение производительности труда 97
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ 99
4.1. Назначение и цели информационной системы 99
4.2. Структура информационной системы предприятия 99
4.3. Состав задач подсистем ИС 100
4.4. Организационно-логическая сущность решения задач подсистем ИС 110
4.5. Информационные связи задач ИС 111
4.5.1. Таблица информационных потоков 112
4.5.2. Схема информационных потоков 123
4.6. Действующие сегменты и задачи проектируемой ИС 124
4.7. Информационная безопасность и охрана труда 124
5. РАЗРАБОТКА ЗАДАЧИ «УЧЕТ ЗАКАЗОВ» ПОДСИСТЕМЫ
«УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ» 128
5.1. Постановка задачи 128
5.2. Организационно-логическая сущность и алгоритм решения задачи 129
5.3. Входные информационные массивы и их структура 131
5.4. Выходные информационные массивы и их структура 133
5.5. Информационно-логическая модель базы данных (Объектная модель базы
данных) 135
5.6. Программная реализация задачи 136
5.6.1. Обоснование выбора среды разработки программного обеспечения 136
5.6.2. Техническая документация программного обеспечения 138
5.6.3. Руководство пользователя 140
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 155
ОПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 156
В современных условиях конкурентоспособность предприятий на мировом рынке зависит от возможностей преобразования ключевых процессов предприятия в стратегические инициативы, нацеленные на наиболее полное удовлетворение требований заказчика и на гибкое отслеживание и прогнозирование изменений в конъюнктуре рынка.
Новейшими примерами таких инициатив служат перестройка или реинжиниринг и инновация процессов деятельности предприятия.
Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов требуют постоянной перестройки корпоративной стратегии и тактики.
Организация эффективной работы с заявками пользователей является приоритетной задачей для автомобильного завода ОАО КАМАЗ, т.к. она непосредственно связана с ведением бухгалтерского учета на предприятии, а именно позволяет обеспечить корректность и своевременность бухгалтерской отчетности.
Целью дипломного проекта является совершенствование подпроцесса «Сбыт», в частности разработка информационной системы предприятия, позволяющей усовершенствовать работу с заявками пользователей на предприятии автомобильный завод ОАО КАМАЗ
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести предпроектный анализ деятельности предприятия, в том числе: дать краткую характеристику деятельности предприятия, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, выделить потребляемые ресурсы (сырьевые, энергетические ит.д.), а также описать техническое обеспечение предприятия (спецификация компьютерной сети, характеристика действующей информационной системы).
2. Провести анализ бизнес-процессов автомобильного завода КАМАЗ, т.е. выделить состав бизнес-процессов, их задачи, исполнителей, составить классификационную таблицу задач по группам, а также построить структурную таблицу информационных потоков бизнес-процессов предприятия и схему взаимодействия задач бизнес-процессов.
3. Выделить методы и направления по совершенствованию системы управления финансами, определить состав задач управления финансами, организационно-логическую сущность их решения.
4. Определить состав и структуру информационной системы предприятия, т.е. выделить основные подсистемы ИС предприятия, их задачи, составить структурную таблицу связей задач ИС.
5. Провести проектирование подсистемы «Управление Сбытом». Определить задачи подсистемы, организационно-логическую сущность их решения, выявить внутренние и внешние связи подсистемы с другими подсистемами ИС, составить схему взаимосвязей задач подсистемы.
6. Разработать задачу «Учет заказов», в том числе описать организационно-логическую сущность задачи, входные и выходные информационные массивы; составить алгоритм решения задачи, ИЛМ базы данных, разработать программный продукт и инструкцию пользователя для работы с ним.
7. Провести оценку экономической и управленческой эффективности от внедрения программного продукта.
В данной работе рассмотрен подробный проект реализации задачи «Учет заказов» подсистемы «Управление Сбытом» в среде программирования 1С: Предприятие 8.
Внедрение информационной системы на основе 1С Предприятия автомобильному заводу ОАО КАМАЗ позволит перейти к автоматизированной системе управления .
Информационная система улучшит такие показатели, как трудоемкость учета и позволит направить освободившиеся трудовые ресурсы на другие задачи.
Внедрение приведет к ускорению получения информации, что положительно скажется на планировании деятельности предприятия.
Рекомендации
Задача «Учет заказов» предназначена для реализации заказа предприятия, то есть клиент заказывает определенное количество продукции за определенную цену, которое дальнейшем идет к продаже. Главной целью любого предприятия является получение прибыли. Продажа продукции является основой деятельностью предприятия.
Задача «Учет заказов» относится к подсистеме «Сбыт» и предназначена для ведения данных по складским документам. Функции, относящиеся к данной задаче, реализуются менеджерами по продаже предприятия.
Выработан ряд рекомендаций для автомобильного завода ОАО КАМАЗ
• Внедрить процессно-задачную технологию управления, позволяющую повысить результативность управления;
• Разработать и внедрить процессно-задачную информационную систему;
• Внедрить модифицированное программное обеспечение задачи «Учет заказов» в промышленную эксплуатацию.
1) Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 319 «Об утверждении стратегии развития автомобильной
промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».
2) Федеральный Закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
3) Федеральный закон № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (статья 219).
4) Федеральный закон № 2116 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" - НК РФ.
5) Федеральный закон № 212 «ЕСН» -ФЗ от 24.07.2014.
6) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2013 №351.
7) М. Хаммер, Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе», СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007.
8) Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014.
9) Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - 6-е изд. - М., СПб., Киев, Изд. Дом Вильямс, 2007.
10) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание». 2014. - 688 с.
11) Б.Андерсен Бизнес-процессы: инструменты совершенствования, М.:РИА
«Стандарты и качество». 2013. -272 с.
12) Елиферов В.Г., Репин В.В. - Бизнес-процессы: регламентация и управление, М.: ИНФРА-М, 2014.
13) Слепнева ТА., Яркий Е.В. Экономика предприятия: Учебник. - М.:ИНФРА-М. 2013 - 458 с.
14) Кнышева Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
15) Проектирование информационных систем - М: «КомпьютерПресс», №9, 2013.
16) Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Б.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2014.
17) Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров. М.: «Дело», 2015. - 400с.
18) Организация производства и управление предприятием: Учебник Туровец О.Г., Бухалков М.И.. Родионов В.Б. и др.: Под ред. О. Г. Туровца. - 2-е изд. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 344 с.
19) Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 608 с
20) Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М. ИНФРА-М, 2014г. - 355 с.
21) Практикум по экономике организаций (предприятия) : Учеб. Пособие Под ред. Проф. П.В. Тальминой и проф. Е.В. Чернецовой. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 480 с.
22) Шаньгин, В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2013.
23) Галатенко В.А., Информационная безопасность: практический подход. /Под ред. Бетелина В.Б. - М.: Наука, 2013.
24) Смирнов Ю.Н. Основные бизнес-задачи предприятия //Научно-практический журнал «Интеграл» - 2007. - №3.
25) Фатхутдинов Р.Т. Маслов С.А. Система управления проектами в структуре бизнес- процессов предприятия //Научно-практический журнал «Интеграл» - 2014. - №6.
26) Смирнов Ю.Н. О показателях эффективности решения бизнес-задач и их агрегирование для бизнес-процессов //Научно-практический журнал «Интеграл» -
2013. - №5.
27) Смирнов Ю.Н Процессно-задачный инжиниринг бизнес-процессов и стандарт управления предприятием // Научно-практический журнал «Интеграл» - 2007г. - № 5.
28) Смирнов Ю.Н. Об экономике бизнес-процессов предприятия // Научно-практический журнал «Интеграл» - 2013. - №2.
29) Смирнов Ю.Н. Загирова А.Р. Методика управления решениями бизнес-задач//Научно-практический журнал «Интеграл» - 2014. - №1.
30) Смирнов Ю.Н. Методология бюджетирования бизнес-процессов предприятия//Научно-практический журнал «Интеграл» - 2013. - №4.
31) Смирнов Ю.Н. Гимазетдинов Р.Ф. Анализ и планирование складской, транспортной и сбытовой логистики //Научно-практический журнал «Интеграл» - 2013. - №1.
32) Сидорова Е.А., Смирнов Д.Ю., Смирнов Ю.Н. Процессно-продуктовый подход к управлению трудовыми ресурсами и распределению бюджета стимулирования //Научно-практический журнал «Интеграл» - 2015. - №1.
33) Смирнов Ю.Н. О показателях эффективности решения бизнес-задач и их агрегирование для бизнес-процессов //Научно-практический журнал «Интеграл» -
2013. - №5.
34) Зиганшин Э.Ш., Смирнов Ю.Н. Об интеграции автоматизированных систем управления технологическими процессами с информационной системой управления предприятием //Научно-практический журнал «Интеграл» - 2014. - №5.
35) Махмутов И.И., Сыч С.А., Карамышев А.Н. Проблемы внедрения процессного подхода в промышленных предприятиях //Научно-практический журнал «Интеграл» -
2014. - №2.
36) Казаченко А.В. «Практические подходы к улучшению бизнес-процессов»// Центр дистанционного образования Elitarium, 2015.
37) Ермакова, Ж. А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы: (региональный аспект) /РАН УрО, Ин-т экономики. - Екатеринбург , 2015. - 360 с.
38) Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Государственное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН). - М. , 2013. - 556 с.
39) Семагин, С. А. Повышение эффективности инвестиций в технологическую модернизацию промышленности: дис. канд. экон. наук / С. А. Семагин. - М. , 2014. - 175 с.
40) Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан: методические рекомендации по мониторингу инновационной деятельности в Республике Татарстан. - Казань, 2015. - 14 с.
41) Репин В.В, «Как управлять сквозными процессами»// портал Finexpert.ru2014.
42) Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности. //Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру, 2014.
43) Газизов И.И., Смирнов Ю.Н. 1С как инструмент процессно-продуктовой системы управления предприятием //Научно-практический журнал «Интеграл» - 2014. - №3
44) Методическое пособие по дисциплине «Экономика фирмы», Коврижных О., 2013.
45) Устав ОАО КАМАЗ.
46) Годовой отчет ОАО КАМАЗ за 2015 год.
47) Сайт фирмы "1С" по программным продуктам 1С: Предприятие 8.0 [Электронный ресурс] - Режим доступа:v8.1c.ruДата обращения: 11.03.2011.
48) Сайт предприятия ОАО КАМАЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kamaz.ru/.Дата обращения: 24.03.2012.
49) Портал «iTeam» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.tteam.ru/publications/tt/section 53/article 1232/Дата обращения: 21.03.2012;
50) Сайт фирмы по разработке программного обеспечения «Interface Ltd» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/case/proekt inf sis2.htmДата обращения: 21.03.2011;
51) Сайт для изучения программирования eXcode [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.excode.ru/art6058p 1.htmlДата обращения: 23.03.2011