Особенности конституционно-правого статуса Центрального Банка Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Законодательство Российской Федерации о целях и задачах Банка
России 8
1.2. Основные принципы организации деятельности Центрального Банка
Российской Федерации 20
1.3. Особенности взаимоотношений Центрального Банка Российской
Федерации с органами государственной власти 26
II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТА
БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 34
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении
публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации ... 34
2.2. Особенности нормативных актов Банка России 40
2.3. Роль Банка России в денежно-кредитной политике государства 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Законодательство Российской Федерации о целях и задачах Банка
России 8
1.2. Основные принципы организации деятельности Центрального Банка
Российской Федерации 20
1.3. Особенности взаимоотношений Центрального Банка Российской
Федерации с органами государственной власти 26
II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТА
БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 34
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении
публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации ... 34
2.2. Особенности нормативных актов Банка России 40
2.3. Роль Банка России в денежно-кредитной политике государства 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) закрепляет в ст. 75 особый статус Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, Банк России) как специфического субъекта права с особым конституционно-правовым статусом, с исключительным правомочием по выпуску (эмиссии) отечественной денежной единицы, а также обязательствами по ее защите и обеспечению его постоянства.
Данное положение, закрепив основы реализации таковых важнейших полномочий автономно от иных публичных органов, не дает четкого представления о месте ЦБ РФ в системе органов государственной власти. Такая «куцость» правового материала привела к множеству дискуссионных теоретических и правоприменительных вопросов о роли и месте рассматриваемого органа.
Существенно будет указать и на не свойственность такого маленького объема норм иным правопорядкам: Основные законы зарубежных государств содержат куда более широкий объем правового материала о центральных банках. В нашем же законодательстве большая часть вопросов, в том числе, и конституционно-правового плана, отдана на урегулирование специальному законодательству.
Основой такового является - ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ о ЦБ) . Однако его анализ свидетельствует об отсутствии точных и однозначных ответов на множество вопросов конституционно-правового статуса ЦБ РФ, сверх того, его нормы породили новые проблемы, что также вызвало бесчисленные дискуссии среди представителей практически всех отраслей права как о его статусе, так и актах им издаваемых, взаимодействии ЦБ РФ и органов власти и некоторым другим.
Важно отметить, что большинство вопросов правового регулирования статуса Банка России, с точки зрения конституционного права на сегодняшний день являются не только актуальными, но и представляются весьма значимыми для исследования.
Одно только наделение ЦБ РФ, который по своему статусу является юридическим лицом, определенным набором публичного функционала (особенно в отношении контроля в сфере денежно-кредитной политики) - вечный камень преткновения для теоретиков. Его же реализация предполагает независимый характер деятельности самого Банка России. Наибольшую сложность составляет определение, ввиду отсутствия разрешения данного вопроса в тексте современного нормативного массива, пределов такой независимости. Хотя именно она рассматривается в качестве одной из основных составляющих его организации и деятельности, должна гарантироваться государством от всякого вторжения со стороны какой-либо части государственного аппарата.
Кроме того, теоретическую и практическую ценность имеет разрешение вопросов организации наличного денежного обращения. Актуализирует ситуацию и постоянно проводимые реформации в этой сфере. От разрешения теоретических вопросов, в том числе и конституционного статуса, в немалой степени зависит проведение экономических реформ в России, стабильность финансовой и банковской систем, устойчивость национальной валюты, благосостояние граждан РФ.
Таким образом, актуальность изучения данной темы иллюстрируется недостаточностью изучения вышеизложенных аспектов и острой нуждой, в связи с этим, уяснения легальной определенности в сущности понятия конституционно-правовой составляющей статуса ЦБ РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере установления особенностей конституционно-правого статуса ЦБ РФ.
Предметом исследования данной магистерской работы являются правовые основы, устанавливающие особенности конституционно-правого статуса ЦБ РФ, а также специальная и учебная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель магистерской диссертации заключается в рассмотрении существующей законодательной базы, теоретических и практических положений об особенностях конституционно-правого статуса ЦБ РФ. Достижение данной цели осуществлено путем решения следующих научно-практических задач:
1) исследовать законодательство Российской Федерации о целях и задачах Банка России;
2) изучить основные принципы организации деятельности ЦБ РФ;
3) составить общее представление об особенностях взаимоотношений ЦБ РФ с органами государственной и исполнительной власти ;
4) осветить современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса ЦБ РФ;
5) охарактеризовать особенности нормативных актов Банка России;
6) изучить роль Банка России в денежно-кредитной политике государства.
Научная новизна магистерской диссертации. Проводится системный анализ конституционно-правового статуса ЦБ РФ как государственного органа и некоммерческой организации - юридического лица. Также выявляются общие и специальные принципы организации и деятельности Банка России, исследуются основные черты его взаимодействия с высшими федеральными органами государственной власти.
Степень научной разработанности темы исследования.
В отечественной юридической доктрине продолжается дискуссия о сущности конституционно-правового положения ЦБ РФ. Труды в данной сфере большей частью посвящены организационно-правовой форме ЦБ РФ, основным принципам его организации и деятельности, функциям в области финансовых рынков, банковского регулирования и надзора.
На сегодняшний день можно выделить лишь небольшой ряд специальных исследований о конституционно-правовом статусе ЦБ РФ. Наиболее близкими по тематике работами являются труды Е.В. Лунгу И.В. Целыковского. Однако комплексное исследование в этой сфере отсутствует. Среди сочинений, затрагивающих различные аспекты статуса ЦБ РФ можно выделить работы Е.В. Жильниковой, Д.В. Буданова и Д.А. Шевченко. Отдельно стоит отметить и работу о правовых актах ЦБ РФ .
Помимо указанных авторов, были использованы и изыскания таких ученых как Акимов Н.А., Балашова Т.Н., Беляев М., Бочарова Н.Н., Буданов Д.В., Быстрова Е.Ф., Гейвандов Я.А., Джикаева И.В., Ерофеев С.С., Жильникова Е.В., Земцов А.С., Лаутс Е.Б., Лысова Ю.В., Неверова Н.В., Пастухов Н.А., Пастушенко Е.Н., Просыпкина М.О., Терентьева Н.А., Тихонов К.А., Шевченко О.М., Штанько А.А. и другие.
Происходящие до сих пор (особенности в отношении финансовых рынков) изменения конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации, а также уточнение его роли в государственном механизме требуют всестороннего исследования, в том числе конкретизации конституционно-правового регулирования вопросов организации и деятельности ЦБ РФ.
Методологические основы диссертации составили широко применяемые в работе общенаучные и частно-научные методы познания. Методологическая основа включает диалектический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический методы исследования конституционно-правового статуса ЦБ РФ, его конституционно-правовых основ, полномочий и юридической ответственности.
Поставленные задачи обусловили структуру магистерской диссертации: введение, две главы, которые состоят из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению конституционно-правовых основ деятельности ЦБ РФ, а именно: законодательству Российской Федерации о целях и задачах Банка России, основным принципам организации деятельности ЦБ РФ и особенностям взаимоотношений ЦБ РФ с органами государственной власти.
В главе второй освещены особенности реализации правового статуса ЦБ РФ как субъекта банковских правоотношений (современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса ЦБ РФ, особенности нормативных актов Банка России, и роль Банка России в денежно-кредитной политике государства).
Данное положение, закрепив основы реализации таковых важнейших полномочий автономно от иных публичных органов, не дает четкого представления о месте ЦБ РФ в системе органов государственной власти. Такая «куцость» правового материала привела к множеству дискуссионных теоретических и правоприменительных вопросов о роли и месте рассматриваемого органа.
Существенно будет указать и на не свойственность такого маленького объема норм иным правопорядкам: Основные законы зарубежных государств содержат куда более широкий объем правового материала о центральных банках. В нашем же законодательстве большая часть вопросов, в том числе, и конституционно-правового плана, отдана на урегулирование специальному законодательству.
Основой такового является - ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ о ЦБ) . Однако его анализ свидетельствует об отсутствии точных и однозначных ответов на множество вопросов конституционно-правового статуса ЦБ РФ, сверх того, его нормы породили новые проблемы, что также вызвало бесчисленные дискуссии среди представителей практически всех отраслей права как о его статусе, так и актах им издаваемых, взаимодействии ЦБ РФ и органов власти и некоторым другим.
Важно отметить, что большинство вопросов правового регулирования статуса Банка России, с точки зрения конституционного права на сегодняшний день являются не только актуальными, но и представляются весьма значимыми для исследования.
Одно только наделение ЦБ РФ, который по своему статусу является юридическим лицом, определенным набором публичного функционала (особенно в отношении контроля в сфере денежно-кредитной политики) - вечный камень преткновения для теоретиков. Его же реализация предполагает независимый характер деятельности самого Банка России. Наибольшую сложность составляет определение, ввиду отсутствия разрешения данного вопроса в тексте современного нормативного массива, пределов такой независимости. Хотя именно она рассматривается в качестве одной из основных составляющих его организации и деятельности, должна гарантироваться государством от всякого вторжения со стороны какой-либо части государственного аппарата.
Кроме того, теоретическую и практическую ценность имеет разрешение вопросов организации наличного денежного обращения. Актуализирует ситуацию и постоянно проводимые реформации в этой сфере. От разрешения теоретических вопросов, в том числе и конституционного статуса, в немалой степени зависит проведение экономических реформ в России, стабильность финансовой и банковской систем, устойчивость национальной валюты, благосостояние граждан РФ.
Таким образом, актуальность изучения данной темы иллюстрируется недостаточностью изучения вышеизложенных аспектов и острой нуждой, в связи с этим, уяснения легальной определенности в сущности понятия конституционно-правовой составляющей статуса ЦБ РФ.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере установления особенностей конституционно-правого статуса ЦБ РФ.
Предметом исследования данной магистерской работы являются правовые основы, устанавливающие особенности конституционно-правого статуса ЦБ РФ, а также специальная и учебная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель магистерской диссертации заключается в рассмотрении существующей законодательной базы, теоретических и практических положений об особенностях конституционно-правого статуса ЦБ РФ. Достижение данной цели осуществлено путем решения следующих научно-практических задач:
1) исследовать законодательство Российской Федерации о целях и задачах Банка России;
2) изучить основные принципы организации деятельности ЦБ РФ;
3) составить общее представление об особенностях взаимоотношений ЦБ РФ с органами государственной и исполнительной власти ;
4) осветить современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса ЦБ РФ;
5) охарактеризовать особенности нормативных актов Банка России;
6) изучить роль Банка России в денежно-кредитной политике государства.
Научная новизна магистерской диссертации. Проводится системный анализ конституционно-правового статуса ЦБ РФ как государственного органа и некоммерческой организации - юридического лица. Также выявляются общие и специальные принципы организации и деятельности Банка России, исследуются основные черты его взаимодействия с высшими федеральными органами государственной власти.
Степень научной разработанности темы исследования.
В отечественной юридической доктрине продолжается дискуссия о сущности конституционно-правового положения ЦБ РФ. Труды в данной сфере большей частью посвящены организационно-правовой форме ЦБ РФ, основным принципам его организации и деятельности, функциям в области финансовых рынков, банковского регулирования и надзора.
На сегодняшний день можно выделить лишь небольшой ряд специальных исследований о конституционно-правовом статусе ЦБ РФ. Наиболее близкими по тематике работами являются труды Е.В. Лунгу И.В. Целыковского. Однако комплексное исследование в этой сфере отсутствует. Среди сочинений, затрагивающих различные аспекты статуса ЦБ РФ можно выделить работы Е.В. Жильниковой, Д.В. Буданова и Д.А. Шевченко. Отдельно стоит отметить и работу о правовых актах ЦБ РФ .
Помимо указанных авторов, были использованы и изыскания таких ученых как Акимов Н.А., Балашова Т.Н., Беляев М., Бочарова Н.Н., Буданов Д.В., Быстрова Е.Ф., Гейвандов Я.А., Джикаева И.В., Ерофеев С.С., Жильникова Е.В., Земцов А.С., Лаутс Е.Б., Лысова Ю.В., Неверова Н.В., Пастухов Н.А., Пастушенко Е.Н., Просыпкина М.О., Терентьева Н.А., Тихонов К.А., Шевченко О.М., Штанько А.А. и другие.
Происходящие до сих пор (особенности в отношении финансовых рынков) изменения конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации, а также уточнение его роли в государственном механизме требуют всестороннего исследования, в том числе конкретизации конституционно-правового регулирования вопросов организации и деятельности ЦБ РФ.
Методологические основы диссертации составили широко применяемые в работе общенаучные и частно-научные методы познания. Методологическая основа включает диалектический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический методы исследования конституционно-правового статуса ЦБ РФ, его конституционно-правовых основ, полномочий и юридической ответственности.
Поставленные задачи обусловили структуру магистерской диссертации: введение, две главы, которые состоят из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению конституционно-правовых основ деятельности ЦБ РФ, а именно: законодательству Российской Федерации о целях и задачах Банка России, основным принципам организации деятельности ЦБ РФ и особенностям взаимоотношений ЦБ РФ с органами государственной власти.
В главе второй освещены особенности реализации правового статуса ЦБ РФ как субъекта банковских правоотношений (современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса ЦБ РФ, особенности нормативных актов Банка России, и роль Банка России в денежно-кредитной политике государства).
В результате изучения данной темы, нами были сделаны следующие выводы:
1. Учитывая не проходящий характер дискуссий о статусе и природе ЦБ РФ, считаем возможным определить нашу позицию по этому аспекту следующим образом. Полагаем, ЦБ РФ является особым субъектом права специальной компетенции, наделенный, с одной стороны, государственно-властными полномочиями, а с другой, - признаками юридического лица. Это особый субъект права, реализовывающий уникальное предназначение по защите и обеспечению устойчивости рубля, выполнению общего руководства на финансовом рынке РФ, основываясь на принципе независимости своей деятельности от органов всех ветвей власти государства.
2. Учитывая двойственную (дуалистическую) сущность ЦБ РФ, следует считать его конституционно-правовой статус базовым теоретическим понятием, отражающим сущность публично-правового аспекта положения Банка России. В самом общем виде его следует свести к следующему пониманию: «это установленное Конституцией России, конкретизированное в статусно-определяющих и фрагментарно-функциональных нормах правовое положение Центрального банка в системе государственных органов, включающее цель, задачи, а также принципы организации и деятельности, функции и полномочия, реализуемые на основе независимости от иных публичных властных структур».
3. Ведущим основополагающим началом организации деятельности ЦБ РФ следует считать принцип независимости. Этот принцип прямо назван в качестве приоритетного и в самой Конституции РФ. Однако наибольшую сложность составляет определение, ввиду отсутствия разрешения данного вопроса в тексте современного нормативного массива, пределов такой независимости.
Начавшаяся законодательная реформа статуса Банка России ориентируется на модель, основанную на многочисленных согласованиях действий и решений Банка России с Правительством РФ или специальными уполномоченными исполнительными органами. Если функции передаются ЦБ РФ, представляется не правильным связывать его многочисленными «путами» подобных согласований. Правительство РФ, по сути, перекладывает ответственность за страховой и фондовый рынки на Банк России, но при этом оставляет за собой нечто вроде контрольных функций за работой самого ЦБ РФ.
Кроме того, важно расширить наличествующие формы и векторы взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом РФ. Развитие принципа независимости должно привести и к конституционно установленной (а не в тексте ФЗ о ЦБ) возможности ЦБ РФ иметь право законодательной инициативы и самостоятельного обращения в КС РФ.
4. Считаем необходимым поддержать высказанную в литературе
трактовку взаимодействия ЦБ РФ с Президентом РФ и органами государственной власти: это «конституционно детерминированный, способствующий реализации единой денежно-кредитной политике процесс, заключающийся в обоюдных активных действиях публичных властных субъектов по вмененным или инициативным основаниям с учетом функционального разделения государственной власти и специфического публичного положения самого Банка России».
5. Банк России, ввиду своего особого статуса, уполномочен издавать нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации и имеющие подзаконный характер. Однако ФЗ «О Центральном банке РФ» прямо не закрепляет специфику положения нормативных актов ЦБ РФ.
По нашему мнению, сущность категории «нормативный акт», используемой в ФЗ «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», равносильно термину «нормативный правовой акт». В то же время в целях приведения терминологии указанных законов в соответствие с терминологией Конституции РФ предлагается по всему тексту указанных федеральных законов актов унифицировать применение второго термина.
Правовые акты ЦБ РФ составляют важнейшую правовую форму реализации компетенции Банка России по достижению его целей и задач в финансовой сфере. Они являются элементом правовой формы государственного регулирования денежно-кредитных отношений, средством финансово-правовой политики в этой области, основной формой проявления правовой жизни в банковской системе РФ.
На современном этапе представляется важным и целесообразным легализовывать в рамках актов федерального уровня успешно реализовавшиеся нормы позиций ЦБ РФ, которые содержатся в нормативных документах данного органа.
6. Полагаем необходимым включение проводимой общей антикоррупционной политики и в отношение нормотворчества ЦБ РФ. С этой целью необходимо дополнить ст. 7 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» «Антикоррупционная экспертиза нормативных актов Банка России (проектов нормативных актов Банка России) проводится Банком России в порядке, закрепленном Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и нормативными актами Банка России в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации.
7. Вектор совершенствования финансово-правового статуса Банка России, по нашему мнению, следует свести к следующему:
а) Банку России необходимо развивать систему рефинансирования банков, чтобы спектр инструментов рефинансирования позволял банкам решать свои краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проблемы;
б) в целях создания конкурентной банковской системы Банку России следует постепенно внедрять в банковское законодательство положения международных актов.
в) ЦБ РФ стоит последовательно развивать меры, направленные на повышение уровня капитализации банковской системы РФ.
При совершенствовании финансово-правового статуса ЦБ РФ целесообразно учитывать, в том числе, особенности финансово-правовых статусов центральных банков Германии, Швейцарии и Нидерландов, в частности возможность центрального банка единолично разрабатывать основные направления денежно-кредитной политики и ограничиваться при взаимодействии с правительством по вопросам денежной политики консультированием, дачей рекомендаций и предоставлением необходимой информации. Такие мероприятия также будут способствовать укреплению принципа независимости ЦБ РФ.
1. Учитывая не проходящий характер дискуссий о статусе и природе ЦБ РФ, считаем возможным определить нашу позицию по этому аспекту следующим образом. Полагаем, ЦБ РФ является особым субъектом права специальной компетенции, наделенный, с одной стороны, государственно-властными полномочиями, а с другой, - признаками юридического лица. Это особый субъект права, реализовывающий уникальное предназначение по защите и обеспечению устойчивости рубля, выполнению общего руководства на финансовом рынке РФ, основываясь на принципе независимости своей деятельности от органов всех ветвей власти государства.
2. Учитывая двойственную (дуалистическую) сущность ЦБ РФ, следует считать его конституционно-правовой статус базовым теоретическим понятием, отражающим сущность публично-правового аспекта положения Банка России. В самом общем виде его следует свести к следующему пониманию: «это установленное Конституцией России, конкретизированное в статусно-определяющих и фрагментарно-функциональных нормах правовое положение Центрального банка в системе государственных органов, включающее цель, задачи, а также принципы организации и деятельности, функции и полномочия, реализуемые на основе независимости от иных публичных властных структур».
3. Ведущим основополагающим началом организации деятельности ЦБ РФ следует считать принцип независимости. Этот принцип прямо назван в качестве приоритетного и в самой Конституции РФ. Однако наибольшую сложность составляет определение, ввиду отсутствия разрешения данного вопроса в тексте современного нормативного массива, пределов такой независимости.
Начавшаяся законодательная реформа статуса Банка России ориентируется на модель, основанную на многочисленных согласованиях действий и решений Банка России с Правительством РФ или специальными уполномоченными исполнительными органами. Если функции передаются ЦБ РФ, представляется не правильным связывать его многочисленными «путами» подобных согласований. Правительство РФ, по сути, перекладывает ответственность за страховой и фондовый рынки на Банк России, но при этом оставляет за собой нечто вроде контрольных функций за работой самого ЦБ РФ.
Кроме того, важно расширить наличествующие формы и векторы взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом РФ. Развитие принципа независимости должно привести и к конституционно установленной (а не в тексте ФЗ о ЦБ) возможности ЦБ РФ иметь право законодательной инициативы и самостоятельного обращения в КС РФ.
4. Считаем необходимым поддержать высказанную в литературе
трактовку взаимодействия ЦБ РФ с Президентом РФ и органами государственной власти: это «конституционно детерминированный, способствующий реализации единой денежно-кредитной политике процесс, заключающийся в обоюдных активных действиях публичных властных субъектов по вмененным или инициативным основаниям с учетом функционального разделения государственной власти и специфического публичного положения самого Банка России».
5. Банк России, ввиду своего особого статуса, уполномочен издавать нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации и имеющие подзаконный характер. Однако ФЗ «О Центральном банке РФ» прямо не закрепляет специфику положения нормативных актов ЦБ РФ.
По нашему мнению, сущность категории «нормативный акт», используемой в ФЗ «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», равносильно термину «нормативный правовой акт». В то же время в целях приведения терминологии указанных законов в соответствие с терминологией Конституции РФ предлагается по всему тексту указанных федеральных законов актов унифицировать применение второго термина.
Правовые акты ЦБ РФ составляют важнейшую правовую форму реализации компетенции Банка России по достижению его целей и задач в финансовой сфере. Они являются элементом правовой формы государственного регулирования денежно-кредитных отношений, средством финансово-правовой политики в этой области, основной формой проявления правовой жизни в банковской системе РФ.
На современном этапе представляется важным и целесообразным легализовывать в рамках актов федерального уровня успешно реализовавшиеся нормы позиций ЦБ РФ, которые содержатся в нормативных документах данного органа.
6. Полагаем необходимым включение проводимой общей антикоррупционной политики и в отношение нормотворчества ЦБ РФ. С этой целью необходимо дополнить ст. 7 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» «Антикоррупционная экспертиза нормативных актов Банка России (проектов нормативных актов Банка России) проводится Банком России в порядке, закрепленном Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и нормативными актами Банка России в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации.
7. Вектор совершенствования финансово-правового статуса Банка России, по нашему мнению, следует свести к следующему:
а) Банку России необходимо развивать систему рефинансирования банков, чтобы спектр инструментов рефинансирования позволял банкам решать свои краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проблемы;
б) в целях создания конкурентной банковской системы Банку России следует постепенно внедрять в банковское законодательство положения международных актов.
в) ЦБ РФ стоит последовательно развивать меры, направленные на повышение уровня капитализации банковской системы РФ.
При совершенствовании финансово-правового статуса ЦБ РФ целесообразно учитывать, в том числе, особенности финансово-правовых статусов центральных банков Германии, Швейцарии и Нидерландов, в частности возможность центрального банка единолично разрабатывать основные направления денежно-кредитной политики и ограничиваться при взаимодействии с правительством по вопросам денежной политики консультированием, дачей рекомендаций и предоставлением необходимой информации. Такие мероприятия также будут способствовать укреплению принципа независимости ЦБ РФ.
Подобные работы
- Особенности конституционного-правового статуса Центрального Банка
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ О КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(12. 00. 02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦБ РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



