Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкурентоспособность фирм в условиях рыночной экономики (на примере ООО «Актив»)

Работа №8680

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы88 стр.
Год сдачи2017
Стоимость2350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия в условиях
рыночной экономики 11
1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 18
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 22
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Актив» 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 37
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Актив» 43
2.3 Определение конкурентных преимуществ ООО «Актив» и оценка его
конкурентоспособности 52
3 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО
«Актив» 57
3.1 Формирование резервов повышения конкурентоспособности
предприятия 57
3.2 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности
ООО «Актив» 58
4 Социальная ответственность 67
4.1 Разработка программы корпоративной социальной ответственности для
ООО «Актив» 67
4.2 Определение стейкхолдеров программы КСО 69
4.3 Определение элементов программы КСО 70
4.4 Затраты на программы КСО 72
4.5 Ожидаемая эффективность программ КСО 73
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80


РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа 84 с., 5 рис., 18 табл., 50 источников.
Ключевые слова: конкурентоспособность, СВОТ-анализ, PEST-
анализ, конкурентный портфель, конкурентные преимущества.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Актив»
Цель работы - исследование конкурентоспособности предприятия и разработка способов ее повышения.
В процессе исследования проводились: определение конкурентных преимуществ ООО «Актив» и оценка его конкурентоспособности и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Актив».
В результате исследования был проведен анализ конкурентоспособности предприятия, выявлены проблемы и пути решения.
Основные конструктивные, технологические и технико -
эксплуатационные
характеристики:
Степень внедрения: разработанные мероприятия рекомендованы к внедрению
Область применения: маркетинговая стратегия организации.
Экономическая эффективность/значимость работы: разработанные мероприятия экономически целесообразны и эффективны.
В будущем планируется применение разработанных мероприятий в практике ООО «Актив».

Актуальность темы исследования. Одним из необходимых и значимых моментов осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно - за лучшие результаты обращения товаров на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли, так как каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели - максимизации прибыли.
Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке в сравнении с другими организациями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители. В современных условиях развития экономических отношений понятие «конкурентоспособность предприятия» выходит на первый план. Данный показатель является одним из важных индикаторов роста и развития любого предприятия в условиях рыночной системы и развития отечественного производства.
Под термином «конкурентоспособность предприятия» понимается оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги. Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.

Тем не менее, конкурентоспособность предприятия как научная категория еще малоизучена. Причиной данного факта является постоянная изменчивость условий существования, как самого рынка, так и предприятий на нем. Множественные экзогенные и эндогенные характеристики, находящиеся в динамике, постоянно влияют на конкурентоспособность предприятия.
Степень разработанности темы исследования. Теория
конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра
ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования, сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей [35].
Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли: Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Дж. Робинсон,Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л, Азоев, Ю.И. Коробов,Л.П. Кураков, Л.Г. Раменский, РА. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др.
Вопросами изучения и исследования конкурентоспособности предприятия, а также оценки конкурентоспособности предприятия занимались такие ученые, как Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А.С. Глухова, П.С. Завьялова, Г.Л. Багиева, Т.А. Блашенкова, М.О. Ермолова, А.П. Градов,
В.С. Ефремов, Т.М. Каретникова, И.К. Максимова, Н.С. Яшин, Т. Коно, Г. Минтсберг, М. Портер, Ф. Котлер, Р.Т. Паскаль, Т. Петерс, Н. Петс и др.
Исследование конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Теоретическая и практическая значимость изучения конкурентоспособности предприятий, необходимость исследования данного вопроса в связи с повышением конкуренции в различных отраслях предопределили выбор темы исследования, цели и задачи.
Цель исследования: исследование конкурентоспособности
предприятия и разработка способов ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Дать понятие и раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
3. Изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия.
4. Дать характеристику предприятия ООО «Актив».
5. Проанализировать рынок поставщиков предприятия OOO «Актив»
6. Провести ассортиментный анализ ООО «Актив».
7. Провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Актив».
8. Обозначить способы повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях
Объект исследования: торговое предприятие ООО «Актив».
Предметом исследования является процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия
Практическая значимость исследования. Основные положения исследования могут быть использованы в качестве лекционного материала, а также в качестве рекомендаций при анализе конкурентоспособности предприятия.
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии и учебная литература, раскрывающие те или иные вопросы, касающиеся стратегического планирования и менеджмента, управлении конкурентоспособностью на предприятии, конкурентоспособности предприятия, методов оценки конкурентоспособности предприятия. При написании работы использовались труды таких авторов как Арбатская Е.А., Данилов И.П., Ковалев В.В., Коровина Н.А., Липсиц И.В., Максимов И., Мескон М.Х., Морякова А.В., Портер М.Э., Фатхутдинов Р.А. и другие.
В качестве информационной базы исследования были использованы открытые данные ООО «Актив», экономико-статистическая информация, аналитические материалы, первичные и аналитические бухгалтерские данные, которые детализируют отдельные статьи баланса.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, логический, сравнительного правоведения, диалектический, метод единства теории и практики.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!



На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме конкурентоспособности предприятия, и признаваемую значимость данной проблемы, в настоящее время не существует единой теории конкурентоспособности. В частности, нет общепринятого определения понятия «конкурентоспособность предприятия». Исследователи изучают конкурентоспособность предприятий с различных позиций, делая при этом акцент на разнообразные аспекты конкурентоспособности: эффективность использования ресурсов, отдельные факторы и их сочетания, доля рынка и т.д. Отсутствие общепринятого определения конкурентоспособности предприятия затрудняет формирование адекватного подхода к ее оценке, которая крайне необходима при анализе возможностей ее повышения.
На основании проведенного анализа можно сформулировать следующее определение конкурентоспособности предприятия, под которой понимается комплексная характеристика (способность) предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени и в пределах своей компетенции обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность с учетом адаптации к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, а также выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие рыночные преимущества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Конкурентоспособность предприятия - это его способность эффективно работать в динамично развивающейся конкурентной среде, производить и реализовывать свою продукцию по ценам не ниже среднерыночных.
В наибольшей степени, возможно, повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.
Конкурентоспособность организации зависит от внешних и внутренних факторов. Внешними являются экономическая политика государства, наличие конкурентов, спрос на продукцию, платежеспособность потребителей и др. К внутренним факторам относятся такие, как производственные ресурсы предприятия и рациональное их использование, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия, применение прогрессивной техники и технологии, эффективное управление предприятием и рациональная организация труда и производства, эффективность рекламы, репутация продукции и др.
Необходимо отметить, что конкурентоспособность предприятия обеспечивается умелым использованием предприятием организационно - управленческих, научно-технических, экономическо-производственных, маркетинговых и иных средств ведения эффективной хозяйственной деятельности. Таким образом, в выигрыше оказываются те фирмы, которые сумели создать на рынке благоприятные условия для рыночного успеха своего предприятия. Иначе говоря, данные предприятия будут конкурентоспособны и экономически устойчивыми.
Анализ конкурентов показал, что ООО «Актив» занимает устойчивое положение на рынке оптовой и розничной торговли в своем сегменте на рынке г. Томска и Томской области, но руководству следует обратить внимание на уровень рекламной деятельности. В конкуренции очень большое место занимает реклама, так как именно благодаря ей увеличивается поток покупателей.
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Актив» показал, что основными факторами и слабыми сторонами сдерживающими дальнейшее развитие торгового предприятия, являются: отсутствие долгосрочного планирования, низкая рекламная деятельность, которая не является достаточно эффективной в настоящий период времени и низкий уровень маркетинговых исследований. К внешним угрозам для ООО «Актив» можно отнести: риск изменения налогового законодательства, в частности увеличения налоговых ставок; обесценивание накоплений организации в связи с ростом инфляции.
В результате проведенного анализа были выявлены наиболее значимые сильные стороны ООО «Актив», обеспечивающие конкурентные преимущества. К ним относятся: во-первых, возможность поддержания более низких цен по сравнению с основными участниками рынка и наличие собственных средств, необходимых для развития, что дает ООО «Актив» возможность увеличения доли рынка; во-вторых, высокая востребованность услуг корпоративными клиентами, способствуют быстрой оборачиваемости капиталов. А так же высокий профессионализм управленческих кадров, который позволяет ООО «Актив» вовремя среагировать на изменяющиеся условия внешней среды, нейтрализовать угрозы и воспользоваться возможностями внешней среды.
Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов, в повышении конкурентоспособности предприятия первостепенное значение принадлежит нематериальным активам. При этом в рамках каждой концепции повышения конкурентоспособности используется, преимущественно, свой набор нематериальных активов, за счет которых происходит развитие предприятия и улучшение его позиций на рынке.
В заключение отметим, что преимущества, формируемые различными подходами к повышению конкурентоспособности (высокое качество продукции, командная работа, снижение издержек и др.) проявляют себя исключительно в процессе функционирования предприятия в рыночных условиях. Существование предприятия предполагает развитие уникальных компетенций, позволяющих предприятию быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и создавать общие ценности с контрагентами. Следовательно, в современных условиях повышение конкурентоспособности предприятия должно быть основано на таких нематериальных активах, которые в полной мере учитывают влияние и изменение внешней среды и способствуют созданию совместной с предприятием ценности для контрагентов.


1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2012. 256 с.
2. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Известия иркутской государственной экономической академии. 2012. №1.
С. 121.
3. Ахматова М. Попов Е.Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2013. № 4. С. 38.
4. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. М.: Пресс-сервис. 294 с.
5. Данилов И.П. Бенчмаркинг эффективный инструмент повышения конкурентоспособности [Электронный ресурс] / Электронная версия печатной публикации. URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/ section_22 /article_2282/. (дата обращения 19.03.2017).
6. Демин С.А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях // Вестник омского университета. 2011. №3. C. 329.
7. Должанский И.З., Загорная Т.О. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. Макеевка: Донецк-Норд-Пресс, Макеевский экономико-гуманитарный институт, 2010. 425 с.
8. Жамойда А.А. Концепция конкурентоспособности предприятия // Экономика промышленности. 2015. №40. С. 66.
9. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 468 с.
10.Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 4 (24). С. 27.
11. Калдыбаев О., Темирбаев А. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие. Алматы: Санат, 2011. 208 с.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2012. 342 с.
13. Кокарев Д.В. Внешняя среда и конкурентоспособность предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 81. С. 63.
14. Коровина Н.А. О методике анализа конкурентоспособности предприятий. // Научные труды ДГТРУ. 2010. №22. С. 124.
15. Ларин В.М., Яшин Н.С. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2013. 342 с.
16. Лашина М.В. Концептуальные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 3. С. 57.
17. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело ЛТД, 1993. 352 с.
18. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособность. М.: Издательство РДЛ, 2011. 328 с.
19. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 2012. № 3. С. 39.
20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2003. 211 с.
21. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика: монография. Омск: Издание Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. 211 с.
22. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-пресс, 2012. 284 с.
23. Морякова А.В., Емельянова О.С. Система управления и методика оценки конкурентоспособности предприятия. Том 1. М., 2011. 228 с.
24. Неретина Е.А., Соловьев Т.Г. Маркетинг взаимоотношений: предпосылки возникновения и реальные практики // Вестник Саровского физтеха. 2010. №4. С. 45.
25. Павлов В.А. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предприятий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. №12. С. 100.
26. Плеханова И.В. Конкурентоспособность как основное направление стратегического планирования на предприятии // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. №5. С. 165.
27. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. № 1. С. 211.
28. Портер М.Э. Конкуренция: Учебное пособие. М.: ИД Вильямс, 2010. 896 с.
29. Пулова Л.Б. Институциональные перемены и модернизация // Известия СПбУЭФ. 2014. № 2. С. 14.
30. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 18.
31. Русак Е.С., Сапелкина Е.И. Экономика предприятия: ответы на экзаменационные вопросы. 2-е издание. Минск: ТетраСистемс, 2010. 475 с.
32. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 432 с.
33. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Новое знание, 2012. 453 с.
34. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Велби Проспект, 2012. 436 с.
35. Трубилин А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективного производства // АПК: экономика, управление. 2016. №12. С. 46.
36. Фасхиев Х. Модель управления конкурентоспособностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2. С. 80.
37. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 8-е издание. СПб.: Питер, 2012. 368 с.
38. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2012. 325 с.
39. Фролова В.В. Систематизация подходов к классификации стратегий развития предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №17. С. 9.
40.Чайникова Л.Н., В.Н. Чайников. Конкурентоспособность предприятия: учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. 322 с.
41. Черников А. А. Методы и модели стратегического управления предприятием // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, серия экономика и финансы. 2004. № 2. С. 163-169.
42.Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». URL: http://www.cfin.ru / (дата обращения: 12.03.2017).
43. Ширшова Л.В. Основы анализа и методы оценки конкурентоспособности предприятия // Вестник МГАДА. Серия: Экономика. 2013. №6. С. 118.
44. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; «ГНОМ- ПРЕСС», 2011. 384 с.
45. Юрлов М.С., Молоков М.А. Необходимость обновления матриц портфельного анализа в системе стратегического планирования // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. №13. С. 339.
46. Яковлев А., Станоткина Н.И. Современные методы портфельного анализа // Сборник трудов ВУЗов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2015. №28. С. 251.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ