Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Действие правовых актов управления в пространстве, во времени и по кругу лиц

Работа №86785

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и значение правового акта управления 7
§1. Понятие правового акта управления 7
§2. Признаки правового акта управления 13
§3. Юридическое значение правового акта управления 17
Глава 2. Действие правового акта управления 28
§1. Действие правового акта управления в пространстве 28
§2. Действие правового акта управления во времени 34
§3. Действие правового акта управления по кругу лиц 44
Глава 3. Порядок вступления в законную силу, приостановление, отмена
правового акта управления 49
§ 1. Порядок вступления в законную силу правового акта управления 48
§2. Приостановление правового акта управления 55
§3. Отмена правового акта управления 59
Заключение 70
Список использованной литературы 75
Приложения

Проблема правовых актов управления всегда занимала одно из центральных мест в теории административного права.
В современных условиях в связи с кардинальными изменениями, происходящими в административно-политической, экономической, социальной и других сферах государственного управления, постоянно возрастает актуальность проблемы правовых актов как основной юридической формы управленческих решений, обеспечивающей осуществление управленческой деятельности и исполнительной власти. В связи с этим в настоящее время в науке административного права большое внимание уделяется изучению названной проблемы.
Актуальность темы исследования. В современных условиях проведения активных государственно-правовых преобразований, поиска оптимальных моделей взаимодействия государства и общества на первый план выдвигаются вопросы создания эффективной системы исполнительной власти. Действующая концепция административного реформирования свидетельствует, что на исполнительную власть возлагаются значительные задачи и функции: федеральные органы исполнительной власти осуществляют выработку государственной политики и функцию нормативно-правового регулирования.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании правовых актов управления, проблем их неэффективности, проблем несоответствия законодательству, порядку отмены. В частности, в работе рассматривается порядок оспаривания правовых актов управления на основании изменившегося законодательства - Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, предпринимается попытка исследования проблемы правовых актов управления, обобщения и систематизирования результатов изучения сущности и юридической природы указанных актов, практики их издания, исполнения, отмены, в том числе - в судах республики Татарстан, что придает особую значимость проведенному исследованию на региональном уровне.
Очевиден факт признания за федеральными органами исполнительной власти статуса правотворческих органов, способных компетентно и оперативно реагировать на изменяющиеся условия общественной жизни. Кроме того, государственное управление как процесс требует принятия управленческих решений, и правотворчество органов исполнительной власти направлено на нормативное обеспечение действия закона, то есть на его исполнение.
Правовые акты управления - действия аппарата государственного управления, направленные на установление или изменение норм права на возникновение, изменение правоотношений в сфере государственного управления.
Правовая природа правового акта управления являет собой вариант юридического оформления управленческих решений. В свою очередь, субъект системы исполнительной власти (орган или должностное лицо) путем его издания решает возникающие в процессе управленческой деятельности общие или индивидуальные вопросы с целью реализации поставленных задач. В этом случае правовые акты управления издаются только полномочными субъектами системы исполнительных органов власти в пределах компетенции. Правовой акт управления, в сущности подзаконный акт, издается исключительно полномочным субъектом, представляющим исполнительную власть, и исключительно в соответствии с Конституцией РФ, иными нормативными правовыми актами.
Правовой акт управления проявляет в себе властную природу государственно-управленческой деятельности, т.к. это волеизъявление, характеризующееся как одностороннее и юридически властное, изданное соответствующим представителем исполнительной власти, находит свое выражение именно в нем.
Юридически властное предписание субъекта исполнительной власти обязательно для лица, к кому оно адресовано, оно закрепляет правило поведения в сфере государственного управления. Отметим, что правовой акт управления предназначен для создания юридической основы для 4
возникновения, изменения или прекращения публичных, или частных общественных отношений (содержит соответствующие административно- правовые нормы), либо предназначен для установления юридического факта, который непосредственно порождает, изменяет или прекращает конкретизированные в норме правоотношения. Правовой акт управления требует издания в форме письменного юридического документа, что вызывает необходимость следования определенным, официально установленным правилам (процедурам), которые предусматривают особый порядок подготовки и обсуждения проекта, проведения экспертиз, утверждения и т.д. Но правовые акты управления могут быть выражены и в устной форме (к примеру, в служебных отношениях между непосредственным руководителем и подчиненным ему служащим). Правовые акты управления нередко характеризуются и как конклюдентные повеления, не имеющие характера письменного акта (сигналы светофора, свисток сотрудника полиции, дорожный знак и т.п.).
С помощью правовых актов проявляется властная воля органа государственного управления, в сою очередь эта воля является необходимым средством.
Правовые акты управления — важные средства практической реализации целей и функций исполнительной власти, основная форма их исполнительно - распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе непосредственного руководства разными отраслями и сферами государственной деятельности.
Цель работы - провести теоретическое и практическое исследование действия правовых актов управления в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Достижение указанной цели потребовало решение в процессе исследования следующих задач:
- проанализировать понятие и признаки правовых актов управления;
- рассмотреть содержания функций правовых актов управления;
- охарактеризовать виды правовых актов управления;
- определить требования, которым должны соответствовать правовые акты управления;
- изучить действие правовых актов управления.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с принятием и действием правовых актов управления.
Предмет исследования составляют нормы действующего
законодательства, правоприменительная практика, а также взгляды и мнения правоведов по рассматриваемым вопросам.
В работе использовались диалектический метод познания, анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также системный, сравнительный, структурно¬функциональный, формально-логический, исторический и другие общенаучные методы исследования. Правовая проблематика работы предопределила использование формально-юридического, сравнительно-правового,
статистического и иных методов научного исследования.
Источниковая база исследования. При проведении исследования по теме работы были проанализированы нормы действующего законодательства, материалы административной и судебной практики.
Теоретическую основу исследования составили труды правоведов, особое внимание было уделено работам таких авторов Н.И. Глазунова, А.А. Дарбинян, М.А. Лапина, М.В. Костенников и других.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Основной административно-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты управления — один из видов правовых актов государства.
В процессе государственного управления возникает потребность в детализации норм законов, которая осуществляется путем издания нормативных актов управления. Содержащиеся в них правовые нормы направлены на обеспечение конкретного оперативного и дифференцированного руководства.
Акт государственного управления — это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
С помощью актов управления осуществляется и реализация норм права в ходе управленческой деятельности, обеспечивающая должное поведение участников соответствующих правовых отношений. Издание актов управления — часть управленческой деятельности, одно из ее проявлений.
Отличительные черты правовых актов управления:
1) возникают в процессе деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти, в интересах реализации задач и функций этой власти выражают волю государства, влекут юридически значимые последствия;
2) издаются только полномочными субъектами исполнительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;
3) носят подзаконный характер;
4) императивны: содержат в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата;
5) определяют правила должного поведения в сфере управления;
6) должны быть надлежащим образом оформлены для придания им формы правового акта;
7) могут быть в установленном порядке опротестованы, обжалованы;
8) в случае несоблюдения содержащихся в них юридически властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.
В силу своего многообразия акты, издаваемые органами исполнительной власти, квалифицируются по многим основаниям: по юридическим свойствам; по органам, их издающим; по юридической силе; по территории, на которой действуют содержащиеся в актах предписания; по форме выражения, адресатам, времени действия, порядку издания и т.д. Иногда используется не один, а несколько критериев, в частности, при выделении группы актов, к которым необходимо предъявлять дополнительные требования.
Основной критерий классификации актов управления — их юридические свойства. В зависимости от этого акты управления делятся на два основных вида: нормативные и индивидуальные.
Правовая природа правового акта управления являет собой вариант юридического оформления управленческих решений. В свою очередь, субъект системы исполнительной власти (орган или должностное лицо) путем его издания решает возникающие в процессе управленческой деятельности общие или индивидуальные вопросы с целью реализации поставленных задач.
Правовой акт управления проявляет в себе властную природу государственно-управленческой деятельности, т.к. это волеизъявление, характеризующееся как одностороннее и юридически властное, изданное соответствующим представителем исполнительной власти, находит свое выражение именно в нем.
Акты государственного управления издаются преимущественно и главным образом не в связи с нарушением права, а в целях организации общественных отношений в различных областях общественной жизни. С их 71
помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти.
Акт государственного управления, так же, как и закон, является юридическим актом, регулирующим общественные отношения. Но акт государственного управления имеет силу лишь в том случае, если он издан и соответствии с законом, на основе и во исполнение закона, в целях его реализации.
Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права.
Вступление правового акта в силу означает, что его предписания становятся обязательными для тех, на кого распространяется его действие. Его соблюдение, а в установленных случаях и применение являются обязательными для государственных органов и физических лиц до тех пор, пока он не отменен или не изменен в законном порядке. Правовые акты управления вступают в силу с момента, определенного общими правилами вступления их в силу (с момента их официального опубликования, либо установленного для данного их вида, либо указанных в самом акте. Правовой акт управления может вступать в силу в полном объеме либо с отложенными сроками вступления в силу отдельных его частей или норм.
Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства.
Региональные акты обычно распространяются на граждан, проживающих в указанном регионе. Кроме того, круг лиц, на которых распространяется действие акта управления может явствовать из существа такого акта.
При решении вопроса о времени вступления в силу правовых актов управления (административных актов), нормативных актов принципиальное значение имеет положение статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой все законы, а также любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации.
Приостановление акта управления - официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы),
В соответствии со ст. 223 Кодекса по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.
В правовой литературе выделяют два основных способа утраты правовыми актами управления юридической силы: «позитивные» способы - при них правовой акт являлся законным, но тем не менее потерял юридическую силу ввиду истечения срока действия правового акта или издание нового акта, заменяющего старый, «негативные» способы - при них акт является незаконным, и вследствие этого теряет юридическую силу. Указанные акты можно отменить посредством обжалования в судебном порядке, а также в порядке обжалования вышестоящему органу или должностному лицу.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «О Конституционном Суде Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. «О Правительстве Российской Федерации»: федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) //
Российская газета. - N 245, 23.12.1997.
4. «О чрезвычайном положении»: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
5. «О прокуратуре Российской Федерации»: федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994, N 32, ст. 3302.
8. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 20.06.1994, N 8, ст. 801. 

правоохранительных и контролирующих органов»: федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. - 24.04.1995, N 17, ст. 1455
10. «Об общественных объединениях»: федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. - 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
12. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»: Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996, N 25, ст. 2955.
13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 13.01.1997, N 2, ст. 198.
14. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
15. «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
16. «О свободе совести и о религиозных объединениях»: федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
17. «О статусе военнослужащих»: федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
18. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
20. «О гражданстве»: федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
21. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
22. «О лицензировании отдельных видов деятельности»: федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
23. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
24. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 10.12.1998
25. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 12, 1994
26. «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года № 1428 (ред. от 03.03.17) // Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995, N 3, ст. 190.
27. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»: указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 27.05.1996, N 22, ст. 2663.
28. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»: постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 // Собрание законодательства РФ. - 18.08.1997, N 33, ст. 3895 (ред. от 15.10.2016).
29. «О пересчете размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР»: указ Президента РФ от 21 января 2003 года №65 // Собрание законодательства РФ. - 27.01.2003. - N 4, ст. 295
30. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945 (ред. от 07.12.2016).
31. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»: федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) // Собрание законодательства РФ. - 28.07.1997, N 30, ст. 3595 (документ утратил силу)
32. «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих»: указ Президента РФ от 17.12.2002 N 1413 (ред. от 06.08.2005) // Собрание законодательства РФ", 23.12.2002, N 51, ст. 5063 (документ утратил силу).
Специальная литература
1. Административное право России: Курс лекций/ Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007. С. 317; Административное право России: Учебник / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2010. С. 123-158. 38
2. Васильев Р.Ф. Акты управления. — М. : Норма, 2016. - С. 139-140.
3. Воронин И.К. Теоретико-правовые аспекты правового акта управления (на примере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) // Административное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 124 - 131.
4. Деменчук Д.В. Оспоримость и ничтожность правовых актов управления // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 55 - 57.
5. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административно-правовых актов управления // Административное право и процесс. 2016. N 3. С. 8 - 10.
6. Коренев А.П. Административное право России. - М. : Проспект, 2015. - С. 194.
7. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. С. 324.
8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е издание, исправленное и дополненное - Москва: Спарк, 2000 год, стр. 303-305).
9. Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 310 с.
10. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.
11. Россинский Б.В. Административное право. - М. : Норма, 2015. - С. 164-165.
12. Савостин А.А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в условиях социальных реформ. — М. : Проспект, 2010. — С. 56.
13. Смоленский М.Б. Административное право. / М.Б. Смоленский. - Ростов- на-Дону: "Феникс", 2005, с. 132.
14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. — М. : Юристь, 2012. — С. 280.
15. Теория государства и права: Учебник/ Под редакцией Бабаева В.К. - Москва: Юристъ, 1999 год.( стр. 340-341).
16. Теория государства и права. Курс лекций// под ред. Н.И. Матузова. Москва. Юрист. 2005.
Материалы юридической практики
1. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 сентября 2012 г. N Ф06-6979/12 по делу N А65-12355/2012. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : https: //kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 12.03.17)
2. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 г. N Ф06-12232/13 по делу N А65-816/2014. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : https://kad.arbitr.ru/(дата обращения: 10.03.17)
3. Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2016 г. N 11-АПГ16-8. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : 11Пр:/Аууу.У51Тги/(дага обращения: 12.01.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ