ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
|
Введение 3
Глава I. Основные концепции разграничения частного и публичного права 6
§ 1.1 Материальные теории 6
§ 1.2 Формальные теории 11
§1.3 Смешанные («синтетические») теории 17
Глава II. Публичное и частное право в правовых семьях современности 25
§2.1 Деление право на публичное и частное в романо-германской
правовой семье 25
§2.2 Публичное и частное право в иных правовых семьях современности 33
Глава III. Взаимодействие частного и публичного права в российской правовой системе 47
§3.1 История развития взаимодействия частного и публичного права в
России 47
§3.2 Общая характеристика соотношения частного и публичного права в
современном российском праве 61
Заключение 72
Список литературы
Глава I. Основные концепции разграничения частного и публичного права 6
§ 1.1 Материальные теории 6
§ 1.2 Формальные теории 11
§1.3 Смешанные («синтетические») теории 17
Глава II. Публичное и частное право в правовых семьях современности 25
§2.1 Деление право на публичное и частное в романо-германской
правовой семье 25
§2.2 Публичное и частное право в иных правовых семьях современности 33
Глава III. Взаимодействие частного и публичного права в российской правовой системе 47
§3.1 История развития взаимодействия частного и публичного права в
России 47
§3.2 Общая характеристика соотношения частного и публичного права в
современном российском праве 61
Заключение 72
Список литературы
Актуальность исследования. На современном этапе развития Российское государство претерпевает значительные изменения, связанные с преобразованием общественно-политического строя, переоценкой своего прошлого и возрастанием роли права. После распада СССР и отказа от идеологии социализма, формируется новая правовая система российского общества, основанная на демократических принципах.
Одним из определяющих критериев демократизации государства является устойчивое развитие частного и публичного права, разумное сочетание и баланс частноправовых и публично-правовых интересов, поддержание частной инициативы во благо экономического, правового, политического и духовного развития общества в целом.
Существенным фактором становления правового государства является возврат российской правовой мысли к пониманию необходимости разделения права на публичное и частное, объективно существующее в странах, относящихся к романо-германской правовой семье. Отсутствие научных разработок по рассматриваемой проблематике в советский период неизбежно влечет необходимость исследования дуализма права с позиций дореволюционных и современных российских теорий, а также взглядов зарубежных правоведов на проблему разграничения публичного и частного права, поиск оптимальных критериев разграничения этих правовых комплексов. Но несмотря на активность в исследовании этих вопросов, разработать единую концепцию соотношения публичного и частного права так и не удалось.
Частное и публичное право— это два совершенно разных по своему характеру и правовой природе комплекса. Первый основан на индивидуальном интересе лица, свободе его воли, выборе цели, средств ее достижения, результата и процесса осуществления. Публичное право не основано на свободе выбора и регулирует правоотношения, предполагающие одностороннее властное воздействие одного из его субъектов отношения на другого. В законодательстве должны быть четко определены задачи и функции публичных органов, их компетенция и полномочия, а также юридические процедуры.
Традиционно к частному праву принято относить гражданское право (включая вещное, обязательственное и наследственное право, право интеллектуальной и промышленной собственности), семейное, трудовое, международное частное право, торговое (коммерческое право). Несомненно, комплексный характер носят такие отрасли права, как предпринимательское, земельное и природоресурсовое право. В сферу публичного права включаются конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, международное публичное право, процессуальные отрасли права.
За последние два десятилетия российская правовая наука смогла не только заново сформулировать подходы относительно структурного деления права, но и, основываясь на них, обеспечить правовое регулирование частноправовых и публично-правовых отношений. Между тем, такое регулирование, а равно согласование между собой правовых норм, объективно характеризуются значительно более низким качеством проработки.
Нынешнее социально-экономическое положение в стране требует проведения серьезных преобразований во многих сферах жизни общества путем правотворческой деятельности. Принятие целого комплекса законов требует необходимость тщательного согласования вновь принимаемых правовых норм и между собой, и с положениями, содержащимися во всей системе нормативных актов, принятых ранее. В соответствии с этим актуальность исследования определяется также потребностью адекватного отражения публичных и частных интересов в формирующемся российском законодательстве. Теоретическое изучение проблемы актуализируется практической необходимостью разграничения публичного и частного права.
Предметом исследования является понятие частного и публичного права, особенности их эволюции и их соотношение в ведущих правовых семьях современности и в российской правовой системе. Учитывая сложность и многогранность проблемы, изучение данного соотношения в правореализации требует отдельного исследования.
Цель и задачи. Целью настоящего исследования является формирование комплексного представления о взаимодействии норм публичного и частного права.
Указанная цель достигается посредством последовательного решения следующих взаимосвязанных задач:
1) Исследовать вопрос о правовой природе частного и публичного права, критериях их разграничения на основании существующих теорий;
2) Определить соотношение частного и публичного права, их
взаимоотношение между собой на уровне правовых семей современности;
3) Осуществить анализ действующего законодательства с целью выявления основного уровня, на котором можно отличить частное право от публичного;
4) Установить истоки возникновения и развития дихотомии права в рамках российской правовой системы и определить ее дальнейшие тенденции функционирования.
Методологическую основу исследования составили самые различные взгляды на природу дуализма права. Для их оценки и анализа были использованы категории и законы диалектики с позиций системности, историзма, выявления всеобщего и частного.
В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также исследование ряда конкретных вопросов проводилось при помощи историко-правового и сравнительно-правового метода, формально-юридического анализа и методов интерпретации (толкования).
Одним из определяющих критериев демократизации государства является устойчивое развитие частного и публичного права, разумное сочетание и баланс частноправовых и публично-правовых интересов, поддержание частной инициативы во благо экономического, правового, политического и духовного развития общества в целом.
Существенным фактором становления правового государства является возврат российской правовой мысли к пониманию необходимости разделения права на публичное и частное, объективно существующее в странах, относящихся к романо-германской правовой семье. Отсутствие научных разработок по рассматриваемой проблематике в советский период неизбежно влечет необходимость исследования дуализма права с позиций дореволюционных и современных российских теорий, а также взглядов зарубежных правоведов на проблему разграничения публичного и частного права, поиск оптимальных критериев разграничения этих правовых комплексов. Но несмотря на активность в исследовании этих вопросов, разработать единую концепцию соотношения публичного и частного права так и не удалось.
Частное и публичное право— это два совершенно разных по своему характеру и правовой природе комплекса. Первый основан на индивидуальном интересе лица, свободе его воли, выборе цели, средств ее достижения, результата и процесса осуществления. Публичное право не основано на свободе выбора и регулирует правоотношения, предполагающие одностороннее властное воздействие одного из его субъектов отношения на другого. В законодательстве должны быть четко определены задачи и функции публичных органов, их компетенция и полномочия, а также юридические процедуры.
Традиционно к частному праву принято относить гражданское право (включая вещное, обязательственное и наследственное право, право интеллектуальной и промышленной собственности), семейное, трудовое, международное частное право, торговое (коммерческое право). Несомненно, комплексный характер носят такие отрасли права, как предпринимательское, земельное и природоресурсовое право. В сферу публичного права включаются конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, международное публичное право, процессуальные отрасли права.
За последние два десятилетия российская правовая наука смогла не только заново сформулировать подходы относительно структурного деления права, но и, основываясь на них, обеспечить правовое регулирование частноправовых и публично-правовых отношений. Между тем, такое регулирование, а равно согласование между собой правовых норм, объективно характеризуются значительно более низким качеством проработки.
Нынешнее социально-экономическое положение в стране требует проведения серьезных преобразований во многих сферах жизни общества путем правотворческой деятельности. Принятие целого комплекса законов требует необходимость тщательного согласования вновь принимаемых правовых норм и между собой, и с положениями, содержащимися во всей системе нормативных актов, принятых ранее. В соответствии с этим актуальность исследования определяется также потребностью адекватного отражения публичных и частных интересов в формирующемся российском законодательстве. Теоретическое изучение проблемы актуализируется практической необходимостью разграничения публичного и частного права.
Предметом исследования является понятие частного и публичного права, особенности их эволюции и их соотношение в ведущих правовых семьях современности и в российской правовой системе. Учитывая сложность и многогранность проблемы, изучение данного соотношения в правореализации требует отдельного исследования.
Цель и задачи. Целью настоящего исследования является формирование комплексного представления о взаимодействии норм публичного и частного права.
Указанная цель достигается посредством последовательного решения следующих взаимосвязанных задач:
1) Исследовать вопрос о правовой природе частного и публичного права, критериях их разграничения на основании существующих теорий;
2) Определить соотношение частного и публичного права, их
взаимоотношение между собой на уровне правовых семей современности;
3) Осуществить анализ действующего законодательства с целью выявления основного уровня, на котором можно отличить частное право от публичного;
4) Установить истоки возникновения и развития дихотомии права в рамках российской правовой системы и определить ее дальнейшие тенденции функционирования.
Методологическую основу исследования составили самые различные взгляды на природу дуализма права. Для их оценки и анализа были использованы категории и законы диалектики с позиций системности, историзма, выявления всеобщего и частного.
В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также исследование ряда конкретных вопросов проводилось при помощи историко-правового и сравнительно-правового метода, формально-юридического анализа и методов интерпретации (толкования).
Проведенное в дипломной работе исследование позволило сделать ряд выводов.
Во-первых необходимо отметить, что вопрос о правовой природе частного и публичного права, критериях их разграничения был и остается дискуссионным.
Проведя системный анализ существующих на сегодняшний день взглядов ученых на данную проблему, действующего российского и зарубежного законодательства, можно бесспорно утверждать, что исключительно частноправовой или публично-правовой отрасли права не существует. Элементы публично-правового характера присутствуют в отраслях частного права и наоборот. В результате изучения и систематизации теорий разграничения публичного и частного права, сделан вывод, что на этапе правообразования определяющим является материальный критерий, ибо интерес предстает фактором, определяющим цели правотворчества. В то же время интерес, степень и формы его общественного осознания являются эволюционирующими категориями, что постоянно размывает четкие границы частного и публичного в позитивном праве. Проблема соотношения частных и публичных интересов порождает проблему их баланса, соответствия одних другим. Проблема может быть раскрыта через единство сфер общественной жизни, что непременно должно находить отражение в законодательной и правоприменительной практике во избежание неопределённости.
Во-вторых, соотношение частного и публичного права характеризуется тенденциями их интеграции и усилением взаимодействия между собой.
Сочетание частного и публичного интересов должно выражается в необходимости определения разумных границ частноправовых приоритетов и недопустимости противопоставления публичных и частных интересов друг другу. Публичное право призвано охранять интересы отдельной личности посредством охраны общества в целом. При столкновении этих интересов приоритет интересов общества может иметь место только при условии обеспечения интересов индивида, что достигается установлением законодателем положений, исключающих возможность злоупотребления их правами. Таким образом, частный интерес не может быть реализован вне публичного правопорядка, а публичный интерес утрачивает смысл, если он прямо или косвенно не направлен на обеспечение реализации частного. Из этого следует, что частное и публичное право, определяющие соответствующие интересы, являются двумя тесно взаимодействующими составляющими единой интегрированной системы.
Относительная самостоятельность публичной и частной сфер правового регулирования обуславливается объективными факторами исторического развития, что нашло свое отражение в античном праве, а также в возникновении романо-германской правовой системы.
В-третьих, основным уровнем, на котором можно отличить частное право от публичного, является норма права, закрепляющая конкретный правовой интерес. Именно на уровне первичных элементов системы права устанавливаются критерии дуализма права. Фрагментарное включение частноправовых норм в публичное право и наоборот обусловливает взаимопроникновение частных и публичных начал, и не меняет публичной или частноправовой направленности отрасли права в целом. Метод правового регулирования также устанавливается в норме права. Сочетание интересов и методов в правовой норме позволяет собрать элементарные частицы в более сложные конструкции, такие как правовые институты и отрасли права.
В-четвертых, для уяснения условий существования и развития дихотомии права в современной России необходимо обращаться к ее историческому наследию. Изучение разработок проблемы в дореволюционной правовой доктрине во многом облегчает ее понимание и развитие на современном этапе. Однако исторический опыт связан не только с выработкой приемлемых правовых конструкций, но и с их глубокими изменениями и длительным забвением. Данное обстоятельство необходимо учитывать при формировании системы права демократической России.
Во-первых необходимо отметить, что вопрос о правовой природе частного и публичного права, критериях их разграничения был и остается дискуссионным.
Проведя системный анализ существующих на сегодняшний день взглядов ученых на данную проблему, действующего российского и зарубежного законодательства, можно бесспорно утверждать, что исключительно частноправовой или публично-правовой отрасли права не существует. Элементы публично-правового характера присутствуют в отраслях частного права и наоборот. В результате изучения и систематизации теорий разграничения публичного и частного права, сделан вывод, что на этапе правообразования определяющим является материальный критерий, ибо интерес предстает фактором, определяющим цели правотворчества. В то же время интерес, степень и формы его общественного осознания являются эволюционирующими категориями, что постоянно размывает четкие границы частного и публичного в позитивном праве. Проблема соотношения частных и публичных интересов порождает проблему их баланса, соответствия одних другим. Проблема может быть раскрыта через единство сфер общественной жизни, что непременно должно находить отражение в законодательной и правоприменительной практике во избежание неопределённости.
Во-вторых, соотношение частного и публичного права характеризуется тенденциями их интеграции и усилением взаимодействия между собой.
Сочетание частного и публичного интересов должно выражается в необходимости определения разумных границ частноправовых приоритетов и недопустимости противопоставления публичных и частных интересов друг другу. Публичное право призвано охранять интересы отдельной личности посредством охраны общества в целом. При столкновении этих интересов приоритет интересов общества может иметь место только при условии обеспечения интересов индивида, что достигается установлением законодателем положений, исключающих возможность злоупотребления их правами. Таким образом, частный интерес не может быть реализован вне публичного правопорядка, а публичный интерес утрачивает смысл, если он прямо или косвенно не направлен на обеспечение реализации частного. Из этого следует, что частное и публичное право, определяющие соответствующие интересы, являются двумя тесно взаимодействующими составляющими единой интегрированной системы.
Относительная самостоятельность публичной и частной сфер правового регулирования обуславливается объективными факторами исторического развития, что нашло свое отражение в античном праве, а также в возникновении романо-германской правовой системы.
В-третьих, основным уровнем, на котором можно отличить частное право от публичного, является норма права, закрепляющая конкретный правовой интерес. Именно на уровне первичных элементов системы права устанавливаются критерии дуализма права. Фрагментарное включение частноправовых норм в публичное право и наоборот обусловливает взаимопроникновение частных и публичных начал, и не меняет публичной или частноправовой направленности отрасли права в целом. Метод правового регулирования также устанавливается в норме права. Сочетание интересов и методов в правовой норме позволяет собрать элементарные частицы в более сложные конструкции, такие как правовые институты и отрасли права.
В-четвертых, для уяснения условий существования и развития дихотомии права в современной России необходимо обращаться к ее историческому наследию. Изучение разработок проблемы в дореволюционной правовой доктрине во многом облегчает ее понимание и развитие на современном этапе. Однако исторический опыт связан не только с выработкой приемлемых правовых конструкций, но и с их глубокими изменениями и длительным забвением. Данное обстоятельство необходимо учитывать при формировании системы права демократической России.
Подобные работы
- Частное и публичное право (Университет управления ТИСБИ)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Разграничение понятий частного и публичного права
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Соотношение частного и публичного права (Институт Деловой Карьеры (г. Тюмень))
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО НАЧАЛ В ЮРИДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Юридическая ответственность в частном и публичном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Частное право: понятие, предмет, метод и система
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие публичного и частного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018



