Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образование СССР и принципы советской этнополитики

Работа №86751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I На пути к объединению
Параграф 1 Предпосылки образования СССР 9
Параграф 2 Ленинский и Сталинский проекты образования СССР 18
Глава II Образование и развитие СССР
Параграф 1 Работа I съезда Советов СССР 31
Параграф 2 Принятие конституции СССР 1924 года 43
Заключение 56
Список литературы 60


Декларация прав народов России в ноябре 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Декларация не формулировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», в ней говорилось, что «Советская российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. Конкретное обстоятельство (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и пр.) создавали разные условия для реализации этого права.
Еще в 1918 г. большевики рассматривали созданную ими Республику Советов как ядро будущей мировой федерации советских республик. Но после первых разочарований по поводу перспектив мировой революции они были вынуждены обратить более пристальное внимание на территории, входившие некогда в состав Российской империи, дабы за их счет расширить поле для социалистического эксперимента, а значит, и плацдарм для неизбежной, но приглушенной временными факторами мировой социалистической революции.
К тому же сама организационная структура большевистской партии, ее принципиальный центризм при явной претензии на роль станового хребта в государстве требовали и адекватной, централизованной формы государства.
Выбор такого варианта облегчался существованием ряда объективных факторов. Несмотря на то, что после Февральской и еще стремительнее после Октябрьской революции наблюдался процесс распада Российской империи, ни на одной национальной территории, кроме Финляндии и Польши, не проявился зрелый «буржуазный национализм», вылившийся в образование действительно самостоятельных государств. Все остальные территории, объявляя о своей государственной самостоятельности, пытались лишь спасти себя в условиях гибнущей центральной власти империи.
В этом плане показательно, что во время гражданской войны почти все национальные элиты были вынуждены, в конечном счете, опираться на союз с белыми либо с красными, то есть на силы хотя и окрашенные в разные цвета, но претендующие на центральную власть. Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились, в лучшем случае, к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности.
Красные лучше учли этот фактор, предложив федералистские принципы построения единого государства и провозгласив право каждой нации на самоопределение. Белые, более импонировавшие национальным буржуазным элитам, все же оттолкнули последних своим непреклонным великодержавным принципом единой и неделимой России, нежеланием дать национальным районам хотя бы автономию.
На формирование советской федерации оказали заметное воздействие решения III Всероссийского съезда Советов. Прежде всего, речь идет о «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 12(25) января 1918 г., где Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и вся власть, как в центре, так и на местах передавалась этим Советам. И далее, специальным, вторым пунктом этой Декларации провозглашалось: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Собственно, это было первым законодательным утверждением России как федерации, федерации советской. На том же самом съезде была принята на этот счет и специальная резолюция, которая носит название «Резолюция III Всероссийского съезда Советов о федеральных учреждениях Российской Республики» от 15(28) января 1918 г. В ее первом же пункте провозглашалось: «Российская Социалистическая Советская Республика
учреждается на основе добровольного союза народов России, как федерация советских республик этих народов». В. И. Ленин придавал большое значение федеративной форме, воплощенной в РСФСР. Он говорил, что «вокруг революционной России все больше и больше будут группироваться отдельные различные федерации свободных наций» . Обобщая первый, тогда еще небольшой, опыт развития Российской Федерации, В. И. Ленин в марте 1918 г. отмечал, что она послужит «вернейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единое демократическое централизованное Советское государство».
Федерации было уделено соответствующее место и в первой советской конституции, принятой 10 июля 1918 г. В нее первым разделом вошла «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и уже в преамбуле применяется конституционный термин Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Во втором разделе этой конституции предусматривалось: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их областные органы». Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей. Хотя специальной статьи о праве выхода из федерации не было, в пункте д статьи 49 говорилось, что к ведению Съезда советов и ВЦИК относится «признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее».
Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав, таким образом, тесный военно-политический союз. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 - начале 1921 годов, аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-государственном строительстве.
Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией Союзный совет.
Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три основные формы социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР
В центре внимания настоящей работы стоят проблемы образования Союза Советских Социалистических Республик. Объектом исследования является процесс создания СССР. Предметом исследования является следующее: анализ предпосылок объединения республик, характеристика противоречий в коммунистической партии между Лениным и Сталиным по национальному вопросу, характеристика созданного СССР и его Конституции.
Основными источниками по теме исследования являются законодательные и иные нормативные акты, постановления съездов Советов СССР и съездов Советов союзных республик, постановления пленумов ЦК РКП(б). Так, Постановлением I съезда Советов СССР были утверждены Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.
Декларация об образовании СССР законодательно закрепила ленинские принципы устройства нового союзного социалистического государства: добровольность, равноправие и братское сотрудничество советских народов на базе пролетарского интернационализма. Декларация объявила, что доступ в Союз ССР открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем.
Договор об образовании СССР зафиксировал порядок вхождения отдельных республик в Союз ССР, установил право свободного выхода республик из Союза, определил порядок образования и компетенцию высших органов государственной власти и управления СССР, взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и Союза ССР, единое советское гражданство и т. д.
Важнейшим источником по теме исследования является Конституция СССР, утвержденная II съездом Советов 31 января 1924 г. B ее основу были положены принятые I съездом Советов Союза ССР Декларация и Договор об образовании СССР. Декларация целиком вошла в состав Конституции в качестве ее первого раздела. Второй раздел Конституции составил Договор об образовании СССР, который по сравнению с этим документом, принятым I съездом Советов Союза ССР, был значительно расширен.
Конституция СССР 1924 года законодательно закрепила созданную в результате широкого народного движения во всех союзных республиках советскую социалистическую федерацию — Союз ССР.
При этом хотелось бы отметить, что взгляд современных историков на процесс образования Союза ССР претерпел значительную эволюцию. Если в период советской политической системы во главе угла был подход к освещению деятельности руководства партии по вопросам национально - государственного строительства как абсолютно безошибочной, исходившей из глубокого научного познания законов общественного развития политики, то сегодня историки не сомневаются в том, что именно в 20-е годы XX века была заложена основа многих современных национальных конфликтов.
В российской историографии идет мучительная переоценка истории и значения Октябрьской революции, ее отдельных проблем и социализма в целом. Сегодня мы получили возможность обратиться к обширной литературе, выходившей на Западе, освободиться от огульного зачисления ее в разряд фальсификаторской. Эта литература отражает большой спектр мнений, научной добросовестности и политических пристрастий. В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляли работы таких историков как Э.Карр и Р.Пайпс. В них содержится немало материалов, документов, которые по тем или иным причинам были недоступны советским историкам или сознательно ими игнорировались. В целом, их можно охарактеризовать как достаточно объективные и деидеологизированные.
Актуальность темы исследования определяется современными событиями в России, когда межнациональные отношения стали причиной многих кризисов и конфликтов в обществе, когда на первый план выдвигается задача достижения консенсуса между различными политическими и национальными силами. Из нашего исторического прошлого мы должны извлечь уроки, чтобы исправить прежние ошибки, консолидировать общество и построить правовое государство.
Для изучения вопроса в работе были использованы: общенаучные методы, специальные методы, частнонаучные.
В работе использованы источники истории государства и права России, а также учебная и научная литература, известных авторов О. И. Чистякова, И. А. Исаева, А. В. Ильина, В.Я. Гросула, Б.Н. Топорнина и др.
Основная цель работы — проанализировать процесс создания СССР в свете новых исторических подходов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа.
Образование СССР определялось серьезными причинами. В первую очередь было важно направить скромные экономические и финансовые ресурсы независимых советских республик на восстановление народного хозяйства, разрушенного гражданской войной, и проведения новой экономической политики. Руководству страны следовало учитывать как национальные, так и исторические особенности разделения труда между различными экономическими регионами страны. Конечной целью объединения республик была ликвидация экономической отсталости национальных окраин, сохранение независимости в условиях мировой изоляции и проведение единой политики в оборонной, дипломатической и иных сферах.
Образованию СССР предшествовал период напряженных дебатов в центре и на местах, результатом которых стали разнообразные подходы к государственному строительству. Перед большевистской партией стояла задача найти наиболее оптимальный вариант объединения, который совмещал бы в себе интересы, как центра, так и регионов. Бум национальных движений, пришедшихся на этот период, привел к формированию у политических партий программ, связанных с разрешением национального вопроса. Ключом к восхождению на политический олимп стало разрешение национальных противоречий и налаживание отношений с национальными элитами независимых республик.
Одним из важнейших этапов на пути объединения стал военный союз советских республик России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии от 1 июня 1919 г., предусматривавший тесное объединение не только в военной области, но и в области хозяйственной, финансовой и путей сообщения при признании независимости, свободы и самоопределения национальных республик. Вместе с этим это не привело к умалению суверенитета советских республик. Они продолжали проводить самостоятельную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Для преодоления хозяйственной разрухи и дипломатической блокады республики встали на путь объединения.
В августе 1922 г. разрабатывается план автономизации, согласно которому советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Этот план был отвергнут руководством Грузии и Украины, и в свою очередь В.И. Ленин выдвинул свою идею построения нового государства, как союза равноправных республик с созданием нового руководящего этажа. В результате многочисленных прений победу одержал ленинский план федерализации, который был положен в основу образования СССР.
Однако принятие Декларации и Договора об образовании СССР на I съезде Советов СССР не подвело черту под процессом образования нового государства. Процесс был завершен на II съезде Советов СССР принятием Конституции СССР. Несмотря на ограничение суверенитета советских республик, каждой из них гарантировалось право сецессии из Союза, каждая имела свою конституцию и возможности развития национального языка и национальной культуры.
В отечественной и зарубежной литературе, описывающей эпоху образования советского государства, можно встретить полярные мнения по вопросу сущности СССР, как государственного образования. В целом в советской литературе преобладало утверждение об СССР как о федеративном государстве . Среди западных историков нет такого единодушия по этому вопросу. Английский исследователь Э. Х. Карр прямо писал о том, что «СССР был федерацией в чистом виде. Он был создан соглашением между формально равными суверенными государствами, и Конституция добровольно признавала сохраняющийся суверенитет субъектов федерации» . Противоположного мнения придерживается Ричард Пайпс, автор книги «Образование СССР». По Пайпсу образование СССР стало результатом завоевания, и это государство он подает как сугубо централизованное, унитарное и даже тоталитарное.
В исследовательской литературе в качестве основных недостатков советской государственности упоминались ее сверхцентрализованность и федеративный характер. Вместе с тем, несомненно, наличие существенной разницы между системой государственного управления царской России и советской власти, которая провозглашалась в качестве идеала прямой и социальной демократии. Но на практике основным источником власти в СССР являлась политика Коммунистической партии. Косвенным подтверждением этому является пункт о «руководящей и направляющей роли компартии» в Конституции СССР 1977 г. И хотя этого положения не было в первой советской конституции, она де-факто действовала на протяжении всей советской эпохи.
Национальная политика партии большевиков претерпевала значительные изменения в период, разделяющий Конституцию СССР 1924 г. и «Сталинскую» Конституцию 1936 г. В результате Октябрьской революции народы России получив долгожданную свободу, встали на путь национального и культурного возрождения. Пристальное внимание коммунистической партии к национальным проблемам послужило тем фактором, благодаря которому удалось преодолеть недоверие к советской власти и осуществить программу сотрудничества советских народов.
Тем не менее, важно подметить противоречия в осуществлении политики объединения республик. На первичном ленинском этапе становления советского государства провозглашалось равенство и суверенитет народов России, закрепленное в Декларации прав народов России. Политика «по сближению наций и народностей» реализовывалась путем дотаций материальных и людских ресурсов из РСФСР в союзные республики и автономные образование внутри самой РСФСР.
Но с годами все более отчетливо было заметно усиление командно-административных инструментов в деле национально-государственного строительства. Несмотря на увеличение союзных республик с 4 до 11, произошло урезание их прав и подчинение республиканских властей единой политике ЦК ВКП (б). Политика «коренизации» уступила место политике русификации в советских республиках. Конец 30-х гг. ознаменовал собой установление унитарной модели советского государства.
Изучение достоинств и изъянов при проведении национальной политики партией большевиков может способствовать устранению ошибок и совершенствованию национальной политики в условиях современной России.



1. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декреты Советской власти.- М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
2. Декларация прав народов России // Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. - 3-е издание. - М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
3. Договор об образовании СССР // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
4. Конституция СССР. Большая советская энциклопедия. Издание второе, - М., 1953 г. - т. 22.
5. Декрет ВЦИК об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943.
6. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Издательство политической литературы, 1967 — 1981 гг.
7. Исаев И.А., История государства и права России - М.: Юристъ, 2004.
8. Титов Ю. П. История государства и права России. - М.: Проспект, 2003.
9. КПСС в резолюциях и решениях съездов: Под общ. ред. А. Г. Егорова, К.
М. Боголюбова. - М.: Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС, 1970. - Т.2.
10. Известия ЦК КПСС /Издание Центрального Комитета КПСС/.1989.- № 9.
11. Милюков П., Почему русская революция была неизбежна? // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. - М .: 1994. - Т. 5.
12. Всемирная История. Под редакцией: И.И. Минца.- М.: Издательство Социально-Экономической литературы,1961. - т.8.
13. I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик (Стенографический отчет с приложениями). - М.: Изд. ЦИК СССР, 1923.
14. Сталин И. В. Сочинения - М.: Государственное издательство политической литературы, 1946-1951 гг. Государственное издательство политической литературы, - Т.5.
15. Топорнин Б.Н. Новый союзный договор: теоретические подходы.// Новый союзный договор: поиски решений. - М., 1990.
16. Чистяков О.И.. История отечественного государства и права. Часть 2 - М.: Юристъ, 2005.
17. Чистяков О.И. Договор об образовании СССР и современность. //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. №2.
18. 1-я сессия ЦИК СССР. М., 1923. В кн. I съезд Советов... Приложения,
19. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. Краткий курс - Питер, 2010.
20. Владислав Гросул Образование СССР (1917-1924 гг.) - ИТРК,2007.
21. Макарова Г. П. Народный комиссариат по делам национальностей.
Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг. : (вместо отчета). - М., 1924.
22. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А.П. - М.: Прогресс, 1990.
23. Р.Э. Пайпс Образования Советского Союза, Нью-Йорк, 1968.
24. Лукашук И.И. Выступление на расширенном заседании Ученого совета Института государства и права АН СССР в январе 1991 г. // Советское государство и право. 1991. №5.
25. Минц И.И. Развитие взглядов В.И. Ленина на создание многонационального государства нового типа // Коммунист. 1972, № 10 .
26. Манелис Б.Л., Ленин В.И. - организатор Союза ССР // Государство и право. 1992. № 12.
21. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. - М.: Госполитиздат, 1963.
28. Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936 гг. М.: Издательство «Наука», 1972.
29. Титов Ю. П. Хрестоматия государства и права России. М.: Проспект, 1998.
30. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Владос, 1998 г.
31. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период). Под редакцией: О.И. Чистякова - М., 1994.
32. Пособие по истории СССР. Под редакцией: В.А. Георгиева - М. 1981.
33. Нежинский Л. Н. У истоков болыпевистско-унитарной внешней политики (1921-1923 гг.) // Отечественная история. 1994, № 1.
34. Захаров В. В. История государства и права России. Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; - М.: Норма: НИЦ ИНФРА , 2014.
35. Сырых В. М. История государства и права России: Учебник / В.М. Сырых; Под общ. ред. В.М. Сырых; - М.: Норма: НИЦ ИНФРА, 2014.
36. Ненароков А. П. Семьдесят лет назад: национальный вопрос на XII съезде РКП (б) // Отечественаая история. 1993, № 6.
31. Палиенко Н. И. Конфедерация, федерация и Союз Советских Социалистических Республик. - Харьков.: Госиздат Украины, 1923
38. Кузнецов И. Н. История государства и права России: Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2012.
39. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Б.Н. Земцов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.
40. В.М. Курицын, Государственное сотрудничество между Украинской ССР и РСФСР в 1917—1922 гг., Госполитиздат, - М., 1957.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ