ШАРИАТ
|
Введение 3
1. Понятие, особенности и источники шариата 6
1.1. Понятие и особенности шариата 6
1.2. Источники шариата 17
2. Особенности регулирования шариатом основных групп общественных отношений 24
2.1. Личный статус и брачно-семейное право 24
2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений 35
2.3. Особенности уголовно-правового и процессуального
регулирования в шариате 44
3. Общая характеристика проявления шариата в позитивном праве
некоторых современных мусульманских государств 57
3.1. Проявление норм шариата в правовой системе современной Арабской Республики Египет 57
3.2. Проявление норм шариата в правовой системе современной Республики Ирак 64
Заключение 70
Список используемой литературы
1. Понятие, особенности и источники шариата 6
1.1. Понятие и особенности шариата 6
1.2. Источники шариата 17
2. Особенности регулирования шариатом основных групп общественных отношений 24
2.1. Личный статус и брачно-семейное право 24
2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений 35
2.3. Особенности уголовно-правового и процессуального
регулирования в шариате 44
3. Общая характеристика проявления шариата в позитивном праве
некоторых современных мусульманских государств 57
3.1. Проявление норм шариата в правовой системе современной Арабской Республики Египет 57
3.2. Проявление норм шариата в правовой системе современной Республики Ирак 64
Заключение 70
Список используемой литературы
Актуальность темы заключается в том, что шариат не является мертвым правом, оно по-прежнему функционирует и претворяется в жизнь, пусть даже и в адаптированном виде. Россия сегодня активно проводит политику сближения и тесного сотрудничества с рядом мусульманских стран в различных сферах. Нельзя не отметить и то, что примерно одна шестая часть населения России исповедует ислам. Более того, ситуация, сложившаяся в современных странах с преобладающим мусульманским населением, стремление отдельных групп лиц к возрождению шариата в первозданном состоянии привело к тому, что даже обыватели, не имеющие отношения к богословию и юриспруденции, узнали о существовании мусульманского права. Шариат оказал огромное влияние на развитие правовых систем восточных стран. Будучи одной из мировых религий, ислам тесно связан с государством и правом.
До сих пор среди правоведов нет единства мнений по поводу того, проявлениям чего шариат является в первую очередь - религии или права.
Само определение шариата в переводе с арабского означает «путь» и основными его источниками является Коран - Священное писание и сунна - Священное предание. Нормы, которые содержатся в указанных религиозных текстах, направлены на урегулирование наиболее широкого круга общественных отношений мусульман между собой, отношений мусульман с государством, с представителями других конфессий.
Мусульманское право представляет собой совокупность норм поведения, которыми должен руководствоваться правоверный мусульманин в повседневной жизни. Шариат воспринимается не просто как свод правил, но как образ жизни, образ мыслей. Он регламентирует все этапы жизни человека - от рождения до смерти. Это вопросы питания, личной гигиены, вплоть до того на каком боку надлежит спать правоверному мусульманину.
В рамках данного исследования мне бы хотелось изучить и определить понятийный аппарат, характерные черты мусульманского права, провести
Предметом моего исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы являются особенности, источники содержание шариата, а также специфика его проявления в некоторых современных государствах.
Объектом настоящего исследования является шариат как правовая система, общественные отношения, урегулированные нормами шариата, а также законодательство стран Востока.
Цель исследования - изучение шариата.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. определить понятие и особенности шариата;
2. выделить основные источники права мусульман;
3. рассмотреть личный статус и брачно-семейное право
4. рассмотреть вопросы правового регулирования гражданско- правовых отношений;
5. определить особенности уголовно-правового и процессуального регулирования в шариате;
6. выявить проявления норм шариата в правовой системе современной Арабской Республики Египет;
7. установить наличие проявлений норм шариата в правовой системе современном Ираке.
Методами исследования выступают сравнительно-правовой метод, историко-правовой, логический, аналитический.
Основой исследования являются научные труды, статьи, монографии следующих авторов П. Н. Галанзы, Л.Р. Сюкияйнена, Т.Н. Радько, В.Г. Графского, К.И. Батыра, А.Х. Саидова, Р. Шарля, Н.А. Крашенинниковой, Ф.М. Решетникова, В.Е. Чиркина, О.Г. Большакова, Е.В. Быковой, А.А. Манна, Л.А. Букалеровой, Л.П. Рассказова, М.Р. Кангезова, О.И. Крассова, Р. Леже, О.Г. Большакова, М.В. Кузьминой, А.Г. Чернявского, С.А. Лошаковой, Р.А. Хутыза, И.А. Исаева, А.А. Ливеровского, Р.Ш. Чениб, О.А. Дворниковой, В.Е. Рубаника, Д.А. Пашенцева, С.В. Арбузова, И.Р. Кунафиной, Д.А. Петрова, В.В. Цмая, В.Ю. Артемова, О.А. Омельченко, И.А. Магомедова, Ю.К. Манукяна, Л.И. Шайдуллиной, И.А. Косаревой, Д.В. Василевской, И.А. Зарипова, Р.Р. Шайдуллина, А.А. Берндта, Р.А. Минниахметова, А.В. Смирнова.
При написании настоящей работы использовались такие нормативно- правовые источники, как Конституция Арабской Республики Египет и Конституция Республики Ирак, а также религиозные тексты, в частности, Коран, Сунна.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.
До сих пор среди правоведов нет единства мнений по поводу того, проявлениям чего шариат является в первую очередь - религии или права.
Само определение шариата в переводе с арабского означает «путь» и основными его источниками является Коран - Священное писание и сунна - Священное предание. Нормы, которые содержатся в указанных религиозных текстах, направлены на урегулирование наиболее широкого круга общественных отношений мусульман между собой, отношений мусульман с государством, с представителями других конфессий.
Мусульманское право представляет собой совокупность норм поведения, которыми должен руководствоваться правоверный мусульманин в повседневной жизни. Шариат воспринимается не просто как свод правил, но как образ жизни, образ мыслей. Он регламентирует все этапы жизни человека - от рождения до смерти. Это вопросы питания, личной гигиены, вплоть до того на каком боку надлежит спать правоверному мусульманину.
В рамках данного исследования мне бы хотелось изучить и определить понятийный аппарат, характерные черты мусульманского права, провести
Предметом моего исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы являются особенности, источники содержание шариата, а также специфика его проявления в некоторых современных государствах.
Объектом настоящего исследования является шариат как правовая система, общественные отношения, урегулированные нормами шариата, а также законодательство стран Востока.
Цель исследования - изучение шариата.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. определить понятие и особенности шариата;
2. выделить основные источники права мусульман;
3. рассмотреть личный статус и брачно-семейное право
4. рассмотреть вопросы правового регулирования гражданско- правовых отношений;
5. определить особенности уголовно-правового и процессуального регулирования в шариате;
6. выявить проявления норм шариата в правовой системе современной Арабской Республики Египет;
7. установить наличие проявлений норм шариата в правовой системе современном Ираке.
Методами исследования выступают сравнительно-правовой метод, историко-правовой, логический, аналитический.
Основой исследования являются научные труды, статьи, монографии следующих авторов П. Н. Галанзы, Л.Р. Сюкияйнена, Т.Н. Радько, В.Г. Графского, К.И. Батыра, А.Х. Саидова, Р. Шарля, Н.А. Крашенинниковой, Ф.М. Решетникова, В.Е. Чиркина, О.Г. Большакова, Е.В. Быковой, А.А. Манна, Л.А. Букалеровой, Л.П. Рассказова, М.Р. Кангезова, О.И. Крассова, Р. Леже, О.Г. Большакова, М.В. Кузьминой, А.Г. Чернявского, С.А. Лошаковой, Р.А. Хутыза, И.А. Исаева, А.А. Ливеровского, Р.Ш. Чениб, О.А. Дворниковой, В.Е. Рубаника, Д.А. Пашенцева, С.В. Арбузова, И.Р. Кунафиной, Д.А. Петрова, В.В. Цмая, В.Ю. Артемова, О.А. Омельченко, И.А. Магомедова, Ю.К. Манукяна, Л.И. Шайдуллиной, И.А. Косаревой, Д.В. Василевской, И.А. Зарипова, Р.Р. Шайдуллина, А.А. Берндта, Р.А. Минниахметова, А.В. Смирнова.
При написании настоящей работы использовались такие нормативно- правовые источники, как Конституция Арабской Республики Египет и Конституция Республики Ирак, а также религиозные тексты, в частности, Коран, Сунна.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.
Итак, по итогам изучения шариата в рамках написания выпускной дипломной квалификационной работы приходим к следующим выводам.
Шариат — полноценная правовая система, которая базируется на религии ислама, одной из мировых религий. Религиозные догматы, ниспосланные Аллахом, активно функционируют в комплексе с нормами права, выведенными и адаптированными учеными-юристами. Важными чертами мусульманского права является его персональный характер, а также дуализм религии и права. Исламская религия сама по себе не является однородной и имеет различные направления, сформировавшиеся под влиянием различного понимания тех или иных положений или мусульманских принципов. Так, первоначально в исламе определились два течения — шииты и сунниты, среди которых в последствии сформировались различные толки. В частности, нами были рассмотрены четыре правовые школы суннитского течения, которые возглавили авторитетные и уважаемые мусульманские деятели.
Одним из вопросов, по которым различные исламские толки не могли прийти к единому мнению, был вопрос о количестве источников мусульманского права. Главным камнем преткновения стал кияс. В то же время, позиция о незыблемости Корана как главного источника шариата никем не ставилась под сомнение. По мере усиления взаимодействия со странами Европы, под влиянием преимущественно Англии и Франции мусульманами были приняты первые кодифицированные нормативные акты. Впервые в исламских странах заговорили о процессуальном праве.
Мусульманское право делится на отрасли. Важнейшими сферами общественных отношений, которые и по сей день в ряде мусульманских стран приоритетно регулируются нормами шариата, являются брачно-семейные и наследственные отношения, а также право личного статуса.
Личный статус мусульманина определяется многими факторами, начиная с половой принадлежности, заканчивая временными состояниями (например, сонливость). В целом сами институты правоспособности - статусы, присваемые личности, во многом перекликаются с действующим законодательством РФ и других стран.
Брачно-семейные отношения построены на подчинении: муж - жена, родители-дети. Регламентированы процедуры заключения брака, поведение внутри семьи, порядок развода. Детально описывается должный формат отношений между родителями и детьми. Категорически неприемлемым для шариата являются усыновление, аборт, искусственное оплодотворение.
Что касается гражданского права, то по степени регламентированности значительно уступает семейному праву и в принципе не может конкурировать с европейским гражданским законодательством. Муамалат насквозь пропитан религиозными началами, юридическая сторона является скорее вспомогательной, нежели основной.
Мусульманское уголовное право отдано на откуп кади, сахибу аш- шурте, паше. Шариат рассматривает основные категории преступлений и общий перечень наказаний за их совершение, однако какая бы то ни было систематизация уголовно-правовых норм отсутствует. Выделяется три категории преступлений: хадд, кисас и тазир. Укубат исключает институты, присущие современным правовым системам, такие как соучастие, множественность и т. д.
На сегодняшний день ни в одной стране шариат не применяется безраздельно. Нормы мусульманского права если и присутствуют в правовых системах современных стран, то исключительно в комплексе с положениями позитивного права.
Примером таких стран является Арабская Республика Египет, где по сей день можно наблюдать действие норм шариата в ряде правоотношений Это касается конституционного права, в соответствии с которым ислам является государственной религией, а нормы шариата — основополагающими началами. Не является исключением и гражданское право, которое при рассмотрении вопросов семьи и брака, а также дел о наследовании обращаются к нормам мусульманского права. Не осталось в стороне и уголовное право, которое хоть и теоретически, но все же не исключает принципа кровной мести. В то же время позитивное европейское право серьезно подавило позиции шариата, и нормы последнего применяются в Египте скорее по остаточному принципу — в случае отсутствия регламентации того или иного вопроса кодифицированным законодательством.
Республика Ирак также служит наглядным примером интеграции европейского и мусульманского права, а в каких-то отдельных вопросах, даже в большей степени, чем Египет. В частности, в Ираке по-прежнему действуют шариатские суды, большее количество подотраслей гражданского права регулируются нормами мусульманского права. Кроме того, стоит отметить, что правовая система Ирака как и Египта с должным уважением относится и к конфессиям отличным от ислама и позволяет гражданам - немусульманам в конкретных ситуациях руководствоваться нормами их религии.
Шариат — полноценная правовая система, которая базируется на религии ислама, одной из мировых религий. Религиозные догматы, ниспосланные Аллахом, активно функционируют в комплексе с нормами права, выведенными и адаптированными учеными-юристами. Важными чертами мусульманского права является его персональный характер, а также дуализм религии и права. Исламская религия сама по себе не является однородной и имеет различные направления, сформировавшиеся под влиянием различного понимания тех или иных положений или мусульманских принципов. Так, первоначально в исламе определились два течения — шииты и сунниты, среди которых в последствии сформировались различные толки. В частности, нами были рассмотрены четыре правовые школы суннитского течения, которые возглавили авторитетные и уважаемые мусульманские деятели.
Одним из вопросов, по которым различные исламские толки не могли прийти к единому мнению, был вопрос о количестве источников мусульманского права. Главным камнем преткновения стал кияс. В то же время, позиция о незыблемости Корана как главного источника шариата никем не ставилась под сомнение. По мере усиления взаимодействия со странами Европы, под влиянием преимущественно Англии и Франции мусульманами были приняты первые кодифицированные нормативные акты. Впервые в исламских странах заговорили о процессуальном праве.
Мусульманское право делится на отрасли. Важнейшими сферами общественных отношений, которые и по сей день в ряде мусульманских стран приоритетно регулируются нормами шариата, являются брачно-семейные и наследственные отношения, а также право личного статуса.
Личный статус мусульманина определяется многими факторами, начиная с половой принадлежности, заканчивая временными состояниями (например, сонливость). В целом сами институты правоспособности - статусы, присваемые личности, во многом перекликаются с действующим законодательством РФ и других стран.
Брачно-семейные отношения построены на подчинении: муж - жена, родители-дети. Регламентированы процедуры заключения брака, поведение внутри семьи, порядок развода. Детально описывается должный формат отношений между родителями и детьми. Категорически неприемлемым для шариата являются усыновление, аборт, искусственное оплодотворение.
Что касается гражданского права, то по степени регламентированности значительно уступает семейному праву и в принципе не может конкурировать с европейским гражданским законодательством. Муамалат насквозь пропитан религиозными началами, юридическая сторона является скорее вспомогательной, нежели основной.
Мусульманское уголовное право отдано на откуп кади, сахибу аш- шурте, паше. Шариат рассматривает основные категории преступлений и общий перечень наказаний за их совершение, однако какая бы то ни было систематизация уголовно-правовых норм отсутствует. Выделяется три категории преступлений: хадд, кисас и тазир. Укубат исключает институты, присущие современным правовым системам, такие как соучастие, множественность и т. д.
На сегодняшний день ни в одной стране шариат не применяется безраздельно. Нормы мусульманского права если и присутствуют в правовых системах современных стран, то исключительно в комплексе с положениями позитивного права.
Примером таких стран является Арабская Республика Египет, где по сей день можно наблюдать действие норм шариата в ряде правоотношений Это касается конституционного права, в соответствии с которым ислам является государственной религией, а нормы шариата — основополагающими началами. Не является исключением и гражданское право, которое при рассмотрении вопросов семьи и брака, а также дел о наследовании обращаются к нормам мусульманского права. Не осталось в стороне и уголовное право, которое хоть и теоретически, но все же не исключает принципа кровной мести. В то же время позитивное европейское право серьезно подавило позиции шариата, и нормы последнего применяются в Египте скорее по остаточному принципу — в случае отсутствия регламентации того или иного вопроса кодифицированным законодательством.
Республика Ирак также служит наглядным примером интеграции европейского и мусульманского права, а в каких-то отдельных вопросах, даже в большей степени, чем Египет. В частности, в Ираке по-прежнему действуют шариатские суды, большее количество подотраслей гражданского права регулируются нормами мусульманского права. Кроме того, стоит отметить, что правовая система Ирака как и Египта с должным уважением относится и к конфессиям отличным от ислама и позволяет гражданам - немусульманам в конкретных ситуациях руководствоваться нормами их религии.
Подобные работы
- ШАРИАТ В КУЛЬТУРЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Культура повседневности в Арабском Халифате
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы к определению публичных мероприятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Частная и общественная жизнь женщин на средневековом мусульманском Востоке (возможности использования темы в школьном обучении)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА АБУ ИСХАКА ИБРАХИМА БНУ МУСА АШ-ШАТЫБИЙ «АЛ-МУАФАКТ ФИ УСУЛ АЛ-ФИКХ» В ФОРМИРОВАНИИ ДОКТРИНЫ «ФИКХА МУСУЛЬМАНСКИХ МЕНЬШИНСТВ»
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Интерпретация женского образа в духовной и светской культуре Арабского халифата (VII - XI вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ЕГО
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСЛАМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РФ
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



