Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ШАРИАТ

Работа №86739

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие, особенности и источники шариата 6
1.1. Понятие и особенности шариата 6
1.2. Источники шариата 17
2. Особенности регулирования шариатом основных групп общественных отношений 24
2.1. Личный статус и брачно-семейное право 24
2.2. Правовое регулирование гражданско-правовых отношений 35
2.3. Особенности уголовно-правового и процессуального
регулирования в шариате 44
3. Общая характеристика проявления шариата в позитивном праве
некоторых современных мусульманских государств 57
3.1. Проявление норм шариата в правовой системе современной Арабской Республики Египет 57
3.2. Проявление норм шариата в правовой системе современной Республики Ирак 64
Заключение 70
Список используемой литературы

Актуальность темы заключается в том, что шариат не является мертвым правом, оно по-прежнему функционирует и претворяется в жизнь, пусть даже и в адаптированном виде. Россия сегодня активно проводит политику сближения и тесного сотрудничества с рядом мусульманских стран в различных сферах. Нельзя не отметить и то, что примерно одна шестая часть населения России исповедует ислам. Более того, ситуация, сложившаяся в современных странах с преобладающим мусульманским населением, стремление отдельных групп лиц к возрождению шариата в первозданном состоянии привело к тому, что даже обыватели, не имеющие отношения к богословию и юриспруденции, узнали о существовании мусульманского права. Шариат оказал огромное влияние на развитие правовых систем восточных стран. Будучи одной из мировых религий, ислам тесно связан с государством и правом.
До сих пор среди правоведов нет единства мнений по поводу того, проявлениям чего шариат является в первую очередь - религии или права.
Само определение шариата в переводе с арабского означает «путь» и основными его источниками является Коран - Священное писание и сунна - Священное предание. Нормы, которые содержатся в указанных религиозных текстах, направлены на урегулирование наиболее широкого круга общественных отношений мусульман между собой, отношений мусульман с государством, с представителями других конфессий.
Мусульманское право представляет собой совокупность норм поведения, которыми должен руководствоваться правоверный мусульманин в повседневной жизни. Шариат воспринимается не просто как свод правил, но как образ жизни, образ мыслей. Он регламентирует все этапы жизни человека - от рождения до смерти. Это вопросы питания, личной гигиены, вплоть до того на каком боку надлежит спать правоверному мусульманину.
В рамках данного исследования мне бы хотелось изучить и определить понятийный аппарат, характерные черты мусульманского права, провести
Предметом моего исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы являются особенности, источники содержание шариата, а также специфика его проявления в некоторых современных государствах.
Объектом настоящего исследования является шариат как правовая система, общественные отношения, урегулированные нормами шариата, а также законодательство стран Востока.
Цель исследования - изучение шариата.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. определить понятие и особенности шариата;
2. выделить основные источники права мусульман;
3. рассмотреть личный статус и брачно-семейное право
4. рассмотреть вопросы правового регулирования гражданско- правовых отношений;
5. определить особенности уголовно-правового и процессуального регулирования в шариате;
6. выявить проявления норм шариата в правовой системе современной Арабской Республики Египет;
7. установить наличие проявлений норм шариата в правовой системе современном Ираке.
Методами исследования выступают сравнительно-правовой метод, историко-правовой, логический, аналитический.
Основой исследования являются научные труды, статьи, монографии следующих авторов П. Н. Галанзы, Л.Р. Сюкияйнена, Т.Н. Радько, В.Г. Графского, К.И. Батыра, А.Х. Саидова, Р. Шарля, Н.А. Крашенинниковой, Ф.М. Решетникова, В.Е. Чиркина, О.Г. Большакова, Е.В. Быковой, А.А. Манна, Л.А. Букалеровой, Л.П. Рассказова, М.Р. Кангезова, О.И. Крассова, Р. Леже, О.Г. Большакова, М.В. Кузьминой, А.Г. Чернявского, С.А. Лошаковой, Р.А. Хутыза, И.А. Исаева, А.А. Ливеровского, Р.Ш. Чениб, О.А. Дворниковой, В.Е. Рубаника, Д.А. Пашенцева, С.В. Арбузова, И.Р. Кунафиной, Д.А. Петрова, В.В. Цмая, В.Ю. Артемова, О.А. Омельченко, И.А. Магомедова, Ю.К. Манукяна, Л.И. Шайдуллиной, И.А. Косаревой, Д.В. Василевской, И.А. Зарипова, Р.Р. Шайдуллина, А.А. Берндта, Р.А. Минниахметова, А.В. Смирнова.
При написании настоящей работы использовались такие нормативно- правовые источники, как Конституция Арабской Республики Египет и Конституция Республики Ирак, а также религиозные тексты, в частности, Коран, Сунна.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, по итогам изучения шариата в рамках написания выпускной дипломной квалификационной работы приходим к следующим выводам.
Шариат — полноценная правовая система, которая базируется на религии ислама, одной из мировых религий. Религиозные догматы, ниспосланные Аллахом, активно функционируют в комплексе с нормами права, выведенными и адаптированными учеными-юристами. Важными чертами мусульманского права является его персональный характер, а также дуализм религии и права. Исламская религия сама по себе не является однородной и имеет различные направления, сформировавшиеся под влиянием различного понимания тех или иных положений или мусульманских принципов. Так, первоначально в исламе определились два течения — шииты и сунниты, среди которых в последствии сформировались различные толки. В частности, нами были рассмотрены четыре правовые школы суннитского течения, которые возглавили авторитетные и уважаемые мусульманские деятели.
Одним из вопросов, по которым различные исламские толки не могли прийти к единому мнению, был вопрос о количестве источников мусульманского права. Главным камнем преткновения стал кияс. В то же время, позиция о незыблемости Корана как главного источника шариата никем не ставилась под сомнение. По мере усиления взаимодействия со странами Европы, под влиянием преимущественно Англии и Франции мусульманами были приняты первые кодифицированные нормативные акты. Впервые в исламских странах заговорили о процессуальном праве.
Мусульманское право делится на отрасли. Важнейшими сферами общественных отношений, которые и по сей день в ряде мусульманских стран приоритетно регулируются нормами шариата, являются брачно-семейные и наследственные отношения, а также право личного статуса.
Личный статус мусульманина определяется многими факторами, начиная с половой принадлежности, заканчивая временными состояниями (например, сонливость). В целом сами институты правоспособности - статусы, присваемые личности, во многом перекликаются с действующим законодательством РФ и других стран.
Брачно-семейные отношения построены на подчинении: муж - жена, родители-дети. Регламентированы процедуры заключения брака, поведение внутри семьи, порядок развода. Детально описывается должный формат отношений между родителями и детьми. Категорически неприемлемым для шариата являются усыновление, аборт, искусственное оплодотворение.
Что касается гражданского права, то по степени регламентированности значительно уступает семейному праву и в принципе не может конкурировать с европейским гражданским законодательством. Муамалат насквозь пропитан религиозными началами, юридическая сторона является скорее вспомогательной, нежели основной.
Мусульманское уголовное право отдано на откуп кади, сахибу аш- шурте, паше. Шариат рассматривает основные категории преступлений и общий перечень наказаний за их совершение, однако какая бы то ни было систематизация уголовно-правовых норм отсутствует. Выделяется три категории преступлений: хадд, кисас и тазир. Укубат исключает институты, присущие современным правовым системам, такие как соучастие, множественность и т. д.
На сегодняшний день ни в одной стране шариат не применяется безраздельно. Нормы мусульманского права если и присутствуют в правовых системах современных стран, то исключительно в комплексе с положениями позитивного права.
Примером таких стран является Арабская Республика Египет, где по сей день можно наблюдать действие норм шариата в ряде правоотношений Это касается конституционного права, в соответствии с которым ислам является государственной религией, а нормы шариата — основополагающими началами. Не является исключением и гражданское право, которое при рассмотрении вопросов семьи и брака, а также дел о наследовании обращаются к нормам мусульманского права. Не осталось в стороне и уголовное право, которое хоть и теоретически, но все же не исключает принципа кровной мести. В то же время позитивное европейское право серьезно подавило позиции шариата, и нормы последнего применяются в Египте скорее по остаточному принципу — в случае отсутствия регламентации того или иного вопроса кодифицированным законодательством.
Республика Ирак также служит наглядным примером интеграции европейского и мусульманского права, а в каких-то отдельных вопросах, даже в большей степени, чем Египет. В частности, в Ираке по-прежнему действуют шариатские суды, большее количество подотраслей гражданского права регулируются нормами мусульманского права. Кроме того, стоит отметить, что правовая система Ирака как и Египта с должным уважением относится и к конфессиям отличным от ислама и позволяет гражданам - немусульманам в конкретных ситуациях руководствоваться нормами их религии.



1. Коран / пер. с араб. И. Ю. Крачковского. - М.: СП ИКПА, 1990. - 512 с.
2. Портал министерства внутренних дел Республики Ирак [электронный ресурс] // Конституция Республики Ирак // URL: http: //www. iraqinationality. gov. iq/attach/iraqi_constitution.pdf [Дата обращения: 10 мая 2016 г.]
3. Портал государственного информационного бюро Арабской Республики Египет [электронный ресурс] // Конституция Республики Египет // URL: http://www.sis.gov.eg/newvr/dustor-en001.pdf[Дата обращения: 10 мая 2016 г.]
Учебная литература:
4. Арбузов С.В. Конституционное право: учебник / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько [и др.]; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. - М.: Проспект, 2015. - 451 с.
5. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / К.И. Батыр, И.А. Исаев и [др.]. - М.: ТК Велби, 2003. - 479 с.
6. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право): Учебник / К.И. Батыр, П.Н. Галанза, Б.С. Громаков [и др.]. - М.: Юрид. лит., 1980. - 550 с.
7. Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / О.А. Жидков, Н.А Крашенинникова [и др.]. - М.: Издательство НОРМА, 1996. - С. 334
8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко. - М.: ТОН-Остожье, 2000. - 480 с.
9. Радько Т.Н. Правоведение. Учебное пособие для бакалавров: учебное пособие / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2012. - 202 с.
10. Рубаник В.Е. История государства и права зарубежных стран/ В.Е. Рубаник. - СПБ.: Питер, 2011. - 330 с.
11. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: Учебник/ А.Х. Саидов. - М.: Юрист, 2003. - 441 с.
12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник/ В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 1997. - 551 с.
Специальная литература:
13. Артемов В.Ю. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. В 3 т. Т 3 / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова [и др.]; под ред. В.И. Лафитского. - М.: КОНТРАКТ, 2013. - 704 с.
14. Берндт А.А. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства об уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним / А.А. Берндт // Адвокатская практика. - 2015. - N 2. - 113 с.
15. Большаков О.Г. История халифата/ О.Г. Большаков. - М.: Вост.
лит., 2002. - 402 с.
16. Быкова Е.В. Ислам, мусульманское право и общечеловеческие ценности / Е.В. Быкова // Международное публичное и частное право. - 2010.
- N 4. - 80 с.
17. Василевская Д.В. Нормативное закрепление права собственности на недра: опыт и тенденции/ Д.В. Василевская // Журнал российского права.
- 2007. - N 8. - 165 с.
18. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский — М.: НОРМА, 2003. — 730 с.
19. Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия / О.А. Дворникова // Журнал российского права. - 2009. - N 7. - 110 с.
20. Зарипов И.А. Исламский рынок капитала и ипотечный рынок на примере Малайзии / И.А. Зарипов // Управление собственностью: теория и практика. - 2014. - N 4. - С. 2 — 31
21. Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве: монография/ И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2013. - 404 с.
22. Косарева И. А. Отношения родства, усыновления, свойства, опеки и попечительства как обстоятельства, препятствующие заключению брака по законодательству России и зарубежных стран / И.А. Косарева // Нотариус. - 2007. - N 4. - 135 с.
23. Крассов О.И. Земельное и имущественное право в странах общего права: монография /О.И. Крассов. - М.: НОРМА, 2015. - 450 с.
24. Крассов О.И. Земельное право в Арабской Республике Египет / О.И. Крассов // Экологическое право. 2015. - N 6. - С. 30 — 37.
25. Кузьмина М.В. Компенсационная функция в системе функций права: теоретико-правовой аспект / М.В. Кузьмина // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - N 2. - 232 с.
26. Кунафина И.Р. Соотношение норм российского законодательства, шариата с нормами обычного права башкир в XVI - начале XX веков/ И.Р. Кунафина // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - N 5. - 663 с.
27. Леже Р Великие правовые системы современности / Р Леже. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 280 с.
28. Ливеровский А.А. О правопонимании в конституционной юстиции / А.А. Ливеровский // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - N 6. - 95 с.
29. Лошакова С.А. О сущности воспитательной функции права / С.А. Лошакова // Юридический мир. - 2014. - N 6. - 97 с.
30. Магомедов И.А. Особенности мусульманского семейного права / И.А. Магомедов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - N 3-II. - 426 с.
31. Манна А.А. Источники мусульманского уголовного права / А.А. Манна, Л.А. Букалерова // Административное и муниципальное право. - 2013. - N 12. - 1354 с.
32. Манукян, Ю. К. Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.К. Манукян; Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2002. - 421 с.
33. Минниахметов Р.А. Судебная власть в классической исламской правовой доктрине: теория и практика / Р.А. Минниахметов // Российский юридический журнал. - 2014. - N 2. - 226 с.
34. Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект / Д.А. Пашенцев // История государства и права. - 2015. - N 17. - 215 с.
35. Петров Д.А. Источники правового регулирования
предпринимательских отношений в исламском праве / Д.А. Петров // Юрист. - 2013. - N 10. - 189 с.
36. Рассказов Л.П. Мусульманское право как разновидность религиозного права / Л.П. Рассказов, М.Р. Кангезов // Общество и право. - 2010. - N 1. - 142 с.
37. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник / Ф.М. Решетников - М.: Юридическая литература, 1993. - 235 с.
38. Саидов А.Х. "Хидоя" Бурхануддина Маргинани - уникальный юридический памятник Ислама / А. Х. Саидов; под ред. Н.И. Гродекова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 821 с.
39. Смирнов А.В. Состязательный процесс / А.В. Смирнов. - СПб.: Альфа, 2001. - 330 с.
40. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
41. Хутыз Р.А. Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права / Р.А. Хутыз // Общество и право. - 2009. - N 4. - 201с.
42. Чернявский А.Г. Идеологическая функция права: монография / А.Г. Чернявский, Ю.К. Погребная. - М.: Альфа-М, 2015. - 304 с.
43. Цмай В.В. Право личного статуса: Механизм формирования и реализации в мусульманских странах. Исторический и теоретико-правовой
анализ / В.В. Цмай. - СПб.: Санкт - Петербург, 2000. - 441 с.
44. Чениб Р.Ш. Финансовые инструменты исламской экономики в казначейской системе исполнения бюджета / Р.Ш. Чениб, Б.Р. Чениб // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2015. - N 10. - 78 с.
45. Шайдуллин Р.Р., Баранов С.Ю. Медиация в исламском праве (шариате) и практика ее применения в некоторых странах исламского мира // Вестник гражданского процесса. 2014. - N 4. - 152 с.
46. Шайдуллина Л. И. Брак и развод по мусульманскому праву / Л.И. Шайдуллина // Арабские страны. - 1963. - N 2. - 212 с.
47. Шарль Р. Мусульманское право. Перевод с французского /Р. Шарль; под ред. Беляева Е.А. - М.: Иностр. лит., 1959. - 326 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ