ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ………………………………………………………………………...4
1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ……………………4
1.2 ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ ПРОДАЖИ, ЕГО СУЩНОСТЬ……..12
2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ……………………………………………………………...15
2.1 ПОНЯТИЕ И ДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………………………………….15
2.2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
Договор розничной купли-продажи является основной гражданско-правовой формой торгового обслуживания граждан. Каждый гражданин в повседневной жизни не может обойтись без продуктов питания, одежды, обуви, мебели и других вещей, которые обеспечивают само его существование. Все эти вещи граждане приобретают, заключая договоры розничной купли-продажи. Договор розничной купли-продажи служит своеобразным барометром конкурентоспособности товаров. По тому, как покупаются товары, производитель может судить о спросе и предложении на них и в зависимости от этого организовывать свою деятельность – изменять объем производства и цену товаров, улучшать их качество. В равной степени это относится и к оптовым продавцам. Таким образом, договор розничной купли-продажи является инструментом развития цивилизованного рынка потребительских товаров.
Положения, определяющие отношения, связанные с розничной куплей-продажей, открывают раздел IV Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), посвященный отдельным видам гражданско-правовых обязательств (гл. 30 ГК РФ). По существу, структура главы 30 ГК РФ, круг освещаемых в ней вопросов, расположение ее норм и даже их язык во многом определяют методологические подходы к регулированию всех иных гражданско-правовых договоров (аренды, займа, подряда, перевозки и др.).
Договор розничной купли-продажи является одним из видов договоров, регулирующих обязательства по передаче имущества. Этим объясняется широкое применение договора купли-продажи в имущественном обороте.
В последнее время сфера применения розничной договора купли-продажи значительно расширилась.
Цель данного исследования – рассмотреть договор розничной купли-продажи в гражданском законодательстве РФ и защиту прав потребителей в торговом обслуживании.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере заключения и исполнения договора розничной купли-продажи.
Предмет исследования – нормы регулирующие содержание договора розничной купли-продажи и защиты прав потребителей.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие договора купли-продажи;
2. Показать особенности договора розничной купли продажи;
3. Рассмотреть особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Итак, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
Договор розничной купли-продажи определяется ст. 492 ГК как соглашение, в силу которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из этого определения следует, что договор розничной купли-продажи является консенсуальным, так как считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения о продаже товара, а не с момента его передачи покупателю. Обязательства, возникающие из него, носят взаимный характер, поскольку каждая из сторон имеет как права, так и обязанности по отношению к другой. Это возмездный договор. Согласно п. 1 ст. 454 ГК покупатель обязан уплатить за товар определенную денежную сумму (цену).
Определение договора купли-продажи содержит также признаки, по которым он выделяется в самостоятельный вид купли-продажи и отличается как от других ее разновидностей, так и договоров, опосредующих возмездное отчуждение вещи. К этим признакам относятся характеристика продавца как стороны договора, предмета его деятельности и товара, подлежащего передаче по договору.
В качестве продавца в договоре розничной купли-продажи выступает юридическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Юридическое лицо должно быть либо коммерческой, либо некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК или ее уставом. Предметом этой деятельности является не любая продажа товаров, а только продажа товара в розницу.
Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет отграничить сферу применения положений ГК о договоре розничной купли-продажи, так как отношения по поводу товаров, которые используются исключительно для осуществления предпринимательской деятельности (например, промышленное оборудование, строительная техника и т.п.), предметом его регулирования не являются.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется не на все отношения, связанные с потреблением гражданами товаров, работ и услуг. В случае, когда один гражданин продает другому какую-либо вещь, например автомобиль, законодательство о защите прав потребителей не действует (в таком случае применяются общие нормы гражданского законодательства). Когда же автомобиль приобретается у компании-продавца, поставляющей автомобили, покупатель приобретает статус потребителя, и на такие отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении суда- 41 ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА ми гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 11.07.2012.
4. Барабачкова М.Н. Корнилова Н.В. Дистанционная купля – продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-SCIO. 2019. № 10 (37). С. 368–374.
5. Бекбулатов Д.Р., Лутовинова Н.В., Незнамова А.А., Крюкова Е.М. Суверенитет России: угрозы и вызовы со стороны глобальных корпораций //Закон и власть. 2021. № 1. С. 26–31.
6. Железняков А.М., Лащенкова Ю.А. К вопросу о внесудебном порядке урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей // Новый университет. 2016. № 0–1 (67). С. 17–19.
7. Крюкова Е.М., Донскова Л.И., Солодуха П.В., Хетагурова В.Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 4 (137). С. 31–39.
8. Зенин, И.А. Гражданское право: учебник для вузов. – М.: Высшее образование / И.А. Зенин, 2017. – С. 231.
9.Романович В.Б. К вопросу о взыскании морального вреда по делам о защите прав потребителей // Отечественная юриспруденция. 2016. № 8 (10). С. 28–30.
10. Синчинова Ю.В. Защита прав потребителей по российскому законодательству // Через тернии к звёздам: сб. студ. науч. работ. Ставрополь: «Фабула», 2016. С. 194–197.
11.Филатова О.В. Особенности деятельности общественных организаций по защите прав потребителей в Тюменской области // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 49. С. 251–261.
12.Фишер С.И. Защита прав потребителей в суде // Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 1 (5). С. 134–141.
13.Щербакова С.И., Малых А.Ф. Защита прав потребителей: общая характеристика // Актуальные вопросы российского частного права: мат. Веросс. конф. Саранск: «ЮрЭксПрактик», 2016. С. 137–141.
14.Ситдикова, Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 17.
15.Данилов, В. Правовой статус потребителя и его закрепление в Конституции России // Право и жизнь. 2017. № 9. С. 24.
16.Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 4-е изд., стер. М.: Статус, 2015. С. 847.
17.Аналитический бюллетень INSALES 2015: Рынок Интернет-торговли в России в 2014 году. URL: https://www.insales.ru/blog/2015/05/20/ analytical-bulletin-insales-2015/.