Проведен анализ социально-экономических показателей Республики Татарстан за 2020 год.
Сделано исследование стратегического развития Республики Татарстан.
Разработаны направления в области повышения эффективности стратегии развития территории Республики Татарстан.
Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития территории региона 6
1.1. Понятие и сущность стратегического управления 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование стратегии развития территории региона в Российской Федерации 12
1.3. Методы реализации стратегии развития территории региона 15
2. Анализ стратегии развития территории Республики Татарстан 20
2.1. Динамика социально-экономических показателей Республики Татарстан 20
2.2. Исследование стратегического развития Республики Татарстан 22
3. Разработка направлений в области повышения эффективности стратегии развития территории Республики Татарстан 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Сегодня часто происходит смена понятий: стратегию называют долгосрочным планом мероприятий администрации региона, хотя это принципиально разные вещи. Если основные экономические субъекты и население (называемые стейкхолдерами) не участвуют в разработке стратегии и не предоставляют информацию об их содержании, то, строго говоря, это не стратегия.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в настоящее время этнические отношения становятся все более «социально-политическими", поэтому значение национального фактора во всех сферах социально-экономического и политического развития страны/региона/общества является неоспоримым. Республика Татарстан - регион с богатой этнической историей и национальным составом, в которой создан мощный потенциал развития в социально-экономической и политической сферах, а также основная стратегия Российской Федерации - эффективное использование и приумножение этого потенциала, научное исследование социально-экономических и политических аспектов развития Республики Татарстан (РТ) на основе национального фактора позволит создать основу для успешной разработки и реализации нового блока реформ для обеспечения устойчивого развития страны.Республика Татарстан является одной из самых многонациональных территорий Российской Федерации и занимает восьмое место по численности населения.
Степень изученности темы. Вопросам стратегического развития территорий посвящены исследовательские и теоретические работы различных авторов как в области региональной экономики, так и в системе менеджмента территорий. В частности, тема исследования находит свое отражение в работах таких современных авторов, как: Лапыгин Ю.Н., Леванова, Т.А., Андреев А.А., Баранов М.Б., Бардовский В.П. и др.
Объект исследования курсовой работы – стратегическое развитие территорий.
Предмет исследования курсовой работы – направления стратегического развития Республики Татарстан.
Цель исследования – анализ стратегии развития территории Республики Татарстан и разработка мероприятий по совершенствованию анализируемой стратегии развития.
Постановка цели определила следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность стратегического управления;
проанализировать содержание и нормативно-правовое регулирование стратегии развития территории региона в Российской Федерации;
определить методы реализации стратегии развития территории региона;
изучить динамику социально-экономических показателей Республики Татарстан;
провести исследование стратегического развития Республики Татарстан;
разработать направления в области повышения эффективности стратегии развития территории Республики Татарстан.
В процессе исследования применялись такие общенаучные методы исследования, как: анализ, синтез, индукция, дедукция. В качестве специальных методов исследования применялся структурно-функциональный подход и наблюдение.
Теоретическую основу работы составляют учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты.
Структура работы включает: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
Ключевым механизмом перехода к инновационной экономике является кластерная активация. Предусмотрено разделение экономики на 3 основных направления: ключевые (например, наука и образование), инновационные — «умной» экономики («умные» информационные технологии, «умная» инфраструктура и другие), и современной экономики (АПК и нефтегазохимический комплекс, деревопереработка и автомобилестроение и другие).
Человек – это главная ценность; создание благоприятных условий для его развития и совершенствования - высшая цель Стратегии. Мерой успешности развития региона является качество жизни населения.
Экономическая политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в которых человек - носитель талантов – может реализоваться. Это важнейший акцент и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике.
Ключевая роль в развитии экономики отводится частным инвестициям. Задача государства – помочь частному инвестору сделать выбор в пользу инвестиций.
Для обеспечения реализации за период 2016-2030 годов общий объем финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в основной капитал, составил 16 трлн. руб.
Приоритетные инвестиционные сектора согласно Стратегии 2030:
Нефтегазохимический комплекс;
Энергетический комплекс;
Комплекс машиностроения и другой обрабатывающей промышленности;
Агропромышленный комплекс;
Инфраструктурный комплекс.
Приоритеты и цели развития Республики Татарстан согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах, как Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция создания территориально обособленного инновационно-производственного центра "ИнноКам", а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - С. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства. - 2003. - № 40. - С. 3822.
3. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 // Собрание законодательства. - 2008. - № 18. - С. 2003.
4. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Российская газета. - 2012. - № 102. - С. 22.
II. Специальная литература:
5. Андреев, А.А Программно – целевой подход социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / А.А. Андреев // Экономика и социум — №3(34) – 2017. – С. 36-37
6. Аракелян, М.А. Критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования как объекта управления инвестиционной деятельностью [Текст] / М.А. Аракелян // Российский государственный социальный университет. — №9. – 2017. – С. 175-176
7. Баранов, М.Б. Оценка эффективности местного самоуправления [Текст] / М.Б. Баранов // Вектор науки – 2019 — 486 с.
8. Бардовский, В.П. Рыночная инфраструктура и социально – экономическое развитие муниципальных образований [Текст] / В.П. Бардовский // Экономическая среда. — 2017. — № 1 (19). — С. 123-128.
9. Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) – 2017. – С. 57-59
10. Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018. –196 с.
11. Глобенко, И.В. Роль местного сообщества в развитии муниципального образования [Текст] / И.В. Глобенко // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №5(21) – 2018. – С. 3
12. Голосов, А.В. Социальная эффективность муниципального управления / А.В. Голосов [Текст] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Россия, г. Белгород — №5(21) – 2018 – С. 87-88 Г
13. ранберг, А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке [Текст] / А.Г. Гранберг // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 34.
14. Жукова, В.А. Методологический подход к разработке концепции территориального социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / В.А. Жукова // Международный научный журнал «Синергия наук» — 2018. – С. 138
15. Закирова, З.И. Социально – экономическое развитие муниципального образования [Текст] / З.И. Закирова // «Экономика и социум» — №5 (48) – 2018. – С. 24-28.
16. Клешнева, Л. И. Муниципальное самоуправление в современной России: проблемы и социально-философские аспекты [Текст] / Л.И. Клешнева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2019. -№2. -С. 77-80.
17. Клячкин, В.В. Методы статистических исследований в оценке процессов социально-экономического развития территории [Текст] / В.В. Клячкин // Синергия наук. — 2018. — № 19. − С. 150-153.
18. Козырин, А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А.Н. Козырин // Реформы и право. -2019. -№ 1. — С. 66.
19. Колебакина, К.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на современном этапе / К.В. Колебакина // Экономика и социум. — №5 (48). — 2018. – С. 27-30.
20. Колышева, В.С. Настройка системы мониторинга реализации национальных проектов [Текст] / В.С. Колышева // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 96.
21. Кремень В. Г. Философия управления: учеб. для высш. учеб. зведений. / В. Г. Кремень, С. М. Пазич, А. С. Пономарев. — Киев: Знание Украины, 2007. — 360 с.
22. Куликова, Н.В. Практика формирования стратегий социально – экономического развития муниципальных образований [Текст] / Н.В. Куликова // Российский государственный университет правосудия. № 1. – 2019. – С. 65-70
23. Лапыгин, Ю.Н. Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2017. — Т. 12. — № 4. С. 649-664.
24. Лапыгин, Ю.Н. Формирование прогноза развития муниципального образования [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 1. — С. 26-31.
25. Леванова, Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально – экономическим развитием муниципальных образований [Текст] / Т.А. Леванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 63-69.