Введение 3
1 Теоретические аспекты учета и анализа расходов организации 6
1.1 Понятие, классификация и порядок определения расходов
организации 6
1.2 Бухгалтерский учет расходов организации 14
1.3 Экономический анализ расходов организации 19
2 Учет и анализ расходов в ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» 27
2.1 Краткая характеристика организации 27
2.2 Бухгалтерский учет расходов организации 33
2.3 Анализ расходов транспортной организации 43
3 Разработка предложений, направленных на оптимизацию расходов
транспортной организации ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК 49
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Одним из важнейших факторов в конкурентной борьбе является снижение себестоимости продукции, услуг. Управление затратами организации - приоритетная задача любого бизнеса.
Затраты - это стоимость ресурсов, использованных для определенных целей, при этом учет и анализ расходов предприятия - это один из важнейших инструментов снижения затрат на продукцию или услугу. Снижение затрат оказывает прямое влияние на величину прибыли и, соответственно, на уровень рентабельности компании.
При этом, снижение расходов компании влияет на ее прибыльность не меньше, чем увеличение объемов продаж, поэтому, чтобы действительно управлять расходами организации необходимо иметь четкую структуру статей затрат, которую можно гибко менять и модифицировать; жестко лимитировать затраты по отдельным статьям; иметь возможность настройки различных маршрутов согласований расходов в зависимости от суммы или статьи затрат; анализировать еженедельную отчетность по затратам и проводить мониторинг исполнения плановых значений.
К сожалению, многие российские предприятия пока не проявляют особого интереса к проблемам управления и оптимизации расходов, обеспечивая рентабельность продаж за счет поднятия отпускных цен. Во многом, это объясняется тем, что в условиях достаточно высоких темпов инфляции эффективно управлять расходами достаточно затруднительно. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы в настоящее время является достаточно актуальной и востребованной для многих компаний.
Цель выпускной квалификационной работы - это анализ учета расходов и разработка мероприятий по их оптимизации в ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды расходов в организации.
2. Рассмотреть теоретические аспекты учета и анализа расходов организации.
3. Рассмотреть бухгалтерский учет расходов в исследуемой транспортной компании.
4. Провести анализ состава, динамики и структуры расходов организации.
5. Предложить мероприятия, направленные на снижение расходов в ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК».
Предметом исследования является система бухгалтерского учета и анализа расходов изучаемой транспортной организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает транспортная организация Общество с ограниченной ответственность «ТЭМПО-ЛОГИСТИК».
Основными источниками, использованными для данной выпускной квалификационной работы, выступают труды таких авторов как: В.Б.Ивашкевича, Т. А. Фролова, Н. В. Киреева, Т. А. Бочкарева, В. В. Ковалев, Т. Н. Сысо, и другие. Основой для ознакомления с понятием расходов, его видами и регулированием стала нормативно- законодательная база: Положение о бухгалтерском учете 10/99 «Расходы организации», Гражданский и Налоговый Кодексы, Федеральные законы. Также в работе была использована финансовая отчетность ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК», учредительные документы и учетная политика организации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе рассмотрена сущность расходов, их классификация, порядок определения расходов компании , описан учет расходов и методика анализа расходов в соответствии с действующим законодательством.
Во второй главе дается краткая характеристика объекта исследования, рассчитываются его основные финансовые показатели, также приводится система учета расходов в ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» с разделением расходов на постоянные и переменные затраты, проводится анализ их динамики и структуры в период с 2014-2016 гг.
На основе полученных результатов в третьей главе делаются выводы и предлагаются основные мероприятия, направленные на оптимизацию расходов транспортной компании.
Для исследования предмета выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ, сравнение, расчетно-конструктивный, группировки показателей.
Для формирования эффективной системы учета затрат, оперативного количественного учета материалов и товаров, необходимо, в первую очередь, правильно классифицировать расходы, производимые в процессе оказания услуг. Также классификация позволяет выявить объективно имеющиеся группы затрат, процессы их формирования и взаимоотношения между их отдельными частями.
Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что израсходованно конкретно на производство продукции или оказания услуги и каково соотношение отдельных элементов затрат к общей сумме расходов компании.
В зависимости от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на:
- связанные с производством и реализацией;
- внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ);
- чрезвычайные расходы, которые могут возникнуть как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, аварии и т.п.).
При этом существуют условия признания расходов, в частности, расход осуществляется согласно заключенного договора, сумма расходов должна быть определена и имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод компании. Не выполнение одного из условий влечет за собой признание этих расходов в учете в качестве дебиторской задолженности.
Предприятия определяют два варианта учета затрат на производство: один - для целей бухгалтерского учета, другой - для целей налогообложения, которые обязательно прописывают в своей учетной политике.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организации устанавливает ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. Состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения для целей налогообложения, регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Расходы являются фактором, который определяет величину предложения и размер прибыли. Следовательно, принятие управленческих решений невозможно без анализа расходов на производство и реализацию продукции. Цель анализа расходов заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе оказания услуг транспортными компаниями.
Для практического исследования было выбрано Общество с ограниченной ответственностью «ТЭМПО-ЛОГИСТИК», которое по своей форме относится к малым предприятиям, так как в нём работают 23 человека. Основным видом деятельности является оказание транспортно-экспедиционных услуг на внутреннем и внешнем рынке . Проведя анализ основных технико-экономических показателей ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» было выявлено, что основные показатели имеют тенденцию к повышению, исключение составляют продолжительность одного оборота, но это можно расценивать как положительный момент, т.к. сокращение продолжительности одного оборота свидетельствует об улучшении эффективности использования оборотных средств. Затраты на один рубль оказанных услуг имеют тенденцию к снижению.
Себестоимость перевозок - это стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).
В себестоимость перевозок ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы. В ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» для учета затрат по оказанию транспортных услуг применяется счет 20 «Основное производство». Прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием транспортных услуг, списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием и управлением производства, списываются на счет 20 со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Для учета внереализационных расходов, то есть расходов, не связанных с осуществлением основной деятельности, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», соответствующий субсчет 91-2 «Прочие расходы».
В 2016 году, произошли серьезные кадровые изменения в структуре управления организацией, был принят на работу новый главный бухгалтер и коммерческий директор, возможно с их сменой связано улучшение финансового состояния предприятия, так при увеличении выручки по сравнению с 2014 годом на 15% себестоимость услуг снизилась на 0,7%, а чистая прибыль возросла на 450 тысяч рублей.
В результате увеличения заработной платы административно-управленческому персоналу, росту страховых выплат за автомобили и грузы, оплаты компаниям, работающим по аутсорсингу услуг (в частности ООО «АвтоРемСервис» и другие) в 2016 году произошло увеличение управленческих расходов организации на 46% по сравнению с 2014 годом. Почти на 32% возросли прочие расходы компании в основном за счет списания с бухгалтерского учета автомобилей в результате их физического износа, а также в 2016 году был угнан грузовой автомобиль «MAN», соответственно убытки от хищения были списаны на прочие внереализационные расходы компании.
Несмотря на это 2016 год закончился получением чистой прибыли транспортной компании, что говорит о достаточно грамотном использовании ресурсов компании. Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на увеличение суммы расходов транспортной организации в период с 2014-2016 гг. оказало увеличение суммы управленческих расходов компании.
Для получения более точной информации по анализу затрат в организации были рассчитаны коэффициенты затрат на рубль выручки от продаж, который показал, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом имел место перерасход затрат. На один рубль выручки от оказания услуг перерасход составил 2,31 коп., что обусловлено увеличением уровня управленческих затрат на 6,20 коп. на один рубль выручки. В 2016 году по сравнению с 2015 годом имела место экономия затрат. На один рубль выручки от продаж экономия составила 7,4 коп., что обусловлено снижением уровня: себестоимости услуг на 6,99 коп. и управленческих расходов на 0,41 коп.
Таким образом, анализ проведенный методом коэффициентов показал более точные результаты. Если рассчитанные в динамике изменения показывали, что в 2016 году произошло увеличение управленческих расходов по сравнению с 2015 годом, то методом коэффициентов было получено, что произошла относительная экономия расходов от обычной деятельности на один рубль выручки от продаж. Следовательно, целесообразнее использовать при анализе затрат метод расчета коэффициентов и факторный анализ.
В связи с проведенным анализом расходов компании было определено, что в 2016 году себестоимость услуг на 1 рубль выручки была достаточна велика и составила 67,21 коп., то было принято решение предложить мероприятия, способные снизить себестоимость услуг и управленческие расходы.
Для этого было предложено развивать направление «международные транспортные перевозки», которые в 2016 году составили всего 7% от всех оказанных грузоперевозок. Учитывая, что рынок транспортных услуг в Республике Татарстан достаточно насыщен, а многие компании работают только на внутреннем рынке, данное направление может принести организации дополнительную прибыль.
ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» за последние два года достаточно серьезно занимается налаживанием тесных партнерских связей с зарубежными экспедиторскими и транспортными компаниями (с целью выхода на рынок транспортных услуг Европы), был предложен новый маршрут Набережные Челны - Германия и проведен расчет ожидаемой прибыли, который показал, что предпочтение использовать интермодальную перевозку груза, т.к. она требует меньшее количество затрат, а, следовательно, влечет за собой получение большей прибыли в размере 117,3 тыс.руб.
Анализ расчета себестоимости международных перевозок показал, что имеется необходимость обеспечения деятельности организации автоматизированной системой транспортной логистики, что позволит снизить себестоимость по международным перевозкам грузов ежемесячно в среднем на 8%, тогда ожидаемая ежемесячная экономия затрат может составить 18,2 тыс. руб. При этом, применение современных логистических систем позволяет сокращать до 50% расходов в стоимости продукта. Благодаря внедрению логистических систем в ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» возрастут экспортные возможности. В связи с этим актуально внедрение на предприятии автоматизированной системы транспортной логистики международных перевозок. В работе проведены расчеты эффективности внедрения автоматизированной системы транспортной логистики. В процессе оценки эффективности использовались расчеты чистого дисконтированного дохода и индекс доходности. Проведенные расчеты свидетельствуют об эффективности предложенных мероприятий.
Таким образом, предложенные мероприятия в совокупности повлияют на снижение себестоимости транспортных услуг на 1 рубль выручки, тем самым повысив эффективность деятельности транспортной компании ООО «ТЭМПО- ЛОГИСТИК».
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 31.07.1998г., № 146-ФЗ] по состоянию на 08.02.17 г.- Информ.- правов. система «Эксперт - Гарант». - Версия от 08.02.17.
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402- ФЗ. (в ред.от 23.05.2016N 149-ФЗ) - URL:http://www.consultant.ru
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, (в ред. от 06.04.2015N 57н) - URL:http://www.consultant.ru
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий Утвержден Приказом Министерства финансов Россий-ской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н) - URL:http://www.consultant.ru
5. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтер-ской отчетности организаций" в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н - - URL:http://www.consultant.ru
6. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ коммерческих организаций: учебник / под ред. А.П. Калининой.- СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2014.- 264 с.
7. Гринев Г. П. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / Г. П. Гринев. - М.: МИЭМП, 2016 - 66 с.
8. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб.для вузов. - М.: Экономиста, 2014.- 638с.
9. Киреева Н.В. Проблемы применения современных методов калькулирования себестоимости продукции при обосновании управленческих решений // Вестник Уральского федерального университета. 2011. N 6. С. 75 - 78.
10. Киреева Н.В. Управление затратами промышленного предприятия: теория, методология, практика: Монография. М.: Экономика, 2015. 140 с.
11. Киреева Н.В., Баев И.А. Разделение затрат на постоянные и переменные в модели CVP: теоретические и методологические проблемы // Вестник Уральского федерального университета. 2014. N 5. С. 4 - 15.
12. МедведеваО.В. Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности: учебник / О. В. Медведева, Е. В. Шпилевская, А. В. Немова. - М.: 2015.- 354 с.
13. Орлова Т. М. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: практикум / Т. М. Орлова. - Региональный финансово¬
экономический инс-т. - Курск, 2015. - 288с.
14. Сазонова С. В. Экономика предприятия: учебное пособие / С. В. Сазонова. - М.: Финансы и статистика. - 5-е изд., 2016. 254 с.
15. Соколов А.Ю. Управленческий учет накладных расходов. М.: Финансы и статистика, 2016. 448 с.
16. Соколов Я.В. Управленческий учет. М.: Магистр, 2015. 428 с.
17. СеребренниковГ.Г. Управление затратами на предприятии: учебное пособие / Г.Г. Серебренников. - Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та., 2016. - 280 с.
18. Фролова Т. А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Т. А. Фролова. - Таганрок: изд-во ТТИ ФЮУ, 2014. - 85 с.
19. Сысо Т. Н. Оптимизация управления затратами // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2-е изд., 2011.135-143 с.
20. Устав ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК»
21. Учетная политика ООО «ТЭМПО-ЛОГИСТИК» за 2016 г.
22. Финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «ТЭМПО- ЛОГИСТИК»
23. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 31. С. 2 - 11 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
24. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налогу на прибыль - Подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс" - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
25. Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций, доходы и расходы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
26. Электронный журнал «Главбух» № 16, 17, 22 2016 год URL:
http: //e. gl avbukh.ru