Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционный контроль в зарубежных странах

Работа №86584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История развития конституционного контроля 7
§1. Английская модель конституционного контроля 7
§2. Американская модель конституционного контроля 13
§3. Европейская модель конституционного контроля 19
Глава 2. Конституционный контроль в зарубежной практике 26
§1. Понятие и субъекты конституционного контроля 26
§2. Судебные органы конституционного контроля в практике зарубежных
стран 33
§3. Конституционная практика в Республике Франция 53
Заключение 63
Список используемой литературы

Для всех государств мира общепризнанным фактом является то, что конституция имеет высшую юридическую силу. Именно в связи с этим положением любой закон или иной нормативный правовой акт, не соответствующий основному закону страны, является недействительным и не подлежит применению.
Конституционный контроль, представляя собой самостоятельную и специализированную деятельность, которая осуществляется как судебными, так и квазисудебными органами, обрёл широкое распространение в мире, и является важным институтом политической системы общества.
Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на протяжении всей истории человечества. XX век отличился тем, что зародились специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу столетия утвердились более чем в ста странах мира. Данный феномен уже сам по себе представляет особый интерес, стал объектом пристального внимания представителей различных областей науки.
В настоящее время, все современные демократические страны поддерживают идею правового государства, разделения властей, а также идею верховенства конституции. Это всё даёт основания полагать, что конституционный контроль на современном этапе является очень значимым элементом защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законности.
Институт конституционного контроля имеет первостепенное значение для функционирования государства и его институтов, играет значительную роль в государственном устройстве многих стран, в связи с чем, ему отводится особое место в конституциях и других специальных законах.
С деятельностью органов конституционного контроля в европейских странах связывают решение важных вопросов соотношения различных источников внутреннего законодательства, взаимоотношений органов государственной власти, укрепления системы разделения властей, совершенствования и приведения в соответствие с конституцией текущих нормативных и иных актов.
Значимая политическая роль, которую выполняет институт конституционного контроля в политической системе, а отсюда и высокая актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня без его существования не может существовать демократическая форма организации общества.
Во-первых, особое значение института конституционного контроля в политической системе предопределено тем местом, которое занимает Конституция в жизни общества. Основной Закон, являясь первостепенным политическим и правовым документом общества, закрепляет наиболее важные стороны политической и социально-экономической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Исключительная роль в демократизации политической системы принадлежит институту конституционного контроля как наиболее эффективному способу обеспечения верховенства Конституции, при котором деятельность всех субъектов политического процесса должна четко соответствовать Конституции.
Во-вторых, актуальность исследования конституционного контроля объясняется тем, что органы конституционного контроля выступают неотъемлемым компонентом механизма разделения властей. Своеобразным арбитром в конфликтах между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, между властью центрального и местного уровня, необходимым противовесом по отношению к законодательной и иной нормотворческой форме государственной деятельности. В этом смысле потенциальное воздействие решений конституционной юстиции на политический порядок огромно. В той мере, в какой конституционный суд или совет способен своим авторитетом легитимировать государственную политику, а также обеспечить мирное отклонение спорных решений, исходящих от какой-либо ветви власти, данные органы выполняют функцию обеспечения общей политической стабильности в стране, содействуют легитимации политического режима.
В-третьих, актуальность научных исследований институт конституционного контроля определяется его ролью как наиболее эффективного механизма защиты личности от произвола власти, средств обеспечения основных прав и свобод человека.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления конституционного контроля, уполномоченными на то органами.
Предметом исследования являются органы конституционного контроля ряда стран как европейского, так и американского континентов, а также исторически сложившиеся модели конституционного контроля.
Цель работы - исследование органов конституционного контроля в зарубежных странах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие конституционного контроля;
- проанализировать развитие и становления института конституционного контроля;
- изучить английскую, американскую и европейскую модели конституционного контроля;
- проанализировать объекты конституционного контроля;
- рассмотреть деятельность Конституционного Совета во
Французской Республике;
- дать общую характеристику органам, осуществляющим конституционный контроль в зарубежных странах ;
- выявить особенности конституционного контроля в различных государствах.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Соответственно, с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура данной дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов, материалов судебной (и иной юридической) практики и специальной литературы.
Глава первая посвящена истории развития и становления конституционного контроля, а именно, рассматриваются различные модели конституционного контроля, сформировавшиеся в процессе исторического развития государств.
Глава вторая посвящена осуществлению конституционного контроля в зарубежной практике, раскрывается понятие конституционного контроля, даётся общая характеристика органам, осуществляющим конституционный контроль в различных государствах. Отдельно изучается институт конституционного контроля во Французской Республике, а также органы, осуществляющие такой контроль.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показывает опыт, даже опытные и хорошо юридически оснащенные парламенты, правительство и главы государств 4не застрахованы от принятия неконституционных решений.
Это связано с тем, что, во-первых, в настоящее время, обычно, разрабатывается и принимается значительно больше нормативно-правовых актов, чем в прошлом. Во-вторых, не всегда такие акты принимаются взвешенно, с предварительной серьезной юридической экспертизой и людьми с достаточно высокой правовой квалификацией. В-третьих, в процессе разработки и принятия законов и иных актов различные политические силы могут оказывать серьезное влияние на их содержание и порядок принятия, нередко приводящее к отклонению от норм конституции.
Для подобных ситуаций и необходим институт конституционного контроля. Конституционный контроль в современном мире является важным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии общества и государства.
Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности, который заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных правовых актов конституции определённого государства.
Существует три модели конституционного контроля. Это английская, американская и европейская модели.
Начало развитию института конституционного контроля положил судебный прецедент в Соединённых Штатах Америки, когда нормативный акт был впервые признан не соответствующим Конституции. С этого момента и начала развиваться так называемая американская модель конституционного контроля.
Позднее зародилась и другая модель - европейская, согласно которой для отправления конституционного правосудия необходимо создание специализированного органа, стоящего вне системы судов общей юрисдикции.
Институт конституционного контроля является важной составляющей любого современного демократического государства. Он является своеобразной защитой прав и законных интересов человек и гражданина, а также элементом механизма сдержек и противовесов.
Под объектами конституционного контроля, в широком смысле, понимают все законы, иные нормативные правовые акты, действия должностных лиц государства. В случае если они не будут соответствовать Основному Закону, то такие акты признаются неконституционными.
В зависимости от того, к какой модели осуществления конституционного контроля относится государство, и различаются органы, осуществляющие такой контроль. Это могут быть как суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, так и специализированный орган, который чаще всего именуется - Конституционный Суд.
В ходе исследования Основных Законов, или Конституций, различных государств было выявлено, что конституционный контроль имеет свои особенности, в зависимости от того в какой стране он осуществляется, а разделения всех форм осуществления конституционного контроля на три группы достаточно грубовато. А в некоторых странах сделана попытка объединить черты американской и европейской моделей конституционного контроля, когда судья, усомнившийся при разборе дела в конституционности применяемого им закона, обращается в конституционный суд.
Однако, на основании проведённого исследования, можно сделать вывод, что институт конституционного контроля не совершенен и ему есть куда стремиться. Одним из основных улучшений, которые позволят органам, осуществляющим конституционный контроль, выполнять свою работу более эффективно, является право и возможность всех лиц, чьи интересы были нарушены неконституционными действиями, либо нормативными актами, на обращение в органы, осуществляющие конституционный контроль, с индивидуальной жалобой.
Также, не смотря ни на что, можно сделать вывод, что в настоящее время конституционный контроль, вне зависимости от того к какой модели он относится, является наиболее важным и значимым институтом правовой и политической системы, одним из основных составляющих на пути к правовому государству. С помощью такого института наиболее эффективно происходит защита прав и законных интересов человека.



I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Турецкой Республики: принята всенародным
голосованием 7 ноября 1982 г. // Resmi Gazete [official Gazette]. - 1982. - 7 нояб.
2. Конституция Румынии: принята Конституционной ассамблеей 21 ноября 1991 г. // Monitorul official [official Journal]. - 1991. - 21 нояб.
3. Конституция Итальянской Республики [электронный ресурс] //www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione_inglese.pdf (дата обращения 18 апреля 2017г.).
4. Конституция Испании 1978г. [электронный ресурс] // http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM (дата обращения 18 апреля 2017г.).
5. Конституция Швейцарии от 18 апреля 1999г. [электронный ресурс] // http: //web.archive. org/web/20090609155832/http: //constitution. garant.ru/DOC_3 8 64915.htm (дата обращения 18 апреля 2017г.).
6. Конституция Японии принята 3 ноября 1946г. [электронный ресурс] //
http://studyport.ru/yurisprudentsiya/konstitutsiya-yaponii-1947-goda (дата
обращения 18 апреля 2017г.).
7. Конституция Никарагуа принята 19 ноября 1986 года, [электронный ресурс] // La Gaceta. Diario oficial. Managua, enero 9, 1987, № 5. (дата обращения 18 апреля 2017г.).
8. Конституция Бахрейна принята 14 февраля 2002 года [электронный ресурс] // http://mykpzs.ru/konstituciya-baxrejna-2002-rus/ (дата обращения 18 апреля 2017г.).
9. Конституция Боливии от 25 января 2009 года [электронный ресурс] // https://www.constituteproject.org/constitution/Bolivia_2009.pdf (дата обращения 18 апреля 2017г.).
10. Конституция Доминиканской Республики от 10 января 1947 года [электронный ресурс] // http://worldconstitutions.ru/?p=46 (дата обращения 18 апреля 2017г.).
11. Конституция Доминиканской Республики от 26 января 2010 года
[электронный ресурс] //
http://consultoria.gov.do/spaw2/uploads/files/Constitucion%202010.pdf (дата
обращения 18 апреля 2017г.).
12. Конституция Бразилии принята 5 октября 1988 года [электронный ресурс] // http://www.russobras.ru/constitution.php (дата обращения 18 апреля 2017г.).
13. Конституции Французской Республики принята 4 октября 1958 года [электронный ресурс] // http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil- constitutionnel/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.p df (дата обращения 18 апреля 2017г.).
14. Закон о Федеральном конституционном суде Германии (Bundesverfassungsgerichtsgesetz - BVerfGG ) [электронный ресурс] // http://www.gesetze-im-internet.de/bverfgg/ (дата обращения 18 апреля 2017г.).
II. Специальная литература
1. Антонов А. В. Развитие идеи конституционного контроля во Франции / А. В. Антонов. // Журнал конституционного правосудия. - 2017. - № 2. - С. 27 - 38.
2. Арановский К.В., Князев С.Д. Судьба судебного прецедента в романо¬германском праве // Журнал конституционного правосудия. - 2013. . - № 4. - С. 30 - 39.
3. Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 337 с.
4. Владимиров Д. Г. Судебная власть Англии и России : роль и место в системе государственной власти / Д. Г. Владимиров. // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 8. - С. 87 - 88.
5. Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Конституции государств мира - источник изучения его многообразия // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2013. - №4. - С. 66 - 73.
6. Задворянский Е.Э. Особенности правового статуса Верховного суда Израиля как органа судебного конституционного контроля. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. - 25 с.
7. Кельзен Г. Чистое учение о праве. 2-е изд / пер. с нем. М.В. Антонова и С.В. Лёзова. — СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2015. — 485 с.
8. Клишас А.А. Публичное право стран Латинской Америки: в 2 томах. Том 2. Становление и развитие институтов конституционного контроля / Клишас А.А. - М.: Международные отношения, 2016. - 672 с.
9. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран : сравнительно-правовое исследование: монография / А. А. Клишас ; под общ. ред. В. В. Еремяна. — 2-е изд. доп., - М. :Международные отношения, 2015. — 560 с.
10. Либанова С. Э. Общественный контроль (надзор) как форма реализации конституционных прав человека/ С. Э. Либанова. // Российское право. - 2015. - № 1. - С. 33 - 38.
11. Маклаков В. В. Конституционный контроль и защита прав и свобод человека в современной Франции: учебное пособие / В. В. Маклаков. - Москва: ИНИОН РАН, 2015. - 135 с.
12. Малько А. В. Судебный федерализм в контексте генезисного и историко-типологического подходов / А. В. Малько, А. Д. Гуляков. // Право и государство. - 2016. - № 7. - С. 6 - 10.
13. Поленина С.В. Судебный прецедент в Российской Федерации - реальность и перспектива // Представительная власть. - 2002. - № 5-6. - С. 47 - 48.
14. Оливье Ле Бот Контроль конституционности a priori и a posteriori в странах Европейского Союза / Оливье Ле Бот ; пер. с фр. С. О. Карамышева, А. В. Антонов ; ред. пер. А. Н. Кокотов. // Журнал конституционного правосудия. - 2017. - № 2. - С. 14 - 26.
15. Остапович И. Ю. Судебные органы конституционного контроля как «негативный законодатель» в современной практике зарубежных стран / И. Ю. Остапович.// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 4. - С. 569 - 576.
16. Тетерин, А. В. Конституционное развитие Бразилии: опыт перехода к демократии / А. В. Тетерин. // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 6. - С. 70 - 73.
17. Тлембаева Ж. У. Роль конституционного контроля в обеспечении верховенства права / Ж. У. Тлембаева. // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 8. - С. 44 - 48.
18. Троицкая А. А. Использование органами конституционного контроля зарубежного опыта / А. А. Троицкая, Т. М. Храмова. // Государство и право. - 2016. - № 8. - С. 5 - 22
19. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Институт государства и права РАН. - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528 с.
20. Шумилов В.М. Правовая система США: Учебное пособие. — М. : Издательство Междунар. отношения, 2016. — 408 с.
21. Эбзеев, Б. С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования / Б. С. Эбзеев. - Науч. изд. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.
III. Материалы юридической практики
1. Решение Верховного Суда Соединённых Штатов Америки №5 U.S. 137 от 24 февраля 1803 по делу «Марбери против Мэдисона» // Open Jurist - 1803 - 24 фев.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ