Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и классификация принципов
административного права 8
§ 1. Понятие и функции принципов административного права 8
§ 2. Соотношение принципов административного права с предметом, методом
и нормами административного права 16
§ 3. Классификация принципов административного права 26
Глава 2. Принципы современного российского административного
права 33
§ 1. Общеотраслевые принципы 33
§ 2. Межотраслевые принципы 44
§ 3. Административно-правовые принципы 49
Заключение 63
Список использованной литературы
В дипломной работе подробно рассматривается такой важный элемент административного права, как его принципы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучение вопроса принципов административного права имеет важное значение для понимания, анализа и совершенствования самого административного права, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области административного права, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования, укрепления законности в управленческой деятельности, улучшения правоприменительной и правотворческой деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время практически все административно-правовые институты, входящие, как в общую, так и в особенную часть российского административного права, требуют позитивного развития и необходимого реформирования. Российская действительность показывает, что реформирование административно-правовой сферы возможно только на основе укрепления конституционных начал административного права, разработки общеотраслевых и специальных принципов административного права, совершенствования административных процедур и административного судопроизводства. Сегодня административное право как никакая другая отрасль нуждается в правовых регуляторах, придающих ей устойчивое единство, действующих в самых разных условиях и сферах публичного управления - в общеотраслевых правовых принципах и положениях, согласующихся с принципами правового государства . Изучение
и понимание принципов административного права необходимо в связи с тем, что в процессе изменения и модернизации самой отрасли права, необходимо
основываться на первоосновах, на фундаменте, на установленных юридических положениях - принципах административного права, и не забывать об их существовании во избежание пробелов в законотворчестве.
Принципы административного права- это базисные положения, руководящие начала, на которых основываются административно-правовые нормы, правоотношения, лежащие в основе административного права, а так же принципы- это тот элемент, который устанавливает важные закономерности в системе организации и функционирования исполнительной власти и управления 1.
Целью дипломной работы является раскрытие понятия принципов административного права, выяснение их содержания и установление роли принципов для развития и совершенствования административного права, как отрасли.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследование понятия и основополагающих принципов административного права;
2. Раскрытие сущности этих принципов;
3. Рассмотрение этих принципов в сочетании с другими элементами административного права;
4. Классификация принципов административного права по группам.
5. Раскрытие важности принципов административного права для всей отрасли административного права в целом.
Объектом исследования в работе выступают принципы административного права, как важный элемент данной отрасли права.
Предметом исследования является процесс развития принципов административного права и влияние этих принципов на совершенствование самого административного права.
Теоретической базой при написании работы послужили труды таких учёных, как: Андреева Л.А., Бакулина И.П., Батычко В.Т., Братановский С.Н., Волков А.М., Вопленко В.В., Горина А.Е., Зайцева Л.В., Красман А.И., Мартынова М.А., Мелёхин А.В., Овчаренко Р.К., Попов Л.Л., Россинский Б.В., Смирнов О.В., Соколов А.Ю., Старилов Ю.Н., Тихомиров Ю.А., Шилова Е.А. и других. В работе проанализированы журнальные статьи и научная литература по исследуемой тематике.
Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания, используя который обеспечивается восприятие правовых явлений в их развитии и взаимодействии между собой. Для того, чтобы достичь цели и решить поставленные задачи, в дипломной работе использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности, были применены:
1) общенаучные методы познания:
- анализ;
- синтез;
- диалектический метод;
- системный метод;
- метод сравнения.
2) частнонаучные методы познания:
- формально-юридический метод;
- историко-юридический метод;
- социологический метод.
Данные методы помогают раскрыть суть принципов административного права.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, административное законодательство, а также иные нормативные акты. В качестве эмпирического материала использовались постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Изучение принципов права является одной из важных проблем современной юридической науки, поскольку именно в принципах отражена сущность административного права, которую необходимо понимать. В науке административного права особое внимание уделяется проблемам функционирования и совершенствования института принципов. В работах учёных В.В. Вопленко, В.А. Рудковского, О.В. Смирнова, А.Ю. Соколова, раскрывается содержание понятия принципов административного права. В научных трудах В.Т. Батычко, Л.Л. Попова, Ю.Н. Старилова рассматриваются и раскрываются общеотраслевые принципы, даётся их характеристика и значение для административного права. В научных работах С.Н. Братановского, Е.А. Шиловой, Д.В. Осиндцева подробно излагаются административно-правовые принципы, которые имеют особую значимость для административного права в целом. Также, весомый вклад в изучение данной темы внёс Р.К. Овчаренко, который в своей научной работе раскрыл содержание принципов построения и функционирования государственной гражданской службы, которые являются неотъемлемой частью группы административно-правовых принципов.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав (которые в общем состоят из шести параграфов), заключения и списка использованной литературы. Во введении указана актуальность выбранной темы, поставлена цель исследования и описывается общая характеристика дипломной работы. В первой главе рассматривается понятие принципов административного права, раскрываются сущность и функции принципов, исследуется их соотношение с другими элементами отрасли, а также излагается классификация принципов в административном праве. Во второй главе более подробно принципы административного права классифицируются по группам. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы по всей дипломной работе.
Итак, в дипломной работе было рассмотрено и изучено такое понятие, как принципы административного права. На сегодняшний день можно сделать вывод, что административное право является сложной, постоянно развивающейся отраслью права, вместе с которой развиваются и ее принципы. Принципов в административном праве достаточно много, и как выяснилось в ходе работы, исчерпывающего перечня ни законодательство, ни научные работы не дают.
Проанализировав действующее российское законодательство и специальную юридическую литературу, выявлены три группы принципов административного права: общеотраслевые, межотраслевые, а так же административно-правовые принципы. Общеотраслевые - принадлежат правовым отраслям в целом, межотраслевые - охватывают только группу из двух или нескольких отраслей права, а административно-правовые принципы раскрывают сущность и дают понимание именно административного права, показывают его отличительные черты от других отраслей. Каждая группа включает в себя многообразие принципов, закрепленных в различных нормативно-правовых актах.
В ходе изучения принципов было установлено, что принципы административного права имеют важное значение для понимания, анализа и совершенствования самого административного права, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области административного права, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования, укрепления законности в управленческой деятельности, улучшения правоприменительной и правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Исходя из исследования, проведенного в дипломной работе, можно сделать вывод, что принципы административного права - это основные начала, идеи и требования, выражающие и раскрывающие сущность административного права, а также определяющие характер, основания и объём правового регулирования управленческих отношений.
Отражены основные принципы административного права в Конституции Российской Федерации, в различных федеральных законах, кодексах и прочих нормативно-правовых актах.
Кроме того, в ходе изучения было установлено, что принципы административного права - это понятие субъективное, поскольку создаются законодателем (то есть человеком), в соответствии с правовой культурой в стране, но в то же время отражают в себе объективные связи, возникающие в процессе развития управленческих, административно-правовых отношений. Административное право играет существенную роль в обеспечении национальной безопасности страны и общественного порядка, а так же большое значение в борьбе с административными правонарушениями, в связи с этим, ему необходимы устойчивые первоосновы, которые смогут «помогать» административному праву выполнять возложенные на него функции - таким помощником выступают принципы административного права.
Помимо этого, изучив принципы административного права, делаем вывод, что каждый в отдельности принцип административного права демонстрирует не все объективные закономерности организации и осуществления административной деятельности субъектов права, а исключительно некоторые из них, но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении прочих принципов. Пренебрежение принципами административного права может привести к вседозволенности, нарушению общественного порядка, нарушению прав и свобод каждого человека в отдельности и общества в целом, нарушению режима национальной безопасности и прочим проблемам.
Итак, в дипломной работе исследованы принципы административного права, рассмотрено влияние принципов на само административное право, раскрыта классификация и содержание этого элемента, установлено, что принципы в административном праве являются важным элементом, необходимым для устойчивости правового регулирования, стабильности в законодательстве административного права, правильного взаимодействия в сфере управленческих отношений.
Теория принципов административного права, на данный момент, освещена частично и изучена не до конца. Глубокое изучение этого вопроса имеет важное значение для понимания, анализа и дальнейшего совершенствования административного права, его институтов и подотраслей. Изучение принципов административного права дает ответы на многие вопросы, например, что соответствует системе административных правоотношений и административной ответственности различных институтов административного права. В ходе работы было так же установлено, что одно из основных значений принципов административного права заключается в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и исполнение законодательства об административной ответственности, в том числе основные направления кодификации отраслевого законодательства.
Исходя из изложенного, делаем вывод, что принципы административного права являются важным и неотъемлемым элементом административного права, помогают в его реализации и толковании, раскрывают суть административного права и участвуют в правотворческой деятельности. Перечень принципов не является исчерпывающим, он продолжит развиваться и изменяться по мере изменения и совершенствования административного права. Принципы являются базой, поэтому без них административное право существовать не сможет.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - № 67. - 1995.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета.-1993 г.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2.
4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный
закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание
законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ [ред. от 01.06.2017] // Собрание законодательства РФ.-1997
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. [в ред. от 03.04.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.
7. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ [в редакции от 23.05.2016 ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003.
8. Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела: Указ Президента от 30.05.2005 г. № 609 [ред. от 01.07.2014] // Собрание законодательства РФ.- 2005.
9. О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности
государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ
Президента от 16.02.2005 № 159 // Собрание Законодательства РФ.- 2005.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 03.04.2017]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001.
11. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Российская газета. - 2015. - № 6620.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ [ред. от 17.04.2017] // Собрание Законодательства РФ. - 1996.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ [ред. от 11.05.2017 ] // Собрание законодательства РФ. - 2001.
Специальная литература
1. Андреева Л.А. Основные проблемы определения принципов административного права и процесса: вопросы современной юриспруденции / Л.А. Андреева, А.Г. Богданов // 2016. - 6-17 с.
2. Андриянов В.Н. / Вестник АЭН/ 2015. - 33-43 с.
3. Бакулина И.П. Актуальные проблемы административного права Российской Федерации: учеб. пособие / И. П. Бакулина, Л. С. Козлова, А. К. Костылев [и др.]; под ред. заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, профессора В. Е. Севрюгина. — Тюмень : Изд-во ТюмГУ. 2013. — 756 с.
4. Батычко В.Т. Административное право /ТТИ ЮФУ-Таганрог /. в ред. 2012
г. С.- 24
5. Бахрах Д.Н. Административное право / Общая Часть // Д.Н. Бахрах.-М.:
2004. - 304 с.
6. Братановский С.Н. Государство и право / С.Н. Братановский- М.: 2013.-102-108 с.
7. Братановский С. Н. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: информационно-правовой аспект [Электронный ресурс] : Монография / С. Н. Братановский, С. Ю. Лапин// - Саратов. «Научная книга». 2011-126 с.
8. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография / Н.В. Витрук. - М.: Издательство РАП, 2013. - 304 с.
9. Волков А.М. Административное право: Учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец// - М.: НИЦ ИНФРА-М. 2016-288 с.
10. Вопленко В.В. Основные принципы права: понятие и классификация / В.В. Вопленко, В.А. Рудковский // - 2017. С. - 5-11.
11. Горина А.Е. Основные принципы административного права Российской Федерации / А.Е. Горина // Средне-Волжский институт. - 2017. - С. 88-92.
12. Долгопят А.О. Принцип законности в системе принципов производства по делам об административных правонарушениях// Право и практика. - 2012.
- № 1
13. Зайцева Л.В. Обеспечение реализации принципа равного доступа граждан
к государственной гражданской службе. Вестник Тюменского
государственного университета: социально-экономические и правовые исследования / Л.В. Зайцева // 2013. № 3. - 90-97 с.
14. Кобзарь-Фролова М.Н. О реализации принципа профессионализма и компетентности государственных служащих: право и практика / М.Н. Кобзарь-Фролова // 2013. № 2. -46-52 с.
15. Конин Н.М. Административное право России: учебник / Н.М. Конин // - 2¬е изд., пересмотр.- М.: 2015 - 784 с.
16. Козлов Ю.М. Административное право/Юристъ// М.: 2012 г. С.- 320
17. Красман А.И. В сборнике Наука XXI века: тенденции и перспективы сборник материалов международной научной конференции / А.И. Красман; под общей редакцией доктора экономических наук, профессора А.И. Барановского. 2014.- 30-35 с.
18. Левченко В.Б. Закрепление презумпции невиновности в системе принципов законодательства об административных правонарушениях / научная статья // В.Б. Левченко. - 2016. - 16-20 с.
19. Мартынова М.А. Принципы административного права и процесса Российской Федерации и Великобритании: сравнительный анализ / Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. - 65 с.
20. Мелёхин А. В. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Мелехин // - М.: 2013.-624 с.
21. Миронов А.Н. Административно-процессуальное право: учебное пособие / А.Н. Миронов // М.: 2013 - 176 с.
22. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права/Монография// 2015.- 285 с.
23. Овчаренко Р.К. Теоретические основы управления гражданской службой: Государственное управление: Электронный вестник. 2014. № 30. - 6 с.
24. Осинцев Д. В. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Сост. Д. В. Осинцев // - Екатеринбург: УрАГС. 2012.-64 с.
25. Панова И.В. Административно-процессуальное право России / И.В. Панова // - 2-е изд., пересмотр. - М.: 2017. - 336 с.
26. Попов Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попов [под ред.] М.
С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М. 2016. -704 с.
27. Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов // -М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М. 2015.- 566 с.
28. Смирнов О.В. Трудовое право/ Учебник для бакалавров// 2013 г. С.- 98
29. Соколов А.Ю. Административное право РФ: Учебник для бакалавров /.-М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М. 2016.- 352 с.
30. Спиридонов Л. И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов //- 2003.
- 374с.
31. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права / Ю.Н. Старилов // М.: Норма. 2012. -111-136 с.
32. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс/ Ю.А. Тихомиров // М.: 2012. - 698 с.
33. Туманов Д.А. О некоторых актуальных проблемах административного права / Д.А. Туманов // М.: 2015 - 76 с.
34. Хохлов С.Л. Вестник Уральского финансово-юридического института. / С.Л. Хохлов // 2016. № 1- 74-77 с.
35. Чистяков Н.М. Право: учебное пособие / Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации // Н.М. Чистяков. - М.: 2013 - 316 с.
36. Четвериков В.С. Административное право / Четвериков В.С. // М.: 2015 - 278 с.
37. Шилова Е.А. Принципы административного судопроизводства/
Автореферат /М.: 2012 - 9 с.