Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ

Работа №86575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие, характеристика и причины возникновения
аддиктивного поведения 7
1.2. Индивидуально-психологические характеристики зависимой
личности 13
1.3. Психологические аспекты эмоциональной устойчивости на
возникновение аддикций 21
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика выборки 27
2.2. Описание методик исследования 27
2.3. Методы математической статистики 31
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И У СТУДЕНТОВ
3.1. Изучение склонности к аддиктивному поведению у студентов..34
3.2. Оценка степени эмоциональной устойчивости у студентов 40
3.3. Результаты корреляционного исследования между показателями склонности к аддиктивному поведению и эмоциональной
устойчивостью у студентов 43
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51


Актуальность. Современные социально-экономические изменения в обществе даже у взрослых людей вызывают растерянность, неуверенность в завтрашнем дне, потерю идеалов, примитивизацию потребностей. Особенно сильно это влияние на подрастающее поколение.
С одной стороны, дети осведомлены о том, что курить, распивать алкогольные напитки, употреблять наркотические вещества и прочее, вредно. С другой стороны, они видят, что курят и употребляют алкоголь и прочее в разных обстоятельствах их родители и знакомые, и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникает желание выяснить, в чем же правда. Такое противоречие способно провоцировать ранние формы аддикции (алкоголизм, курение, употребление наркотических веществ и пр.).
Одним из важнейших факторов, способствующих раннему приобщению молодежи к наркогенным «соблазнам» (в том числе и курению табака), является неблагополучная психологическая обстановка в доме. Частые конфликты и ссоры между взрослыми, взрослыми и детьми, недовольство родителей детьми и друг другом, недостаток эмоционального тепла и любви способны побудить у ребенка желание, выглядеть старше, «уйти в мир иллюзий и забытья», привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и социально негативными [9, 16, 28, 47, 51].
Наиболее доступным и распространенным способом снятия нервного напряжения у современной молодежи является курение. Наибольшее количество сигарет выкуривается человеком в состоянии нервного напряжения, эмоциональной возбудимости, подавленности, в состоянии стресса (в семье, в автомобильных пробках, на работе) [51].
Проблема аддиктивного поведения современного подрастающего поколения - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Объясняется это тем, что сегодня аддикция рассматривается не только как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность факторов антиобщественного поведения, влияния наследственности, недостаток или неэффективность проводимой профилактической работы и т.д. Как показывает практика и многочисленные исследования в области аддиктивного поведения, так или иная аддикция формируется, как правило, достаточно быстро. Самое страшное в зависимости - это то, что от нее очень сложно избавиться [4, 11, 15, 28, 29, 32, 45 и др.].
Во многом возникновение и избавление от аддиктивных форм поведения зависят от степени развития у человека эмоционально-волевой сферы, в первую очередь, от эмоциональной устойчивости. С точки зрения исследователей-психологов, аддиктивное поведение характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных
отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью [35, 42, 48, 51].
Объект исследования - курящие и некурящие студенты.
Предмет исследования - эмоциональная устойчивость и склонность к аддиктивному поведению.
Цель исследования - изучить склонность к аддиктивному поведению эмоциональную устойчивость и у курящих и некурящих студентов.
Задачи исследования: 1) на основе анализа отечественной и зарубежной литературы раскрыть понятие «зависимое поведение», проанализировать его причины, механизмы формирования, особенности проявления в юношеском возрасте; 2) теоретически описать роль эмоциональной возбудимости и устойчивости в формировании и коррекции аддиктивного поведения; 3) эмпирически изучить и сравнить тенденции к аддиктивному поведению и эмоциональную устойчивость курящих и некурящих студентов; 4) провести корреляционное исследование между эмоционаньной неустойчивостью личности и склонностью к аддиктивному поведению.
Гипотезы исследования: 1) существуют различия в степени
выраженности аддикции у курящих и некурящих студентов; 2) существуют различия в уровне эмоциональной устойчивости у курящих и некурящих студентов; 3) существует взаимосвязь между показателями склонности к аддиктивному поведению и эмоциональной устойчивостью у студентов.
Методологическую основу исследования составили психологические работы по вопросам аддиктивного поведения современной молодежи (Я. Гилинский, А.Ю. Егоров, Е.В. Змановская, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.Е. Личкко, В.Д. Менделевич В.Д. Москаленко, А.В. Худяков и др.) и эмоциональной возбудимости и устойчивости личности (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Е.П. Ильин, А.Е. Ольшанникова, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.).
Методики исследования: 1) опросник диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) - автор А.Н. Орел; 2) тест Фагерстрома (1-ый вариант); 3) анкета Хорна «Почему вы курите»; 4) методика «Шкала эмоциональной возбудимости» (адаптирована А.А. Рукавишниковым, М.В. Соколовой); 5) методика «Диагностика психодинамических свойств личности» (автор Б.Н. Смирнов).
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной возбудимости и устойчивости, а также склонности к аддикции у курящих и некурящих студентов, и в возможности использовать полученные в работе результаты для дальнейших научных исследований психологических особенностей современной молодежи.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике социальных, клинических, семейных психологов при проведении консультаций, как отдельно каждого юноши или девушки, так и их родителей, педагогов, преподавателей, наставников, социальных работников и других специалистов, непосредственно занятых с молодежью.
Достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследованиям, репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими данными.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любые аддикции являются последствиями различных психологических причин (личных катастроф, разрушений и заболеваний). Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в плену. Зависимость замещает жизнь на ложное и временное ощущение удовлетворения, эйфории или представление о счастье, истинном смысле жизни, ввергая впоследствии человека в разочарование, депрессию.
Вредные привычки оказывают негативное влияние не только на жизнедеятельность отдельной личности, но и на качество жизни общества в целом. В современном мире в настоящий момент особо остро встали проблемы, связанные с никотиновой зависимостью. Особенно большое распространение курение получило в среде молодёжи. К сожалению, в сознании большого количества молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране до последнего времени была достаточно терпима к курению. В то же время, в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. По мнению многих ученых курение является одним из вариантов наркомании.
Опираясь на данные нашей работы, можно сказать, что воздействие табакокурения на эмоциональную сферу человека происходит путем воздействия на нервную систему и мозг. С одной стороны, нарушения работы мозга влекут за собой изменения в эмоционально-волевой сфере и ведут к ее расстройству. С другой стороны, именно слабое развитие эмоционально-волевой сферы влечет за собой формирование аддиктивного поведения.
Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.
Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека принимать решения и делать выбор. Умению же этому необходимо последовательно и методически грамотно обучаться, потому что генетически оно не наследуется, а должно быть приобретено подобно изучению грамоты или освоению арифметического счёта. Лишь в активном направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возможно регулировать рост аддикции среди студенческой молодежи. Поэтому необходима планомерная систематическая профилактическая работа с детьми, подростками, молодёжью, и разъяснительная и методическая работа с родителями, преподавателями и руководителями подростковых и молодёжных групп.



1. Акопов, А. Ю. Свобода и зависимости. Социальные болезни личности [Текст] / А. Ю. Акопов. - СПб.: «Речь», 2008. - 224 с.
2. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] / А. Е. Айвазова. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 120 с.
3. Березин, С. В. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. - М.: МПА, 2001. - 254 с.
4. Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография [Текст] / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Назаров. - М.: МПА, 2001. - 191 с.
5. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
6. Бурно, М. Е. Клиническая психотерапия. Учебное пособие по психотерапии. - 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / М. Е. Бурно. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 800 с.
7. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
8. Вишнев, В. Н., Цыганков, В. А. Преодоление созависимости [Текст] / В. Н. Вишнев, В. А. Цыганков. - М.: Приход, 2008. - 96 с.
9. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева. - М.: МПСИ, 2002. - 240 с.
10. Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.
11. Егоров, А. Ю., Игумнов, С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты [Текст] / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. - СПб.: «Речь». 2005. - 436 с.
12. Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования [Текст] / Е. В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2008. - 368 с.
13. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О. Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 346 с.
14. Зайцев, С. Н. Совершенствование методов лечения алкоголизма без желания пациента: практическое пособие для врачей [Текст] / С. Н. Зайцев. - 2-е изд. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2007. - 148 с.
15. Захаров, Н. П. Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости [Текст] / Н. П. Захаров. - М.: «ДеЛи-принт», 2004. - 288 с.
16. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. [Текст] / Е. В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
17. Изард, К. Р. Психология эмоций [Текст] / К. Р. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 341 с.
18. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 701 с.
19. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 783 с.
20. Ильин, Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 539 с.
21. Клиническое руководство по психическим расстройствам [Текст] / Под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008 - 912 с.
22. Котляров, А. В. Другие наркотики, или Homo Addictus [Текст] / А. В. Котляров. - М.: «Психотерапия», 2006. - 480 с.
23. Котляров, А. В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора [Текст] / А. В. Котляров. - М.: «Психотерапия», 2005. - 448 с.
24. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2005. - № 1. - С. 8 - 15.
25. Крутецкий, Е. М. и др. Феноменология патологического влечения в алкоголю у больных алкоголизмом в ремиссии: связь с рецидивом заболевания [Текст] / Е. М. Крутецкий // Вопросы наркологии. - 2003. - № 6. - С. 13 - 44.
26. Лаврова, Н. М. Сравнительный анализ клинических и психологических особенностей пациентов с сочетанной алкогольно-невротической патологией [Текст] / Н. М. Лаврова. - М: Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2005. - 372 с.
27. Лебедько, В. В., Баранник, О. А. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них [Текст] / В. В. Лебедько, О. А. Баранник. - М.: МГУ, 2005. - 56 с.
28. Личко, А. Е., Битенский, В. С. Подростковая наркомания: руководство для врачей [Текст] / А. Е. Личко, В. С. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
29. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие [Текст] / В. Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2001. - 432 с.
30. Менделевич, В. Д. Наркозависимые и коморбитные расстройства
поведения [Текст] / В. Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 230 с.
31. Москаленко, В. Д. Зависимость: семейная болезнь. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В. Д. Москаленко. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 352 с.
32. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие [Текст] /
A. Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
33. Орел, А. Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. Руководство [Текст] / А. Н. Орел. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2006. - 20 с.
34. Павлова, И. М. Влияние уровня эмоциональной устойчивости на особенности психического состояния и поведения учащихся [Текст] / И. М. Павлова. - Минск: Изд-во БГУ, 2000. - 419 с.
35. Пил, С., Бродски, А. Любовь и зависимость [Текст] / Стентон Пил, Арчи Бродски. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. - 384 с.
36. Пинигин, В. Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности [Текст] / В. Г. Пинигин. - СПб.: Питер, 2001. - 273 с.
37. Пушина, В. В. Особенности личности и семейных взаимоотношений у лиц мужского пола, больных алкоголизмом [Текст] /
B. В. Пушина. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 167 с.
38. Пятницкая, И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма [Текст] / И. Н. Пятницкая. - М.: Медицина. - 1998. - 288 с.
39. Розенова, М. И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви [Текст] / М. И. Розенова. - М.: Психология, 2006. - 251 с.
40. Рукавишников, А. А., Соколова, М. В. Шкала эмоциональной возбудимости. Руководство. Второе издание [Текст] / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 10 с.
41. Руководство по аддиктологии [Текст] / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
42. Сельченок, К. В. Психология зависимости: Хрестоматия [Текст] / К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - 592 с.
43. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоаенко. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.
44. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: уч. пос. для студ. высш. уч. зав. [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
45. Софронова, А. Г. Наркотизм. Наркополитика [Текст] / А. Г. Софронова. - СПб.: Издательство Медицинская пресса, 2006. - 552 с.
46. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей [Текст] / Г. В. Старшенбаум. - М.: Когито-центр, 2006. - 367 с.
47. Трошихина, Е. Г. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации [Текст] / Е. Г. Трошихина, М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова. - СПб.: «Речь», 2001. - 216 с.
48. Уайнхолд, Б., Уайнхолд, Дж. Освобождение от созависимости [Текст] / Пер. с анг. А. Г. Чеславской. - М: Независимая фирма «Класс», 2008. - 204 с.
49. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
50. Худяков, А. В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактики зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних. Автореф. дисс. докт. мед. наук [Текст] / А. В. Худяков. - М.: 2003. - 48 с.
51. Цыганков, В. А. В помощь гибнущему брату [Текст] / В. А. Цыганков. - СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-петербургской епархии, 2004. - 44 с.
52. Ягодинский, В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: книга для учащихся [Текст] / В. Н. Ягодинский. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ