ВЗАИМОСВЯЗЬ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
|
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие, характеристика и причины возникновения
аддиктивного поведения 7
1.2. Индивидуально-психологические характеристики зависимой
личности 13
1.3. Психологические аспекты эмоциональной устойчивости на
возникновение аддикций 21
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика выборки 27
2.2. Описание методик исследования 27
2.3. Методы математической статистики 31
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И У СТУДЕНТОВ
3.1. Изучение склонности к аддиктивному поведению у студентов..34
3.2. Оценка степени эмоциональной устойчивости у студентов 40
3.3. Результаты корреляционного исследования между показателями склонности к аддиктивному поведению и эмоциональной
устойчивостью у студентов 43
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие, характеристика и причины возникновения
аддиктивного поведения 7
1.2. Индивидуально-психологические характеристики зависимой
личности 13
1.3. Психологические аспекты эмоциональной устойчивости на
возникновение аддикций 21
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика выборки 27
2.2. Описание методик исследования 27
2.3. Методы математической статистики 31
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И У СТУДЕНТОВ
3.1. Изучение склонности к аддиктивному поведению у студентов..34
3.2. Оценка степени эмоциональной устойчивости у студентов 40
3.3. Результаты корреляционного исследования между показателями склонности к аддиктивному поведению и эмоциональной
устойчивостью у студентов 43
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность. Современные социально-экономические изменения в обществе даже у взрослых людей вызывают растерянность, неуверенность в завтрашнем дне, потерю идеалов, примитивизацию потребностей. Особенно сильно это влияние на подрастающее поколение.
С одной стороны, дети осведомлены о том, что курить, распивать алкогольные напитки, употреблять наркотические вещества и прочее, вредно. С другой стороны, они видят, что курят и употребляют алкоголь и прочее в разных обстоятельствах их родители и знакомые, и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникает желание выяснить, в чем же правда. Такое противоречие способно провоцировать ранние формы аддикции (алкоголизм, курение, употребление наркотических веществ и пр.).
Одним из важнейших факторов, способствующих раннему приобщению молодежи к наркогенным «соблазнам» (в том числе и курению табака), является неблагополучная психологическая обстановка в доме. Частые конфликты и ссоры между взрослыми, взрослыми и детьми, недовольство родителей детьми и друг другом, недостаток эмоционального тепла и любви способны побудить у ребенка желание, выглядеть старше, «уйти в мир иллюзий и забытья», привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и социально негативными [9, 16, 28, 47, 51].
Наиболее доступным и распространенным способом снятия нервного напряжения у современной молодежи является курение. Наибольшее количество сигарет выкуривается человеком в состоянии нервного напряжения, эмоциональной возбудимости, подавленности, в состоянии стресса (в семье, в автомобильных пробках, на работе) [51].
Проблема аддиктивного поведения современного подрастающего поколения - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Объясняется это тем, что сегодня аддикция рассматривается не только как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность факторов антиобщественного поведения, влияния наследственности, недостаток или неэффективность проводимой профилактической работы и т.д. Как показывает практика и многочисленные исследования в области аддиктивного поведения, так или иная аддикция формируется, как правило, достаточно быстро. Самое страшное в зависимости - это то, что от нее очень сложно избавиться [4, 11, 15, 28, 29, 32, 45 и др.].
Во многом возникновение и избавление от аддиктивных форм поведения зависят от степени развития у человека эмоционально-волевой сферы, в первую очередь, от эмоциональной устойчивости. С точки зрения исследователей-психологов, аддиктивное поведение характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных
отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью [35, 42, 48, 51].
Объект исследования - курящие и некурящие студенты.
Предмет исследования - эмоциональная устойчивость и склонность к аддиктивному поведению.
Цель исследования - изучить склонность к аддиктивному поведению эмоциональную устойчивость и у курящих и некурящих студентов.
Задачи исследования: 1) на основе анализа отечественной и зарубежной литературы раскрыть понятие «зависимое поведение», проанализировать его причины, механизмы формирования, особенности проявления в юношеском возрасте; 2) теоретически описать роль эмоциональной возбудимости и устойчивости в формировании и коррекции аддиктивного поведения; 3) эмпирически изучить и сравнить тенденции к аддиктивному поведению и эмоциональную устойчивость курящих и некурящих студентов; 4) провести корреляционное исследование между эмоционаньной неустойчивостью личности и склонностью к аддиктивному поведению.
Гипотезы исследования: 1) существуют различия в степени
выраженности аддикции у курящих и некурящих студентов; 2) существуют различия в уровне эмоциональной устойчивости у курящих и некурящих студентов; 3) существует взаимосвязь между показателями склонности к аддиктивному поведению и эмоциональной устойчивостью у студентов.
Методологическую основу исследования составили психологические работы по вопросам аддиктивного поведения современной молодежи (Я. Гилинский, А.Ю. Егоров, Е.В. Змановская, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.Е. Личкко, В.Д. Менделевич В.Д. Москаленко, А.В. Худяков и др.) и эмоциональной возбудимости и устойчивости личности (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Е.П. Ильин, А.Е. Ольшанникова, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.).
Методики исследования: 1) опросник диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) - автор А.Н. Орел; 2) тест Фагерстрома (1-ый вариант); 3) анкета Хорна «Почему вы курите»; 4) методика «Шкала эмоциональной возбудимости» (адаптирована А.А. Рукавишниковым, М.В. Соколовой); 5) методика «Диагностика психодинамических свойств личности» (автор Б.Н. Смирнов).
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной возбудимости и устойчивости, а также склонности к аддикции у курящих и некурящих студентов, и в возможности использовать полученные в работе результаты для дальнейших научных исследований психологических особенностей современной молодежи.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике социальных, клинических, семейных психологов при проведении консультаций, как отдельно каждого юноши или девушки, так и их родителей, педагогов, преподавателей, наставников, социальных работников и других специалистов, непосредственно занятых с молодежью.
Достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследованиям, репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими данными.
С одной стороны, дети осведомлены о том, что курить, распивать алкогольные напитки, употреблять наркотические вещества и прочее, вредно. С другой стороны, они видят, что курят и употребляют алкоголь и прочее в разных обстоятельствах их родители и знакомые, и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникает желание выяснить, в чем же правда. Такое противоречие способно провоцировать ранние формы аддикции (алкоголизм, курение, употребление наркотических веществ и пр.).
Одним из важнейших факторов, способствующих раннему приобщению молодежи к наркогенным «соблазнам» (в том числе и курению табака), является неблагополучная психологическая обстановка в доме. Частые конфликты и ссоры между взрослыми, взрослыми и детьми, недовольство родителей детьми и друг другом, недостаток эмоционального тепла и любви способны побудить у ребенка желание, выглядеть старше, «уйти в мир иллюзий и забытья», привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и социально негативными [9, 16, 28, 47, 51].
Наиболее доступным и распространенным способом снятия нервного напряжения у современной молодежи является курение. Наибольшее количество сигарет выкуривается человеком в состоянии нервного напряжения, эмоциональной возбудимости, подавленности, в состоянии стресса (в семье, в автомобильных пробках, на работе) [51].
Проблема аддиктивного поведения современного подрастающего поколения - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Объясняется это тем, что сегодня аддикция рассматривается не только как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность факторов антиобщественного поведения, влияния наследственности, недостаток или неэффективность проводимой профилактической работы и т.д. Как показывает практика и многочисленные исследования в области аддиктивного поведения, так или иная аддикция формируется, как правило, достаточно быстро. Самое страшное в зависимости - это то, что от нее очень сложно избавиться [4, 11, 15, 28, 29, 32, 45 и др.].
Во многом возникновение и избавление от аддиктивных форм поведения зависят от степени развития у человека эмоционально-волевой сферы, в первую очередь, от эмоциональной устойчивости. С точки зрения исследователей-психологов, аддиктивное поведение характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных
отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью [35, 42, 48, 51].
Объект исследования - курящие и некурящие студенты.
Предмет исследования - эмоциональная устойчивость и склонность к аддиктивному поведению.
Цель исследования - изучить склонность к аддиктивному поведению эмоциональную устойчивость и у курящих и некурящих студентов.
Задачи исследования: 1) на основе анализа отечественной и зарубежной литературы раскрыть понятие «зависимое поведение», проанализировать его причины, механизмы формирования, особенности проявления в юношеском возрасте; 2) теоретически описать роль эмоциональной возбудимости и устойчивости в формировании и коррекции аддиктивного поведения; 3) эмпирически изучить и сравнить тенденции к аддиктивному поведению и эмоциональную устойчивость курящих и некурящих студентов; 4) провести корреляционное исследование между эмоционаньной неустойчивостью личности и склонностью к аддиктивному поведению.
Гипотезы исследования: 1) существуют различия в степени
выраженности аддикции у курящих и некурящих студентов; 2) существуют различия в уровне эмоциональной устойчивости у курящих и некурящих студентов; 3) существует взаимосвязь между показателями склонности к аддиктивному поведению и эмоциональной устойчивостью у студентов.
Методологическую основу исследования составили психологические работы по вопросам аддиктивного поведения современной молодежи (Я. Гилинский, А.Ю. Егоров, Е.В. Змановская, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.Е. Личкко, В.Д. Менделевич В.Д. Москаленко, А.В. Худяков и др.) и эмоциональной возбудимости и устойчивости личности (Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, Е.П. Ильин, А.Е. Ольшанникова, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.).
Методики исследования: 1) опросник диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) - автор А.Н. Орел; 2) тест Фагерстрома (1-ый вариант); 3) анкета Хорна «Почему вы курите»; 4) методика «Шкала эмоциональной возбудимости» (адаптирована А.А. Рукавишниковым, М.В. Соколовой); 5) методика «Диагностика психодинамических свойств личности» (автор Б.Н. Смирнов).
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной возбудимости и устойчивости, а также склонности к аддикции у курящих и некурящих студентов, и в возможности использовать полученные в работе результаты для дальнейших научных исследований психологических особенностей современной молодежи.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике социальных, клинических, семейных психологов при проведении консультаций, как отдельно каждого юноши или девушки, так и их родителей, педагогов, преподавателей, наставников, социальных работников и других специалистов, непосредственно занятых с молодежью.
Достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследованиям, репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими данными.
Любые аддикции являются последствиями различных психологических причин (личных катастроф, разрушений и заболеваний). Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в плену. Зависимость замещает жизнь на ложное и временное ощущение удовлетворения, эйфории или представление о счастье, истинном смысле жизни, ввергая впоследствии человека в разочарование, депрессию.
Вредные привычки оказывают негативное влияние не только на жизнедеятельность отдельной личности, но и на качество жизни общества в целом. В современном мире в настоящий момент особо остро встали проблемы, связанные с никотиновой зависимостью. Особенно большое распространение курение получило в среде молодёжи. К сожалению, в сознании большого количества молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране до последнего времени была достаточно терпима к курению. В то же время, в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. По мнению многих ученых курение является одним из вариантов наркомании.
Опираясь на данные нашей работы, можно сказать, что воздействие табакокурения на эмоциональную сферу человека происходит путем воздействия на нервную систему и мозг. С одной стороны, нарушения работы мозга влекут за собой изменения в эмоционально-волевой сфере и ведут к ее расстройству. С другой стороны, именно слабое развитие эмоционально-волевой сферы влечет за собой формирование аддиктивного поведения.
Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.
Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека принимать решения и делать выбор. Умению же этому необходимо последовательно и методически грамотно обучаться, потому что генетически оно не наследуется, а должно быть приобретено подобно изучению грамоты или освоению арифметического счёта. Лишь в активном направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возможно регулировать рост аддикции среди студенческой молодежи. Поэтому необходима планомерная систематическая профилактическая работа с детьми, подростками, молодёжью, и разъяснительная и методическая работа с родителями, преподавателями и руководителями подростковых и молодёжных групп.
Вредные привычки оказывают негативное влияние не только на жизнедеятельность отдельной личности, но и на качество жизни общества в целом. В современном мире в настоящий момент особо остро встали проблемы, связанные с никотиновой зависимостью. Особенно большое распространение курение получило в среде молодёжи. К сожалению, в сознании большого количества молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране до последнего времени была достаточно терпима к курению. В то же время, в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. По мнению многих ученых курение является одним из вариантов наркомании.
Опираясь на данные нашей работы, можно сказать, что воздействие табакокурения на эмоциональную сферу человека происходит путем воздействия на нервную систему и мозг. С одной стороны, нарушения работы мозга влекут за собой изменения в эмоционально-волевой сфере и ведут к ее расстройству. С другой стороны, именно слабое развитие эмоционально-волевой сферы влечет за собой формирование аддиктивного поведения.
Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.
Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека принимать решения и делать выбор. Умению же этому необходимо последовательно и методически грамотно обучаться, потому что генетически оно не наследуется, а должно быть приобретено подобно изучению грамоты или освоению арифметического счёта. Лишь в активном направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возможно регулировать рост аддикции среди студенческой молодежи. Поэтому необходима планомерная систематическая профилактическая работа с детьми, подростками, молодёжью, и разъяснительная и методическая работа с родителями, преподавателями и руководителями подростковых и молодёжных групп.
Подобные работы
- Развитие самоотношения у старшеклассников, склонных к аддиктивному поведению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние аддиктивного поведения на межличностные отношения студентов вуза (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое сопровождение лиц, склонных к аддиктивному поведению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика зависимости от компьютерных игр средствами формирования совладающего поведения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020



