Введение 4
Глава 1. Понятие законности в государственном
управлении. Способы обеспечения законности в государственном управлении РФ 7
§ 1. Законность в государственном управлении: понятие и особенности 7
§ 2. Понятие контроля в государственном управлении России 13
§ 3. Способы обеспечения законности в государственном управлении 23
Глава 2. Теоретико-правовые основы судебного контроля за законностью в государственном управлении 34
§ 1. Судебный контроль как форма реализации судебной власти 34
§ 2. Характеристика основных черт судебного контроля 44
§ 3. Субъекты судебного контроля в государственном управлении 50
§ 4. Проблемы судебного контроля за осуществлением законности в
государственном управлении 57
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Государственное управление - это сфера реализации прав и свобод граждан и организаций. Но данная сфера непосредственно связана с доступом к социальным благам, поэтому неизбежно возникает соблазн использовать их в личных интересах. По этому поводу Ш.-Л. Монтескье сказал: «Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею».
На наш взгляд, следует согласиться с мнением французского писателя, правоведа и философа, так как никакому обществу еще не удавалось полностью избавиться от подобных дефектов государственного управления. Однако это не означает, что государство бессильно в этой борьбе. От качества работы органов государственной власти и их должностных лиц, от их компетентности и добросовестности зависит благополучное развитие человека, общества и государства. Именно поэтому законность и обоснованность деятельности органов управления - важнейшая составляющая механизма государственного управления.
Особенную важность приобретает развитие судебного контроля в указанной сфере. Судебный контроль за законностью органов государственной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов по привлечению виновных лиц к ответственности.
Законность - есть соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации , органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Данные требования составляют основу принципа законности. Законность является одним из основополагающих принципов государственного управления, сущность которого заключается в необходимости соблюдения законов и их неукоснительного соблюдения.
Целью данной работы является комплексный теоретико-правовой анализ судебной власти как способа обеспечения законности в государственном управлении.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды законности в государственном управлении;
- дать понятие контроля в государственном управлении;
- рассмотреть способы обеспечения законности в государственном управлении;
- изучить судебный контроль как форму реализации судебной власти;
- охарактеризовать основные черты судебного контроля;
- определить субъекты судебного контроля в государственном управлении;
- выявить проблемы судебного контроля за осуществлением законности в государственном управлении.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения законности в государственном управлении.
Предметом исследования является судебный контроль, как один из способов обеспечения законности в деятельности государственного управления.
Степень научной разработанности темы. Вопросам исследования посвящено множество работ таких авторов как: И.М. Байкин, Е.А. Дюкова, Е.А. Кочерина, П.М. Морхат, И.Л. Петрухин, Д.Б. Тереза, Н.М. Чепурнова, Р.П. Чернов, А.С. Шумакова и др. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях и статьях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы судебного контроля в области государственного управления. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы судебного контроля как способа обеспечения законности в государственном управлении определяют несомненную новизну данного исследования.
Методика исследования. Мeтoдoлoгичeскую пснцву исслeдoвaния сoстaвляют следующие методы: истopичeский, сpaвнитeльнo-пpaвoвoй, социологические и статистические методы комплексного анализа.
Основу магистерского диссертационного исследования составляют базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Магистерская диссертация структурно состоит из введения, двух глав, семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
В результате проведенного анализа нормативных правовых актов, регулирующих вопросы судебного контроля как способа обеспечения законности в государственном управлении, а также специальной литературы мы пришли к следующим выводам.
1. Судебный контроль является разновидностью государственного контроля и его можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающий режим законности в управленческой деятельности. Судебному контролю отводится особое место в системе гарантий законности и пресечения злоупотреблений правом в деятельности органов государственного управления.
2. Законность в государственном управлении - это желаемое состояние в государстве, при котором определенными способами обеспечивается полное соблюдение законов органами исполнительной власти и управленческими подразделениями государственных органов иных ветвей власти, и которое основано на основополагающих принципах построения правового государства.
3. Под контролем необходимо понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на обеспечение законности с применением мер административного понуждения. Основными принципами контроля являются: законность, объективность, гласность, независимость и экономичность.
Контрольные полномочия за деятельностью органов власти установлены законодательством Российской Федерации отдельно по каждому виду государственного контроля.
Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей.
4. Главной целью обеспечения законности в сфере государственного управления является недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Именно обеспечение государственного и общественного контроля имеет большое значение для России как правового государства, так как только при условии функционирования указанных форм деятельности государство подчиняется нормам и фундаментальным принципам права.
5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления - это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.
6. Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; арбитражные суды округов и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).
7. Если говорить о судебном законодательстве, то следует заметить, что в настоящее время оно представляет собой совокупность многих нормативных правовых актов, принятых в разное время и направленных на удовлетворение различных потребностей и интересов граждан, что существенно затрудняет их практическое применение. Вместе с тем необходимо обеспечить всем заинтересованным лицам реальную возможность осуществления права на доступ к правосудию.
Одним из существенных факторов при этом является устройство судебной системы. Насколько оптимально в соответствии с задачами правосудия устроена судебная система и определена компетенция судов в этой системе, настолько эффективны процедуры рассмотрения дел и жалоб во всех судебных инстанциях.
8. Специфические особенности судебной власти в целом и судебного контроля в частности проявляются в различных аспектах, и это объясняется правовой природой данной ветви власти, выражающей себя в осуществлении особого рода государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Государственные функции правосудия исчерпывающе выражают его назначение. А направлены они на такую область государственной деятельности, в рамках которой отчетливо проявляется содержание самой власти, вбирающей в себя механизмы упорядочения общественных отношений, правовой защиты, правоприменения.
9. Решение проблемы совершенствования судебного контроля в мировой правовой практике актуализируется в силу того, что институты судебного контроля в разных странах неодинаковы по степени своей эффективности, организованности, независимости от публичных властей и юридической значимости результатов деятельности. Неоспоримо то, что практика судебного контроля является именно тем исторически выработанным средством, которое способно помочь обществу обеспечить оптимальную связанность различных ветвей власти законом.
10. С принятием КАС РФ в 2015 году закончился долгий, трудный, наполненный непримиримыми спорами, ученых-представителей различных отраслей материального и процессуального права, противопоставленными научными позициями и одновременно результативными дискуссиями, период обсуждения идеи учреждения в стране административных судов и создания полноценной системы административного судопроизводства.
Действие КАС РФ обеспечит дальнейшее развитие административно-процессуальной формы, основные контуры которой сегодня зафиксированы в данном процессуальном законе. КАС РФ - система процессуальных норм, принципов, правил, которые дают возможность для формирования новых научных представлений и теоретической модели административного процесса как судебного процесса.
В ходе судебного контроля органов государственного управления важен вопрос о создании административных судов, которые бы рассматривали дела, возникающих из административно-правовых отношений. Так как существующие положения Конституции РФ позволяют говорить об административном судопроизводстве как самостоятельном институте.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. констит. закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ [ред. от 14.12.2015] // Российская газета. - 1994. - № 138 - 139.
3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. констит. закон от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ [ред. от 15.02.2016] // Российская газета. - 1995. - № 93.
4. О судебной системе Российской Федерации: федер. констит. закон от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ [ред. от 14.12.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - ст. 1.
5. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 № 136-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2001.- № 44. - Ст. 4147.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: федер. Закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [ред. от 22.11.2016] // Собрание законодательства РФ - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2002 № 95-ФЗ [ред. от 22.11.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - ст. 3012.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон
от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 46. - ст. 4532.
9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 08 марта 2015 № 21-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - ст. 1391.
10.0 прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 [в ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - ст. 4472.
11. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ [ред. от 02.06.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
12. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26 ноября 1996 № 138-ФЗ [04.06.2014] // Собрание законодательства РФ. - 1996.- № 49. - Ст. 5497.
13. Об охране атмосферного воздуха: федер. закон от Федеральный закон от 04 мая 1999 № 96-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2222.
14. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон от 04 апреля 2005 № 32-ФЗ [ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 15. - Ст. 1277.
15. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02 мая 2006 № 59-ФЗ [ред. от 03.11.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
16. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 1. - Ст. 2.
17. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo .gov .ru
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 08 марта 2015 № 23-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №10. - Ст. 1393.
19. О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 08 марта 2015 № 22-ФЗ [ред. от 23.06.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1392.
20. О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (вместе с
Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора): Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2014 № 77 [ред. от
25.12.2015] // // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 6. - Ст. 591.
21. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 [ред. от 23.11.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
II. Специальная литература:
1. Абдуллина С.Р. Судебный контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С. Р. Абдуллина; СГЮА. - Саратов, 2011. - 29 с.
2. Авакьян С.А., Барабашев Г.В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных Органов / С.А. Авакьян, С.Г. Барабашев // Вестник МГУ. Сер. Право. 1984. - № 1. - С. 10-19.
3. Административное право России : учебник / ред.: В.Я. Кикоть, ред.: П.И. Кононов, ред.: И.Ш. Килясханов .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012 .- 760 с.
4. Административное право России : учебник / ред.: П.И. Кононов, ред.: В.Я. Кикоть, ред.: И.Ш. Килясханов .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012 .- 688 с.
5. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. - 765 с.
6. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно¬правовые проблемы): автореф. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. - С. 9; Беляев В.П.Контроль и надзор в Российском государстве: моногр. / под ред. А.В. Малько. М.: Велби, Проспект, 2005. - С. 5 - 10.
7. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. - 608 с
8. Андрухович А. Единство триады: счетоводство, отчетность, контроль / А. Андрухович // Президентский контроль. Информационный бюллетень. - 1997. - № 1. - С. 75 - 79.
9. Анохин В.С. Административные суды и административное
судопроизводство: теоретико-правовые и правоприменительные
обоснования / В.С. Анохин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право .- 2010 .- №2 .- С. 54-62
10. Багаутдинов Ф.Н. О содержании судебного контроля на предварительном следствии / Ф.Н. Багаутдинов // Журнал российского права.- 2015. - № 12. - С. 51-52.
11. Бадин А.В. Обеспечение судами законности и обоснованности властных
действий (или бездействия) должностных лиц и органов государственного управления / А.В. Бадин // Вестник Евразийской академии
административных наук. - 2010. - № 4. - С. 76-87.
12. Бадин А.В. Судебный контроль над органами государственного управления / А.В. Бадин // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 1. - С. 148-157.
13. Бажукова Ю.В. Понятие государственного контроля в Российской
Федерации / Ю.В. Бажукова // Актуальные проблемы борьбы с
преступлениями и иными правонарушениями. - 2015. - № 13-1. - С. 237¬238.
14. Байкин И. М. «Судебная власть», «правосудие» и «судопроизводство» как правовые категории / И.М. Байкин // Мировой судья. - 2008. - № 9. - С. 10¬
14.
15. Баранов М. Понятие и виды государственного контроля в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / М.Баранов // Право и жизнь .- 2011 .- №6 .- С. 61-112.
16. Бережнов А.Г., Воротилин Е.Г., Лейст О.Э., Лунгу П.Ф.и др. Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. - 234 с.
17. Бикситова Ж.А. Всеобщая декларация прав человека и проблемы
формирования в Российской Федерации административных судов / Ж.А. Бикситова // Вестник Евразийской академии административных наук .¬2008. - №3. - С. 26-35.
18. Бялкина, Бухонов О некоторых проблемах реализации права на судебную защиту местного самоуправления / Бялкина, Бухонов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право .- 2011 .- №2 .- С. 74-81
19. Ярков В. В. Арбитражный процесс / Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа. 2010. - 880 с.
20. Васильчикова Н.А. Некоторые новеллы представительства в
административном судопроизводстве / Н.А. Васильчикова //
Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 1. - С. 231-241.
21. Гааг Л.В. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по материалам Западной Сибири): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. - 45 с.
22. Гончаров А.А. Гарантии развития конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия / А.А. Гончаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2008. - №2. - С. 34-41.
23. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1987.
24. Гражданский процесс: учебник для вузов / ред.: М.К. Треушников .- 5-е
изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014 .- 961 с.
25. Григорьева Т.А. Арбитражная юрисдикция в современной России. Саратов, 2002. - 241 с.
26. Дюкова Е. А. Судебный контроль как вид контрольной деятельности государства / Е.А. Дюкова // Российский судья. - 2012. - № 10. - С. 16-18.
27. Елистратов А.И. Административное право. М., 1913. - С. 14-15.
28. Зеленцов А. Б., Радченко В. И. Административная юстиция в России (история и современность). М., 2002. - С. 98.
29. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2000. - 267 с.
30. Зражевский Мониторинг правоприменения в механизме реализации
принципа законности в деятельности органов государственной власти (региональный уровень) / Зражевский // Вестник Воронежского
государственного университета. Серия: Право .- 2012 .- №2 .- С. 83-91
31. Иванов А.А., Бедретдинов Р.Р. Законность, правопорядок и дисциплина в сфере государственного управления / А.А. Иванов, Р.Р. Бедретдинов // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 5. - С. 31-34.
32. Киминчижи Е. Н. Вопросы предмета науки судебного права / Е.Н. Киминчижи // Российский судья. - 2008. - № 9. - С. 19-20.
33. Клёнкина О. В. Административное право: учебное пособие. -Самара: Изд-во САГМУ, 2013. - С. 152.
34. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. д.ю.н.проф. В.А.Туманова и д.ю.н. проф. Л.М. Энти- на. - Москва: Издательство НОРМА, 2002. - С.
15.
35. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная часть: курс лекций. М., 2004. - С. 236-237.
36. Конин Н.М., Маторина Е.И. Современные тенденции в государственном управлении / Н.М. Конин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 4. - С. 33-37.
37. Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н. М.Конин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. - 256 с.
38. Конституционное право Российской Федерации : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / ред.: С.И. Носов .- М. : Статут, 2014 .- 392 с.
39. Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Т. 2 : материалы Междунар. науч.-теорет. конференции, 4-6 дек. 2008 г. / ред.: Н.В. Витрук, ред.: Л.А. Нудненко .- М. : Российская академия правосудия, 2010 .- 408 с.
40. Кочерин Е.А. Децентрализация без потери контроля / Е.А. Кочерин // Контроллинг. - 1991. - №1. - С. 3-5.
41. Кочерин Е. А. Контроль в процессе управления предприятием. - М., 1986.
42. Кочетков А.В. Административное судопроизводство в Арбитражных судах /
А.В. Кочетков // Журнал административного судопроизводства. - 2016. - № 1. - С. 108-112.
43. Крымова Е.Н. Судебный контроль как важнейшее средство преодоления проблемы злоупотребления правом в системе исполнительной власти / Е.Н. Крымова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2012. - № 1. - С. 197-207.
44. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности / В.Н. Кудрявцев // Государство и право. - 1994. - № 3. - С. 7-9.
45. Кузнецов А.С. Общественный контроль, государственный контроль, государственный аудит: к вопросу о соотношение понятий / А.С. Кузнецов // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2012. - № 3. - С. 113-117.
46. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юристъ», 2009. - 432 с.
47. Лосева Ю.И., Шепелева С.В. К вопросу об актуальности судебного контроля / Ю.И. Лосева, С.В. Шепелева // Научные труды Северо¬Западного института управления. - 2015. - Т. 4. - № 3. - С. 130-133.
48. Лыгин, Н. Я. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике : науч.-практ. пособие / В. Н. Ткачёв, Н. Я. Лыгин .- М. : Статут, 2012 .- 530 с.
49. Макштарева С. Л. Отражение понятия «правовой контроль» в юридической науке/ С.Л. Макштарева // История государства и права. - 2008. - № 3. - С. 2-3.
50. Малько А.В., Субочев В.В. Ответственность органов публичной власти за нарушение законных интересов / А.В. Малько, В.В. Субочев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право .- 2009 .- №1 .- С. 5-12.
51. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: учебник. - Саратов, 2003. - С. 242.
52. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учебник. М., 1996. - С. 211-213.
53. Манохин В.М.Административное право России: учебник. Саратов, 2010. - 541с.
54. Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование. М., 2010. - 367 с.
55. Масленников М. Я. Российский административный процесс: перспективы легитимации, централизации и систематизации. М., 2009. - С. 250-274.
56. Морхат П. М. Правовая организация правосудия: нравственные ориентиры / П.М. Морхат // Администратор суда. - 2014. - № 2. - С. 5.
57. Мошкина Н.А., Ищук Т.В. Судебный контроль как основное направление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / Н.А. Мошкина, Т.В. Ищук // Наука и общество. - 2014. - № 2. - С. 112-116.
58. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) / Е.Н. Абанина, аучно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) / Е.Н. Абанина, А.П. Анисимов, А.В. Кодолова и др. / под ред. А.П. Анисимова. М. : Деловой двор, 2010. - 559 с.
59. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие для юридических факультетов и институтов. М., 1996. - 421 с.
60. Овсянко Д.М.Административное право. М., 1995.
61. Овчарова, Е.В. Российское административное право : учеб.-метод. пособие / Е.В. Овчарова .- М. : Статут, 2007 .- 257 с.
62. Осипов А. А. Проблемы административного контроля за местной администрацией / А.А. Осипов // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 2. - С. 34.
63. Осипян Б. А. Судебная власть как особая разновидность исполнительной власти / Б.А. Осипян // Российский судья. - 2013. - № 12. - С. 6-9.
64. Основы органов государственной власти России : учеб. пособие / Б.Н. Габричидзе .- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .- 480 с.
65. Петрухин И. Л. Понятие и формы реализации судебной власти // Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. - М., 2003. - С. 81.
66. Погорецкий Н.А. Проблемы судебного контроля за оперативно¬розыскной деятельностью / Н.А. Погорецкий //Российский судья. -2010. - №4. - С. 39.
67. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под редакцией П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2013. - 958 с.
68. Право человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашова. М., 2009. - С. 440-441.
69. Правовое государство и правосудие: проблемы теории и практики : материалы VIII междунар. науч.-практ. конференции, 15-19 апреля 2013 год / ред.: В.М. Сырых, ред.: В.Н. Власенко .- М. : «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ» : Российская академия правосудия, 2014 .- 660 с.
70. Правоохранительные органы : учебник / ред.: И.И. Сыдорук, ред.: А.В. Ендольцева, ред.: О.А. Галустьян .- 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012 .- 480 с.
71. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность : учебник / ред.: Г.Б. Мирзоев, ред.: В.Н. Григорьев .- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .¬464 с.
72. Правоохранительные органы Российской Федерации. / В.И. Зуев .¬Оренбург : ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет, 2011 .- 583 с.
73. Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах: материалы конф. (Москва, Российская академия правосудия, 15-16 марта 2001 г.) / отв. ред. В. И. Радченко. М., 2001. - С. 262.
74. Прокурорский надзор : учебник / ред.: О.А. Галустьян, ред.: А.В. Ендольцева, ред.: И.И. Сыдорук .- 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2012 .- 512 с.
75. Пузырев С.В. Административный надзор и контроль как формы исполнительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. - С. 23-24.
76. Радько Т. Н. Основные подходы к понятию законности и ее значение для построения демократического правового государства / Т.Н. Радько // Вестник академии права и управления. - 2014. - № 23. - С. 9-10.
77. Рыбакова В.А. Законность: к вопросу о понятии / В.А. Рыбакова // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2013. - № 2. - С. 6-11.
78. Салищева Н. Г., Абросимова Е. Б. Федеральный конституционный закон «Об административном судопроизводстве». М., 2001.
79. Салищева, Н.Г. Избранное : [собр. науч. трудов] / Н.Г. Салищева .- М. : Российская академия правосудия, 2011 .- 568 с.
80. Сафонов В. Е., Миряшева Е. В. Судебная власть в обеспечении национальной безопасности и государственности страны и общества / В.Е. Сафонов, Е.В. Миряшева // Администратор суда. - 2011. - № 1. - С. 2-4.
81. Серков, П.П. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административного производства : монография / П.П. Серков .- М. : Российская академия правосудия, 2010 .- 256 с.
82. Симон В.Д. О понятие законности в государственном управлении / В.Д. Симон // Проблемы и перспективы современной науки. - 2014. - № 3. - С. 206-210.
83. Системы судов субъектов федеративного государства / Павликов С.Г. - 259 с.
84. Соболева Ю.В. Общественный контроль в Российской Федерации: условия эффективности / Ю.В. Соболева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 4. - С. 67-71.
85. Сойников М.А., Барсуков Р.М. О некоторых принципах административного судопроизводства / М.А. Сойников, Р.М. Барсуков // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2016. - № 1. - С. 53-55.
86. Соколов А.Ю., Лакаев О.А. К вопросу о позитивных санкциях в административном праве / А.Ю. Соколов, О.А. Лакаев // Административное право и процесс. - 2015. - № 5. - С. 8-11.
87. Старилов Ю.Н. Кодекс административного судопроизводства Российской
Федерации - надлежащая основа для развития административно - процессуальной формы и формирования административного
процессуального права / Ю.Н. Старилов // Журнал административного судопроизводства. - 2016. - № 1. - С. 29-38.
88. Старилов Ю.Н. О двух главных современных направлениях развития российского административного процессуального законодательства / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право .- 2014 .- №3 .- С. 6-10.
89. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации : курс лекций / ред.:
В.В. Ершов .- М. : Российская академия правосудия, 2011 .- 904 с.
90. Судебная реформа и проблемы развития гражданского и арбитражного процессуального законодательства : материалы междунар. науч.-практ.
конференции / ред.: С.В. Никитин, ред.: Н.В. Алексеева, ред.: С. А. Дергачев
.- М. : Российская академия правосудия, 2012 .- 648 с.
91. Судебный контроль в уголовном процессе : учеб. пособие / ред.: Н. А. Колоколов .- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .- 848 с.
92. Султанов, А.Р. Борьба за право на обжалование судебного решения / А.Р. Султанов .- М. : Статут, 2014 .- 528 с.
93. Сыдыков С.Ш. Специфические черты судебного контроля (общая характеристика) / С.Ш. Сыдыков // Наука, новые технологии и инновации. - 2013. - № 2. - С. 275-278.
94. Тарасов А.М.Государственный контроль: сущность, содержание,
современное состояние / А.М. Тарасов // Журнал рос. права. - 2012. - № 1. -
С. 26.
95. Тереза Д. Б. Судебная власть в составе российской модели разделения властей / Д.Б. Тереза // Юрист-правовед. - 2008. - № 5. - С. 100-103.
96. Тихомиров Ю. А. Сухарев А. Я. Демидов И. Ф. Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998. - С. 4.
97. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. - М.: 2005. - 339 с.
98. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001. - 652 с.
99. Тихомиров Ю.А. Публичное право: учеб. для юрид. фак. и вузов. М., 1995. - С. 55.
100. Фиалковская И.Д. Взаимосвязь дисциплины и законности в государственном управлении / И.Д. Фиалковская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3-2. - С. 249-252.
101. Хахалева Е.В. Классификация судебного контроля по субъектам за деятельностью которых он осуществляется / Е.В. Хахалева // Общество и право. - 2014. - №4 - С.266-270.
102. Хахалева Е.В. Некоторые новеллы административного
судопроизводства в Российской Федерации / Е.В. Хахалева // Общество и право. - 2015. - № 2. - С. 273-276.
103. Чепурнова, Н.М. Конституционно-правовые основы контрольной деятельности судебной власти в Российской Федерации : монография / Е.А. Дюкова, Н.М. Чепурнова .- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .- 176 с.
104. Чернов Р. П. К вопросу о сущности правосудия / Р.П. Чернов // Адвокат. - 2012. - № 3. - С. 28.
105. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М.: Интеллект, 1997. - С. 188.
106. Шарифов М.Ш. Контроль над исполнением функций государственного управления как механизм обеспечения государственного суверенитета / М.Ш. Шарифов // Наука. Мысль. - 2016. - № 2. - С. 54-60.
107. Шмалий О.В. Проблемы судебного контроля за осуществлением исполнительной власти / О.В. Шмалий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011.- № 3. - С. 39-43.
108. Шмалий О.В. Проблемы судебного контроля за осуществлением исполнительной власти / О.В. Шмалий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - № 3. - С. 39-43.
109. Шорин Е.В.Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981.
110. Шумаков А. С. Реализация права на судебную защиту в процедурах исполнения решений Конституционного Суда РФ / А.С. Шумаков // Исполнительное право. - 2007. - № 4. - С. 34-36.
111. Щепкин Д.Ю. Административная юрисдикция как способ разрешения административно-правовых споров / Д.Ю.Щепкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право .- 2013 .- №2 .- С. 277-285.
112. Юркевич Н.А. К вопросу о субъекте осуществления судебного контроля / Н.А. Юркевич // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 1-2. - С. 259-262.
113. Юсупов В. А. Научная организация исполнительной власти: учебное пособие. - 2-е изд., доп. - Волгоград: Изд-во ВИЭСП, 2003. - С. 114.
114. Яковлев В.В., Машукова Т.А. Право граждан на обращение в контексте Кодекса административного судопроизводства РФ / В.В. Яковлев, Т.А. Машукова // Сибирский юридический вестник. - 2016. - № 2. - С. 54-59.
III. Материалы юридической практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 нояб. 2013 г. №11-П:
«По делу о проверке конституционности части 3 статьи 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами государственного учреждения культуры «Дом культуры им. Октябрьской революции», открытого акционерного общества
«Центронефтехимремстрой», гражданина А.А. Лысогора и администрации Тульской области» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №48. - Ст. 5123.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 20 окт. 2014 г. №513-О: «По жалобе гражданина Шалота Владимира Федоровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта1 части первой статьи134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2015. - №2.
3. Постановление Верховного Суда РФ от 01.04.2016 N 72-АД16-2 «Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.07.2015 N Ф02-3459/2015, Ф02-3462/2015 по делу N А78-10060/2014 «О признании недействительным распоряжения о проведении плановой выездной проверки общества в сфере недропользования и об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2014 по делу N 305-ЭС14-39, А40-44826/2013 «О пересмотре в порядке кассационного производства судебных актов по делу о признании недействительным отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Определение Московского городского суда от 15.08.2016 N 4га-6502/2016 «Об отказе в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».