Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
|
Введение 4
Глава 1. Понятие законности в государственном
управлении. Способы обеспечения законности в государственном управлении РФ 7
§ 1. Законность в государственном управлении: понятие и особенности 7
§ 2. Понятие контроля в государственном управлении России 13
§ 3. Способы обеспечения законности в государственном управлении 23
Глава 2. Теоретико-правовые основы судебного контроля за законностью в государственном управлении 34
§ 1. Судебный контроль как форма реализации судебной власти 34
§ 2. Характеристика основных черт судебного контроля 44
§ 3. Субъекты судебного контроля в государственном управлении 50
§ 4. Проблемы судебного контроля за осуществлением законности в
государственном управлении 57
Заключение 66
Список использованной литературы
Глава 1. Понятие законности в государственном
управлении. Способы обеспечения законности в государственном управлении РФ 7
§ 1. Законность в государственном управлении: понятие и особенности 7
§ 2. Понятие контроля в государственном управлении России 13
§ 3. Способы обеспечения законности в государственном управлении 23
Глава 2. Теоретико-правовые основы судебного контроля за законностью в государственном управлении 34
§ 1. Судебный контроль как форма реализации судебной власти 34
§ 2. Характеристика основных черт судебного контроля 44
§ 3. Субъекты судебного контроля в государственном управлении 50
§ 4. Проблемы судебного контроля за осуществлением законности в
государственном управлении 57
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Государственное управление - это сфера реализации прав и свобод граждан и организаций. Но данная сфера непосредственно связана с доступом к социальным благам, поэтому неизбежно возникает соблазн использовать их в личных интересах. По этому поводу Ш.-Л. Монтескье сказал: «Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею».
На наш взгляд, следует согласиться с мнением французского писателя, правоведа и философа, так как никакому обществу еще не удавалось полностью избавиться от подобных дефектов государственного управления. Однако это не означает, что государство бессильно в этой борьбе. От качества работы органов государственной власти и их должностных лиц, от их компетентности и добросовестности зависит благополучное развитие человека, общества и государства. Именно поэтому законность и обоснованность деятельности органов управления - важнейшая составляющая механизма государственного управления.
Особенную важность приобретает развитие судебного контроля в указанной сфере. Судебный контроль за законностью органов государственной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов по привлечению виновных лиц к ответственности.
Законность - есть соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации , органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Данные требования составляют основу принципа законности. Законность является одним из основополагающих принципов государственного управления, сущность которого заключается в необходимости соблюдения законов и их неукоснительного соблюдения.
Целью данной работы является комплексный теоретико-правовой анализ судебной власти как способа обеспечения законности в государственном управлении.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды законности в государственном управлении;
- дать понятие контроля в государственном управлении;
- рассмотреть способы обеспечения законности в государственном управлении;
- изучить судебный контроль как форму реализации судебной власти;
- охарактеризовать основные черты судебного контроля;
- определить субъекты судебного контроля в государственном управлении;
- выявить проблемы судебного контроля за осуществлением законности в государственном управлении.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения законности в государственном управлении.
Предметом исследования является судебный контроль, как один из способов обеспечения законности в деятельности государственного управления.
Степень научной разработанности темы. Вопросам исследования посвящено множество работ таких авторов как: И.М. Байкин, Е.А. Дюкова, Е.А. Кочерина, П.М. Морхат, И.Л. Петрухин, Д.Б. Тереза, Н.М. Чепурнова, Р.П. Чернов, А.С. Шумакова и др. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях и статьях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы судебного контроля в области государственного управления. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы судебного контроля как способа обеспечения законности в государственном управлении определяют несомненную новизну данного исследования.
Методика исследования. Мeтoдoлoгичeскую пснцву исслeдoвaния сoстaвляют следующие методы: истopичeский, сpaвнитeльнo-пpaвoвoй, социологические и статистические методы комплексного анализа.
Основу магистерского диссертационного исследования составляют базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Магистерская диссертация структурно состоит из введения, двух глав, семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
Государственное управление - это сфера реализации прав и свобод граждан и организаций. Но данная сфера непосредственно связана с доступом к социальным благам, поэтому неизбежно возникает соблазн использовать их в личных интересах. По этому поводу Ш.-Л. Монтескье сказал: «Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею».
На наш взгляд, следует согласиться с мнением французского писателя, правоведа и философа, так как никакому обществу еще не удавалось полностью избавиться от подобных дефектов государственного управления. Однако это не означает, что государство бессильно в этой борьбе. От качества работы органов государственной власти и их должностных лиц, от их компетентности и добросовестности зависит благополучное развитие человека, общества и государства. Именно поэтому законность и обоснованность деятельности органов управления - важнейшая составляющая механизма государственного управления.
Особенную важность приобретает развитие судебного контроля в указанной сфере. Судебный контроль за законностью органов государственной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов по привлечению виновных лиц к ответственности.
Законность - есть соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации , органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Данные требования составляют основу принципа законности. Законность является одним из основополагающих принципов государственного управления, сущность которого заключается в необходимости соблюдения законов и их неукоснительного соблюдения.
Целью данной работы является комплексный теоретико-правовой анализ судебной власти как способа обеспечения законности в государственном управлении.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды законности в государственном управлении;
- дать понятие контроля в государственном управлении;
- рассмотреть способы обеспечения законности в государственном управлении;
- изучить судебный контроль как форму реализации судебной власти;
- охарактеризовать основные черты судебного контроля;
- определить субъекты судебного контроля в государственном управлении;
- выявить проблемы судебного контроля за осуществлением законности в государственном управлении.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения законности в государственном управлении.
Предметом исследования является судебный контроль, как один из способов обеспечения законности в деятельности государственного управления.
Степень научной разработанности темы. Вопросам исследования посвящено множество работ таких авторов как: И.М. Байкин, Е.А. Дюкова, Е.А. Кочерина, П.М. Морхат, И.Л. Петрухин, Д.Б. Тереза, Н.М. Чепурнова, Р.П. Чернов, А.С. Шумакова и др. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях и статьях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы судебного контроля в области государственного управления. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы судебного контроля как способа обеспечения законности в государственном управлении определяют несомненную новизну данного исследования.
Методика исследования. Мeтoдoлoгичeскую пснцву исслeдoвaния сoстaвляют следующие методы: истopичeский, сpaвнитeльнo-пpaвoвoй, социологические и статистические методы комплексного анализа.
Основу магистерского диссертационного исследования составляют базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Магистерская диссертация структурно состоит из введения, двух глав, семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
В результате проведенного анализа нормативных правовых актов, регулирующих вопросы судебного контроля как способа обеспечения законности в государственном управлении, а также специальной литературы мы пришли к следующим выводам.
1. Судебный контроль является разновидностью государственного контроля и его можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающий режим законности в управленческой деятельности. Судебному контролю отводится особое место в системе гарантий законности и пресечения злоупотреблений правом в деятельности органов государственного управления.
2. Законность в государственном управлении - это желаемое состояние в государстве, при котором определенными способами обеспечивается полное соблюдение законов органами исполнительной власти и управленческими подразделениями государственных органов иных ветвей власти, и которое основано на основополагающих принципах построения правового государства.
3. Под контролем необходимо понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на обеспечение законности с применением мер административного понуждения. Основными принципами контроля являются: законность, объективность, гласность, независимость и экономичность.
Контрольные полномочия за деятельностью органов власти установлены законодательством Российской Федерации отдельно по каждому виду государственного контроля.
Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей.
4. Главной целью обеспечения законности в сфере государственного управления является недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Именно обеспечение государственного и общественного контроля имеет большое значение для России как правового государства, так как только при условии функционирования указанных форм деятельности государство подчиняется нормам и фундаментальным принципам права.
5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления - это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.
6. Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; арбитражные суды округов и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).
7. Если говорить о судебном законодательстве, то следует заметить, что в настоящее время оно представляет собой совокупность многих нормативных правовых актов, принятых в разное время и направленных на удовлетворение различных потребностей и интересов граждан, что существенно затрудняет их практическое применение. Вместе с тем необходимо обеспечить всем заинтересованным лицам реальную возможность осуществления права на доступ к правосудию.
Одним из существенных факторов при этом является устройство судебной системы. Насколько оптимально в соответствии с задачами правосудия устроена судебная система и определена компетенция судов в этой системе, настолько эффективны процедуры рассмотрения дел и жалоб во всех судебных инстанциях.
8. Специфические особенности судебной власти в целом и судебного контроля в частности проявляются в различных аспектах, и это объясняется правовой природой данной ветви власти, выражающей себя в осуществлении особого рода государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Государственные функции правосудия исчерпывающе выражают его назначение. А направлены они на такую область государственной деятельности, в рамках которой отчетливо проявляется содержание самой власти, вбирающей в себя механизмы упорядочения общественных отношений, правовой защиты, правоприменения.
9. Решение проблемы совершенствования судебного контроля в мировой правовой практике актуализируется в силу того, что институты судебного контроля в разных странах неодинаковы по степени своей эффективности, организованности, независимости от публичных властей и юридической значимости результатов деятельности. Неоспоримо то, что практика судебного контроля является именно тем исторически выработанным средством, которое способно помочь обществу обеспечить оптимальную связанность различных ветвей власти законом.
10. С принятием КАС РФ в 2015 году закончился долгий, трудный, наполненный непримиримыми спорами, ученых-представителей различных отраслей материального и процессуального права, противопоставленными научными позициями и одновременно результативными дискуссиями, период обсуждения идеи учреждения в стране административных судов и создания полноценной системы административного судопроизводства.
Действие КАС РФ обеспечит дальнейшее развитие административно-процессуальной формы, основные контуры которой сегодня зафиксированы в данном процессуальном законе. КАС РФ - система процессуальных норм, принципов, правил, которые дают возможность для формирования новых научных представлений и теоретической модели административного процесса как судебного процесса.
В ходе судебного контроля органов государственного управления важен вопрос о создании административных судов, которые бы рассматривали дела, возникающих из административно-правовых отношений. Так как существующие положения Конституции РФ позволяют говорить об административном судопроизводстве как самостоятельном институте.
1. Судебный контроль является разновидностью государственного контроля и его можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающий режим законности в управленческой деятельности. Судебному контролю отводится особое место в системе гарантий законности и пресечения злоупотреблений правом в деятельности органов государственного управления.
2. Законность в государственном управлении - это желаемое состояние в государстве, при котором определенными способами обеспечивается полное соблюдение законов органами исполнительной власти и управленческими подразделениями государственных органов иных ветвей власти, и которое основано на основополагающих принципах построения правового государства.
3. Под контролем необходимо понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на обеспечение законности с применением мер административного понуждения. Основными принципами контроля являются: законность, объективность, гласность, независимость и экономичность.
Контрольные полномочия за деятельностью органов власти установлены законодательством Российской Федерации отдельно по каждому виду государственного контроля.
Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей.
4. Главной целью обеспечения законности в сфере государственного управления является недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.
Именно обеспечение государственного и общественного контроля имеет большое значение для России как правового государства, так как только при условии функционирования указанных форм деятельности государство подчиняется нормам и фундаментальным принципам права.
5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления - это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.
6. Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; арбитражные суды округов и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).
7. Если говорить о судебном законодательстве, то следует заметить, что в настоящее время оно представляет собой совокупность многих нормативных правовых актов, принятых в разное время и направленных на удовлетворение различных потребностей и интересов граждан, что существенно затрудняет их практическое применение. Вместе с тем необходимо обеспечить всем заинтересованным лицам реальную возможность осуществления права на доступ к правосудию.
Одним из существенных факторов при этом является устройство судебной системы. Насколько оптимально в соответствии с задачами правосудия устроена судебная система и определена компетенция судов в этой системе, настолько эффективны процедуры рассмотрения дел и жалоб во всех судебных инстанциях.
8. Специфические особенности судебной власти в целом и судебного контроля в частности проявляются в различных аспектах, и это объясняется правовой природой данной ветви власти, выражающей себя в осуществлении особого рода государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Государственные функции правосудия исчерпывающе выражают его назначение. А направлены они на такую область государственной деятельности, в рамках которой отчетливо проявляется содержание самой власти, вбирающей в себя механизмы упорядочения общественных отношений, правовой защиты, правоприменения.
9. Решение проблемы совершенствования судебного контроля в мировой правовой практике актуализируется в силу того, что институты судебного контроля в разных странах неодинаковы по степени своей эффективности, организованности, независимости от публичных властей и юридической значимости результатов деятельности. Неоспоримо то, что практика судебного контроля является именно тем исторически выработанным средством, которое способно помочь обществу обеспечить оптимальную связанность различных ветвей власти законом.
10. С принятием КАС РФ в 2015 году закончился долгий, трудный, наполненный непримиримыми спорами, ученых-представителей различных отраслей материального и процессуального права, противопоставленными научными позициями и одновременно результативными дискуссиями, период обсуждения идеи учреждения в стране административных судов и создания полноценной системы административного судопроизводства.
Действие КАС РФ обеспечит дальнейшее развитие административно-процессуальной формы, основные контуры которой сегодня зафиксированы в данном процессуальном законе. КАС РФ - система процессуальных норм, принципов, правил, которые дают возможность для формирования новых научных представлений и теоретической модели административного процесса как судебного процесса.
В ходе судебного контроля органов государственного управления важен вопрос о создании административных судов, которые бы рассматривали дела, возникающих из административно-правовых отношений. Так как существующие положения Конституции РФ позволяют говорить об административном судопроизводстве как самостоятельном институте.
Подобные работы
- Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении (Российский экономический университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Судебный контроль как способ обеспечения законности в сфере
управления
Дипломные работы, ВКР, судебная власть. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Законность в государственном управлении
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы обеспечения законности в государственном управлении в РФ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение законности применения полицией мер административного принуждения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - Институт судебного контроля в отношении третейских судов (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Законность и способы ее обеспечения в сфере социального обеспечения: теоретико-правовой аспект (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Средне-Волжский филиал, колледж))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - Предварительное расследование как стадия уголовного судопроизводства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Метод принуждения в государственном управлении (Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



