Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Хабаровский педагогический колледж)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ детский сад №1 (Хабаровский край, г. Вяземский) .
Выборка: 24 ребенка старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 7
1.1 Теоретический обзор исследований развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 7
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3 Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и методы опытно-практической работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников… 28
2.2 Сравнительный анализ результатов диагностики после развивающей работы 31
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.
Актуальность проблемы исследования обусловлена выполнением основных задач модернизации российского образования, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее способностей. Существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у дошкольников творческих способностей одна из важнейших задач. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе лепке, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
Актуальность проблемы исследования позволила нам выбрать тему курсовой работы: Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучение влияния лепки на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке;
2. Раскрыть значение занятий по лепке в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах;
4. Составить и реализовать систему занятий по лепке для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Составить рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.
Объект исследования: занятия лепкой - как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут эффективными, если будут соблюдаться следующие условия:
- ориентации на индивидуализацию образовательного процесса;
- создания открытой эстетической образовательной среды;
- развития художественно-творческого потенциала воспитателя;
- развитие творческих способностей и фантазии у детей старшего дошкольного возраста;
Занятия лепкой - это вид деятельности, направленный на развитие творчества, воображения, мышления дошкольников, разнообразия эмоций и пр. Изделия из пластилина эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Изделия из пластилина просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Нами было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли занятий лепкой на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования пластилина на занятиях по лепке.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика развития творческих способностей старшего дошкольного возраста. Были выявлены уровни развития творческих способностей (низкий, средний, высокий).
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании творчества на занятиях по лепке детей экспериментальной группе.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости систематического проведения занятий лепкой, которыетакже и способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе лепки.
2. Занятия, составленные нами в перспективном плане не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение, развивают творческое мышление, воображение, способности.
3. Проведение занятия по экспериментальному планированию являются эффективным средством формирования творческих способностей, технических навыков и умений на занятиях по лепке.
4. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.
В ходе проведенной работы последовательно решены поставленные задачи исследования, следовательно цель курсовой работы можно считать достигнутой.
1. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать. /Н. Алексахин// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9-23-27с.
2. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. /И.Я. Богуславская. - Л., 1975.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л.С. Выготский. - М., 1967.
4. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. /А.А. Грибовская. - Скрипторий, 2003 - 2008- 151 стр.
5. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. /А.А. Грибовская. - Скрипторий, 2011- 64 с.
6. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество. /А.А. Грибовская.- М.: Просвещение, 2014.
7.Давыдова, Г.Н. Детский дизайн (пластилинография). / Г.Н. Давыдова. -М. 2015.
8. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. / Т.Н. Доронова.-М, 2010.
9. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. /Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985-193с
10. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. /С.К. Кожохина.- СПб.: М., 2003.
11. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество./ Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990-247с.
12. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.
13. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду./ Е.А. Коссаковская.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.
14. Косминская, В.Б., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей./ В. Косминская, Н. Халезова. - М., 1987-223с
15. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество. /О.В. Корчинова. - Изд.: Феникс, 2005-63с.
146. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. /Л.В. Кокуева. -Изд.: АРКТИ, 2005 -143с
17. Котова, Е.В., Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. / Е.В. Котова, С.В.Кузнецова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Библиотека Воспитателя). -ISBN 978-5-9949-0357-5.
18. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А. Левин. - М.: Просвещение, 1987.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа./ И.А. Лыкова.-М.: Карапуз, 2007-140с.
20. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. /И.А. Лыкова. - Изд.: Карапуз, 2015-20с.
21. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа). / И.А. Лыкова. -М, 1998.
22. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолёте и в машине времени). / И.А. Лыкова. -М, 2008.
23.Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, её выявление и развитие. / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - Дубна: Феникс+, 2016.
24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под редакцией Т.С.Комаровой - М.: Просвещение, 2011-251с.
25. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т.С.Комаровой. - М.: Российское педагогическое общество, 2010-156с.
26. Николаева, Е.И. Психология детского творчества. / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2014.
27. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т.С.Комаровой и О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006-143с
28.Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982-236с.
29. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. /А.Э Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2015.
30. Соломенникова, О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования. /О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010-132с.
31. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. /О.А. Скоролупова. -М: Скрипторий, 2003-128с.
32. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2011.
33. Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду. / Н.Б. Халезова. - Изд.Сфера, 2005-112с
34. Халезова, Н.Б.Лепка в детском саду. / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина.-М.: Просвещение, 1986.