Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Хабаровский педагогический колледж)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ детский сад №1 (Хабаровский край, г. Вяземский) .
Выборка: 24 ребенка старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 7
1.1 Теоретический обзор исследований развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 7
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3 Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и методы опытно-практической работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников… 28
2.2 Сравнительный анализ результатов диагностики после развивающей работы 31
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
База исследования: МБДОУ детский сад №1 (Хабаровский край, г. Вяземский) .
Выборка: 24 ребенка старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 7
1.1 Теоретический обзор исследований развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 7
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3 Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и методы опытно-практической работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников… 28
2.2 Сравнительный анализ результатов диагностики после развивающей работы 31
2.3 Рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.
Актуальность проблемы исследования обусловлена выполнением основных задач модернизации российского образования, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее способностей. Существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у дошкольников творческих способностей одна из важнейших задач. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе лепке, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
Актуальность проблемы исследования позволила нам выбрать тему курсовой работы: Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучение влияния лепки на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке;
2. Раскрыть значение занятий по лепке в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах;
4. Составить и реализовать систему занятий по лепке для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Составить рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.
Объект исследования: занятия лепкой - как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут эффективными, если будут соблюдаться следующие условия:
- ориентации на индивидуализацию образовательного процесса;
- создания открытой эстетической образовательной среды;
- развития художественно-творческого потенциала воспитателя;
- развитие творческих способностей и фантазии у детей старшего дошкольного возраста;
Актуальность проблемы исследования обусловлена выполнением основных задач модернизации российского образования, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее способностей. Существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у дошкольников творческих способностей одна из важнейших задач. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе лепке, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
Актуальность проблемы исследования позволила нам выбрать тему курсовой работы: Занятия лепкой как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучение влияния лепки на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке;
2. Раскрыть значение занятий по лепке в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах;
4. Составить и реализовать систему занятий по лепке для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. Составить рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.
Объект исследования: занятия лепкой - как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут эффективными, если будут соблюдаться следующие условия:
- ориентации на индивидуализацию образовательного процесса;
- создания открытой эстетической образовательной среды;
- развития художественно-творческого потенциала воспитателя;
- развитие творческих способностей и фантазии у детей старшего дошкольного возраста;
Занятия лепкой - это вид деятельности, направленный на развитие творчества, воображения, мышления дошкольников, разнообразия эмоций и пр. Изделия из пластилина эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Изделия из пластилина просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Нами было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли занятий лепкой на развитие творческих способностей старших дошкольников.
Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования пластилина на занятиях по лепке.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика развития творческих способностей старшего дошкольного возраста. Были выявлены уровни развития творческих способностей (низкий, средний, высокий).
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании творчества на занятиях по лепке детей экспериментальной группе.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости систематического проведения занятий лепкой, которыетакже и способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе лепки.
2. Занятия, составленные нами в перспективном плане не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение, развивают творческое мышление, воображение, способности.
3. Проведение занятия по экспериментальному планированию являются эффективным средством формирования творческих способностей, технических навыков и умений на занятиях по лепке.
4. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.
В ходе проведенной работы последовательно решены поставленные задачи исследования, следовательно цель курсовой работы можно считать достигнутой.
Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования пластилина на занятиях по лепке.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика развития творческих способностей старшего дошкольного возраста. Были выявлены уровни развития творческих способностей (низкий, средний, высокий).
На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании творчества на занятиях по лепке детей экспериментальной группе.
Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости систематического проведения занятий лепкой, которыетакже и способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе лепки.
2. Занятия, составленные нами в перспективном плане не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение, развивают творческое мышление, воображение, способности.
3. Проведение занятия по экспериментальному планированию являются эффективным средством формирования творческих способностей, технических навыков и умений на занятиях по лепке.
4. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.
В ходе проведенной работы последовательно решены поставленные задачи исследования, следовательно цель курсовой работы можно считать достигнутой.



