Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений младших школьников через проектную деятельность на уроках окружающего мира (Исследовательский текст по направлению за 2 курс, Тюменский государственный университет)

Работа №86431

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МОАУ «Средняя школа №52».
Выборка: 15 педагогов в возрасте от 25 до 45 лет.
Есть приложения (Зарубежные статьи с переводом).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ДОКУМЕНТОВ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Анализ международных документов 7
1.2 Анализ национальных документов 7
1.3 Анализ региональных документов 8
1.4 Анализ городских документов 9
1.5 Анализ локальных документов 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
2.1 Образовательная программа «Школа России» 11
2.2 Образовательная программа «Начальная школа XXI века» 12
2.3 Образовательная программа «Школа 2100» 14
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 17
3.1 Анализ статей отечественных исследований 17
3.2 Анализ статей зарубежных исследований 19
3.3 Анализ фундаментальных работ 21
ГЛАВА 4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 24
4.1 Описание организации и проведение опроса 24
4.2 Результаты опроса 25
ГЛАВА 5. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
5.1 Методологический аппарат исследования 33
5.2 План работы над курсовым исследованием на 5 семестр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44


В современном мире происходит формирование и качественное преобразование методики обучения и воспитания детей в начальной школе. Современные требования ФГОС определяют конкретные требования социального заказа в рамках определенного общественного договора, направленного на определение особенностей общества и государства.
Актуальность определенного исследования обусловлена тем фактом, что формирование коммуникативных навыков и компетенций у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира является одной из наиболее важных аспектов формирования навыков и процессов общения.
Одним из основных критериев эффективности современного учебно-воспитательного процесса является наличие и формирование определенного процесса овладения коммуникативными универсальными учебными навыками в рамках определенного педагогического процесса, направленного на определение возможностей для формирования универсальных учебных действий.
Основной особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что данный предмет представляет собой ярко выраженный интегрированный характер, который направлен на формирование определенных природоведческих, обществоведческих и исторических знаний в рамках формирования целостного и системного видения мира и основных взаимосвязей.
Именно младший школьный возраст является наиболее сензетивным периодом в рамках формирования и развития коммуникативных навыков. Основной задачей педагогов является формирование определенных условий для развития универсальных коммуникативных навыков.
Для формирования и развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста необходимо подбирать все необходимые методы и приемы формирования учебно-воспитательного процесса. Основными методами, которые используют в рамках данной работы являются такие как работа в парах и методы сотрудничества, дискуссии, наблюдения, или поиск информации [1].
Исследованиями в области изучения особенностей формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в рамках преподавания предмета «Окружающий мир» занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Н.А. Якимов, Н.К. Капустин, Г.К. Селевко, А.И. Савенков и т.д.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа, проделанная в рамках исследовательского текста, позволяет структурировать информацию. При написании исследовательского текста анализировались следующие компоненты: анализ номенклатурных документов, анализ основных образовательных программ, анализ результатов исследований (анализ статей, фундаментальных работ), анализ эмпирического исследования, методологический аппарат исследования.
В процессе анализа образовательных программ, мы можем отметить, что тематика предмета «Окружающий мир» является довольно широко распространенной. Основной целью разработки данного предмета в рамках общеобразовательных программ является ознакомление учащихся младшего школьного возраста с окружающим миром и формирование представления о функционировании различных форм живых организмов.
Процесс анализа современных исследований в области изучения особенностей проектной деятельности как средства развития коммуникативных навыков на уроках «Окружающий мир» показал, что существуют определенные навыки организации младших школьников и эти направления постоянно развиваются. Данные показатели помогли оформить основные особенности изучения процесса самостоятельности и активности детей младшего школьного возраста.
При анализе статей выяснилось, что опыт развития коммуникативных процессов у детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности невелик. Был составлен план курсовой работы на 3 курс.
С целью формирования представления о применении метода проектов на уроках окружающего мира в рамках развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого было определено, что педагоги часто используют метод проектов в рамках данных занятий и основными методами в рамках создания проектов является: показ, конструирование и экскурсия. Было выявлено, что дети и родители также осознают необходимость применения метода проектов на уроках окружающего мира.
Нами были определены основные процессы формирования и развития представлений о будущем методологическом исследовании, что помогло определить основные этапы и формы проведения исследования в следующем семестре.
Структурированная информация по методологическому аппарату позволяет показать общую картину развития темы исследования. Целью на данном этапе исследования является аргументация актуальности изучаемой темы. Подводя итоги, можно сказать, что цель достигнута, так как нашлось множество подтверждений актуальности темы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза частично получила свое подтверждение. Большинство педагогов считает, что проектная деятельность представляет собой важное и эффективное средство коммуникативного развития младших школьников.



1. Конвенция ООН о правах ребёнка [Электронный ресурс] / Правовая система Консультант. Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения:
10.04.2021).
2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] / Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/ProjectOffice/National_projects/Education/Educati on.htm (дата обращения: 10.04.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 (ред. от 03.10.2018) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»): [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206009/23d0a5d07c2f011 e1c4201dbdc719c38a50249ef/(дата обращения: 10.04.21).
4. Распоряжение Администрации города Тюмени от 23.11.2020 № 248-рк «Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы» [Электронный ресурс] / Департамент образования Администрации города Тюмени. URL: http://depedu.tyumen-city.ru/akti/ (дата обращения: 10.04.2021).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.04.2021).
II. Монографии:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.–152 с.
2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов [Текст] / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана-Граф, 2013. – 106 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно–методическое пособие./Авт.–сост. ТатарченковаС.С., Телешов С.В..; –СПб.: КАРО, 2008.–160 с.
5. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6–е изд. – Москва: Изд–во политической литературы, 1988. –270 с.
6. Шацкая В.Н. опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2014. – 178 с.
7. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» [Текст] / О. С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
8. Дудьев, В.П. Психомоторика: Слов.-справ. [Текст] / В.П. Дудьев. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз. 2000. – в 2 т. –1209 с.
10. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова – М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
Учебная литература:
1. Бейгул Л.А. Педагогические условия развития коммуникативных умений младшего школьника / Л.А. Бейгул. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
2. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. – 176 с.
3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. – Барнаул, 1998. – 258 с.
4. Жданова Е.Н. Диагностика развития коммуникативных, организаторских, и общеучебных умений / Е.Н. Жданова. – М.: Академия, 2015. – 287 с.
5. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.К. Капустин. – М.: Академия, 2001. – 258 с.
6. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: лекция / О.А. Карабанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx. – Дата доступа: 04.10.2021
7. Костякова А.В. Развитие коммуникативных умений младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир». А.В. Костякова. – М.: Академия, 2015. – 247 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим–Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
9. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы –2–е издание – М.: Академия, 2017. – 258 с.
10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; Т. 4. – М.: Генезис, 2001. – 258 с.
12. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно–методическое пособие./Авт.–сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В..; –СПб.: КАРО, 2008.–160 с.
13. Ходкова А.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через проектную деятельность / А.А. Ходкова. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
14. Якимов Н.А. Проектно–исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48–51.
Интернет-источники:
1. Трубачева О.И. Формирование основных компетенций в ходе реализации проекта на уроках окружающего мира [Электронный источник]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36744366. – Дата доступа: 10.10.2021
2. Шарафутдинова Г.М. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ [Электронные ресурсы]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29344923. – Дата доступа: 10.10.2021
3. Learning Environment and Motivation in Junior High School [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/341288287_Learning_Environment_and_Motivation_in_Junior_High_School. – Дата доступа: 10.10.2021
4. Уроки окружающего мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=13002496. – Дата доступа: 03.11.2021
5. Организация практической деятельности младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» как средства развития умения наблюдать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23048630. – Дата доступа: 03.11.2021
6. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36932549. – Дата доступа: 03.11.2021
7. Особенности коммуникативных навыков младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30675826. – Дата доступа: 03.11.2021
8. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46123691. – Дата доступа: 03.11.2021
9. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в процессе проектной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26209833. – Дата доступа: 03.11.2021
10. Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38097092. – Дата доступа: 03.11.2021


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ