Государственно-правовое регулирование ценообразования
|
Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕН (ТАРИФОВ) 7
§ 1. Понятие и виды цены как экономической и правовой категории 7
§ 2. Источники правового регулирования цен (тарифов) 15
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННО¬
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 24
§ 1. Система органов государственной власти в области государственно- правового регулирования ценообразования 24
§ 2. Способы государственно-правового регулирования ценообразования .... 29
§ 3. Ответственность за нарушения порядка ценообразования 34
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЦЕН 41
§ 1. Особенности государственно-правового регулирования ценообразования коммунальных услуг 41
§ 2. Особенности государственно-правового регулирования ценообразования лекарственных препаратов 47
§ 3. Особенности государственно-правового регулирования ценообразования
на иные товары (работы, услуги) 54
Заключение 59
Список использованной литературы
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕН (ТАРИФОВ) 7
§ 1. Понятие и виды цены как экономической и правовой категории 7
§ 2. Источники правового регулирования цен (тарифов) 15
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННО¬
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 24
§ 1. Система органов государственной власти в области государственно- правового регулирования ценообразования 24
§ 2. Способы государственно-правового регулирования ценообразования .... 29
§ 3. Ответственность за нарушения порядка ценообразования 34
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЦЕН 41
§ 1. Особенности государственно-правового регулирования ценообразования коммунальных услуг 41
§ 2. Особенности государственно-правового регулирования ценообразования лекарственных препаратов 47
§ 3. Особенности государственно-правового регулирования ценообразования
на иные товары (работы, услуги) 54
Заключение 59
Список использованной литературы
Всем известный фундирующий принцип львиной части частно-правовых отношений - свобода договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) . Одним из выбираемых сторонами свободных условий гражданско- правового соглашения является условие о цене договора. Актуально это для большинства цивилистических отношений, позиционирующихся как возмездные.
Полагаем, свободное ценообразование в обществе является вторым (после частной собственности) по значимости аспектом рыночной экономии . Свобода установления цены является неотъемлемым атрибутом и самого института частной собственности, т.е. это свобода знать и определять цену своей собственности.
Однако удовлетворение публичных интересов в отдельных случаях диктует необходимость вмешательства публично-правовых образований в абсолютно автономную реализацию этого принципа, что приводит к появлению регулируемых цен, формируемых при воздействии легальных предписаний на волю хозяйствующего субъекта. Этот известный компромисс призван помогать в достижении баланса цивилистических и публичных начал в обществе.
Ценовая политика, являясь одним из основных направлений финансовой политики, сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Современная нормативно-правовая база государственного регулирования цен охватывает широкий круг нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровня.
Система управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в последнее время все чаще становится отдельным предметом научных исследований. Причем особенности регуляции в области ценообразования рассматриваются в рамках научных исследований различной отраслевой принадлежности.
Кроме того, можно выделить «зоны повышенного внимания» законодателя. Так, одним из легальных требований к заказчикам в сфере удовлетворения государственных и муниципальных нужд является требование обосновывать начальную максимальную цену контракта и цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). На практике данное требование постепенно приобретает все более важное значение. Обоснование уровня данных показателей оказывает непосредственное влияние на построение всего закупочного процесса, начиная уже с этапа планирования - при формировании планов закупок и планов- графиков. «Больными» местами являются и ситуации, связанные с ценообразованием в сфере коммунальных услуг и лекарственных препаратов.
Все сказанное характеризует данное исследование как актуальное и необходимое.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с государственно-правовым регулированием ценообразования.
Предметом исследования явились нормы гражданского, предпринимательского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с государственно-правовым регулированием ценообразования, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о государственно-правовом регулировании ценообразовании.
Достижение данной цели связано с решением следующих научно - практических задач:
- рассмотреть понятие и виды цены как экономической и правовой категории;
- охарактеризовать источники правового регулирования цен (тарифов);
- исследовать систему органов государственной власти в области государственно-правового регулирования ценообразования;
- изучить общие положения о способах государственно-правового регулирования ценообразования;
- рассмотреть ответственность за нарушения порядка ценообразования;
- дать общую характеристику особенностям государственно-правового регулирования ценообразования коммунальных услуг;
- раскрыть особенности государственно-правового регулирования ценообразования лекарственных препаратов;
- осветить особенности государственно-правового регулирования ценообразования на иные товары (работы, услуги).
Теоретическим и научным основанием данного исследования в сфере государственно-правового регулирования ценообразования стали труды Артемьев Е.В., Бабенко Д.А., Варшавская О.Ю., Волков В.И., Гафарова Г.Р., Герасименко В.В., Гуреева М.А., Дябкин С.Н., Завиден С.В., Зайкова С.Н., Зиновьева Л.В., Ильин А.Ю., Истомина Ю.С., Кашлева Ю.Ю., Ковтунова С.Ю., Коллантай В.А., Кучеров И.И., Мухамадеева Г.А., Овчарова Е., Пендюрин Н.П., Пугинский Б.И., Романюк Н.Ф., Рубцова М.В., Саттарова Н.А., Семенова О.В., Симонова О.А., Смирнов Д.А., Трофимов С.В., Фурсова С.Д., Хаванова И.А., Ядгаров Я.С. и др.
Поставленные нами выше задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая посвящена изучению общих характеристик цен (тарифов), а именно: понятию и видам цены как экономической и правовой категории и источникам правового регулирования цен (тарифов).
В главе второй дана общая характеристика государственно-правового регулирования ценообразования. В первом параграфе исследованы система органов государственной власти в области государственно-правового регулирования ценообразования, во втором - способы государственно-правового регулирования ценообразования, а в третьем - ответственность за нарушения порядка ценообразования.
Глава третья направлена на изучение особенностей государственно-правового регулирования отдельных видов цен, в частности, на ценообразование стоимости коммунальных услуг, лекарственных препаратов и некоторых иных товаров (работ, услуг).
Полагаем, свободное ценообразование в обществе является вторым (после частной собственности) по значимости аспектом рыночной экономии . Свобода установления цены является неотъемлемым атрибутом и самого института частной собственности, т.е. это свобода знать и определять цену своей собственности.
Однако удовлетворение публичных интересов в отдельных случаях диктует необходимость вмешательства публично-правовых образований в абсолютно автономную реализацию этого принципа, что приводит к появлению регулируемых цен, формируемых при воздействии легальных предписаний на волю хозяйствующего субъекта. Этот известный компромисс призван помогать в достижении баланса цивилистических и публичных начал в обществе.
Ценовая политика, являясь одним из основных направлений финансовой политики, сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Современная нормативно-правовая база государственного регулирования цен охватывает широкий круг нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровня.
Система управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в последнее время все чаще становится отдельным предметом научных исследований. Причем особенности регуляции в области ценообразования рассматриваются в рамках научных исследований различной отраслевой принадлежности.
Кроме того, можно выделить «зоны повышенного внимания» законодателя. Так, одним из легальных требований к заказчикам в сфере удовлетворения государственных и муниципальных нужд является требование обосновывать начальную максимальную цену контракта и цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). На практике данное требование постепенно приобретает все более важное значение. Обоснование уровня данных показателей оказывает непосредственное влияние на построение всего закупочного процесса, начиная уже с этапа планирования - при формировании планов закупок и планов- графиков. «Больными» местами являются и ситуации, связанные с ценообразованием в сфере коммунальных услуг и лекарственных препаратов.
Все сказанное характеризует данное исследование как актуальное и необходимое.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с государственно-правовым регулированием ценообразования.
Предметом исследования явились нормы гражданского, предпринимательского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с государственно-правовым регулированием ценообразования, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о государственно-правовом регулировании ценообразовании.
Достижение данной цели связано с решением следующих научно - практических задач:
- рассмотреть понятие и виды цены как экономической и правовой категории;
- охарактеризовать источники правового регулирования цен (тарифов);
- исследовать систему органов государственной власти в области государственно-правового регулирования ценообразования;
- изучить общие положения о способах государственно-правового регулирования ценообразования;
- рассмотреть ответственность за нарушения порядка ценообразования;
- дать общую характеристику особенностям государственно-правового регулирования ценообразования коммунальных услуг;
- раскрыть особенности государственно-правового регулирования ценообразования лекарственных препаратов;
- осветить особенности государственно-правового регулирования ценообразования на иные товары (работы, услуги).
Теоретическим и научным основанием данного исследования в сфере государственно-правового регулирования ценообразования стали труды Артемьев Е.В., Бабенко Д.А., Варшавская О.Ю., Волков В.И., Гафарова Г.Р., Герасименко В.В., Гуреева М.А., Дябкин С.Н., Завиден С.В., Зайкова С.Н., Зиновьева Л.В., Ильин А.Ю., Истомина Ю.С., Кашлева Ю.Ю., Ковтунова С.Ю., Коллантай В.А., Кучеров И.И., Мухамадеева Г.А., Овчарова Е., Пендюрин Н.П., Пугинский Б.И., Романюк Н.Ф., Рубцова М.В., Саттарова Н.А., Семенова О.В., Симонова О.А., Смирнов Д.А., Трофимов С.В., Фурсова С.Д., Хаванова И.А., Ядгаров Я.С. и др.
Поставленные нами выше задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая посвящена изучению общих характеристик цен (тарифов), а именно: понятию и видам цены как экономической и правовой категории и источникам правового регулирования цен (тарифов).
В главе второй дана общая характеристика государственно-правового регулирования ценообразования. В первом параграфе исследованы система органов государственной власти в области государственно-правового регулирования ценообразования, во втором - способы государственно-правового регулирования ценообразования, а в третьем - ответственность за нарушения порядка ценообразования.
Глава третья направлена на изучение особенностей государственно-правового регулирования отдельных видов цен, в частности, на ценообразование стоимости коммунальных услуг, лекарственных препаратов и некоторых иных товаров (работ, услуг).
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо- сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других.
Государственное регулирование цен (тарифов), являясь в настоящее время одним из важнейших механизмов по соблюдению государственных и общественных интересов, средством проведения экономических реформ, интеграции и оздоровления экономики, приобретает первостепенное общенациональное значение.
Эффективность государственного регулирования цен (тарифов) напрямую связана с правовой организацией управления. В течение последних 15 лет формировалась современная правовая основа государственной ценовой политики, создавались органы ценового регулирования, определялись перечни регулируемых цен.
Установленные государством цены применяются в течение всего периода их действия и всеми лицами - участниками рынка, для которых они установлены, т.е. императивное условие заключения и исполнения договоров, предметом которых являются продукция, товары и работы, цены на которые подлежат государственному регулированию. При этом регулируемая (административная) цена представляет собой денежное выражение стоимости предмета договора, установленное нормативными правовыми актами уполномоченных на то государственных органов и (или) органов местного самоуправления в случаях, определенных федеральными законами.
Государственные органы, как федеральные, так и региональные, а также муниципальные органы, обладая определенной компетенцией в данной сфере, непосредственно влияют на цены. Кроме того, помимо государственного контроля, также осуществляется внутрихозяйственный и аудиторский контроль над ценами, относящиеся к системе негосударственного контроля. Следовательно, контроль за установлением, регулированием и применением цен осуществляется в двух видах: государственным контролем за соблюдением законодательства о ценообразовании; негосударственным контролем за соблюдением требований законодательства о ценообразовании.
Наибольший объем регулируемых цен устанавливается в сфере договорного удовлетворения государственных и муниципальных нужд. При этом цена в договорных правоотношениях с участием государства не определяется при помощи истинных рыночных механизмов. Имеющиеся рыночные механизмы нормированы и подробно регламентированы, что не предоставляет никакой свободы в определении цены. Государство, будучи властным субъектом, зачастую навязывает устанавливаемую им цену субъектам, которые лишены властных полномочий. Это напрямую связано с правотворческой деятельностью государства. За счет самой возможности принимать правовые нормы государство занимает привилегированную позицию. Самим государством разрабатываются порядки, правила определения цены, для себя самого.
Регулирование правовых отношений в сфере ценообразования представляет собой совокупность норм, основывающихся на положениях Конституции РФ и инкорпорированных во множество нормативных документов различного уровня, с преобладающей долей подзаконных нормативных актов. Такое положение дел нельзя признать удовлетворительным - отсутствие единого нормативного правового акта, четко разграничивающего полномочия органов регулирования цен (тарифов) и контроля, приводит к дублированию их полномочий и нерациональному использованию финансовых, человеческих, временных и иных ресурсов. Это отрицательно сказывается на качестве ценового регулирования, приводит к банкротству хозяйствующих субъектов, цены на товары и услуги которых подлежат государственному регулированию, к отсутствию инвестиций в соответствующих отраслях экономики и является тормозом в социально-экономическом развитии страны.
В целях систематизации федеральных законов, определяющих случаи, когда при расчетах применяется регулируемая (административная) цена, по нашему мнению, требуется разработка единого Федерального закона «Об основах ценовой политики Российской Федерации».
Принятие базового системообразующего закона станет логическим завершением исторического процесса по формированию правовой основы государственного управления в сфере регулирования цен (тарифов). Это позволит повысить успешность и эффективность управления процессами образования цен; защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность; определить четкие границы между сферами влияния государства и рынка на процесс формирования цен.
В настоящее время ФАС России приступила к формированию новой нормативно-правовой базы в сфере ценообразования. Как сказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев, чтобы «сменить тарифную политику на 180 градусов, нужно переписать сотни документов, в которых сейчас заложены дискриминационные принципы тарифного регулирования».
Остается надеяться, что проведенное административно-правовое исследование и предложенный понятийный аппарат будут способствовать формированию нового ценового права. В результате появится эффективный механизм ценообразования, обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики.
Государственное регулирование цен (тарифов), являясь в настоящее время одним из важнейших механизмов по соблюдению государственных и общественных интересов, средством проведения экономических реформ, интеграции и оздоровления экономики, приобретает первостепенное общенациональное значение.
Эффективность государственного регулирования цен (тарифов) напрямую связана с правовой организацией управления. В течение последних 15 лет формировалась современная правовая основа государственной ценовой политики, создавались органы ценового регулирования, определялись перечни регулируемых цен.
Установленные государством цены применяются в течение всего периода их действия и всеми лицами - участниками рынка, для которых они установлены, т.е. императивное условие заключения и исполнения договоров, предметом которых являются продукция, товары и работы, цены на которые подлежат государственному регулированию. При этом регулируемая (административная) цена представляет собой денежное выражение стоимости предмета договора, установленное нормативными правовыми актами уполномоченных на то государственных органов и (или) органов местного самоуправления в случаях, определенных федеральными законами.
Государственные органы, как федеральные, так и региональные, а также муниципальные органы, обладая определенной компетенцией в данной сфере, непосредственно влияют на цены. Кроме того, помимо государственного контроля, также осуществляется внутрихозяйственный и аудиторский контроль над ценами, относящиеся к системе негосударственного контроля. Следовательно, контроль за установлением, регулированием и применением цен осуществляется в двух видах: государственным контролем за соблюдением законодательства о ценообразовании; негосударственным контролем за соблюдением требований законодательства о ценообразовании.
Наибольший объем регулируемых цен устанавливается в сфере договорного удовлетворения государственных и муниципальных нужд. При этом цена в договорных правоотношениях с участием государства не определяется при помощи истинных рыночных механизмов. Имеющиеся рыночные механизмы нормированы и подробно регламентированы, что не предоставляет никакой свободы в определении цены. Государство, будучи властным субъектом, зачастую навязывает устанавливаемую им цену субъектам, которые лишены властных полномочий. Это напрямую связано с правотворческой деятельностью государства. За счет самой возможности принимать правовые нормы государство занимает привилегированную позицию. Самим государством разрабатываются порядки, правила определения цены, для себя самого.
Регулирование правовых отношений в сфере ценообразования представляет собой совокупность норм, основывающихся на положениях Конституции РФ и инкорпорированных во множество нормативных документов различного уровня, с преобладающей долей подзаконных нормативных актов. Такое положение дел нельзя признать удовлетворительным - отсутствие единого нормативного правового акта, четко разграничивающего полномочия органов регулирования цен (тарифов) и контроля, приводит к дублированию их полномочий и нерациональному использованию финансовых, человеческих, временных и иных ресурсов. Это отрицательно сказывается на качестве ценового регулирования, приводит к банкротству хозяйствующих субъектов, цены на товары и услуги которых подлежат государственному регулированию, к отсутствию инвестиций в соответствующих отраслях экономики и является тормозом в социально-экономическом развитии страны.
В целях систематизации федеральных законов, определяющих случаи, когда при расчетах применяется регулируемая (административная) цена, по нашему мнению, требуется разработка единого Федерального закона «Об основах ценовой политики Российской Федерации».
Принятие базового системообразующего закона станет логическим завершением исторического процесса по формированию правовой основы государственного управления в сфере регулирования цен (тарифов). Это позволит повысить успешность и эффективность управления процессами образования цен; защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность; определить четкие границы между сферами влияния государства и рынка на процесс формирования цен.
В настоящее время ФАС России приступила к формированию новой нормативно-правовой базы в сфере ценообразования. Как сказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев, чтобы «сменить тарифную политику на 180 градусов, нужно переписать сотни документов, в которых сейчас заложены дискриминационные принципы тарифного регулирования».
Остается надеяться, что проведенное административно-правовое исследование и предложенный понятийный аппарат будут способствовать формированию нового ценового права. В результате появится эффективный механизм ценообразования, обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В
ОБЛАСТИ ТОРГОВАЛИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Диспозитивные и директивные методы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы правового регулирования государственного управления в области строительства (Кубанский Государственный Аграрный Университет)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товара
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование конкуренции в Европейском Союзе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И УКРАИНЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016



