Введение
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности организации
1.1 Особенности и содержание маркетинговой деятельности организации
1.2 Характеристика маркетинговых стратегий организации
1.3 Проблемы повышения эффективности маркетинговой деятельности организации
2. Анализ маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС»
2.1 Общая характеристика деятельности АО «ПОЗиС»
2.2 Исследование системы управления АО «ПОЗиС»
2.3 Оценка маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС»
3. Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС»
3.1 Разработка маркетинговой стратегии как фактора повышения эффективности деятельности АО «ПОЗиС»
3.2 Внедрение плана маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС»
3.3 Рекомендации по совершенствованию рекламной кампании АО «ПОЗиС»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы обусловлена ростом значения маркетинга в системе взаимоотношений субъектов рынка, необходимостью определения ориентации развития российской экономики, изменением менталитета потребителей и формированием в их сознании рыночного образа жизни, проникновением рыночных механизмов в социокультурную сферу, что несет как положительные, так и отрицательные последствия.
На сегодняшней стадии экономического развития позиция на рынке большинства предприятий характеризуется значительной степенью неопределенности и нестабильности, как в отношениях с внешними контрагентами, так и внутри с его собственными хозяйственными подразделениями. Переход к рыночным отношениям подталкивает предприятия к созданию маркетинговой стратегии развития, которая позволит адаптироваться предприятию к изменению условий ее функционирования.
Методы продвижения продукции играют важнейшую роль в реализации маркетинговой стратегии предприятия. Они оказывают социально-культурное и психологическое воздействие на общество. В маркетинговой деятельности от них зависит наиболее сложная и трудно реализуемая задача - формирование и стимулирование спроса на новый продукт. Обеспечить полноценное продвижение продукта на рынке на всех стадиях его жизненного цикла можно только при условии совместного и эффективного сочетания различных элементов маркетинговых коммуникаций.
Особая роль в системе продвижения принадлежит рекламной деятельности, которая является наиболее гибким и мобильным средством продвижения. Современная реклама представляет собой довольно сложную продукцию, которая предназначена для различных групп потребителей и служит для различных коммерческих и некоммерческих целей. Реклама, распространяя информацию о наличии товаров, условиях их покупки и потребления, участвует в формировании товарного предложения, а тем самым и спроса. Как правило, рекламная кампания сопряжена со значительными расходами, в связи с чем актуальность приобретает эффективность и результативность вложенных средств.
В современной экономике России, в том, что касается маркетинга, по- прежнему существует ряд проблем. В настоящее время для многих российских фирм главным ограничителем роста производства стал недостаток платежеспособного спроса покупателей, а также насыщенность рынка. На ряде рынков, особенно товаров массового спроса, монополия продавца основана на не информированности потребителя, которому зачастую навязываются товары с помощью рекламы.
Итак, актуальность совершенствования организации и проведения маркетинговой деятельности предприятий обосновывается усилением
конкурентной борьбы в результате развития рыночных отношений в экономике России.
Аспекты маркетинговой деятельности рассмотрены в ряде исследований и публикаций российских и зарубежных ученых и специалистов, таких как Ансофф И., Гайдаенко Т.А., Голубков Е.П., Котлер Ф., Портер М., Сандей Э., Соловьев Б.А. др. Проблемы маркетинговой деятельности изучали такие ученые, как Голубкова Е.Н., Гусева О.И., Кеворков В.В., Кузьмин В.В., Мурзалиев А.П., Попова Ю.Ф., Соренсен О.Ю.
Однако, несмотря на большое количество исследований, ряд проблем, связанных с маркетинговым потенциалом предприятий и организаций требует дальнейшей проработки, учитывая современные условия российской экономики.
Объектом исследования в работе выступает АО «ПОЗиС».
Предмет исследования - механизмы и способы реализации маркетинговых мероприятий на предприятиях и в организациях.
Цель исследования заключается в определении путей совершенствования маркетинговой деятельности в системе управления предприятия на примере АО «ПОЗиС».
Задачи работы:
- раскрыть особенности и содержание маркетинговой деятельности организации;
- изучить маркетинговые стратегии организации
- рассмотреть проблемы повышения эффективности маркетинговой деятельности организации;
- исследовать систему управления АО «ПОЗиС»
- провести анализ маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС»
- разработать маркетинговую стратегию, как фактора повышения эффективности деятельности АО «ПОЗиС»
- рассмотреть внедрение планирования маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС»;
- выработать рекомендации по совершенствованию рекламной кампании АО «ПОЗиС».
Для решения задач работы применены методы сравнительного, системного, факторного анализа, методов сбора маркетинговой информации, анализа иерархии, опроса и экспертных оценок, графического представления результатов исследования и др.
Теоретико-методологическую базу составили монографии и статьи российских и зарубежных ученых по теме, учебные, статистические материалы, справочные материалы сети интернет, материалы с базы практики АО «ПОЗиС».
Структура исследования включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
По итогам исследования сделаем следующие выводы.
Для того чтобы предприятие успешно функционировало необходимо управлять большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а чтобы выжить на рынке, открытая система предприятия должна взаимодействовать с окружающей средой и предоставлять окружающей среде свои ресурсы.
Маркетинговые мероприятия - это комплекс мер по привлечению клиентов и повышению объемов продаж. Основными видами маркетинговых мероприятий называют презентации, выставки, распродажи и BTL-акции.
Процесс маркетинга включает следующие стадии: исследование рынка; прогнозирование, целеполагание, планирование; организация системы маркетинга; анализ, контроль и рационализация процесса маркетинга; координация и регулирование процесса маркетинга; оценка маркетинговой деятельности и определение перспектив ее развития.
В работе проведено исследование маркетинговой деятельности АО «ПОЗиС».
АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» (АО «ПОЗиС») динамично развивающееся предприятие машиностроительной отрасли и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации - ведущий российский производитель холодильной техники и высокотехнологичного медицинского оборудования, бюджето- и градообразующее предприятие г. Зеленодольска.
Стратегия бренда POZIS основана на увеличении прибыли за счет безупречного качества, экологической безопасности и повышения ценности не только отдельных видов продукции, но и всей компании в целом.
Высокая конкуренция, большое количество компаний повлияли на расширение каналов продаж, появление интернет-магазина, рост доли федеральных партнеров.
Маркетинговое подразделение компании комплексно подходит к решению вопросов стратегического маркетингового планирования. Данная структура занимается такими функциями, как анализ внешней и внутренней среды; определение- долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей развития; разработка миссии, стратегических целей; составление плана маркетинга.
Маркетинговая политика компании показала направленность на рост доли рынка в России и странах ЕАЭС, расширение каналов сбыта, заключение контрактов с федеральными ритейлерами и разработка для них специальных моделей. В компании проводятся маркетинговые исследования, позволяющие отслеживать тенденции рынка бытовой техники, а также мероприятия на завоевание новой ниши - холодильников, инкрустированных камнями Сваровски и художественной росписью.
Для совершенствования маркетинговой деятельности компании предложены следующие мероприятия:
- разработка маркетинговой стратегии, направленной на рост осведомленности потребителя о качестве продукции путем публикации информации в СМИ и интернете; рост числа маркетинговых акций и регулярность их соблюдения; анализ результатов маркетинговых акций для планирования следующих - в разрезе динамики продаж определенных моделей; проведение маркетинговых исследований спроса потребителей для совершенствования качества продукции и поиска путей продвижения; рост маркетингового бюджета компании с перераспределением в пользу СМИ и интернет-источников; установление мотивационных параметров отделу маркетинга в зависимости от роста продаж. Прибыль на каждый рубль вложенных затрат составит 228,82 руб.;
- развитие интернет-магазина (доработка сайта, увеличение штата). Прибыль на каждый рубль вложенных затрат составит 110,96 руб.;
- совершенствование рекламной кампании, путем издания собственного журнала, почтовой рассылки, участия в выставках, выпуск сувенирной продукции. Прибыль на каждый рубль вложенных затрат составит 124,06 руб.
Указанные мероприятия позволят предприятию более точно сегментировать рынок, в том числе интернет-рынок, в целях роста продаж, повысить имидж и деловую репутацию предприятия и достичь роста выручки от реализации на 11%.
1. Анашкина Н.А. Event-маркетинг: коммуникативный тренд в рекламе // Омский научный вестник. № 5. С.413
2. Багиев Г. Л., Тарасевич Маркетинг. СПб.: Питер, 2010. 576 с.
3. Баталова О.С. Содержание понятия «маркетинговая стратегия» // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011.С. 103-106.
4. Баюра В.И. Формирование маркетинговой конкурентной стратегии предприятия // В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 99-101.
5. Баядилова З.К. Теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью на предприятии // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Уфа, 2015. С. 38-39.
6. Белугин Ю.Н., Белугин Н.В. Маркетинговая деятельность, проблемы и пути ее совершенствования // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 1 (17). С. 371-375.
7. Белугин Ю.Н., Белугин Н.В. Маркетинговая деятельность, проблемы и пути ее совершенствования // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 1 (17). С. 371-375.
8. Беляев В.И., Кротова М.В. Маркетинговые стратегии развития предприятий в сфере услуг: методы формирования и обоснования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1 (123). - С. 156-159.
9. Болтунова И.И., Долгова И.М. Маркетинговая и инновационная
деятельность предприятия // В сборнике: Инновационный маркетинг и менеджмент: теория и практика Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, 2014. С. 16-19.
10. Вострикова Н.М. Современное состояние и развитие маркетинга в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 24. С. 124-127.
11. Галактионова Д.Г. Маркетинговая стратегия предприятия, как фактор, определяющий его финансовое состояние // Вестник магистратуры. 2016. № 1-2 (52). С. 96-98.
12. Галямшин А.Р Разработка общей концепции и принципов реализации коммуникативной стратегии ИТ-маркетинга ювелирных компаний на целевых рынках сбыта // Вестн. Ун-та (Гос. ун-т упр.). 2011. № 17. С. 127¬131.
13. Голубкова Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации/ Е. Н. Голубкова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 344 с.
14. Жакупова М.Г., Гайфутдинова И.Ф. Разработка маркетинговой стратегии развития // Теория и практика современной науки. 2016. № 2 (8). С. 181-184.
15. Ивкова А.Н., Ильясова М.К. Актуальные аспекты современной маркетинговой стратегии развития предприятия // В сборнике: Приоритетные научные исследования и разработки Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 71 -73.
16. Ивкова А.Н., Ильясова М.К. Формирование эффективной маркетинговой стратегии предприятия // В сборнике: Интеллектуальный и научный потенциал XXI века Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 63-66.
17. Калиева, О.М. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия// Инновационная экономика: Материалы Международной научной конференции. Казань, 2014. С. 93-96.
18. Капустина Л.М., Бабенкова А.В. Корпоративный клиент в маркетинге предприятия// Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 5. С. 34¬46.
19. Карданов Э.М. Маркетинговая деятельность предприятий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-1. С. 137-139.
20. Клепиков О.Е., Чернова ММ. Инновации в маркетинговых исследованиях. ключевые тренды // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 1. С. 2-11.
21. Козел И.В., Цыбульская Д.И. Роль маркетинговых исследований в развитии предпринимательства // НаукаПарк. 2013. № 2 (12). С. 46-49.
22. Козловский А.В. Маркетинг как эффективная форма управления организацией в современных российских условиях // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы Сборник статей. В двух частях. 2016. С. 338-342.
23. Коломиец Д.С. Маркетинговая деятельность в современных условиях // В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний М., 2015. С. 261-266.
24. Корнилова Л.А., Мамедкулиева О.А. Значение маркетинга в период финансового оздоровления организации // NovaInfo.Ru. 2015. Т 1. № 30. С. 132-136.
25. Кузьмина Е. Маркетинг. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. С.194.
26. Лебедева О.А., Скворцова Н.А., Чулаков Д.А. Использование в маркетинговых исследованиях интернет возможностей // Известия Юго¬Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 131-138.
27. Лужнова Н.В., Радченко В.С. Процесс формирования маркетинговой стратегии: основные этапы и возможные ошибки // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 890-892.
28. Лябишев К.А. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 6. С. 166-170.
29. Мохнаткина В.А., Старикова Е.В. Современные направления в применении методов маркетинговых исследований // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2013. Т 6. № 1. С. 60-66.
30. Ортинска В. В. Маркетинговые исследования: учебник / В. В. Ортинска, О. М. Мельникович. - К.: Киев, 2013. - 376 с
31. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2013.
32. Переверзев В.А. Маркетинговая стратегия: элементы, виды и процесс разработки // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-1 (82). С. 175-178.
33. Рассолов В.М. Маркетинговые исследования: аспекты трактовки, принципы организации, организационные формы и характеристики Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 1 (45). С. 219-223.
34. Романцов А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности и : практ. пособие / А. Н. Романцов. М. : Дащков и К, 2012. 480 с.
35. Сарсенов Ж.А. Маркетинговая стратегия как фактор результативности компании // В сборнике: Актуальные направления научных исследований в области экономики, финансов и учета: от теории к практике Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской заочной интернет- конференции. 2016. С. 160-164.
36. Сергиенко Е.С., Печенджиян Р.Э. Маркетинговое управление деятельностью предприятия на современном рынке // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 1. С. 28-32.
37. Симонян Т.В., Репалова Д.В. Особенности формирования маркетинговой конкурентной стратегии // В сборнике: Институциональные императивы развития экономики России. 2016. С. 105-113.
38. Синяева И., Земляк С. Маркетинг торговли. Учебник. М.: Дашков и К, 2016. С.335.
39. Сукиасян А.С., Кирпичева М.А. Разработка маркетинговой стратегии предприятия в условиях неопределенности // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-1 (60). С. 221-224.
40. Терешкина А.А. Маркетинговые мероприятия в повышении роста розничного товарооборота // Экономика и социум. 2016. № 4 -2 (23). С. 1036-1041.
41. Уэллс У, Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - Спб., 2010. 736 с.
42. Фролова А.А. Маркетинговая стратегия организаций в современных условиях импортозамещения // В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. 2015. С. 88-90.
43. Шауберт О.Ю. Разработка маркетинговой стратегии предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 2 (54). С. 60-64.
44. Шерстобитова Я.В. Экономический анализ маркетинговой деятельности // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2016. Т. 1. № 1. С. 311 - 313.
45. Экспорт - импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2015 г.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.
customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20495&Itemid=198.