Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление знаниями в организации

Работа №86225

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления знаниями в организации б
1.1 Знания и их функции в системе управления 6
1.2 Роль знаний как фактора развития компании 16
1.3 Методы оценки интеллектуального капитала в компании 22
2. Анализ методов управления знаниями на примере ООО «Аквапарк-
Сувар» 32
2.1 Общая характеристика компании 32
2.2 Исследование системы управления в организации 40
2.3 Управление процессом передачи и распространения знаний в ООО
«Аквапарк-Сувар» 45
3. Пути увеличения эффективности управления знаниями в ООО «Аквапарк-
Сувар» 58
3.1 Формирование мотивации персонала в получении знаний 58
3.2 Разработка проекта самообучающейся организации 65
3.3 Расчет эффективности предложений 73
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложения

Процесс глобализации мировой экономики, а также кризисные явления, связанные со сменой технологических укладов в мировой и национальных экономиках, делают актуальными создание условий, способствующих переходу российской экономики на инновационный путь развития. В частности, для достижения этой цели есть необходимость в развитии таких механизмов и организационных форм, которые бы способствовали дальнейшему развитию инновационного процесса, позволяющего создавать национальным предприятиям не только организационные, процессные или маркетинговые инновации, но и новые инновационные продукты, способные конкурировать на международных рынках.
Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, в которой интеллектуальные активы будут основной движущей силой.
Благодаря бурному развитию научно-технического прогресса, интернационализации хозяйственных связей, компьютеризации производства интеллектуальная собственность стала таким же объектом права собственности, как и средства производства.
Опыт развитых стран показал, что само по себе производство уже не является определяющим фактором роста экономических показателей, оно постепенно уступает место науке, развития новых технологий. В связи с этим значимость интеллектуальных активов растет, как и изучение путей совершенствования управления ими. Вышеизложенным обусловлена актуальность темы.
Одной из ключевых проблем управления современными экономическими системами является ускоряющееся устаревание знаний, главным образом провоцируемое увеличением объема информации и порождающее ряд негативных явлений, в числе которых несоответствие компетенций сотрудников требованиям конкуренции, заторможенность в принятии решений и реакции на внешние шоки, неумение распознать возникающие возможности.
В подобных условиях первоначальной неопределенности наиболее актуальными являются вопросы определения состояния и эффективности текущего управления знаниями, что в результате позволит определить пути выстраивания соответствующей принципам менеджмента знаний корпоративной культуры, структурных преобразований и развития информационной инфраструктуры.
Объектом исследования является ООО «Аквапарк - Сувар».
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления знаниями предприятий.
Цель данного исследования - выделить особенности управления и определить пути совершенствования управления знаниями.
Задачи исследования следующие:
- раскрыть понятие знания и их функции в системе управления;
- рассмотреть роль знаний как фактора развития компании;
- изучить методы оценки интеллектуального капитала компании;
- исследовать методы создания и обмена знаниями в ООО «Аквапарк - Сувар»;
- проанализировать управление процессом передачи и распространения знаний в ООО «Аквапарк - Сувар»;
- разработать мероприятия по формированию мотивации персонала в получении знаний;
- разработать проект самообучающейся организации;
- рассчитать эффективность предложений.
Особенности и различия управления знаниями в компаниях, функционирующих в разных областях экономической деятельности в своих работах рассматривали А. Клюге, Ж. Шиллинг, А. Риге, Д. Лейднер, С. МакЛафлин, Б. Роузен, Т. Кэйворт, С. Розенталь. Особенности деятельности российских промышленных компаний описаны в работах А.О. Блинова, В.Р. Веснина, О. С. Виханского, И.Б. Гусевой, Л.А. Горшковой, П.И. Далекина, А. И. Наумова, М. М. Малясовой.
В ходе написания работы применялись общенаучные диалектический и формально-логический методы, методы сравнительного и системного анализа и обобщения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских исследователей в области управления знаниями.
Структура исследования содержит введение, три главы, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Резюмируя анализ теоретических подходов к определению сущности знания компании, что представляет собой совокупность формализованных знаний, принадлежащих компании (патенты, ноу-хау, изобретения, лучшие решения, базы знаний, информация на физических и электронных носителях об организации, ее структуре, процессах, клиентах), и неформализованных знаний, принадлежащих и неотделимых от ее сотрудников (умения, навыки, компетенции).
Управление знаниями определено, как создание условий для воспроизводства процессов получения, сохранения и распределения знаний в организации.
Управление знаниями фокусируется на поддержке ставших традиционными в современных экономических условиях организационных процессов, таких как инновации, индивидуальное и коллективное обучение, а также совместное принятие решений.
Особое значение приобретает поиск новых подходов к управлению персоналом в части усиления мотивации труда интеллектуальных работников. При этом главными факторами, способствующими достижению этой цели, могут стать усиление взаимосвязи материального вознаграждения с результатами интеллектуального труда персонала, повышение уровня материально-технического оснащения рабочих мест, усиление взаимосвязи между заработком сотрудника и опытом его работы в компании, решение его социальных проблем.
Для оценки интеллектуального капитала используются различные методы, среди которых качественные и количественные методы; финансовые и нефинансовые; подходы внутреннего анализа и анализа извне; организационно - ориентированные и проектно-ориентированные; простые и комплексные; ориентированные на анализ детерминированных и стохастических переменных, а также специальные методы: главных компонент, система оценки удовлетворенности пользователя и анализ среды функционирования, дополненный моделированием Монте-Карло, и Генетическим алгоритмом.
Исследование проведено на примере ООО «Аквапарк-Сувар» (Казанский Аквапарк «РИВЬЕРА»), который зарегистрирован по адресу г. Казань, ул. Фатыха Амирхана, д.1. Компания работает в сфере развлечений и отдыха. В настоящее время эта отрасль является наиболее динамично развивающейся, доходной и перспективной. Рост отрасли подкрепляется модой на здоровый образ жизни и соответствующие ей развлечения.
По данным исследования финансового состояния, компания прибыльна, но имеет отрицательную динамику платежеспособности и финансовой устойчивости. Отмечено высокое качество персонала, имеющего молодой возраст, рост уровня образования, демонстрирующий хорошую дисциплину.
Регулярное повышение квалификации и развитие персонала являются необходимыми условиями для увеличения эффективности работы сотрудников. Для того чтобы обучение давало максимальный эффект, на предприятии выстроен процесс обучения, тематика обучения соответствует компетенциям сотрудников.
Отметим, что в ООО «Аквапарк-Сувар» нет специально организованной системы наставничества, этот метод применяется непроизвольно, по умолчанию, а руководители отдела сами выбирают, как обучать и адаптировать новых специалистов. Следовательно, работники, осуществляющие наставничество, не получают за это каких-либо материальных вознаграждений и могут иметь низкую степень мотивации, хотя именно они в первую очередь заинтересованы в выращивании высококвалифицированных специалистов.
В компании наблюдается рост экономических показателей, при этом высокий уровень текучести среди обслуживающего персонала, что, возможно обусловлено причинами отсутствия роста в компании при желании сотрудника к дальнейшему развитию.
Организация обучения построена оптимально для условий снижения бюджета на обучение: производится обучение малой группы, которая в дальнейшем под контролем линейного руководителя проводит обучение для остальных. За изучение, систематизацию обучающих материалов и проведение обучения компания выплачивает вознаграждение. Также отметим низкое количество обучающих программ, отсутствие поддержки знаний путем внутреннего обучения, отсутствие аттестации.
Итоги опроса о необходимости повышения квалификации показали, что треть сотрудников ООО «Аквапарк-Сувар» не проходили обучение ни разу.
При этом сотрудники осознают необходимость развития и приобретения новых навыков для обеспечения более качественной работы.
Существенным недостатком в процессе создания и передачи знаний является отсутствие документирования полученных знаний, таким образом, компания обладает скорее неявными знаниями.
В этой связи требуется целенаправленное воздействие на персонал, призванное создать необходимые социально-психологические условия для эффективного управления процессом распространения знаний.
В компании не создано коммуникационное пространство, поощряющее инновационное мышление и активное взаимодействие людей друг с другом, например, специального портала для предложений сотрудников, имеющего чат для общения. С другой стороны, персонал сервисной компании чересчур загружен текущими задачами, не имеет возможности уделить общению на специальном портале. Обмен знаниями часто происходит в неформальной обстановке, во время обеда, перерывов, во время работы, что затрудняет процесс формализации знаний. Также, в компании отсутствует структурная единица в отделе кадров, отвечающая за процесс накопления, обмена и передачи знаний.
В итоге, руководству компании даны следующие рекомендации:
- ознакомление персонала как с положительным, так и с отрицательным (в особой степени) опытом деятельности сотрудников;
- ознакомление работников со специфическими возможностями и недостатками деятельности конкурентов;
- развитие обучающего веб-портала, объединяющего разработанные обучающие веб-материалы, разработанные сотрудниками компании, локализация интеллектуального капитала, как собственности компании (развитие управления знаниями);
- введение в штат сотрудника по формированию управлению знаниями;
- утверждение Конкурса по идеям;
- внедрение проекта «Самообучающаяся организация».



1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Арутюнова А.А. Обучение персонала как фактор повышения эффективности производства в условиях современной рыночной экономики. Уфа, 2015. С. 14¬15.
3. Багов В.П., Селезнев Е.Н., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. / В.П.Багов, Е.Н.Селезнев, В.С.Ступаков М.: Камерон, 2011. 228 с.
4. Байбурина Э.Р., Ивашковская И.В., Головко Т.В. Интеллектуальный капитал и прирост капитализации российских компаний / Э.Р.Байбурина, И.В.Ивашковская, Т.В.Головко // Управление компанией, 2008.
5. Баранчеев В. П. Управление знаниями в инновационной сфере / В. П. Баранчеев. М.: Благовест, 2012. 272 с.
6. Блинов А. О. Менеджмент организационных изменений на российских предприятиях [электронный ресурс] / А. О. Блинов // Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. №4. Режим доступа: [http: //www.ve stnik-ku.ru]
7. Богачев В., Котов А. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики знаний / В.Богачев, А.Котов // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 8. С. 53-61.
8. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями. Руководство к действию / У. Букович, Р. Уильямс. пер с англ. М.: Инфра-М. 2002. 504 с.
9. Валдайцева М.В. Проблемы инвестирования в человеческий капитал. Санкт- Петербург, 2016. С. 39-45.
10. Веселов Н. В., Крутер М. С. Инновационный менеджмент: монография /Н.В.Веселов, М.С.Крутер. М.: МИИТ, 2012. 138 с.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. М.: Проспект, 2015. С.115
12. Грачев С., Доничев О., Малкова Т. Нематериальные активы как инструмент инновационного развития региона/ С.Грачев, О.Доничев, Т.Малкова // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 9. С.33-41.
13. Даниленко О.В., Чернышев А.И., Воробьев Д.П. Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 10 (88). С. 103-108.
14. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI в. [Текст] / П.Ф. Друкер. М.: Вильямс, 2000. - 272 с.
15. Зиновьев А.В. Развитие инновационной деятельности предприятия на основе управления нематериальными активами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com
16. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. Монография. /И.В.Ивашковская. М.: Инфра-М, 2013. 430 с.
17. Ивлиева Н.Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия /Н.Н.Ивлиева. М.: Маркет, 2012. С. 144.
18. Измайлова М. Формирование интеллектуального капитала и управление знаниями в контексте социальной ответственности университета / М. Измайлова // Социальная политика и социальное партнерство. 2014. № 11. С. 5-10.
19. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Гугелев. М.: Дашков и К°, 2013. 335 с.
20. Колчина Н.О., М.Де Мартино Маркетинговые инструменты продвижения инноваций в системе высшего образования /Н.О.Колчина, М.Де Мартино // Интеграция образования. 2016. Т.20. №2. С.178.
21. Куатпекова А.К. Планирование, обучение и развитие персонала // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 389-392.
22. Куликова Е.А. Эффективное внутрифирменное обучение - основа
профессионального развития персонала // Современные научные исследованияи инновации. 2016. № 1 (57). С. 716-722.
23. Кулюгина С.Н. Обучение персонала как основа устойчивого развития организации. М., 2014. С. 13-14.
24. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп. пер. с англ. М.: Прогресс, 2006. 462 с.
25. Мильнер Б. З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации / Б. З. Мильнер. М.: - Инфра-М. 2003. 177 с.
26. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. пер. с англ. М.: Олимп- Бизнес, 2013. 384 с.
27.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Оникс- ЛИТ, 2012. 1376 с.
28. Полтарыхин А. Л., Альхименко О. Н. Особенности мотивации
интеллектуального труда в экономике знаний / А. Л.Полтарыхин, О. Н. Альхименко // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2014. № 5. С. 95-102.
29. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. пер. с англ. М.: - Прогресс, 1999.
30. Ровных Е.А. Управление инновациями как фактор обеспечения экономической безопасности страны / Е. Ровных // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 3. С. 91-95.
31. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал. Практика управления /Й.Руус, С.Пайк, Л.Фенстрем. М.: Высшая школа менеджмента,
2014.
32. Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности /Н.Г.Синявская. М.: Финансы и статистика, 2004. 237 с.
33. Славин Б., Соловьев В. Управление компетенциями как ресурсами / Б. Славин, В. Соловьев // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 9. С. 72-78.
34. Старкова Е.Ю. Профессиональное обучение и развитие персонала в целях успешной деятельности организации /Е.Ю.Старкова // Научное мнение.
2015. № 6-2. С. 81-84.
35. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. М.: Гардарики. 2006. 383 с.
36. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства
организаций /Т.А.Стюарт. М.: Поколение, 2014. 368 с.
37. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор
конкурентоспособности экономики в XXI веке. М.: КомКнига, 2010. 192 с.
38. Сухарев О. Управление знаниями, информация и экономический рост / О. Сухарев // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 7. С. 118-130.
39. Ходырева Е.В. Современный взгляд на обучение персонала: компетентностный подход. В сборнике: Современные проблемы экономики и
менеджмента. Материалы международной научно-практической конференции. М.,2015. С. 273-276.
40. Цыгалов Ю.М. Управление знаниями на предприятии / Ю.М. Цыгалов, В.Н. Пуляева // Управленческие науки. 2014. №2. С. 42-46.
41.Чернов Е.С. Основные факторы создания успешной команды в организации / Е.С.Чернов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 (28). С. 1.
42. Шиэн Д., Джонс К. Проблема управления талантами в мире управления проектами / Д.Шиэн, К.Джонс // Управление проектами и программами.
2016. № 1. С. 60-63.
43. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование
предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. / Й. Шумпетер. М .: Прогресс, 2002. 455 с.
44.Эдвинсон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанная на знаниях / Л.Эдвинсон. М.: ИНФРА-М, 2011.
45. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. М.: АСА, 2014. 848 с.
46. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm / E.T. Penrose. Oxford: Wiley.
1959.
47. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting / D. Bell. New York: Basic Books. 1973.
48. Toffler A. The Third Wave / A. Toffler. New York: Bantam Books. 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ