Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление знаниями в организации на примере ООО «Татинтер Пиццерия» (ресторан «Арткофе»)

Работа №60888

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы управления знаниями в организации 6
1.1 Содержание управления знаниями в организации 6
1.2 Методы и технологии управления знаниями в организации 14
1.3 Современные проблемы управления знаниями в организации 28
2. Анализ системы управления знаниями в организации 37
2.1 Краткая характеристика деятельности организации 37
2.2 Исследование системы управления организации 41
2.3 Оценка эффективности действующей системы управления знаниями в организации
44
3. Пути совершенствования системы управления знаниями в ресторане
«Арткофе» 49
3.1 Предложения и рекомендации по выбору стратегии управления знаниями и
методов ее реализации 49
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления
знаниями в организации 52
3.3 Организационно-административная поддержка системы управления знаниями
57
Заключение 61
Список использованных источников Приложения


В современных условиях хозяйствования увеличение инновационной активности и повышение эффективности развития хозяйствующих субъектов в значительной мере зависит от характера управления знаниями. Управление знаниями включает в себя систему методов менеджмента нематериальными активами и интеллектуальным капиталом организации. В частности, такой элемент интеллектуальной собственности организации, как нематериальные активы (вложения в приобретение патентов, лицензий, информационно- коммуникационных технологий), является одним из наиболее значимых драйверов инновационной модернизации производства и управления. Развитие такого элемента интеллектуальной собственности, как знания и компетенции персонала, позволяют обеспечить генерирование и внедрение в производственный процесс и систему управления хозяйствующим субъектом идей и подходов, предложенных и разработанных сотрудниками различного уровня.
Крупные зарубежные, в том числе транснациональные, холдинговые компании (IBM, Sony, Microsoft и др.) инвестируют существенные средства в формирование и развитие систем управления знаниями как головной компании, так и многочисленных дочерних структур холдинга: организуют эффективный трансферт нематериальных активов, единые программы патентования изобретений, стимулирования инновационной активности сотрудников и т.п.
Результаты развития систем управления знаниями отечественных компаний в должной мере не трансформируются в инновационные решения и разработки. Так, в РФ только 14,1% инновационных технологий разрабатываются силами самих компаний или же на основе кооперации данных компаний с научными и образовательными организациями; остальная часть технологий приобретается на рынке (в государствах Западной Европы удельный вес инновационных технологий, разработанных при участии самих крупных компаний варьируется в диапазоне 50 - 65%). Также носители
интеллектуальной собственности - наиболее квалифицированные сотрудники крупных отечественных предприятий - зачастую, набравшись опыта, переходят на постоянную работу в зарубежные корпорации аналогичного профиля; причем данная тенденция является достаточно устойчивой.
Таким образом, проблема формирования и развития систем управления знаниями является в современных условиях достаточно актуальной с точки зрения обеспечения долгосрочной эффективной инновационной модернизации отечественной экономики.
Теоретические и методологические основы управления знаниями рассмотрены в работах Д.А. Аблаева, А.А. Ашкерова, Р.Р. Гутнова, А. Клайва, К. Кристенсена, Л.С. Леонтьевой, Л.И. Лукичевой, А.И. Уринцова и других исследователей.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает система управления знаниями как один из наиболее существенных факторов инновационной активности современных организаций. Предметом исследования являются научно-практические рекомендации по
совершенствованию процессов управления знаниями в современных организациях сферы общественного питания (ресторанного типа).
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и научно-практических рекомендаций по управлению знаниями современных организаций. В рамках поставленной цели исследования выделены следующие основные задачи:
- выделить сущность, содержание и основные направления управления знаниями в современных организациях;
- рассмотреть специфику основных методов управления знаниями в организации;
- изучить проблемы управления знаниями в современных организациях Российской Федерации и Республики Татарстан;
- выделить особенности социально-экономического развития ООО «Татинтер Пиццерия» (ресторан «Арткофе»);
- проанализировать особенности системы управления знаниями в ООО «Татинтер Пиццерия» (ресторан «Арткофе»);
- разработать стратегию рыночного развития ООО «Татинтер Пиццерия» (ресторан «Арткофе»), основанную на широком использовании инструментария экономики знаний;
- обосновать рекомендации по совершенствованию системы управления знаниями исследуемой организации;
- оценить эффективность системы управления знаниями в ООО «Татинтер Пиццерия» (ресторан «Арткофе»).
В работе применялись методы: ситуационного, динамического, экономико¬статистического анализа, табличная и графическая интерпретация эмпирико¬фактологической информации, исследование финансовых показателей развития ООО «Татинтер Пиццерия» (ресторан «Арткофе»).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе разработки стратегии и системы управления знаниями организаций ресторанного комплекса, устойчиво увеличивающей уровень инновационной активности и эффективности их финансово-экономического развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В состав управления знаниями современной организации входит процесс формирования и совершенствования ее интеллектуального капитала, а также непосредственно обеспечивающие его процессы профессионального обучения, развития системы навыков и компетенций сотрудников, повышения уровня их квалификации и развитие информационно-коммуникационных технологий, сетей и баз данных. Рассмотрены взаимосвязь и отличия таких основных объектов управления знаниями организации, как нематериальные активы, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, человеческий капитал.
Метод управления знаниями представляет собой конкретный способ развития и обеспечения эффективности использования знаний современных организаций. К основным методам управления знаниями организаций различных отраслей экономики можно отнести инвестиции в повышение квалификации персонала как непосредственно на рабочих местах, так и с отрывом от производственной деятельности; обеспечение максимально полного использования знаний персонала в процессе производства и управления, трансформации индивидуальных знаний персонала в интеллектуальный капитал компании в целом; приобретение и эффективное использование в производственном процессе различных видов нематериальных активов; создание и развитие баз данных и баз знаний организации.
В современной мировой практике существуют различные устойчивые страновые модели управления знаниями организаций, такие как американская, германская, японская, китайская и др. По нашему мнению, предпочтительной для современных организаций РФ и РТ является инструментарий скандинавской модели управления знаниями организаций, в рамках которой развитие систем управления знаниями основывается на активном использовании государственно-частного партнерства, а также тесной и разноплановой кооперации организаций реального сектора экономики и образовательных учреждений различного уровня.
Нами систематизированы основные финансовые, организационные, институциональные и методические проблемы развития систем управления знаниями отечественных организаций. В частности, принципиальное значение имеют проблемы методического характера, такие как: отсутствие общепризнанного методического инструментария оценки эффективности систем управления знаниями; неразвитость инструментов оценки влияния интеллектуальной собственности на инновационную деятельность,
эффективность и стоимость компаний; недостаточная развитость механизмов внутрикорпоративного развития и совершенствования знаний работников. Нерешенность методических вопросов не позволяет количественно оценить эффективность систем управления знаниями, факторы и условия ее формирования и, соответственно, затрудняют процесс разработки организационно-экономических мероприятий по совершенствованию системы и процесса управления знаниями в организации.
Ресторан «Арткофе» (юридически принадлежит ООО «Татинтер Пиццерия») является одним из потенциально конкурентоспособных заведений сферы общественного питания центра г. Казани с высоким качеством кухни и средним ценовым диапазоном. В настоящее время исследуемая организация
сферы общественного питания ориентирована на удовлетворение спроса со стороны нескольких сегментов отраслевого рынка: семейный отдых, молодежный отдых, любители качественного караоке (интегрированный с «Арткофе» караоке-клуб «Студио»), пользователи туристических услуг. Основную угрозу развитию ресторанного комплекса в 2015 - 2016 гг.
представляет снижение реальных доходов населения Казани и еще большее снижение той части расходов, которую граждане, даже относительно обеспеченные, готовы тратить на оплату услуг ресторанов.
Структура управления ресторана «Арткофе» является типичной для относительно небольших ресторанов. Ее достоинством является сравнительно высокий уровень управляемости, наличие возможности эффективного контроля за деятельностью линейных специалистов (менеджеров смен, официантов, поваров). Директор ресторана несколько перегружен, так как он единолично выполняет весь спектр функций по управлению персоналом, снабжением и маркетингом ресторанного обслуживания. Однако в условиях кризисных явлений содержание специалистов узкого функционального профиля в штате ресторана «Арткофе» представляется нерациональным.
В исследуемой организации общественного питания были реализованы следующие основные мероприятия в части управления знаниями: внутреннее обучение менеджеров смен (в части организации работы с официантами, клиентами, общих вопросов, возможных реакций на типичные виды конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования ресторана); профессиональное обучение шеф-повара ресторана «Арткофе», что позволило последнему, соответственно, осуществить обучение
непосредственно на рабочих местах работников кухни в части специфики приготовления новых блюд меню; развитие информационной системы управления ресторанной деятельностью.
Произведена оценка индекса результативности управления знаниями в ресторанном комплексе «Арткофе» по методике Л.Р. Иксановой. Как продемонстрировали расчеты, за 2010 - 2015 гг. сравнительный индекс
65
результативности управления знаниями ресторана «Арткофе» увеличился в 1,67 раза, что довольно существенно. Вместе с тем определенными ограничителями дальнейшего роста результативности управления знаниями исследуемого ресторанного комплекса является сравнительно низкий удельный вес нематериальных активов в структуре имущества организации, а также недостаточная активность персонала в части генерирования рационализаторских предложений (в части совершенствования меню ресторана, развития системы обслуживания, введения новых маркетинговых акций и т.п.)
Предлагается формирование на базе ресторанного комплекса «Арткофе» интеллектуального центра, в рамках которого возможна реализация таких не капиталоемких, но потенциально эффективных проектов, как формирование клуба интеллектуальных игр, создание и развитие клуба общественно¬политических дебатов, организация регулярных встреч с республиканскими и российскими деятелями литературы и искусства в неформальной обстановке. Подобная рыночная реконцепция деятельности ресторана соответствует расширительному содержанию концепции управления знаниями организации, в рамках которой в данном процессе совершенствуется не только интеллектуальный капитал сотрудников ресторана и его база данных, но и интеллектуальный капитал посетителей.
Объективными, выделенными предпосылками для формирования в рамках ресторана «Арткофе» клуба интеллектуальных развлечений являются крайний недостаток интеллектуальных развлечений в г. Казани; наличие неудовлетворенного спроса на интеллектуальные игры; относительная доступность меню «Арткофе» для разных сегментов по уровню дохода. При этом важен наиболее рациональный формат участия посетителей в интеллектуальных развлечениях, например посредством внесения некоторого минимального депозита на кухню ресторана (порядка 1000 руб. на чел.).
Также предлагаются такие основные направления совершенствования внутренних механизмов управления знаниями сотрудников ресторана «Арткофе», как развитие технологий внутреннего обучения персонала ресторана «Арткофе», в т.ч. с подключением ведущих специалистов соответствующего профиля компании «Булатов групп» и иных дружественных организаций сферы общественного питания Республики Татарстан; формирование в ресторане «Арткофе» системы наставничества со стороны опытных официантов над новыми сотрудниками с определенной системой дополнительного материального поощрения официантов-наставников; дальнейшее совершенствование информационно-коммуникационной системы управления ресторанным комплексом «Арткофе»; формирование и развитие базы знаний организаций с многоуровневым доступом.



1. Трудовой кодекс Российской Федерации / Утв. ФЗ от 30.12.2001 № 197 - ФЗ [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 19.05.2016.
2. Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9.07.1994 №5351 - 1 (в ред. ФЗ от 21.02.2015) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 19.05.2016.
3. Аблаев Д.А. Человеческий капитал / Д.А. Аблаев. М.: Армада, 2015. 480 с.
4. Ашкеров А.А. Экспертократия. Управление знаниями / А.А. Ашкеров. М.: Европа, 2013. 130 с.
5. Боренко И.Н. Интеллектуальная собственность / Н.И. Боренко. М.: Юрист, 2014. 320 с.
6. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия / И.И. Глущенко. М.: АПК и НПРО, 2009. 348 с.
7. Горохова Е.Ю. Социальная технология управления знаниями в организации / Е.Ю. Горохова. М.: Эдитус, 2013. 228 с.
8. Гутнов Р.Р. Современная концепция управления человеческими ресурсами / Р.Р. Гутнов. М.: РГБ, 2008. 380 с.
9. Дресвянников В.А. Управление знаниями организации / В.А. Дресвянников. М.: Наука, 2016. 126 с.
10. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании / В.Г. Когденко, М.В. Мельник. М.: Юнити-Дана, 2012. 448 с.
11. Клайв А. Интеллектуальный капитал компании / А. Клайв. М.: Академия, 2014. 188 с.
12. Кристенсен К. Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании / К. Кристенсен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 239 с.
13. Леонтьева Л.С. Управление интеллектуальным капиталом / Л.С. Леонтьева. М.: Юрайт, 2016. 296 с.
14. Лукичева Л.И. Менеджмент интеллектуального капитала / Л.И. Лукичева. М.: Омега-Л, 2014. 328 с.
15. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: прнципы, проблемы и политика. перевод с 13-го английского издания / К. Макконел, С. Брю. М.: ИНФРА-М, 2015. 974 с.
16. Мосалев А.И. Оценка эффективности инвестирования инновационных проектов: Автореф. дис. к.э.н. / А.И. Мосалев. Владимир, 2009. 24 с.
17. Осипов Г.В., Степашин С.В. Экономика и социология знания / Г.В. Осипов, С.В. Степашин. М.: Наука, 2009. 224 с.
18. Портер М. Конкурентная стратегия / М. Портер. М.: Альбина Паблишер, 2011. 454 с.
19. Российский статистический ежегодник. М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2015. 560 с.
20. Соколов В.Н. Методы оценки стоимости предприятия / В.Н. Соколов. Спб.: Питер 1998. 234 с.
21. Сухарев О.С. Информационная экономика. Знание, конкуренция, рос / О.С. Сухарев. М.: Финансы и статистика, 2015. 288 с.
22. Уринцов А.И. Управление знаниями / А.И. Уринцов. М.: Юрайт, 2015. 258 с.
23. Ушаков А.И. Развитие институциональных условий воспроизводства человеческого капитала российских предприятий: Дис. к.э.н. / А.И. Ушаков. М., 2010. 156 с.
24. Фатхутдинов Р.А. Экономика знаний и инструменты конкурентоспособной экономики / Р.А. Фатхутдинов. М.: Синергия, 2015. 256 с.
25. Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент / Э.А. Фиясель. М.: Из-во ГУ ВШЭ, 2011. 346 с.
26. Фунин Д.А. Управление ресторанным комплексом / Д.А. Фунин. М.: Попурри, 2015. 352 с.
27. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. М.: КомКнига, 2014. 350 с.
28. Цакулова О.С. Роль институциональных условий в формировании постиндустриальной экономики: Автореф. дис. к.э.н. / О.С. Цакулова. Владикавказ, 2008. 24 с.
29. Чернов В.А. Инвестиционная стратегия / В.А. Чернов. М.: Юнити, 2009. 160 с.
30. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А.Чуб. М.: ЗАО ИПЦ “Буквица”, 1999. 186 с.
31. Шмулев Г.А. Экономика знаний - новая парадигма / Г.А. Шмулев. Брянск, 2014. 123 с.
32. Шумилин С.И. Инвестиционное проектирование / С.И. Шумилин. М.: Финстатинформ, 2014. 135 с.
33. Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггертсон.
М.: Дело, 2015. 408 с.
34. Батыковский А.М., Мерзлякова А.П. Оценка инновационных стратегий предприятия / А.М. Батыковский, А.П. Мерзлякова // Вопросы инновационной экономики. 2011. №7. С.31 - 35.
35. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Теория, инновации и контуры будущей экономики в диалоге с Кеннетом Эрроу / Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн // Вопросы экономики. 2010. №10. С.53 - 57.
36. Дорохов А.В. Отраслевые особенности венчурного инвестирования в Республике Татарстан / А.В. Дорохов // Экономика и бизнес. 2015. №7. С.17 - 21.
37. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство. Инновации и инвестиции / Ю.С. Емельянов. М.: Либроком, 2013. 368 с.
38. Завалишин А.В. Финансирование инноваций: проблемы и
перспективы / А.В. Завалишин // Теория и практика инвестирования. 2012. №5. С.14-19.
39. Иксанова Л.Р. Стратегия развития интеллектуального капитала холдинга / Л.Р. Иксанова // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №1. С.110 - 115.
40. Филин С.А. Стратегическое управление знаниями / С.А. Филин // Финансы и кредит. 2015. №4. С.20—48.
41. Фиоктистов К.С. Эффективность управления знаниями в организации / К.С. Фиоктистов // Инвестиции и инновации. 2013. №7. С.14 - 16.
42. Хафизов Н.А. Проблемы информационного развития отечественной бизнес-среды / Н.А. Хафизов // Экономика и инвестиции. 2014. №7. С.11 - 13.
43. Хомутский Д.Ю. Формирование интеллектуального капитала современных компаний / Д.Ю. Хомутский // Менеджмент инноваций. 2009. №2. С.110-115.
44. Шалимов Д.А. Оценка эффективности системы инвестирования инновационной деятельности предприятия / Д.А. Шалимов // Вестник Орел ГИЭТ. 2011. №2. С.51 - 57.
45. Шерстнева Н.Л. Антикризисное управление в условиях финансового кризиса / Н.Л. Шерстнева // Вестник СамГУ. 2008. №7. С.185 - 194.
46. Шитов С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний / С.Б. Шитов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №4. С.71 - 75.
47. Юдкевич Д.И. Проблемы управления знаниями в организациях торговли и общественного питания / Д.И. Юдкевич // Молодой ученый. 2014. №5. С.45 - 47.
48. Информация ООО «Татинтер Пиццерия» («Арткофе»)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ