Управление знаниями в организации
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления знаниями в организации б
1.1 Знания и их функции в системе управления 6
1.2 Роль знаний как фактора развития компании 16
1.3 Методы оценки интеллектуального капитала в компании 22
2. Анализ методов управления знаниями на примере ООО «Аквапарк-
Сувар» 32
2.1 Общая характеристика компании 32
2.2 Исследование системы управления в организации 40
2.3 Управление процессом передачи и распространения знаний в ООО
«Аквапарк-Сувар» 45
3. Пути увеличения эффективности управления знаниями в ООО «Аквапарк-
Сувар» 58
3.1 Формирование мотивации персонала в получении знаний 58
3.2 Разработка проекта самообучающейся организации 65
3.3 Расчет эффективности предложений 73
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложения
1. Теоретико-методологические аспекты управления знаниями в организации б
1.1 Знания и их функции в системе управления 6
1.2 Роль знаний как фактора развития компании 16
1.3 Методы оценки интеллектуального капитала в компании 22
2. Анализ методов управления знаниями на примере ООО «Аквапарк-
Сувар» 32
2.1 Общая характеристика компании 32
2.2 Исследование системы управления в организации 40
2.3 Управление процессом передачи и распространения знаний в ООО
«Аквапарк-Сувар» 45
3. Пути увеличения эффективности управления знаниями в ООО «Аквапарк-
Сувар» 58
3.1 Формирование мотивации персонала в получении знаний 58
3.2 Разработка проекта самообучающейся организации 65
3.3 Расчет эффективности предложений 73
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложения
Процесс глобализации мировой экономики, а также кризисные явления, связанные со сменой технологических укладов в мировой и национальных экономиках, делают актуальными создание условий, способствующих переходу российской экономики на инновационный путь развития. В частности, для достижения этой цели есть необходимость в развитии таких механизмов и организационных форм, которые бы способствовали дальнейшему развитию инновационного процесса, позволяющего создавать национальным предприятиям не только организационные, процессные или маркетинговые инновации, но и новые инновационные продукты, способные конкурировать на международных рынках.
Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, в которой интеллектуальные активы будут основной движущей силой.
Благодаря бурному развитию научно-технического прогресса, интернационализации хозяйственных связей, компьютеризации производства интеллектуальная собственность стала таким же объектом права собственности, как и средства производства.
Опыт развитых стран показал, что само по себе производство уже не является определяющим фактором роста экономических показателей, оно постепенно уступает место науке, развития новых технологий. В связи с этим значимость интеллектуальных активов растет, как и изучение путей совершенствования управления ими. Вышеизложенным обусловлена актуальность темы.
Одной из ключевых проблем управления современными экономическими системами является ускоряющееся устаревание знаний, главным образом провоцируемое увеличением объема информации и порождающее ряд негативных явлений, в числе которых несоответствие компетенций сотрудников требованиям конкуренции, заторможенность в принятии решений и реакции на внешние шоки, неумение распознать возникающие возможности.
В подобных условиях первоначальной неопределенности наиболее актуальными являются вопросы определения состояния и эффективности текущего управления знаниями, что в результате позволит определить пути выстраивания соответствующей принципам менеджмента знаний корпоративной культуры, структурных преобразований и развития информационной инфраструктуры.
Объектом исследования является ООО «Аквапарк - Сувар».
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления знаниями предприятий.
Цель данного исследования - выделить особенности управления и определить пути совершенствования управления знаниями.
Задачи исследования следующие:
- раскрыть понятие знания и их функции в системе управления;
- рассмотреть роль знаний как фактора развития компании;
- изучить методы оценки интеллектуального капитала компании;
- исследовать методы создания и обмена знаниями в ООО «Аквапарк - Сувар»;
- проанализировать управление процессом передачи и распространения знаний в ООО «Аквапарк - Сувар»;
- разработать мероприятия по формированию мотивации персонала в получении знаний;
- разработать проект самообучающейся организации;
- рассчитать эффективность предложений.
Особенности и различия управления знаниями в компаниях, функционирующих в разных областях экономической деятельности в своих работах рассматривали А. Клюге, Ж. Шиллинг, А. Риге, Д. Лейднер, С. МакЛафлин, Б. Роузен, Т. Кэйворт, С. Розенталь. Особенности деятельности российских промышленных компаний описаны в работах А.О. Блинова, В.Р. Веснина, О. С. Виханского, И.Б. Гусевой, Л.А. Горшковой, П.И. Далекина, А. И. Наумова, М. М. Малясовой.
В ходе написания работы применялись общенаучные диалектический и формально-логический методы, методы сравнительного и системного анализа и обобщения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских исследователей в области управления знаниями.
Структура исследования содержит введение, три главы, заключение и список литературы.
Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, в которой интеллектуальные активы будут основной движущей силой.
Благодаря бурному развитию научно-технического прогресса, интернационализации хозяйственных связей, компьютеризации производства интеллектуальная собственность стала таким же объектом права собственности, как и средства производства.
Опыт развитых стран показал, что само по себе производство уже не является определяющим фактором роста экономических показателей, оно постепенно уступает место науке, развития новых технологий. В связи с этим значимость интеллектуальных активов растет, как и изучение путей совершенствования управления ими. Вышеизложенным обусловлена актуальность темы.
Одной из ключевых проблем управления современными экономическими системами является ускоряющееся устаревание знаний, главным образом провоцируемое увеличением объема информации и порождающее ряд негативных явлений, в числе которых несоответствие компетенций сотрудников требованиям конкуренции, заторможенность в принятии решений и реакции на внешние шоки, неумение распознать возникающие возможности.
В подобных условиях первоначальной неопределенности наиболее актуальными являются вопросы определения состояния и эффективности текущего управления знаниями, что в результате позволит определить пути выстраивания соответствующей принципам менеджмента знаний корпоративной культуры, структурных преобразований и развития информационной инфраструктуры.
Объектом исследования является ООО «Аквапарк - Сувар».
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления знаниями предприятий.
Цель данного исследования - выделить особенности управления и определить пути совершенствования управления знаниями.
Задачи исследования следующие:
- раскрыть понятие знания и их функции в системе управления;
- рассмотреть роль знаний как фактора развития компании;
- изучить методы оценки интеллектуального капитала компании;
- исследовать методы создания и обмена знаниями в ООО «Аквапарк - Сувар»;
- проанализировать управление процессом передачи и распространения знаний в ООО «Аквапарк - Сувар»;
- разработать мероприятия по формированию мотивации персонала в получении знаний;
- разработать проект самообучающейся организации;
- рассчитать эффективность предложений.
Особенности и различия управления знаниями в компаниях, функционирующих в разных областях экономической деятельности в своих работах рассматривали А. Клюге, Ж. Шиллинг, А. Риге, Д. Лейднер, С. МакЛафлин, Б. Роузен, Т. Кэйворт, С. Розенталь. Особенности деятельности российских промышленных компаний описаны в работах А.О. Блинова, В.Р. Веснина, О. С. Виханского, И.Б. Гусевой, Л.А. Горшковой, П.И. Далекина, А. И. Наумова, М. М. Малясовой.
В ходе написания работы применялись общенаучные диалектический и формально-логический методы, методы сравнительного и системного анализа и обобщения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских исследователей в области управления знаниями.
Структура исследования содержит введение, три главы, заключение и список литературы.
Резюмируя анализ теоретических подходов к определению сущности знания компании, что представляет собой совокупность формализованных знаний, принадлежащих компании (патенты, ноу-хау, изобретения, лучшие решения, базы знаний, информация на физических и электронных носителях об организации, ее структуре, процессах, клиентах), и неформализованных знаний, принадлежащих и неотделимых от ее сотрудников (умения, навыки, компетенции).
Управление знаниями определено, как создание условий для воспроизводства процессов получения, сохранения и распределения знаний в организации.
Управление знаниями фокусируется на поддержке ставших традиционными в современных экономических условиях организационных процессов, таких как инновации, индивидуальное и коллективное обучение, а также совместное принятие решений.
Особое значение приобретает поиск новых подходов к управлению персоналом в части усиления мотивации труда интеллектуальных работников. При этом главными факторами, способствующими достижению этой цели, могут стать усиление взаимосвязи материального вознаграждения с результатами интеллектуального труда персонала, повышение уровня материально-технического оснащения рабочих мест, усиление взаимосвязи между заработком сотрудника и опытом его работы в компании, решение его социальных проблем.
Для оценки интеллектуального капитала используются различные методы, среди которых качественные и количественные методы; финансовые и нефинансовые; подходы внутреннего анализа и анализа извне; организационно - ориентированные и проектно-ориентированные; простые и комплексные; ориентированные на анализ детерминированных и стохастических переменных, а также специальные методы: главных компонент, система оценки удовлетворенности пользователя и анализ среды функционирования, дополненный моделированием Монте-Карло, и Генетическим алгоритмом.
Исследование проведено на примере ООО «Аквапарк-Сувар» (Казанский Аквапарк «РИВЬЕРА»), который зарегистрирован по адресу г. Казань, ул. Фатыха Амирхана, д.1. Компания работает в сфере развлечений и отдыха. В настоящее время эта отрасль является наиболее динамично развивающейся, доходной и перспективной. Рост отрасли подкрепляется модой на здоровый образ жизни и соответствующие ей развлечения.
По данным исследования финансового состояния, компания прибыльна, но имеет отрицательную динамику платежеспособности и финансовой устойчивости. Отмечено высокое качество персонала, имеющего молодой возраст, рост уровня образования, демонстрирующий хорошую дисциплину.
Регулярное повышение квалификации и развитие персонала являются необходимыми условиями для увеличения эффективности работы сотрудников. Для того чтобы обучение давало максимальный эффект, на предприятии выстроен процесс обучения, тематика обучения соответствует компетенциям сотрудников.
Отметим, что в ООО «Аквапарк-Сувар» нет специально организованной системы наставничества, этот метод применяется непроизвольно, по умолчанию, а руководители отдела сами выбирают, как обучать и адаптировать новых специалистов. Следовательно, работники, осуществляющие наставничество, не получают за это каких-либо материальных вознаграждений и могут иметь низкую степень мотивации, хотя именно они в первую очередь заинтересованы в выращивании высококвалифицированных специалистов.
В компании наблюдается рост экономических показателей, при этом высокий уровень текучести среди обслуживающего персонала, что, возможно обусловлено причинами отсутствия роста в компании при желании сотрудника к дальнейшему развитию.
Организация обучения построена оптимально для условий снижения бюджета на обучение: производится обучение малой группы, которая в дальнейшем под контролем линейного руководителя проводит обучение для остальных. За изучение, систематизацию обучающих материалов и проведение обучения компания выплачивает вознаграждение. Также отметим низкое количество обучающих программ, отсутствие поддержки знаний путем внутреннего обучения, отсутствие аттестации.
Итоги опроса о необходимости повышения квалификации показали, что треть сотрудников ООО «Аквапарк-Сувар» не проходили обучение ни разу.
При этом сотрудники осознают необходимость развития и приобретения новых навыков для обеспечения более качественной работы.
Существенным недостатком в процессе создания и передачи знаний является отсутствие документирования полученных знаний, таким образом, компания обладает скорее неявными знаниями.
В этой связи требуется целенаправленное воздействие на персонал, призванное создать необходимые социально-психологические условия для эффективного управления процессом распространения знаний.
В компании не создано коммуникационное пространство, поощряющее инновационное мышление и активное взаимодействие людей друг с другом, например, специального портала для предложений сотрудников, имеющего чат для общения. С другой стороны, персонал сервисной компании чересчур загружен текущими задачами, не имеет возможности уделить общению на специальном портале. Обмен знаниями часто происходит в неформальной обстановке, во время обеда, перерывов, во время работы, что затрудняет процесс формализации знаний. Также, в компании отсутствует структурная единица в отделе кадров, отвечающая за процесс накопления, обмена и передачи знаний.
В итоге, руководству компании даны следующие рекомендации:
- ознакомление персонала как с положительным, так и с отрицательным (в особой степени) опытом деятельности сотрудников;
- ознакомление работников со специфическими возможностями и недостатками деятельности конкурентов;
- развитие обучающего веб-портала, объединяющего разработанные обучающие веб-материалы, разработанные сотрудниками компании, локализация интеллектуального капитала, как собственности компании (развитие управления знаниями);
- введение в штат сотрудника по формированию управлению знаниями;
- утверждение Конкурса по идеям;
- внедрение проекта «Самообучающаяся организация».
Управление знаниями определено, как создание условий для воспроизводства процессов получения, сохранения и распределения знаний в организации.
Управление знаниями фокусируется на поддержке ставших традиционными в современных экономических условиях организационных процессов, таких как инновации, индивидуальное и коллективное обучение, а также совместное принятие решений.
Особое значение приобретает поиск новых подходов к управлению персоналом в части усиления мотивации труда интеллектуальных работников. При этом главными факторами, способствующими достижению этой цели, могут стать усиление взаимосвязи материального вознаграждения с результатами интеллектуального труда персонала, повышение уровня материально-технического оснащения рабочих мест, усиление взаимосвязи между заработком сотрудника и опытом его работы в компании, решение его социальных проблем.
Для оценки интеллектуального капитала используются различные методы, среди которых качественные и количественные методы; финансовые и нефинансовые; подходы внутреннего анализа и анализа извне; организационно - ориентированные и проектно-ориентированные; простые и комплексные; ориентированные на анализ детерминированных и стохастических переменных, а также специальные методы: главных компонент, система оценки удовлетворенности пользователя и анализ среды функционирования, дополненный моделированием Монте-Карло, и Генетическим алгоритмом.
Исследование проведено на примере ООО «Аквапарк-Сувар» (Казанский Аквапарк «РИВЬЕРА»), который зарегистрирован по адресу г. Казань, ул. Фатыха Амирхана, д.1. Компания работает в сфере развлечений и отдыха. В настоящее время эта отрасль является наиболее динамично развивающейся, доходной и перспективной. Рост отрасли подкрепляется модой на здоровый образ жизни и соответствующие ей развлечения.
По данным исследования финансового состояния, компания прибыльна, но имеет отрицательную динамику платежеспособности и финансовой устойчивости. Отмечено высокое качество персонала, имеющего молодой возраст, рост уровня образования, демонстрирующий хорошую дисциплину.
Регулярное повышение квалификации и развитие персонала являются необходимыми условиями для увеличения эффективности работы сотрудников. Для того чтобы обучение давало максимальный эффект, на предприятии выстроен процесс обучения, тематика обучения соответствует компетенциям сотрудников.
Отметим, что в ООО «Аквапарк-Сувар» нет специально организованной системы наставничества, этот метод применяется непроизвольно, по умолчанию, а руководители отдела сами выбирают, как обучать и адаптировать новых специалистов. Следовательно, работники, осуществляющие наставничество, не получают за это каких-либо материальных вознаграждений и могут иметь низкую степень мотивации, хотя именно они в первую очередь заинтересованы в выращивании высококвалифицированных специалистов.
В компании наблюдается рост экономических показателей, при этом высокий уровень текучести среди обслуживающего персонала, что, возможно обусловлено причинами отсутствия роста в компании при желании сотрудника к дальнейшему развитию.
Организация обучения построена оптимально для условий снижения бюджета на обучение: производится обучение малой группы, которая в дальнейшем под контролем линейного руководителя проводит обучение для остальных. За изучение, систематизацию обучающих материалов и проведение обучения компания выплачивает вознаграждение. Также отметим низкое количество обучающих программ, отсутствие поддержки знаний путем внутреннего обучения, отсутствие аттестации.
Итоги опроса о необходимости повышения квалификации показали, что треть сотрудников ООО «Аквапарк-Сувар» не проходили обучение ни разу.
При этом сотрудники осознают необходимость развития и приобретения новых навыков для обеспечения более качественной работы.
Существенным недостатком в процессе создания и передачи знаний является отсутствие документирования полученных знаний, таким образом, компания обладает скорее неявными знаниями.
В этой связи требуется целенаправленное воздействие на персонал, призванное создать необходимые социально-психологические условия для эффективного управления процессом распространения знаний.
В компании не создано коммуникационное пространство, поощряющее инновационное мышление и активное взаимодействие людей друг с другом, например, специального портала для предложений сотрудников, имеющего чат для общения. С другой стороны, персонал сервисной компании чересчур загружен текущими задачами, не имеет возможности уделить общению на специальном портале. Обмен знаниями часто происходит в неформальной обстановке, во время обеда, перерывов, во время работы, что затрудняет процесс формализации знаний. Также, в компании отсутствует структурная единица в отделе кадров, отвечающая за процесс накопления, обмена и передачи знаний.
В итоге, руководству компании даны следующие рекомендации:
- ознакомление персонала как с положительным, так и с отрицательным (в особой степени) опытом деятельности сотрудников;
- ознакомление работников со специфическими возможностями и недостатками деятельности конкурентов;
- развитие обучающего веб-портала, объединяющего разработанные обучающие веб-материалы, разработанные сотрудниками компании, локализация интеллектуального капитала, как собственности компании (развитие управления знаниями);
- введение в штат сотрудника по формированию управлению знаниями;
- утверждение Конкурса по идеям;
- внедрение проекта «Самообучающаяся организация».
Подобные работы
- Управление знаниями в организации
на примере ООО «Татинтер Пиццерия»
(ресторан «Арткофе»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Управление знаниями организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка системы управления знаниями проектного института на основе рекомендаций APQC
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование системы управления знаниями в организации высшего образования
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В КРУПНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Управление знаниями в крупных коммерческих
организациях
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В КРУПНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ КОМПАНИИ НА БАЗЕ 1С:УНФ НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ 1С-ГАЛЭКС
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЕКТОВ В КОММУНИКАЦИОННОМ АГЕНТСТВЕ SETTERS
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020



