Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма Омский государственный университет

Работа №86179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Омской области.
Проведен анализ статистических данных за 2016-2020 годы.
Рассмотрена система управления государственно-частным партнерством.
Проведена оценка состояния государственно-частного партнерства в сфере сельского туризм.
Разработана система государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма.
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 5
1.1 Сущность организации сельского туризма в РФ 5
1.2 Организация государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 12
1.3 Зарубежный и российский опыт реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 19
Глава 2. Анализ состояния государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области 25
2.1 Анализ социально-экономического потенциала региона для организации сельского туризма 25
2.2 Система управления государственно-частным партнерством на территории региона 33
2.3 Оценка состояния государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма в регионе 40
Глава 3. Разработка системы государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области 49
3.1 Формирование концепции развития системы государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма в регионе 49
3.2 Модель реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории региона 53
Заключение 60
Список литературы 65
Приложения 71

Отсюда вытекает главная исследовательская цель, заключающаяся в разработке рекомендаций по внедрению системы ГЧП в сферу сельского туризма для поддержания и усиления соответствующих конкурентных преимуществ региона. При этом указанный механизм должен формироваться в виде стратегической платформы взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества в условиях перехода к кластероориентированной модели экономического роста.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
 проанализировать теоретические основы по развитию государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма;
 осветить особенностей развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области;
 выявить основные проблемы развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области;
 разработать рекомендации по преодолению выявленных проблем, предложив концепцию и модель внедрения государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории региона.
Объект исследования – государственно-частное партнерство в Омской области.
Предмет исследования – организация государственно-частного партнерствао в сфере сельского туризма Омской области.
Теоретическую базу исследования составляют нормативные правовые акты РФ в сфере ГЧП и туризма, в частности Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Омской области «О туристской деятельности в Омской области» от 21.06.2019 № 2173-ОЗ и др., а также труды различных авторов в рамках обозначенной темы – Е.В. Александрова, А.Э. Гамидовой, А.М. Киселевой и ее коллег, Е. Киселевой, А.Д. Костарева, Н.П. Кущева, И.В. Логунцова, А.В. Мамоновой, М.С. Оборина, М.В. Петровой и др.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы обобщения.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Формирование концептуального подхода к развитию ГЧП в сфере сельского туризма Омской области.
2. Разработка модели реализации ГЧП в сфере сельского туризма Омской области.
Теоретическая значимость работы обусловлена разработкой модель внедрения государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут полезны органам исполнительной власти Омской области для использования при разработке и реализации кластерной политики с применением механизма государственно-частного партнерства, при построении эффективного взаимодействия с представителями туристического бизнеса в рамках разработки проектов ГЧП.
Таким образом, предложенный в рамках исследования комплекс мер может быть доведен до сведения всех заинтересованных органов власти и рекомендован к использованию для разработки и корректировки туристической политики Омской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Омская область, входящая в состав Сибирского федерального округа, является важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации. Регион граничит на западе и севере Тюменской областью, на востоке – с Томской и Новосибирской областями, на юге и юго-западе – с Республикой Казахстан. На территории Омской области насчитывается 422 муниципальных образования, 32 муниципальных района, 26 городских и 363 сельских поселения. В соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года г. Омск входит в Перечень перспективных крупных центров экономического роста РФ – городов, образующих крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост РФ более 1% ежегодно. Среднегодовая численность населения Омской области на 01.01.2021 г. составила 1915,2 тыс. человек.
Анализ развития сельских территорий в Омской области показал, что в данном отношении, с одной стороны, регион является одним из лидеров СФО, внося заметный вклад в объемы реализации сельхозпродукции и инвестируя в дальнейшее развитие отрасли значительные средства. С другой стороны, сохранение на протяжении нескольких лет кризисных явлений в экономике, а также наличие системных проблем в сельском хозяйстве страны и области оказывают тормозящее воздействие на развитие российского села, что требует разработки комплекса мер по преодолению выявленных недостатков.
Развитием туризма в Омске и области занимаются Управление по развитию туризма Министерства культуры Омской области, Департамент культуры мэрии с подведомственными ему АО «Омская крепость», БУ «Омские муниципальные библиотеки» и компанией «Увлечен и Я», Туристский информационный центр (далее – ТИЦ). Одновременно в регионе функционируют Совет по развитию туризма в Омской области и Ассоциация экскурсоводов Омской области. Федеральную и региональную инфраструктуру для поддержки ГЧП составляют Национальный центр ГЧП и АО «Агентство развития и инвестиций Омской области». Однако в настоящее время на территории региона отсутствуют проекты, реализуемые на основе ГЧП в сфере туризма в целом и сельского туризма в частности.
Основными проблемам развития сельского туризма в Омской области являются:
 узкий спектр предлагаемых туристских и дополнительных услуг, прежде всего, в связи со слабо развитой материальной базой и инфраструктурой в целом, из-за чего складывается их высокая стоимость и перекос в соотношении «цена-качество» при низкой рентабельности турбизнеса;
 дефицит инвесторов, готовых вкладывать свои средства в строительство, расширение или восстановление объектов туристской инфраструктуры;
 недостаточное продвижение региональных турпродуктов в сфере сельского туризма на внутреннем (областном) и российском рынках;
 несоответствие профессиональной квалификации персонала объектов сельского туризма на территории Омской области и его инфраструктуры ожиданиям туристов.
Наиболее эффективным инструментом по преодолению существующих проблем и созданию конкурентоспособного рынка сельского туризма в Омской области может стать государственно-частное партнерство, особенно с учетом ограниченности бюджетных средств (Россия сегодня занимает 122 место в мире по уровню государственной поддержки туристской отрасли) и богатого положительного опыта стран-лидеров мирового туризма, которые активно используют механизмы ГЧП.
Соответственно, ключевой целью предлагаемой в рамках настоящего исследования Концепции является создание условий для более активного применения механизмов ГЧП, способствующих ускоренному развитию сельского туризма на территории Омской области и сопровождающихся увеличением доли внебюджетных средств в общем объеме инвестиций.
Реализация Концепции должна осуществляться в соответствии со специально разработанной моделью внедрения государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области, которая предполагает несколько вариантов государственно-частного партнерства:
1. Развитие сельского туризма с привлечением малых и средних бизнес-структур без существенного изменения социокультурной среды территории.
2. Создание средних и крупных частных туристских объектов в сельской местности с формированием особой культурно-этнографической инфраструктуры.
Приоритетными направлениями развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области согласно Концепции и входящей в нее модели станут:
1. Консолидированная научно-методическая и правовая (юридическая) поддержка потенциальных и реальных инвесторов со стороны органов государственного управления, общественных организаций, а также учреждений высшего и среднего профессионального образования.
2. Рекламно-информационное сопровождение туристских продуктов Омской области, создаваемых в рамках ГЧП, формирование условий для их маркетинга и продвижения.
3. Совершенствование в Омской области кадрового потенциала в сфере ГЧП и сельского туризма.
Внедрение предлагаемых решений, направленных на развитие ГЧП в сфере сельского туризма Омской области при непосредственном участии и координации этой деятельности со стороны Совета по развитию туризма, позволит в итоге добиться следующих преимуществ: 1) создание высокоэффективной, адаптивной управленческой системы, построение и применение новой модели развития ГЧП и сельского туризма; 2) формирование сообщества активных генераторов идей для основания и развития кадрового резерва в сфере ГЧП и сельского туризма; 3) организация, развитие и поддержание в актуальном состоянии единой информационной базы в сфере ГЧП и сельского туризма; 4) повышению эффективности происходящих бизнес-процессов внутри ГЧП-проектов по развитию сельского туризма.
Расчет плановой динамики турпотока, рассчитанный с применением экспертного метода оценки, показывает, что за 5 лет реализации модели число граждан, путешествующих по Омской области, может вырасти более чем вдвое – с 26 340 чел. до 59 559 чел. (+126,1%).
Таким образом, деятельность государства и органов местного самоуправления по развитию ГЧП и сельского туризма на территории Омской области должна быть тесно скоординирована в рамках согласованной Концепции и модели, опирающейся на целый ряд качественно разработанных профильных документов для информирования и поддержки представителей региональной туриндустрии. В их подготовке, а также в обеспечении различных видов правового и научно-методического сопровождения участников ГЧП-проектов по созданию современной инфраструктуры сельского туризма должен принимать активное участие Совет по развитию туризма в Омской области. Его основная роль здесь состоит в консолидации усилий всех властных институтов для защиты интересов каждого инвестора, готового вкладывать свои средства в строительство или реконструкцию туристских объектов на условиях ГЧП.



1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
2. Федеральный закон от 29.12.2006 №264 (ред от 30.12.2020) «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
4. Федеральный закон от 21.07.2015 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 799 «Об утверждении правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристических потоков» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. 02.2015 №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
7. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
8. Закон Омской области от 06.07.2005 №652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
9. Закон Омской области «О туристской деятельности в Омской области» от 21.06.2019 № 2173-ОЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
10. Постановление Правительства Омской области от 15.10.2013 № 252-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» (ред. от 17.11.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
11. Постановление Правительства Омской области от 23.12.2015 №375-п о реализации отдельных положений федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
12. Постановление Правительства Омской области от 25.11.15 №328-п «Об утверждении Порядка принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, указанным в пунктах 1 и 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Омской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
13. Постановление Правительства Омской области от 04.03.2020 №77-п «Об утверждении Порядка организации взаимодействия органов исполнительной власти Омской области по вопросам, связанным с подготовкой проекта решения о заключении концессионного соглашения, заключением и исполнением концессионного соглашения» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
14. Распоряжение Губернатора Омской области от 08.07.2019 №49-р «О создании рабочих групп по вопросам подготовки, заключения и реализации концессионных соглашений на территории Омской области» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
15. Распоряжение Администрации города Омска от 20.10.2016 №491-р «О Регламенте взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска по реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
16. Абдалов А.М., Шарафанова Е.Е. Методические аспекты оценки рисков предпринимательской деятельности в области сельского туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 1 (19). - С. 140-145.
17. Александров Е.В. Современное состояние государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 352-355.
18. Астахов Т. Пресс-релиз научно-практической конференции «Сельский туризм как фактор социально-экономического развития Московской области и общественной дипломатии». - М., 2019. - 32 с.
19. Валединская Е. Формирование туристского рынка как фактор устойчивого развития экономики // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - №1. - с. 362-366.
20. Восколович Н.А., Жильцов Е.Н. Специфика развития сельского туризма в России // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2017. - № 2. - С. 14-18.
21. Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного туризма в постпандемийный период // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - № 3. - С. 31-34.
22. Гамидова А.Э. Сельский туризм в постпандемийный период // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 1. - С. 162-166.
23. Государственно-частное партнерство в Омской области // Инвестиционный интернет-портал Омской области. - [Электронный ресурс]. - URL: http://investomsk.ru (дата обращения 06.12.2021).
24. Государcтвенно-частное партнерство в сфере туризма. Лучшие практики субъектов Российской Федерации // Под ред. д.э.н. Максановой Л.Б.-Ж. - М: Изд-во Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. - 104 с.
25. Груздева М.А. Развитие сельского туризма в России: перспективы и проблемы // Дискурс. - 2019. - № 6. С. 97-109.
26. Ежегодный отчет: основные показатели деятельности вуза // Омский университет. - 2020. - №2 (98). - С. 3-4.
27. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 200 с.
28. Здоров А.Б. Агротуристический комплекс: прогнозирование регионального развития. - М.: Изд-во РИБ «Турист», 2017. - 230 с.
29. Иванов О.В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России/ - М.: МГИМО-Университет, 2018. - 408 с.
30. Ильинская Е.В. Роль органов местного самоуправления в развитии сельского туризма // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. - 2018. - № 1. - С. 51-53.
31. Итоги работы агропромышленного комплекса Омской области в 2020 году и задачи на 2021 год [Электронный ресурс] // СуперОмск. - Режим доступа: https://superomsk.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
32. Киселева А.М., Бреусова А.Г., Самодинский К.А. Государственно-частное партнерство как инструмент развития региональной кластерной политики: монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 324 с.
33. Киселева Е. Возможности для частно-государственного партнерства в туризме. - М., 2020. - 16 с.
34. Комарова М.Е. Развитие сельского туризма как фактор диверсификации региональной экономики // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т.3. - № 3. - С. 20-28.
35. Костарев А.Д. Территориальная структура организации экологического туризма // Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Июнь 2018. - 2018. - С. 50-53.
36. Кошелева А. Принципы государственно-частного партнерства в развитии индустрии гостеприимства г. Москвы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - № 2. - с. 155.
37. Куда омичей заводят туристические тропы? [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2021. - №4. - URL: https://www.omskinform.ru (дата обращения 06.12.2021).
38. Кушбоков А.А., Кушбокова Р.Х Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций [Электронный ресурс] // РИА «Омск-Информ». - 2021. - URL: http://www.vectoreconomy.ru (дата обращения 14.09.2021).
39. Кущев Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета. - Серия: Социальные науки. - 2019. - №1. - С. 63-68.
40. Лаврова Т.А. Анализ экономического состояния индустрии туризма Российской Федерации в условиях распространения COVID-19 // Вестник Национальной академии туризма. - 2020. - № 4 (56). - С. 10-13.
41. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 80. - С. 49-65.
42. Мамонова А.В. К вопросу об особенностях развития сельского туризма // Актуальные аспекты развития сельского (аграрного) туризма в России: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 95-100.
43. Методы инициирования и модель развития агро-туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Омской области): монография / Е. В. Кулагина и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 124 с.
44. Никольская Е.Ю. Инновационные стратегии развития России как туристического направления // Научный Вестник МГИИТ, - 2015. - №5 (37), - с.11-18.
45. Нохрина Л. Зарубежный опыт формирования эффективной модели развития сельского туризма // Аграрная экономика. - 2020. - № 5. - С. 63-69.
46. Оборин М.С. Системное развитие сельского туризма как фактор социально-экономического развития сельских территорий России // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - Т. 14. - № 1. - С. 117-126.
47. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика) / под ред. В. Г. Варнавского и др. - М.: АНКИЛ, 2017. - 245 с.
48. Официальный сайт АНО «Национальный Центр ГЧП» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
49. Официальный сайт АО «Агентство развития и инвестиций Омской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investomsk.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
50. Официальный сайт Правительства Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omskportal.ru/oiv (дата обращения: 06.12.2021).
51. Петрова М.В. Отечественный и зарубежный опыт развития сельских территорий на основе общественного самоуправления и сельского туризма // Экономические исследования и разработки. - 2020. - № 7. - С. 38-45.
52. Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» [Электронный ресурс]. - URL: https://rosinfra.ru/project (дата обращения 06.12.2021).
53. Развитие Сибири [Электронный ресурс] // ИКСИ. - Режим доступа: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/drugoe1/razvitie-sibiri (дата обращения: 06.12.2021).
54. Романюк А.В., Ковальчук А.П. Методы повышения эффективности экономической деятельности гостиничных предприятий в современных условиях в России // Научный Вестник МГИИТ. – 2018. – №2. – С. 21-36.
55. Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: https://delprof.ru (дата обращения 06.12.2021).
56. Сводный доклад Омской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области за 2020 год [Электронный ресурс] // СуперОмск. - Режим доступа: https://superomsk.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
57. Сельский туризм: эффективное направление фермерства с господдержкой – 2022 [Электронный ресурс] // Земельный вопрос. – 2021 – URL: https://www.zemvopros.ru/page_12908.htm (дата обращения 06.12.2021).
58. Сергеев А.О. Анализ опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в Омской области // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №2-3 (53). - С. 28-31.
59. Сычева Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона // Вестник ОГУ. - 2018. - № 8. - С. 136-143.
60. Трухачев А. В. Концептуальные основы государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-р. экон. наук. - Спб.: Санкт-Петербургский гос. эконом. ун-т. 2016. - 33с.
61. Фролова О.А. Развитие несельскохозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе // Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 2. - С. 111-122.
62. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2018. - 448 с.
63. Юрьева Т.В. Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. - 2020. - №2 (92). - URL: https://sovman.ru (дата обращения 06.12.2021).
64. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. - М: РДЛ, 2017. - 195 с.
65. Nicholas A. Phelps, Miguel Atienza and Martin Arias. An invitation to the dark side of economic geography // Environment and Planning. 2018. - Vol. 50 (1). P. 236-244.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ