Работа сделана на примере Омской области.
Проведен анализ статистических данных за 2016-2020 годы.
Рассмотрена система управления государственно-частным партнерством.
Проведена оценка состояния государственно-частного партнерства в сфере сельского туризм.
Разработана система государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма.
Есть приложения.
Также есть доклад и презентация к защите.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 5
1.1 Сущность организации сельского туризма в РФ 5
1.2 Организация государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 12
1.3 Зарубежный и российский опыт реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 19
Глава 2. Анализ состояния государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области 25
2.1 Анализ социально-экономического потенциала региона для организации сельского туризма 25
2.2 Система управления государственно-частным партнерством на территории региона 33
2.3 Оценка состояния государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма в регионе 40
Глава 3. Разработка системы государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области 49
3.1 Формирование концепции развития системы государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма в регионе 49
3.2 Модель реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории региона 53
Заключение 60
Список литературы 65
Приложения 71
Отсюда вытекает главная исследовательская цель, заключающаяся в разработке рекомендаций по внедрению системы ГЧП в сферу сельского туризма для поддержания и усиления соответствующих конкурентных преимуществ региона. При этом указанный механизм должен формироваться в виде стратегической платформы взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества в условиях перехода к кластероориентированной модели экономического роста.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
проанализировать теоретические основы по развитию государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма;
осветить особенностей развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области;
выявить основные проблемы развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области;
разработать рекомендации по преодолению выявленных проблем, предложив концепцию и модель внедрения государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории региона.
Объект исследования – государственно-частное партнерство в Омской области.
Предмет исследования – организация государственно-частного партнерствао в сфере сельского туризма Омской области.
Теоретическую базу исследования составляют нормативные правовые акты РФ в сфере ГЧП и туризма, в частности Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Омской области «О туристской деятельности в Омской области» от 21.06.2019 № 2173-ОЗ и др., а также труды различных авторов в рамках обозначенной темы – Е.В. Александрова, А.Э. Гамидовой, А.М. Киселевой и ее коллег, Е. Киселевой, А.Д. Костарева, Н.П. Кущева, И.В. Логунцова, А.В. Мамоновой, М.С. Оборина, М.В. Петровой и др.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы обобщения.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Формирование концептуального подхода к развитию ГЧП в сфере сельского туризма Омской области.
2. Разработка модели реализации ГЧП в сфере сельского туризма Омской области.
Теоретическая значимость работы обусловлена разработкой модель внедрения государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут полезны органам исполнительной власти Омской области для использования при разработке и реализации кластерной политики с применением механизма государственно-частного партнерства, при построении эффективного взаимодействия с представителями туристического бизнеса в рамках разработки проектов ГЧП.
Таким образом, предложенный в рамках исследования комплекс мер может быть доведен до сведения всех заинтересованных органов власти и рекомендован к использованию для разработки и корректировки туристической политики Омской области.
Омская область, входящая в состав Сибирского федерального округа, является важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации. Регион граничит на западе и севере Тюменской областью, на востоке – с Томской и Новосибирской областями, на юге и юго-западе – с Республикой Казахстан. На территории Омской области насчитывается 422 муниципальных образования, 32 муниципальных района, 26 городских и 363 сельских поселения. В соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года г. Омск входит в Перечень перспективных крупных центров экономического роста РФ – городов, образующих крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост РФ более 1% ежегодно. Среднегодовая численность населения Омской области на 01.01.2021 г. составила 1915,2 тыс. человек.
Анализ развития сельских территорий в Омской области показал, что в данном отношении, с одной стороны, регион является одним из лидеров СФО, внося заметный вклад в объемы реализации сельхозпродукции и инвестируя в дальнейшее развитие отрасли значительные средства. С другой стороны, сохранение на протяжении нескольких лет кризисных явлений в экономике, а также наличие системных проблем в сельском хозяйстве страны и области оказывают тормозящее воздействие на развитие российского села, что требует разработки комплекса мер по преодолению выявленных недостатков.
Развитием туризма в Омске и области занимаются Управление по развитию туризма Министерства культуры Омской области, Департамент культуры мэрии с подведомственными ему АО «Омская крепость», БУ «Омские муниципальные библиотеки» и компанией «Увлечен и Я», Туристский информационный центр (далее – ТИЦ). Одновременно в регионе функционируют Совет по развитию туризма в Омской области и Ассоциация экскурсоводов Омской области. Федеральную и региональную инфраструктуру для поддержки ГЧП составляют Национальный центр ГЧП и АО «Агентство развития и инвестиций Омской области». Однако в настоящее время на территории региона отсутствуют проекты, реализуемые на основе ГЧП в сфере туризма в целом и сельского туризма в частности.
Основными проблемам развития сельского туризма в Омской области являются:
узкий спектр предлагаемых туристских и дополнительных услуг, прежде всего, в связи со слабо развитой материальной базой и инфраструктурой в целом, из-за чего складывается их высокая стоимость и перекос в соотношении «цена-качество» при низкой рентабельности турбизнеса;
дефицит инвесторов, готовых вкладывать свои средства в строительство, расширение или восстановление объектов туристской инфраструктуры;
недостаточное продвижение региональных турпродуктов в сфере сельского туризма на внутреннем (областном) и российском рынках;
несоответствие профессиональной квалификации персонала объектов сельского туризма на территории Омской области и его инфраструктуры ожиданиям туристов.
Наиболее эффективным инструментом по преодолению существующих проблем и созданию конкурентоспособного рынка сельского туризма в Омской области может стать государственно-частное партнерство, особенно с учетом ограниченности бюджетных средств (Россия сегодня занимает 122 место в мире по уровню государственной поддержки туристской отрасли) и богатого положительного опыта стран-лидеров мирового туризма, которые активно используют механизмы ГЧП.
Соответственно, ключевой целью предлагаемой в рамках настоящего исследования Концепции является создание условий для более активного применения механизмов ГЧП, способствующих ускоренному развитию сельского туризма на территории Омской области и сопровождающихся увеличением доли внебюджетных средств в общем объеме инвестиций.
Реализация Концепции должна осуществляться в соответствии со специально разработанной моделью внедрения государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области, которая предполагает несколько вариантов государственно-частного партнерства:
1. Развитие сельского туризма с привлечением малых и средних бизнес-структур без существенного изменения социокультурной среды территории.
2. Создание средних и крупных частных туристских объектов в сельской местности с формированием особой культурно-этнографической инфраструктуры.
Приоритетными направлениями развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области согласно Концепции и входящей в нее модели станут:
1. Консолидированная научно-методическая и правовая (юридическая) поддержка потенциальных и реальных инвесторов со стороны органов государственного управления, общественных организаций, а также учреждений высшего и среднего профессионального образования.
2. Рекламно-информационное сопровождение туристских продуктов Омской области, создаваемых в рамках ГЧП, формирование условий для их маркетинга и продвижения.
3. Совершенствование в Омской области кадрового потенциала в сфере ГЧП и сельского туризма.
Внедрение предлагаемых решений, направленных на развитие ГЧП в сфере сельского туризма Омской области при непосредственном участии и координации этой деятельности со стороны Совета по развитию туризма, позволит в итоге добиться следующих преимуществ: 1) создание высокоэффективной, адаптивной управленческой системы, построение и применение новой модели развития ГЧП и сельского туризма; 2) формирование сообщества активных генераторов идей для основания и развития кадрового резерва в сфере ГЧП и сельского туризма; 3) организация, развитие и поддержание в актуальном состоянии единой информационной базы в сфере ГЧП и сельского туризма; 4) повышению эффективности происходящих бизнес-процессов внутри ГЧП-проектов по развитию сельского туризма.
Расчет плановой динамики турпотока, рассчитанный с применением экспертного метода оценки, показывает, что за 5 лет реализации модели число граждан, путешествующих по Омской области, может вырасти более чем вдвое – с 26 340 чел. до 59 559 чел. (+126,1%).
Таким образом, деятельность государства и органов местного самоуправления по развитию ГЧП и сельского туризма на территории Омской области должна быть тесно скоординирована в рамках согласованной Концепции и модели, опирающейся на целый ряд качественно разработанных профильных документов для информирования и поддержки представителей региональной туриндустрии. В их подготовке, а также в обеспечении различных видов правового и научно-методического сопровождения участников ГЧП-проектов по созданию современной инфраструктуры сельского туризма должен принимать активное участие Совет по развитию туризма в Омской области. Его основная роль здесь состоит в консолидации усилий всех властных институтов для защиты интересов каждого инвестора, готового вкладывать свои средства в строительство или реконструкцию туристских объектов на условиях ГЧП.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
2. Федеральный закон от 29.12.2006 №264 (ред от 30.12.2020) «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
4. Федеральный закон от 21.07.2015 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 799 «Об утверждении правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристических потоков» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02. 02.2015 №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
7. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
8. Закон Омской области от 06.07.2005 №652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
9. Закон Омской области «О туристской деятельности в Омской области» от 21.06.2019 № 2173-ОЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
10. Постановление Правительства Омской области от 15.10.2013 № 252-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» (ред. от 17.11.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
11. Постановление Правительства Омской области от 23.12.2015 №375-п о реализации отдельных положений федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
12. Постановление Правительства Омской области от 25.11.15 №328-п «Об утверждении Порядка принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, указанным в пунктах 1 и 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Омской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
13. Постановление Правительства Омской области от 04.03.2020 №77-п «Об утверждении Порядка организации взаимодействия органов исполнительной власти Омской области по вопросам, связанным с подготовкой проекта решения о заключении концессионного соглашения, заключением и исполнением концессионного соглашения» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
14. Распоряжение Губернатора Омской области от 08.07.2019 №49-р «О создании рабочих групп по вопросам подготовки, заключения и реализации концессионных соглашений на территории Омской области» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
15. Распоряжение Администрации города Омска от 20.10.2016 №491-р «О Регламенте взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска по реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 06.12.2021).
16. Абдалов А.М., Шарафанова Е.Е. Методические аспекты оценки рисков предпринимательской деятельности в области сельского туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - № 1 (19). - С. 140-145.
17. Александров Е.В. Современное состояние государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 352-355.
18. Астахов Т. Пресс-релиз научно-практической конференции «Сельский туризм как фактор социально-экономического развития Московской области и общественной дипломатии». - М., 2019. - 32 с.
19. Валединская Е. Формирование туристского рынка как фактор устойчивого развития экономики // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - №1. - с. 362-366.
20. Восколович Н.А., Жильцов Е.Н. Специфика развития сельского туризма в России // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2017. - № 2. - С. 14-18.
21. Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного туризма в постпандемийный период // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - № 3. - С. 31-34.
22. Гамидова А.Э. Сельский туризм в постпандемийный период // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 1. - С. 162-166.
23. Государственно-частное партнерство в Омской области // Инвестиционный интернет-портал Омской области. - [Электронный ресурс]. - URL: http://investomsk.ru (дата обращения 06.12.2021).
24. Государcтвенно-частное партнерство в сфере туризма. Лучшие практики субъектов Российской Федерации // Под ред. д.э.н. Максановой Л.Б.-Ж. - М: Изд-во Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. - 104 с.
25. Груздева М.А. Развитие сельского туризма в России: перспективы и проблемы // Дискурс. - 2019. - № 6. С. 97-109.
26. Ежегодный отчет: основные показатели деятельности вуза // Омский университет. - 2020. - №2 (98). - С. 3-4.
27. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 200 с.
28. Здоров А.Б. Агротуристический комплекс: прогнозирование регионального развития. - М.: Изд-во РИБ «Турист», 2017. - 230 с.
29. Иванов О.В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России/ - М.: МГИМО-Университет, 2018. - 408 с.
30. Ильинская Е.В. Роль органов местного самоуправления в развитии сельского туризма // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. - 2018. - № 1. - С. 51-53.
31. Итоги работы агропромышленного комплекса Омской области в 2020 году и задачи на 2021 год [Электронный ресурс] // СуперОмск. - Режим доступа: https://superomsk.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
32. Киселева А.М., Бреусова А.Г., Самодинский К.А. Государственно-частное партнерство как инструмент развития региональной кластерной политики: монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 324 с.
33. Киселева Е. Возможности для частно-государственного партнерства в туризме. - М., 2020. - 16 с.
34. Комарова М.Е. Развитие сельского туризма как фактор диверсификации региональной экономики // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Т.3. - № 3. - С. 20-28.
35. Костарев А.Д. Территориальная структура организации экологического туризма // Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Июнь 2018. - 2018. - С. 50-53.
36. Кошелева А. Принципы государственно-частного партнерства в развитии индустрии гостеприимства г. Москвы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - № 2. - с. 155.
37. Куда омичей заводят туристические тропы? [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2021. - №4. - URL: https://www.omskinform.ru (дата обращения 06.12.2021).
38. Кушбоков А.А., Кушбокова Р.Х Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций [Электронный ресурс] // РИА «Омск-Информ». - 2021. - URL: http://www.vectoreconomy.ru (дата обращения 14.09.2021).
39. Кущев Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета. - Серия: Социальные науки. - 2019. - №1. - С. 63-68.
40. Лаврова Т.А. Анализ экономического состояния индустрии туризма Российской Федерации в условиях распространения COVID-19 // Вестник Национальной академии туризма. - 2020. - № 4 (56). - С. 10-13.
41. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 80. - С. 49-65.
42. Мамонова А.В. К вопросу об особенностях развития сельского туризма // Актуальные аспекты развития сельского (аграрного) туризма в России: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 95-100.
43. Методы инициирования и модель развития агро-туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Омской области): монография / Е. В. Кулагина и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 124 с.
44. Никольская Е.Ю. Инновационные стратегии развития России как туристического направления // Научный Вестник МГИИТ, - 2015. - №5 (37), - с.11-18.
45. Нохрина Л. Зарубежный опыт формирования эффективной модели развития сельского туризма // Аграрная экономика. - 2020. - № 5. - С. 63-69.
46. Оборин М.С. Системное развитие сельского туризма как фактор социально-экономического развития сельских территорий России // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - Т. 14. - № 1. - С. 117-126.
47. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика) / под ред. В. Г. Варнавского и др. - М.: АНКИЛ, 2017. - 245 с.
48. Официальный сайт АНО «Национальный Центр ГЧП» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
49. Официальный сайт АО «Агентство развития и инвестиций Омской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investomsk.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
50. Официальный сайт Правительства Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omskportal.ru/oiv (дата обращения: 06.12.2021).
51. Петрова М.В. Отечественный и зарубежный опыт развития сельских территорий на основе общественного самоуправления и сельского туризма // Экономические исследования и разработки. - 2020. - № 7. - С. 38-45.
52. Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» [Электронный ресурс]. - URL: https://rosinfra.ru/project (дата обращения 06.12.2021).
53. Развитие Сибири [Электронный ресурс] // ИКСИ. - Режим доступа: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/drugoe1/razvitie-sibiri (дата обращения: 06.12.2021).
54. Романюк А.В., Ковальчук А.П. Методы повышения эффективности экономической деятельности гостиничных предприятий в современных условиях в России // Научный Вестник МГИИТ. – 2018. – №2. – С. 21-36.
55. Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: https://delprof.ru (дата обращения 06.12.2021).
56. Сводный доклад Омской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области за 2020 год [Электронный ресурс] // СуперОмск. - Режим доступа: https://superomsk.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
57. Сельский туризм: эффективное направление фермерства с господдержкой – 2022 [Электронный ресурс] // Земельный вопрос. – 2021 – URL: https://www.zemvopros.ru/page_12908.htm (дата обращения 06.12.2021).
58. Сергеев А.О. Анализ опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в Омской области // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №2-3 (53). - С. 28-31.
59. Сычева Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона // Вестник ОГУ. - 2018. - № 8. - С. 136-143.
60. Трухачев А. В. Концептуальные основы государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-р. экон. наук. - Спб.: Санкт-Петербургский гос. эконом. ун-т. 2016. - 33с.
61. Фролова О.А. Развитие несельскохозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе // Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 2. - С. 111-122.
62. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2018. - 448 с.
63. Юрьева Т.В. Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. - 2020. - №2 (92). - URL: https://sovman.ru (дата обращения 06.12.2021).
64. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. - М: РДЛ, 2017. - 195 с.
65. Nicholas A. Phelps, Miguel Atienza and Martin Arias. An invitation to the dark side of economic geography // Environment and Planning. 2018. - Vol. 50 (1). P. 236-244.