Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль муниципального управления в области профилактики социального сиротства

Работа №86171

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основы муниципального управления в области профилактики
социального сиротства 8
1.1 Органы на муниципальном уровне, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и лете, оставшихся без попечения родителей и их обязанности 8
1.2 Социальное сиротство: общие понятия и виды 14
1.3 Законодательство в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 22
2 Роль органов опеки и попечительства в области профилактики
социального сиротства в Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан 30
2.1 Общая характеристика деятельности отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Нурлатского
муниципального района Республики Татарстан
2.2 Опыт работы отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района в области профилактики социального сиротства 39
2.3 Проблемы профилактики социального сиротства в Нурлатском
муниципальном районе и рекомендации по их решению 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68


Как в мировом масштабе, так и в пределах Российской Федерации рост социального сиротства в последние десятилетия пугает и наводит на мысль о безысходности. В России 80 % сирот- это дети, оставшиеся без попечения при живых родителях: они лишены, либо ограничены в родительских правах по причине отсутствия должного воспитания и материального содержания детей, а также по причине того, что родители находятся в розыске, либо отбывают наказание в местах лишения свободы. Кроме того, дети, воспитанные в государственных учреждениях и выросшие без родительского попечения, далеко не всегда способны создать в будущем полноценную семью, тем самым повторяя судьбу своих родителей. Таким образом, возникает ситуация повторного сиротства. Несмотря на принимаемые профилактические меры количество детей, оставшихся без попечения родителей, неумолимо растет: только в Республике Татарстан ежегодно выявляется от 1035 до детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2014 году до 1092 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2016 году, за 1 квартал 2017года выявлено 191 ребенок, лишившийся попечения родителей [34]. В создавшейся ситуации необходима не просто консолидация деятельности всех органов профилактики социального сиротства, а разработка инновационных мер, направленных на оптимизацию семейного воспитания. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы.
Целью исследования является совершенствование механизма муниципального управления в области профилактики социального сиротства.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Дать общую характеристику деятельности органов на муниципальном уровне, содействующих защите прав и интересов детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их обязанности;
- Представить основные понятия социального сиротства и рассмотреть его основные виды;
- Проанализировать законодательные акты в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Изучить функциональную деятельность и инновационный метод работы отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в области профилактики социального сиротства;
- Исследовать спектр существующих проблем профилактики социального сиротства в Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан;
- Разработать предлагаемые рекомендации, основанные на полученных данных в ходе изучения проблем профилактики социального сиротства в Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан и позволяющие оптимизировать деятельность субъектов профилактики с последующим снижением уровня социального сиротства.
Предметом исследования является исследование существующей проблемы роста социального сиротства.
Объектом исследования являются замещающие семьи Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих авторов: Тюгашева Е.А., Попковой Т.В., Малаховой Ю.А., Беспалова Ю.Ф., Денисовой Д.Н., Пчелинцевой Л.М., Бажанова Н.Н.
Информационной базой исследования являются: Конвенция ООН о правах ребенка, законодательные акты Российской Федерации, Республики Татарстан, нормативно-правовые акты Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, определяющие деятельность муниципальных органов в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Использованы данные официальной государственной статистики; официальные информационно-аналитические материалы т.д.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования как:
- Дедуктивный анализ статистических данных по Республике Татарстан и по Нурлатскому муниципальному району, структуры деятельности субъектов профилактики социального сиротства.
- Синтезирование различных причин социального сиротства, логическое обобщение причин возникновения семейного неблагополучия, роста социального сиротства.
- Анализ деятельности общественного объединения «Приемная деревня», инновационных форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нурлатском муниципальном районе.
- Индуктивный метод разработки рекомендаций по решению проблем в области профилактики социального сиротства в Республике Татарстан .
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, включающих шесть подразделов, заключения, списка использованных источников, приложений .
В первом разделе рассмотрена деятельность органов на муниципальном уровне, содействующих защите прав и интересов детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их обязанностей, исполняемых в рамках законодательства. Также описываются общие понятия и виды социального сиротства, анализ законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере защиты прав и гарантий детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Второй раздел посвящен выявлению роли органов опеки и попечительства в области профилактики социального сиротства, общей характеристике и анализу деятельности отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района, изучению проблем профилактики социального сиротства в Нурлатском муниципальном районе и разработке рекомендаций по их решению.
В заключительной части работы сформулированы выводы по описанию имеющихся проблем в области профилактики социального сиротства в целом по Республике Татарстан и в Нурлатском муниципальном районе, обозначена роль государственного и муниципального управления в решении проблемы роста социального сиротства, необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации с целью реализации превентивных профилактических мер и создания условий для развития и укрепления института семейного воспитания несовершеннолетних, социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, по предотвращению роста семейного неблагополучия и, как следствие, определение динамики снижения роста социального сиротства в стране.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе подготовки выпускной квалификационной работы нами использованы следующие методы: был проведен анализ функционирования и структуры деятельности муниципальных органов управления - субъектов профилактики, дана общая характеристика деятельности органов на муниципальном уровне, содействующих защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их обязанности, представлены основные понятия социального сиротства и рассмотрены его основные виды. Нами были изучены, проанализированы и обобщены данные официальной государственной статистики; официальных информационно- аналитических материалов; сведений, полученных в ходе присутствия на заседаниях муниципальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которых обсуждались вопросы защиты прав и законных интересов детей и совещании, проводимым Министерством образования и науки Республики Татарстан в режиме видеоконференции (22.03.2017г.).
Кроме того, нами проанализировано использование муниципальными органами управления законодательных актов в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изучена функциональная деятельность и инновационный метод работы отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в области профилактики социального сиротства. Исследован спектр существующих проблем профилактики социального сиротства в Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан, при этом объектом исследования явились замещающие семьи Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В результате проведенных исследований нам удалось определить основные критерии, обуславливающие рост социального сиротства: падение жизненного уровня населения, утрата моральных и жизненных ценностей -
снижение степени родительской ответственности и, как следствие, алкоголизация населения репродуктивного возраста, особенно молодых семей, имеющих несовершеннолетних детей, совершение родителями правонарушений и преступлений, предусматривающих определение наказания, связанного с реальным лишением свободы.
Таким образом, мы видим, что причины социального сиротства велики и разнообразны. Поэтому решение этой действительно серьезной проблемы и представляется таким долгим и сложным. Это дело и государства, и общества, и каждого человека в отдельности. Причем, эти действия должны быть последовательны и хорошо продуманы, чтобы решить не последствия проблемы, а скорее ее истоки. В ходе проведенной работы нам удалось определить основные причины социального сиротства в Российском обществе.
Проблема даже не в снижении материального благосостояния граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей. Несмотря на то, что в результате затянувшегося экономического кризиса доход многих семей спустился до отметки ниже прожиточного минимума, большинство родителей стремятся поправить материальное положение путем поиска дополнительного заработка, а не деградируют.
Причина семейного неблагополучия скорее в том, что происходит дезадаптация отдельных слоев населения к изменяющимся жизненным условиям: с одной стороны гуманность российского правосудия в определении наказания за пренебрежение родительскими обязанностями, влекущими за собой детское неблагополучие, с другой стороны утрата идеалов, жизненных и моральных ценностей. Дети, лишенные любви и заботы своих родителей, зачастую повторяют судьбу своих отца и матери, тем самым создавая порочный круг, именуемый вторичным сиротством.
В ходе работы, основанной на анализе ситуации в Республике Татарстан и в Нурлатском муниципальном районе, а также деятельности органа опеки и попечительства Нурлатского муниципального района РТ в области профилактики социального сиротства, нами дана общая оценка ситуации выявления и дальнейшего жизнеустройства детей. В том числе, были изучены предпринятые инициативы в целях наилучшей защиты прав и интересов детей. Проведен мониторинг доли выявляемых детей к общему количеству детей указанной категории, устроенных в замещающие семьи, а также доли детей- сирот к выявляемым «социальным сиротам» и процентное соотношение возвратов детей, воспитывающихся в замещающих семьях в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Нурлатском муниципальном район и в целом по Республике Татарстан.
Исходя из вышеизложенного, нами разработаны и предложены рекомендации, основанные на полученных данных и позволяющие оптимизировать деятельность субъектов профилактики посредством более эффективного использования органами муниципального управления административных, материальных, информационных и других ресурсов.



1. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. статья 20
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
3. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992г. (с изменениями и дополнениями)
4. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017г.)
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ
6. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. №188-ФЗ (в ред. от 28.12.2016г.)
7. Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
8. Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 28.12.2016г.)
9. Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016г., с изменениями от 19.12.2016г.)
10. Федеральный закон от 16.04.2000г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 02.07.2017)
11. Федеральный закон от 24.07.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( в ред. от 03.07.2016г.)
12. Федеральный закон от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пункт 6 статьи 26.3
13. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013г. №995 «Об утверждении примерного положения по делам несовершеннолетних и защите их прав»
15. Федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013- 2020 годы
16.Закон Республики Татарстан от 20.05.2011г. №26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан»
17. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2016 № 664 «О ежемесячных денежных и иных видах выплат на 2017 год
18. Государственная программа «Социальная поддержка граждан
Республики Татарстан» на 2014 - 2020 годы (в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2016 г. №1053)
19. Положение об Управлении социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
20. Решение Совета Нурлатского муниципального района от 28.06.2008г. №179
21. Решение Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от 31.10.2007 №131
22. Постановление Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от 02.03.2006г. №28 «Об образовании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительном комитете Нурлатского муниципального района»
23. Постановление Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от 02.10.2012г. №1296 «Об утверждении административных регламентов предоставления Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района государственных услуг в области опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными и в отношении несовершеннолетних граждан»
24. Постановление Исполнительного комитета Нурлатского муниципального
района Республики Татарстан от 10.12.2012г. №1552 «О наделении
полномочиями»
25. Постановление Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от 19.12.2006 №1698
26. Постановление Исполнительного комитета Нурлатского муниципального
района Республики Татарстан от 29.12.2008г. №1121 «О создании
приемных деревень «Мамыково», «Нижние Челны» в Нурлатском муниципальном районе»
27. Постановление от 29.11.2006г. №915 «О создании Клуба приемных семей «Родительский дом» и утверждении Положения Клуба приемных семей «Родительский дом» в Нурлатском муниципальном районе
28. Положение «Об Отделе опеки и попечительства в Исполнительном комитете Нурлатского муниципального района»
29. Положение о приемной деревне
30. «Комплексная Программа профилактики социального сиротства в Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан на 2006 - 2016гг.»
31. «Межведомственный комплексный план по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, защите их прав на 2016 - 2018 годы в Нурлатском муниципальном районе»
II. Статистические материалы
32. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан за 2016 год
33. Доклад Заместителя министра образования и науки Республики Татарстан Л.О Сулима от 22.03.2017г.
34. Доклад директора Республиканского центра усыновления опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Татарстан Хабибуллиной Д.Р. от 22.03.2017г.
III. Монографии и научные статьи
35. Беспалов Ю.Ф. Семейно - правовое положение ребенка в Российской Федерации: Монография. 2-изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.
36. Денисова Д.Н. «Сиротство - особенности современной ситуации» Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 91, 2009 г.
37. Малахова Ю.А. «Особенности современной семьи. Кризисные явления в семейной сфере» [Электронный ресурс]:социальная сеть работников образования//23.11.2014г.иКГ:ййр://пзрог1а1.ги/зЬко1а/зо1з1а1пауа-pedagogika/library/2014/11/23/osobennosti-sovremennoy-semi-krizisnye-yavleniya-v (дата обращения: 09.03.2017).
38. Пчелинцева Л.М. «Семейное право» [Электронный ресурс]:комментарии к Семейному Кодексу//2016г.URL:http://be5.biz/pravo/s004/toc.htm (дата обращения: 28.12.2016)
IV. Учебники и учебные пособия
39. Тюгашов Е.А,Попкова Т.В. «Семьеведение» - учебное пособие.
Новосибирск: СибУПК, 2003. - 229 с.
40. Бажанов Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 119 с.
V. Материалы организации
41. Информация о деятельности отдела опеки и попечительства
Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района за 2015 - 2016 годы
42. Мониторинг устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Нурлатского района на 01.01.2017г.
43. Мониторинг устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Нурлатского района за 2006- 2016 годы
44. Годовой статистический отчет РИК-103 по Нурлатскому району за 2016 год
45. Годовой статистический отчет РИК-103 по Нурлатскому району за 2006-2016 годы
VI. Электронные материалы
46. Детские деревни SOS Россия [Электронный ресурс].URL: http://www.sos- dd.ru/about/history/(дата обращения: 10.01.2017)
47. В Татарстане начали массово усыновлять детей 19.01.2017 [Электронный ресурс].URL: http://mmtv.ru/novosti/1747639/ (дата обращения: 19.01.2017)
48. Структура Исполнительного комитета Нурлатского муниципального
района [Электронный ресурс]. URL: http://nurlat.tatarstan.ru. (дата
обращения: 19.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ