ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Историко-теоретические основы конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ
& 1. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса
высшего должностного лица субъекта РФ
& 2. Этапы становления и развития конституционно-правового статуса
высшего должностного лица субъекта РФ
& 3. Основы конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ
ГЛАВА II. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ в современных условиях
& 1. Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ
& 2. Порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ, а также требования, предъявляемые к кандидатам
& 3. Ответственность высшего должностного лица субъекта РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность данной диссертационной работы заключается в том, что в Российской Федерации уже более двадцати лет продолжается процесс формирования новой, политической системы, которая принципиально отличается от той системы власти, которая существовала в СССР. Важнейшим элементом обновленной политической системы нашей страны является система органов государственной власти, куда входит и институт высших должностных лиц субъектов РФ. Важным является и тот факт, что Конституция Российской Федерации достаточно подробно регулирует основы правового статуса органов государственной власти федерального уровня, чего нельзя сказать об органах власти уровня субъектов РФ. В чем также можно найти причину достаточно продолжительного реформирования данной сферы. В связи с чем довольно остро стоит проблема статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как в теоретическом, так и в практическом плане. Данная проблема носит многоплановый характер, требует комплексного анализа нормативно правовых актов как федерального, так и регионального уровня.
Актуальность данного исследования данной темы обусловлено еще и тем, что высшее должностное лицо субъекта РФ является центральным звеном системы государственных органов субъектов РФ. Данное должностное лицо в силу своего положения оказывает активнейшее влияние на выполнение целей федерального уровня. В связи с этим определение роли высшего должностного лица в целом, анализ процесса его становления, эволюции в российском государстве является важным условием характеристики его конституционно-правового статуса, места в системе исполнительной власти РФ, роли в решении государственных задач.
Окончательное становление системы государственной власти в регионах невозможно без создания синхронизированного механизма взаимодействия всех ее звеньев. Формирование, дальнейшее развитие целостной, эффективно работающей единой системы исполнительной власти невозможно, без определения правового статуса высшего должностного лица субъекта Федерации, без создания механизмов его взаимодействия с региональными и федеральными органами исполнительной власти.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Вопросам правового статуса высшего должностного лица всегда уделялось внимание со стороны отечественных ученых. В дореволюционной период эти проблемы касались института губернатора, губернского правления, являвшихся опорой царской власти. Им было отведено значительное место в юридической литературе. Вопросы правового регулирования, организации и деятельности института губернатора в дореволюционной России отражены в трудах И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, И.А. Блинова, К.Д. Кавелина, В.О. Ключевского, С.А. Князькова, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова и др. В советский период этому вопросу также уделялось определенное внимание. Отдельные аспекты правого статуса главы (руководителя) региона, главным образом касающиеся раскрытия содержания его основных элементов, получили освещение в юридической науке того времени в трудах И.А. Азовкина, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, С.Ф. Бабаева, Г.В. Барабашева, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлова, К.Ф. Шеремета, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Г.И. Петрова, Ю.А. Тихомирова и др.
Современное состояние системы государственной власти в России, проблемы организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации, теоретические аспекты правового оформления статуса высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта Федерации, а также проблемы правового положения главы субъекта РФ широко отражены в работах современных отечественных ученых С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, В.В. Альхименко, В.В. Бакушева, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха, Т.А. Васильевой, А.И. Бобылева, Ю.А. Веденеева, В.В. Гошуляка, А.А. Гришковца, В.Е. Гулиева, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, A. Н. Лебедева, В.Н. Медведева, В.Г. Вишнякова, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Оболонского, И.И. Овчинникова, А.Г. Пархоменко, В.В. Полянского, Л.Л. Попова, Н.Г. Салищевой, Б.Н. Топорнина, И.А. Умновой, В.И. Чехариной, B. Е. Чиркина, В.И. Фадеева, Т.Я. Хабриевой, Н.Ю. Хаманевой, Ю.Л. Шульженко и других ученых. Однако научные работы, посвященные правовому статусу высшего должностного лица субъекта Федерации, как правило, имеют специальную направленность и не охватывают всего комплекса актуальных проблем.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение основных этапов развития института руководителей субъектов РФ, раскрытие сущности и основных элементов его конституционно - правового статуса, которое будет осуществлено путем комплексного изучения и анализа нормативно-правовой базы как действующей, так и утратившей юридическую силу, выявление особенностей отдельных элементов конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Для решения указанной цели, были поставлены следующие задачи:
- выявление основных эволюционных форм данного института, логики его развития в разные периоды отечественной истории;
- анализ понятия, правовых основ, основных элементов института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- анализ правового механизма наделения полномочиями указанного должностного лица;
- характеристика форм конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Объект исследования. Объектом исследования является отношения, которые связаны с конституционно-правовым статусом руководителя субъекта РФ.
Предмет исследования. Это основные элементы института высшего должностного лица субъекта РФ: возникновение, порядок формирования, функций, задачи, компетенция, права, обязанности, ответственность. В работе рассматриваются основные особенности законодательного закрепления правового положения субъектов РФ, а также анализируется взаимосвязь между правовым положением высшего должностного лица субъекта Федерации и системой исполнительной власти, установленной в отдельном субъекте РФ, и взаимосвязь высшего должностного лица субъекта РФ с федеральными органами государственной власти, иностранными субъектами и т.д.
Методологические основы исследования. Использована комплексная система научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета исследования и сделать соответствующие выводы. При проведении исследования использовались, в частности, общенаучный, диалектический, догматический, исторический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и технико-юридический методы.
Теоретическую базу диссертации составляют научные труды российских ученых-юристов. В ходе исследования были использованы общетеоретические положения, изложенные в научных работах по конституционному праву, теории государства и права, российскому федерализму, иным отраслям и институтам права. Нормативно-правовая база - Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, конституции (уставы), законы субъектов РФ, правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, а также заключения и библиографии.
Юридическая наука в последние годы уделяет значительное внимание вопросам теоретической разработки проблем правового статуса исполнительных органов власти, в том числе не обходит стороной и статус высшего должностного лица субъекта РФ. Большое число научных работ посвящается вопросам конституционной отрасли права, которые связаны с организацией деятельности органов гос. власти, особенно это касается уровня субъектов РФ. Проблема статуса высшего должностного лица носит многоплановый характер и является достаточно сложной для правового анализа. Она требует серьезного осмысления на теоретическом уровне и комплексного анализирования нормативно-правового материала.
На данный момент перед теорией и практикой конституционного права стоит серьезная цель по разработке и внедрению более эффективных форм организации и деятельности института руководителя субъекта РФ, совершенствования статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, разработке новых форм его взаимодействия с иными субъектами правовых отношений.
Необходимо также обратить внимание на то, что возможности органов исполнительной власти, и, в частности, высшего должностного лица субъекта РФ осуществлять свои функции и компетенцию, напрямую зависят от их организационно-правового статуса, объема полномочий, места в системе государственного управления. В этом плане проблема законодательного определения основных элементов правого статуса главы региона приобретает первоочередное значение. При этом не стоит забывать, что без слаженной системы взаимодействия всех органов исполнительной власти невозможно эффективное функционирование единой системы органов исполнительной власти как на региональном, так и на федеральном уровне власти.
Таким образом, рассмотрение института руководителя субъекта Российской Федерации, и, в частности, правового статуса данного должностного лица, определено не только важным значением подробного теоретического изучения вопросов о месте, которое занимает данный конституционно-правовой институт в механизме всей системы органов государственной власти нашей страны, но и в необходимости консолидации практики функционирования института высшего должностного лица субъекта РФ, необходимости выработки мер, которые бы были направлены на повышение эффективности данного института.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что институт высшего должностного лица имеет существенное значение как для науки конституционного права и права в целом, так и для юридической практики.
В рамках данной работы была сделана попытка наиболее полно проанализировать один из основных институтов конституционного права - институт высшего должностного лица субъекта РФ. В частности, был исследован процесс исторического развития современной модели института высшего должностного лица субъекта РФ, кроме того были исследованы вопросы статуса высшего должностного лица субъекта РФ, рассмотрены и проанализированы его основные элементы.
Полученные в результате исследования выводы сводятся к следующему:
1. высшее должностное лицо субъекта РФ обладает широкими полномочиями, в частности, в данном параграфе было выделено 6 групп полномочий, каждый из которых относится к различным сферам;
2. исходя из правового положения высшего должностного лица субъекта Федерации, среди субъектов Российской Федерации можно выделить несколько систем исполнительной власти субъектов РФ;
3. высшие должностные лица субъектов Российской Федерации являются носителями двух функций: собственно, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и одновременно руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4. представляется необходимым законодательное закрепление на уровне Российской Федерации механизмов взаимодействия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с Президентом РФ. Вместе с тем, для обеспечения единства системы государственной власти, а также для улучшения взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти необходимо на федеральном уровне разработать механизмы взаимодействия высшего должностного лица субъекта Федерации;
5. в субъектах Федерации нет единообразного подхода к закреплению правового статуса высших должностных лиц субъектов Федерации, так как они могут осуществлять не только общие для всех субъектов РФ полномочия, но и иные полномочия, определяемые учредительными актами и законами субъектов Федерации;
6. можно выделить три вида конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта РФ: ответственность перед Президентом РФ (отрешение высшего должностного лица субъекта РФ Президентом РФ от должности); перед законодательным (представительным) органом субъекта РФ и перед избирателями (отзыв);
7. правительство РФ, согласно действующему законодательству, не обладает полномочиями, направленными на обеспечение единства исполнительной системы власти в стране. В частности, Председатель Правительства РФ не только не участвует в процессе наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, но и по сути дела не имеет возможности обратиться к Президенту РФ с представлением об отрешении губернатора от должности. Таким образом, по нашему мнению, данный правовой пробел необходимо восполнить;
8. является обоснованным закрепление на федеральном уровне перечня должностей, которые могли бы быть назначены Президентом РФ, как временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта РФ в случае досрочного прекращения им своих полномочий. А при назначении временно исполняющего обязанности руководителя субъекта РФ Президентом РФ, обязательно должно учитываться мнение законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ.