ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1. Основные понятия теории мотивации персонала 6
1.2. Сравнительный анализ мотивационных моделей Японии и США.. ..25
1.3. Отечественные пути мотивации 33
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ ANEX TOUR Г. КАЗАНЬ 39
2.1. История международного становления и развития компании 39
2.2. Характеристика организационной модели и персонала компании 47
2.3. Анализ существующих форм и способов мотивации компании в современных условиях 55
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ANEX TOUR 61
3.1. Пути направлений и совершенствование мотивации в работе
сотрудников отделения компании в Таиланде 61
3.2. Преимущества компании среди туристов при выборе туроператора.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный туризм является динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Объем занятости в которой с каждым годом увеличивается по сравнению с другими сферами услуг. Самым важным ресурсом в туриндустрии являются сотрудники.
В современном менеджменте туристических компаний большое значение уделяют мотивационным аспектам. Мотивация сотрудников является одной из главных целей в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Главной целью процесса мотивации выступает получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволит повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. В современных экономических условиях особенностью управления персоналом выступает возрастающая роль личности работника. Для повышения мотивации сотрудников компании на сегодняшний день существуют и успешно применяются как материальные, так и нематериальные методы стимулирования. Проблемы мотивации персонала по сей день остаются наиболее актуальными.
Актуальность выбранной темы исследования выпускной квалификационной работы состоит в том, что от четко разработанной системы мотивации персонала зависит не только повышение работоспособности и лояльности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятия в целом. Отсутствие мотивационной среды на предприятии в большинстве случаев приводит к высокой текучести кадров, а также к снижению эффективности работы сотрудников, потери экономической прибыли и т. д.
Объектом исследования является деятельность туроператора ООО «ANEX Tour».
Предметом исследования является - система мотивации труда персонала в компании ООО «ANEX Tour».
Целью выпускной квалификационной работы стало изучение особенностей системы мотивации труда персонала и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию мотивационной политики ООО «ANEX Tour». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы понятия мотивации труда и проанализировать основные теории мотивации (процессуальные и содержательные);
2. Описать историю развития и становления компании ООО «ANEX Tour»;
3. Охарактеризовать организационную структуру управления компании «ANEX Tour» г. Казань и существующие способы мотивации;
4. Разработать и предложить рекомендации по совершенствованию мотивации персонала в изучаемой компании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, обозначены объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации персонала, основу написания которой составили труды ведущих зарубежных исследователей А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, В. Врума, С. Адамса, Л. Портера - Э. Лоулера, Э. Локка.
Во второй главе приводится краткая характеристика деятельности компании ANEX Tour г. Казань, оценка существующей системы управления персоналом и мотивации сотрудников.
Третья глава посвящена анализу мотивации среди персонала и туристов компании ANEX Tour, а также разработаны и предложены рекомендации по созданию эффективного управления успешной деятельности мотивации персонала, а также мотивации туристов.
В заключении представлены краткие выводы по проведенному исследованию.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: описания, сравнительного анализа, графические методы и анкетирования.
Источниками информации при написании данной работы послужили учебная, научная, справочная литература, Интернет ресурсы, а также материалы работы компании ANEX Tour г. Казань и собственные результаты социального опроса.
В современных экономических условиях в управлении персоналом возрастает роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании на сегодняшний день применяются как материальные, так и нематериальные методы стимулирования. Ориентация работников на повышение эффективности деятельности организации является одной из главных задач руководства персоналом. Это говорит о том, что мотивация и стимулирование являются неотъемлемой составляющей управленческой деятельности. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал, как руководителя организации, так и всех остальных сотрудников для достижения текущих и стратегических целей компании.
Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В современной науке мотивации отводится одно и главных мест в управлении персоналом. В первой главе были описаны известные в настоящее время содержательные и процессуальные теории мотивации, а также взаимосвязь мотивации и стимулирования труда персонала. Среди них можно выделить Теорию потребностей А. Маслоу, Теорию ожиданий В. Врума, Теорию двух факторов Ф. Герцберга и другие. Однако для того, чтобы выработать свою программу мотивации, руководители организации должны разработать свой собственный комплекс мер, который подойдет их коллективу. Следует также отметить, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя программа по мотивации, в которой будут учитываться все особенности деятельности компании.
2. Изучив мотивационную среду компании ANEX Tour г. Казань, следует отметить, что в целом она разработана правильно, тем не менее, можно предложить возможные пути по ее совершенствованию:
- с целью заинтересованности работников в результатах своего труда расширить формы материального стимулирования;
- в целях повышения профессиональных способностей персонала предоставлять бесплатные курсы повышения квалификации по основным и смежным специальностям;
- использовать инсентив туризм в качестве вознаграждения своих сотрудников.
3. В третьей главе было проведено анкетирование среди сотрудников, а также среди туристов компании ANEX Tour. Проанализировав ответы респондентов, нами были разработаны рекомендации по усовершенствованию мотивационной среды.
Для сотрудников компании ANEX Tour (Таиланд):
- предоставление сотрудникам гарантии профессионального роста и возможность продвижения по карьерной лестнице;
- благодарственные письма сотрудникам за положительные отзывы от туристов, а также за профессионально проделанную работу;
- создание стенда на видном месте в главном офисе компании, где еженедельно будут отмечать лучших работников, которые проявили свои профессиональные качества и неординарность в решении сложных задач;
- возможность бесплатно посещать экскурсии, которые компания предлагает туристам;
- оплата коммунальных счетов, если сотрудники пользуются местом проживания, предоставленным компанией при отсутствии отрицательных отзывов от туристов и замечаний от руководства;
- выдача денежных премий в размере 10% от зарплаты отличившимся сотрудникам за профессионально проделанную работу и выполнению плана.
Для туристов компании:
- выбирать только проверенных туроператоров;
- обращать внимание на специальные предложения, такие как горящая путевка, система «Фортуна», различные скидки, предлагаемые туроператором;
- если имеются ограничения в средствах, можно рассмотреть вариант поездки в низкий сезон.
Для туроператора:
- увеличить специальные предложения;
- сформировать бонусную программу для своих клиентов;
- на сайтах предоставлять подробную информацию с предложениями, где должен быть открытый доступ для комментариев, чтобы потенциальные туристы могли быстро и без проблем получить ответы на возникшие вопросы;
- при покупке тура в качестве подарка предоставлять туристам бесплатную обзорную экскурсию («Free shop») по месту пребывания, если она имеется.
Таким образом, цель и задачи выпускной бакалаврской работы можно считать успешно достигнутыми в виде итогов работы и предлагаемых рекомендаций.
1. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. От 30.07.2016) «О защите прав потребителей».
2. Федераьный закон «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ» №132ФЗ от 24.11.1996г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15ФЗ).
Научная литература:
3. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник - 2-е изд.
перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010. - 16 с.
4. Анциферова Л.Т. Мотивация процесса управления персоналом // Известия Самарского научного центра Российской академии наук / Л.Т. Анциферова. - 2012. - Т. 14. - № 4-5. - 142 с.
5. Башнанова А.С., Бунаков О.А. Анализ мотивации туристов
выезжающих за границу (на примере туроператора ANEX Tour) /
А.С.Башнанова, О.А.Бунаков // МОЛОДЕЖЬ. ТУРИЗМ. ОБРАЗОВАНИЕ.: Материалы III научно-практической очно-заочной конференции для школьников, учителей и студентов. -Казань, 2017. С. 155-160.
6. Башнанова А. С., Бунаков О. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом на туристском предприятии / Башнанова А. С., Бунаков О. А.// Современные проблемы социально¬гуманитарных наук. - 2016. -№5. с.108-110.
7. Березина В.Ю. Стимулирование и мотивирование: современные тенденции / В.Ю. Березина // Международный научно-исследовательский журнал Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-3 (20). - 12-15 с.
8. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне
высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.:
Экономика, 2010. - 368 с.
9. Бутко И. И. Туристический бизнес: основы организации / И. И. Бутко// Ростов: Феникс; 2011. - 189с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., - М.: Гардарики, 2011. - 296 с.
11. Глухов В.В. Основы менеджмента: учебник для вузов/ В.В. Глухов. - С. Петербург.: «Спецлитература», 2011. - 52 с.
12. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2010. - 67 с.
13. Давыдова А.Е. Анализ процесса мотивации в современных системах управления персоналом / А.Е. Давыдова // Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск, 2013. - 234с.
14. Давыдова А.Е. Исследование процесса мотивации в современных системах управления персоналом / А.Е. Давыдова, Т.С. Глызина // Труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. В 2-х томах. Под ред. проф. А.А. Дульзона; Томский политехнический университет. - Томск, 2012. - С. 239.
15. Дмитренко Г.А. Мотивация и оценка персонала: учеб. пособие / Г.А. Дмитренко, Е.А. Шарапатова, Т.М. Максименко// К.: МАУП, 2011. - 321 с.
16. Долженко Р.А. Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и организационной культуры / Р.А. Долженко // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: материалы международной научно-практической конференции. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 232с.
17. Дорофеева А.А., Обоснование целесообразности
совершенствования системы мотивации управления персоналом в сбытовой деятельности торгового предприятия / А.А. Дорофеева, Н.В. Фураева // Экономика промышленности. - 2011. - Т. 56. - № 4. - 147 с.
18. Иванова С.В. Дополнительные источники мотивации / С.В. Иванова // Изд-во «Управление персоналом». - 2011. - 250 с.
19. Иванов Е.Н. Формы и методы мотивации и стимулирования трудовой активности персонала при формировании корпоративной культуры в предпринимательских организациях / Е.Н. Иванов // Вестник Академии. - 2011. - № 1. - 94 с.
20. Когдин А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когдин // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 4 (4). - 83 с.
21. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие: ин-т бизнеса и делового администрирования / Т.А. Комиссарова // Изд-во «Дело». - 2012. - 312 с.
22. Корзенко Н.И. Эффективные методы мотивации и стимулирования персонала / Н.И. Корзенко, М.Е. Зобнина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. -№ 3. - 66 с.
23. Короткий Ю.Г. Проблема качества в маркетинге на современном этапе / Ю.Г. Короткий // Издательство «Маркетинг в России и за рубежом». - 2010. - 367 с.
24. Кузнецов С.А. Анализ уровня заработной платы - важнейшего стимулирующего фактора инновационной деятельности/С.А. Кузнецов// Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы - 2011.-№4. - 16 с.
25. Магура М. Природа трудовой мотивации / М. Магура, М. Курбатова // Управление персоналом.-М.: Инфра-М., 2013.- 180 с.
26. Мажник Н.А. Влияние финансовых факторов мотивации на эффективность управления персоналом / Н.А. Мажник, И.Ю. Билык // Бизнес информ. - 2013. - № 1. - 315 с.
27. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности / Н. Махорт // Изд-во «Управление персоналом». - 2012. - 124 с.
28. Менеджмент туризма и гостиничной индустрии: Учебное пособие / Сост. С.А. Потапова// М.: МИЭМП, 2008. - 240 с.
29. Музыченко В.В. Управление персоналом / В.В. Музыченко // Изд- во «Академия». - 2013. - 124 с.
30. Оганесян И.А. Управление персоналом организации / И.А.Оганесян // Изд-во «Амалфея» 2010. - 256 с.
31. Озерникова Т.И. Профессионализм и трудовая мотивация / Т. И. Озерникова // Изд-во «Служба кадров». - 2012. - 146 с.
32. Пономарёв И.И. Измерение мотивации / И.И.Пономарёв // Изд-во «Управление персоналом». - 2012. - 233 с.
33. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации/ В.П.Пугачёв // Изд-во «Кадровое дело». - 2011. - 222 с.
34. Саак А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: для студентов высших учебных заведений/ А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных// Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 314 с.
35. Сорочайкин Л. В. Управление персоналом: глоссарий:
терминологический словарь / сост. А.Н. Сорочайкин, Л.В. Ермолина. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. - 107 с.
36. Сурков С.А. Мотивация персонала. / С.А.Сурков // Изд-во «Управление персоналом». - 2012. - 243 с.
37. Ткач Е.Г. Мотивация, как элемент работы с персоналом // Е.Г. Ткач // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2012. - № 6. - 57 с.
38. Торрингтон Д.И. Управление человеческими ресурсами / Д.И. Торрингтон // Изд-во «Дело и Сервис». - 2014. - 73 с.
39. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента: Практич. Пособие.-6- е изд., испр. и доп. В.В. Травин, В.А. Дятлов // Изд-во «Дело». - 2012. - 35 с.
40. Фролов В.О. Научные подходы к формированию механизма мотивации и управления персоналом / В.О. Фролов, В.О. Фролов // Экономика промышленности. - 2011. - Т. 53. - № 1. - 242 с.
41. Цветаев В.М. Управление персоналом / В.М.Цветаев. - СПб: Питер, 2012. - 123 с.
42. Шаховой В.А, Шапиро С.А Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие , 4-е изд. / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. - М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 125 с.
Интернет - ресурсы:
43. Бунаков О. А., Башнанова А., Особенности системы мотивации
персонала в принимающей компании туроператора (на примере компании ANEX Tour) // Московский экономический журнал. - 2016. - №4: [Электронный ресурс] URL: http://qje.su/menedzhment/moskovskrj-ekonomicheskij-zhurnal-4-2016-38/
(Дата обращения: 11.01.2017).
44. Информационный портал. Образование и карьера в России. №7: [Электронный ресурс] URL: http://www.inwent.ru/voprosy-menedzhmenta/(Дата обращения: 12.12.2016).
45. Официальный сайт компании ANEX Tour: [Электронный ресурс] URL: http://anextour.com (Дата обращения: 15.01.2016)
46. Официальный сайт компании AZUR air: [Электронный ресурс] URL: http://www.azurair.com/azurair/our-fleet (Дата обращения: 16.04.2017).
47. «Психологос» энциклопедия практической психологии: [Электронный ресурс] URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy_cikl_organizacii._model_i._adizesa (Дата обращения: 14.02.2017).
48. Сайт компании ANEX Tour: [Электронный ресурс] URL:
http://old.anextour.com/about-us.aspx (Дата обращения: 28.12.2016).
49. Туристическая библиотека: [Электронный ресурс] URL:
http://tourlib.net/ (Дата обращения: 26.10.2016).
50. Центр дистанционного образования «Элитариум»: [Электронный ресурс] URL: http://www.elitarium.ru/zarubezhnyjj_opyt_motivacii_truda/ (Дата обращения: 19.11.2016).