Введение 3
1. Теоретические основы управления проектами в организации 6
1.1 Сущность основных понятий 6
1.2 Система управления проектами 14
1.3 Оценка эффективности управления проектами в организации 20
2. Анализ системы управления проектами в Министерстве промышленности и
торговли Республики Татарстан 28
2.1 Общая характеристика организации 28
2.2 Анализ системы управления организации 35
2.3 Исследование существующей системы управления проектами 45
3. Предложения по совершенствованию системы управления проектами в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан 54
3.1 Предложения по совершенствованию системы контроля за реализацией
проекта 54
3.2 Предложения по совершенствованию оценки эффективности проекта 60
3.3 Организационное обеспечение системы управления проектами 66
Заключение 79
Список использованных источников
Функционирование любой современной организации связано с реализацией проектной деятельности, так как каждое ее принятое решение либо действие представляет собой или самостоятельный проект, или составляющий
элемент более сложного проекта.
В конце XX столетия деятельность по управлению проектами сформировалась как новая культура управленческой деятельности. Она стала своеобразным культурным мостом в современном цивилизованном бизнесе и деловом
сотрудничестве стран разных материков с различной историей развития, обычаями, экономикой, политикой и культурой. Сейчас уже становится трудно
назвать хотя бы один крупный значимый проект, который осуществлялся бы за
рамками идеологии и методологии управления проектами. Трудно также
вспомнить хотя бы одну известную в мире компанию, которая не использует в
своей практике методы и средства проектного управления.
В настоящее время такая деятельность как управление проектами получила признание во всем мире и стала одним из основных управленческих инструментов, как в рыночной экономике, так и в сфере государственного управления. Термины «проект», «управление проектом» уже стали привычными для
руководителей российских организаций. Из различных средств массовой информации, таких как - журналы, радио и телевидение, мы все чаще слышим о
планировании и реализации инвестиционных, социальных, экономических или
экологических проектов. На совещаниях руководителями различных уровней
обсуждаются маркетинговые проекты, проекты внедрения новых технологий и
систем. Практически каждый менеджер был вовлечен в деятельность по планированию и разработке бизнес-целей, а также путей их достижения, собирал команду и выполнял назначение исполнителей на конкретные задачи, формировал, обосновывал и контролировал исполнение бюджета. Составляя и отслеживая планы выполнения данных работ, руководитель, таким образом, осуществлял функции управления проектом.4
«Проектное управление с каждым годом становится все более востребованным. В следующем году мы уже на обязательных основаниях будем требовать с федеральных органов власти создавать Проектные офисы и принимать
участие в организации конкурентной среды в регионах», - отметил в своем докладе директор Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации Валерий Сидоренко на конференции «Практика применения
проектного управления в государственном секторе», которая состоялась в октябре прошлого года. Потребность перехода на проектное управление в государственных секторах связана с модернизацией экономики, реализацией инновационных и инфраструктурных проектов, а также развитием территориальных
кластеров. Преимущество применения проектного управления в данной сфере
заключается в обеспечении прозрачности и детализации деятельности, повышении качества получаемых на выходе результатов, сокращении сроков их достижения, а также в повышении уровня качества межведомственного взаимодействия.
Таким образом, актуальность данной дипломной работы, посвященной
управлению проектами, обосновывается расширением теоретической базы российского проектного управления и существенным развитием технологий проектного управления в коммерческих компаниях и государственных органах
власти, связанных со снижением расходов, сроков и повышением качества работ.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления проектами в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управления проектами в организации;
изучить показатели оценки эффективности управления проектами;
проанализировать систему управления исследуемой организации5
исследовать существующую систему управления проектами в Министерстве;
определить проблемы организации в сфере управления проектами и
дать соответствующие рекомендации для их решения.
Объектом исследования в данной работе является Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
Предмет исследования – управление проектами в организации.
Информационной базой анализа управления проектами послужили учебные пособия, нормативная документация, средства Интернет, статистические
данные и публикации.
Методологической основой исследования явились методы общенаучного
познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трех глав, заключения, а также списка приложений. В первой главе определены
теоретические основы управления проектами в организации, приведены основные методы оценки эффективности управления проектами.
Теоретическая часть работы построена на основании изучения трудов таких авторов, как И. Мазур, Н. Ольдерогге, В. Шапиро, Г.Оберлендера, А. Балашов, Е. Рогова, В.Заренков.
Во второй главе проведено исследование существующей системы управления проектами в Министерстве и обозначены выявленные проблемы.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию проектной деятельности Министерства и разработано организационное обеспечение системы управления проектами.
В заключении подведены итоги по исследованию, проведенному в процессе написания выпускной квалификационной работы, обозначенным в ней
проблемам, а также рекомендациям по их устранению.
В настоящее время проектный подход признан одним из ключевых инструментов государственного управления и упомянут в обращении Президента
Федеральному собранию. Он успешно применен при реализации важнейших
государственных задач: «Сочи 2014», создании Sukhoisuperjet100 и активно используется для создания проектов автоматизации в государственных исполнительных органах [47].
Система управления проектами в государственных органах позволяет
контролировать бюджетные инвестиции, увеличивать скорость взаимодействия
участников проектной деятельности, достигать поставленных целей, от которых напрямую зависит уровень развития региона и страны, а также систематизировать собственную деятельность организаций.
Выпускная квалификационная работа на тему «Управление проектами в
организации на примере Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан» содержит теоретические и практические исследования аспектов
системы управления проектами в Министерстве. В дипломной работе предложены рекомендации по совершенствованию систем контроля и оценки эффективности проекта, совершенствованию организационного обеспечения системы
управления проектами, а также проведен анализ положительного эффекта от
предложенных рекомендаций.
В ходе работы проведен анализ системы управления Министерства. Он
показал, что в организации имеются проблемы с эффективной реализацией поставленных задач и целей. Это обусловлено тем, что в Министерстве большое
значение придается регламентации самих процессов, протекающим в деятельности, а ориентация на достижение конкретных целей отсутствует. Так же причиной является и тяжелая восприимчивость к внешним изменениям, которая
влияет на гибкость, скорость и качество принимаемых управленческих решений в Министерстве.80
При рассмотрении существующей системы управления проектами были
проанализированы:
процесс реализации проекта;
функции структурных подразделений при организации проектной
деятельности;
примеры ранее реализованных проектов в Министерстве;
программное обеспечение управления проектами.
Далее были выявлены существующие проблемы в Министерстве промышленности и торговли РТ, которые связаны с проектным управлением:
отсутствие возможности обеспечения руководителя проекта необходимыми инструментами для планирования проекта и хода его реализации;
отсутствие инструмента контроля нагрузки участников проекта у
руководителя подразделения;
затрудненный доступ к получению необходимой информации;
невозможность автоматизации рутинных операций;
отсутствие полного контроля над состоянием портфеля проектов и
его качеством;
отсутствие единой панели мониторинга всего портфеля проектов с
возможностью экспресс анализа отклонений от заданных показателей и внесения поправок в ход процесса;
снижение эффективности взаимодействия Министерства с другими
государственными органами и частными организациями;
возникновение нежелательных расходов государственных средств;
отсутствие единого информационного пространства, которое бы
позволило усовершенствовать информационное и технологическое обеспечение принятия решений на всей уровнях управления.
Для решения данных проблем были предложены следующие рекомендации:81
разработка системы документации для осуществления функций
контроля за реализацией проектов, которая включает в себя План-график проекта, План контрольных событий проекта, Исполнение контрольных точек;
разработка дополнительного комплекса показателей для оценки
эффективности проектов: соотношение объемов частных и бюджетных инвестиций, показатель сокращения уровня безработицы, показатель увеличения
налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, расчет доли инновационной
продукции, показатель интеллектуалоемкости;
создание единой платформы для эффективного осуществления проектной деятельности с помощью реорганизации существующего отдела;
создание новой организационной структуры реорганизованного отдела и наделение его новыми функциями;
выработка комплекса основных правовых документов, на основе
которых будет функционировать отдел;
внедрение нового программного обеспечения с расширенным набором функций по управлению проектами.
Далее был проанализирован положительный эффект от предложенных
рекомендаций, который выражен в следующем:
Оперативное принятие качественных управленческих решений в
области управления проектами и повышение эффективности использования
временных и трудовых ресурсов благодаря координации всех специалистов в
одном отделе;
Новая внедренная информационная система позволит эффективно
организовать и облегчить взаимодействие со всеми участниками проектов со
стороны промышленных предприятий, государственных органов и частных организаций;
Разработка новой документации даст возможность получать более
детальную информацию о проектах, его участниках и мероприятиях, что позво82
лит Министерству принимать более эффективные управленческие решения в
области управления проектами;
Рекомендации в области контроля и оценки эффективности проектов повысят качество мониторинга и управляемости проектов. Это даст возможность Министерству располагать актуальной информацией о проекте, прогнозировать свои риски и избегать дополнительных затрат. Также налаженная
система контроля позволит Министерству оценивать уровень честности и правомерности деятельности своих партнеров.
Общий экономический эффект от предложенных рекомендаций был просчитан c помощью методики бенчмаркинга - адаптации имеющихся примеров
эффективного функционирования государственного органа исполнительной
власти в условиях реализации проектного подхода на Министерстве промышленности и торговли РТ.
Для применения данного метода по результатам анализа основных экономических показателей была выбрана Белгородская область, а именно – Департамент экономического развития Белгородской области.
С помощью данного метода была рассчитана вероятная доля дополнительно освоенных инвестиций, прогноз роста ВРП и средний срок реализации
промышленных проектов в условии применения проектного подхода.
Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан предложен комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления проектами. Их рациональное применение позволит Министерству улучшить организационные процессы, протекающие в нем, а также наладить взаимодействие
с другими частными и государственными организациями для достижения поставленных целей, от которых зависит уровень развития промышленности в регионе.
Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель выпускной квалификационной работы достигнута и задачи, поставленные для достижения
этой цели, выполнены.
1. Communication from the Commission to the European Parliament etc/ on Public-Private Green Public-Private Partnership (2002) / Office of Government Commerce Report - www.hm-treasury.gov.uk., 42 p.: pp. 2-18.
2. Green Paper on Public-Private Partnership and Community Law on Pub¬lic Contracts and Concessions / Commission of the European Community (2004). - Brussels, 30.04.04, p/ 327.
3. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муни¬ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Положение «Об организации проектной деятельности в Правитель¬стве Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050
5. Регламент Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан (в соответствии с Приказом МПиТ РТ от №313-ОД от 04.10.2013), с. 11
6. Министерство промышленности и торговли РТ. Итоги развития промышленности, потребительского рынка и внешнеэкономической деятельно¬сти Республики Татарстан в 2016 году и задачи на 2017 год. - Казань, 2017 с. 72
7. Паспорт инвестиционного проекта «Строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра» - Казань 2015 г. с. 2
8. Андреева Е.С. статья «Оценка эффективности проектов государ-ственно-частного партнерства: Методологический подход». Москва 2014г. с.3
9. Балашов А.П. Основы менеджмента : уч. / А.П. Балашов. - М: Ву-зовский учебник, 2008. - с. 289.
10. Баранчеев В.П. Управление инновационными проектами / В.П. Ба- ранчеев. - М: Благовест-В, 2008. - с. 193
11. Володин В. В. Управление проектами : учеб. пособие / В.В. Воло-дин. - М: ММИЭИФП, 2006. - с. 179
12. Габдуллина Э.И. Оценка эффективности проектов ГЧП как меха-низма взаимодействия власти и бизнеса в регионе. Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 2. с. 7
13. Грашина М.Г. Основы управления проектами / М. Грашина, В. Дункан. - СПБ: Питер, 2014. с. 205
14. Денисова А.В. Как стать мастером проекта / А.В. Денисова // Управление персоналом. - 2005. - № 1-2. - сс. 59-62.
15. Дж. К. Лафта. Управленческие решения: Учебное пособие для ву-зов. / Дж.К.Лафта. - М.: Благовест-В, 2004.- с. 322
16. Дитхелм Г. Управление проектами. - СПб.: Бизнес-пресса, 2003. Том 1 «Основы» с.; том 2 «Особенности» с. 58
17. Емельянов Ю.С. Управление инновационными проектами в компа¬нии / Ю. Емельянов // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 2. - сс. 25-38.
18. Заренков В. А. Управление проектами 2-е издание. Москва: АСВ, 2010. с. 28
19. Заренков В.А. Портфель Программ и Проектов: принципы, методы и процессы формирования и оптимизации. Москва, 2016. с. 5
20. Зарницына К. Управление проектами на предприятии : оценка эф-фективности / К. Зарницына // Проблемы теории и практики управления . - 2009. - № 7. - сс. 108-113.
21. Ильин В.В. Проектный менеджмент: практическое пособие / В.В. Ильин. - М : Альфа-Пресс, 2007. - с. 268
22. Калинина Л.Ю. Инструментальные средства реализация управления проектами / Л.Ю. Калинина // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 6. сс. 44-50
23. Козлов А.С. Управление проектами 2-е издание. Москва: АСВ, 2010. с. 51
24. Коссов В.В.. Методические рекомендации по оценке эффективно-сти инвестиционных проектов (вторая редакция) В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназа-ров Москва. Экономика.2000 с. 4
25. Мазур И.И. Управление проектами : учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - Изд 4-е, стер. - Москва: Омега-Л, 2007. -с. 664
26. Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. — М.: ПМСОФТ, 2014. с. 206
27. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной органи-зации. - СПб.: Питер, 2002. - с. 197
28. Никитенко О.В. Проектное управление в некоммерческих органи-зациях: учеб. пособие / О.В. Никитенко, Е.М. Бортник. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2013. с. 185
29. Ньюэлл М.В. Управление проектами для профессионалов / М.В. Ньюэлл - Изд. 3-е. - М: КУДИЦ-Образ, 2006. - с. 416
30. Покровский М. А. Основы управления проектами. Учебное посо-бие. / Под ред. С. Г. Фалько. - М.: МГТУ им. Баумана, с. 19
31. Разу М.Л.. Управление проектом. Основы проектного управления : учебник / кол. авт.; под ред. проф. М.: КНОРУС, 2014. с. 39
32. Соловьев М.М., Жалкубаева К.Г. Концепция и механизмы реализа¬ции государственно-частного партнерства Москва, ИПУ РАН. с.7
33. Трофимов В.В. Управление проектами: учеб. Пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010 с. 28
34. Трофимов В.В., Цветков А.В., Евсеев Д.А, Карпова В.С. «Primavera в управлении проектами». Практическое пособие - М.: Издательство ЗАО «ПМСОФТ», 2008. с. 7
35. Шапиро В.Д.. Управление проектами/ В.Д. Шапиро и др. СПб.: ДваТрИ, 2015. с. 610
36. Шонибер У. Будет ли работать схема государственно-частных партнерств в новых государствах - членах ЕС // Недвижимость и инвестиции: правовое регулирование, №4 (25), 2005, сс. 40-43.
37. Щедровицкий Г. П. Организация. Руководство. Управление. Мето¬дология и философия оргуправленческой деятельности: Курс лекций, т. 5. - М., с. 20
38. A guide to the project management body of knowledge (PMBOK® Guide)
39. Dixon T., Pottinger G., Jordan A. Lessons from the private finance ini¬tiative in the UK: Benefits, problems and critical success factors // Journal of Proper¬ty Investment & Finance, 2005, Vol.23 No.5, pp.412-423.
40. Guide to the Project Management Body of Knowledge: PMBOK Guide.
- Project Management Institute, USA, 2000, p. 216
41. Gwen Lowery, Rob Ferrara «Microsoft Project»98: John Wiley &Sons, Inc., 1997.
42. IASA, Cathy A. Ellwood, Michele Maurer-Williford,Co-Eds «Rethink¬ing Project Management for Systems»: Insurance Accounting and Systems Assosia- tion, 1994
43. IPMA Competency Baseline - Руководство по компетенции IPMA Международной Ассоциации Управления Проектами, 1999
44. Morris P. W.G., The Management of Projects. -London: Thomas Tel-ford. 1994.-p. 358
45. Oberlender Garold D. Project management for engineering and construc¬tion /2 ed. New York: McGrawHill, 2016. p. 368
46. Project Management Institute. Standard for Portfolio Management, The.
— PMI, 2006. — с. 79
47. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: //minpromtorg.gov.ru/, свободный
48. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: //mpt.tatarstan.ru/, свободный
49. Официальный сайт Министерства информатизации и связи Респуб-лики Татарстан [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://mic.tatarstan.ru/edoc.htm/, свободный
50. Официальный сайт Департамента экономического развития Белго-родской области [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.derbo.ru/, свободный
51. Официальный сайт программного обеспечения Trello [Электронный ресурс] - Режим доступ: https://trello.com/, свободный
52. Официальный сайт программного обеспечения Wrike [Электронный ресурс] - Режим доступ: https://www.wrike.com/ru/, свободный
53. Шарипова Е. Оценка проектов ГЧП: применение критерия «цена - качество» и оценка public sector comparator. 2013. [Электронный ресурс].: http://www.pppinшssia.ru/,свободный