Управление бизнес-процессом «Оказание медицинских услуг» с использованием мобильных технологий
|
Введение 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
И СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ЕЁ КОМПОНЕНТОВ 9
1.1 Основные понятия и определения 9
1.2 Процессы и модели жизненного цикла информационных систем 14
1.3 Основные методологии проектирования и разработки информационных
систем 18
1.4 Концепции и методики разработки мобильных приложений 23
Выводы по главе 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 27
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ существующих решений информационной системы предприятия 29
2.2.1 Назначение и цели информационной системы 29
2.2.2 Структура информационной системы клиники 36
2.2.3 Состав задач информационной системы 37
2.2.4 Информационные связи задач информационной системы 46
2.3 Анализ бизнес-процесса «Оказание медицинских услуг» клинико-
диагностического центра «Авицена» 54
Выводы по главе 55
3.1.2 Разработка плана по проектированию и реализации мобильного
приложения «Авицена» 59
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцессов «Регистрация пациентов» и «Оказание услуг» 61
3.2.1 Организационно-логическая сущность подсистемы 61
3.2.2 Разработка решения задачи «Формирование записи на оказание услуг» 63
3.2.3 Разработка решения задачи «Формирование истории болезней» 65
3.2.4 Программная реализация задач 67
Выводы по главе 71
4.1 Оценка эффективности внедрения программного обеспечения
подпроцессов «Регистрация пациентов» и «Оказание услуг» 72
4.1.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 72
4.1.2 Бюджет решения задачи «Формирование записи на оказание услуг». ...78
4.1.3 Бюджет решения задачи «Формирование истории болезней» 81
4.1.4 Расчёт показателей экономической эффективности 84
Выводы по главе 92
Заключение 93
Приложение А Таблица информационных потоков задач ИС 96
Приложение B 104
Приложение C 114
Код программы 114
Приложение D 143
Содержание диска 143
Список литературы 144
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
И СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ЕЁ КОМПОНЕНТОВ 9
1.1 Основные понятия и определения 9
1.2 Процессы и модели жизненного цикла информационных систем 14
1.3 Основные методологии проектирования и разработки информационных
систем 18
1.4 Концепции и методики разработки мобильных приложений 23
Выводы по главе 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 27
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ существующих решений информационной системы предприятия 29
2.2.1 Назначение и цели информационной системы 29
2.2.2 Структура информационной системы клиники 36
2.2.3 Состав задач информационной системы 37
2.2.4 Информационные связи задач информационной системы 46
2.3 Анализ бизнес-процесса «Оказание медицинских услуг» клинико-
диагностического центра «Авицена» 54
Выводы по главе 55
3.1.2 Разработка плана по проектированию и реализации мобильного
приложения «Авицена» 59
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцессов «Регистрация пациентов» и «Оказание услуг» 61
3.2.1 Организационно-логическая сущность подсистемы 61
3.2.2 Разработка решения задачи «Формирование записи на оказание услуг» 63
3.2.3 Разработка решения задачи «Формирование истории болезней» 65
3.2.4 Программная реализация задач 67
Выводы по главе 71
4.1 Оценка эффективности внедрения программного обеспечения
подпроцессов «Регистрация пациентов» и «Оказание услуг» 72
4.1.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 72
4.1.2 Бюджет решения задачи «Формирование записи на оказание услуг». ...78
4.1.3 Бюджет решения задачи «Формирование истории болезней» 81
4.1.4 Расчёт показателей экономической эффективности 84
Выводы по главе 92
Заключение 93
Приложение А Таблица информационных потоков задач ИС 96
Приложение B 104
Приложение C 114
Код программы 114
Приложение D 143
Содержание диска 143
Список литературы 144
В настоящее время, как крупные государственные организации, так и частные предпринимательские обладают достаточно обширной структурой, в которой задействовано большое количество программных продуктов. Исходя из этого, информационная система постоянно требует усовершенствования и автоматизирования задействованных в ней процессов, при помощи каких-либо универсальных решений, например таких, как мобильное приложение.
Актуальность рассматриваемых в данной работе задач обусловлено тем, что мобильные технологии становятся всё более распространены и удобны в использовании, а так же тем, что рассматриваемой информационной системой является частная конфигурация 1С и необходимость взаимодействия с ней мобильного приложения.
На данный момент многие как государственные учреждения, так и частные, те же больницы и клиники, начинают внедрять в свои ИС мобильные приложение, так как рынок мобильных приложение расширяется и захватывает всё большее количество клиентов. Это одно из наиболее удобных решений, наравне с сайтами и веб-сайтами, на которых присутствует самая необходимая функция - удалённая запись на приём. Так же, подобные решения предоставляют клиентам информацию об услугах, врачах и самой клиники.
В существующих решениях осуществляется самая необходимая функция для клиентов частных клиник и пациентов городских учреждений - это запись на приём. Наиболее оптимально данная функция обычно реализуется на сайтах и веб¬сайтах, хотя и на сайтах, и в приложениях возникает несколько проблем, таких как выгрузка расписания приёма врачей для удобного просмотра времени записи на приём для пациентов. Так же в большинстве мобильных приложений, хотя их не так уж и много по данной отрасли, практически нигде не реализована возможность просмотра данных о приёме пациентами, а не персоналом. У персонала существует множество решений, внедряемых и реализуемых в корпоративных ИС, у пациентов же отсутствуют такого рода возможности. Между тем, это улучшило бы качество обслуживания пациентов, а значит принесло бы прибыль.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Оказание медицинских услуг», а так же информационная система сопровождения и управления данным бизнес-процессом.
Объектом исследования является частный клинико-диагностический центр «Авицена» и его информационная система.
Целью исследования является совершенствование информационной системы клиники, управления бизнес-процессом «Оказание медицинских услуг» с использованием мобильных технологий, то есть - улучшение некоторых имеющихся задач, а так же добавление новых, которые бы сделали ИС более удобной как для сотрудников, так и для пользователей.
Задачами же являются наиболее важные и вместе с тем, простые функции процесса:
1. Провести предпроектное обследование клинико-диагностического центра.
2. Проанализировать процесс предоставления пациентам услуг.
3. Проанализировать существующие решения по автоматизации
процесса предоставления пациентам услуг.
4. Сформировать техническое задание на разработку мобильного приложения клинико-диагностического центра.
5. Реализовать проектные решения по разработке мобильного приложения клинико-диагностического центра.
6. Обосновать экономическую эффективность мобильного приложения и его реализации.
Новым в данной реализуемой ВКР является то, что мобильное приложение разрабатывается под цели и нужды отдельно взятой клиники и её пациентов, расширен функционал, который, как правило, предоставляется в подобного рода разработках для пациентов и пусть не совсем новая, но актуальная задача - интеграция данных, необходимых для пациентов, из программы 1С.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней наглядно можно рассмотреть, какие преимущества получает частная клиника от внедрения в свою ИС мобильного приложения, а так же увидеть практическую реализацию автоматизации нескольких бизнес задач бизнес процесса посредством мобильного приложения и его взаимодействия с имеющейся ИС клиники.
Стандарты и методологии, которые используются в данной ВКР, следующие:
1. IDEF (Integrated DEFinition) - предназначена для решения задач моделирования сложных систем, позволяет отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах.
2. ITSM и ITIL (IT Service Management, IT Infrastructure Library) -
a) ITSM — подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.
b) ITIL — библиотека, описывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий.
3. ИСО-ИЭК 15504 (Information Technology — Software Process Assessment) - методология оценки процессов.
4. ASL (The Application Services Library) - стандарт по управлению приложениями.
Таким образом, цели и задачи ВКР и разработки значимы как для отдельно взятой частной клики, так и для других государственных и частных учреждений по оказанию услуг.
Актуальность рассматриваемых в данной работе задач обусловлено тем, что мобильные технологии становятся всё более распространены и удобны в использовании, а так же тем, что рассматриваемой информационной системой является частная конфигурация 1С и необходимость взаимодействия с ней мобильного приложения.
На данный момент многие как государственные учреждения, так и частные, те же больницы и клиники, начинают внедрять в свои ИС мобильные приложение, так как рынок мобильных приложение расширяется и захватывает всё большее количество клиентов. Это одно из наиболее удобных решений, наравне с сайтами и веб-сайтами, на которых присутствует самая необходимая функция - удалённая запись на приём. Так же, подобные решения предоставляют клиентам информацию об услугах, врачах и самой клиники.
В существующих решениях осуществляется самая необходимая функция для клиентов частных клиник и пациентов городских учреждений - это запись на приём. Наиболее оптимально данная функция обычно реализуется на сайтах и веб¬сайтах, хотя и на сайтах, и в приложениях возникает несколько проблем, таких как выгрузка расписания приёма врачей для удобного просмотра времени записи на приём для пациентов. Так же в большинстве мобильных приложений, хотя их не так уж и много по данной отрасли, практически нигде не реализована возможность просмотра данных о приёме пациентами, а не персоналом. У персонала существует множество решений, внедряемых и реализуемых в корпоративных ИС, у пациентов же отсутствуют такого рода возможности. Между тем, это улучшило бы качество обслуживания пациентов, а значит принесло бы прибыль.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Оказание медицинских услуг», а так же информационная система сопровождения и управления данным бизнес-процессом.
Объектом исследования является частный клинико-диагностический центр «Авицена» и его информационная система.
Целью исследования является совершенствование информационной системы клиники, управления бизнес-процессом «Оказание медицинских услуг» с использованием мобильных технологий, то есть - улучшение некоторых имеющихся задач, а так же добавление новых, которые бы сделали ИС более удобной как для сотрудников, так и для пользователей.
Задачами же являются наиболее важные и вместе с тем, простые функции процесса:
1. Провести предпроектное обследование клинико-диагностического центра.
2. Проанализировать процесс предоставления пациентам услуг.
3. Проанализировать существующие решения по автоматизации
процесса предоставления пациентам услуг.
4. Сформировать техническое задание на разработку мобильного приложения клинико-диагностического центра.
5. Реализовать проектные решения по разработке мобильного приложения клинико-диагностического центра.
6. Обосновать экономическую эффективность мобильного приложения и его реализации.
Новым в данной реализуемой ВКР является то, что мобильное приложение разрабатывается под цели и нужды отдельно взятой клиники и её пациентов, расширен функционал, который, как правило, предоставляется в подобного рода разработках для пациентов и пусть не совсем новая, но актуальная задача - интеграция данных, необходимых для пациентов, из программы 1С.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней наглядно можно рассмотреть, какие преимущества получает частная клиника от внедрения в свою ИС мобильного приложения, а так же увидеть практическую реализацию автоматизации нескольких бизнес задач бизнес процесса посредством мобильного приложения и его взаимодействия с имеющейся ИС клиники.
Стандарты и методологии, которые используются в данной ВКР, следующие:
1. IDEF (Integrated DEFinition) - предназначена для решения задач моделирования сложных систем, позволяет отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах.
2. ITSM и ITIL (IT Service Management, IT Infrastructure Library) -
a) ITSM — подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.
b) ITIL — библиотека, описывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий.
3. ИСО-ИЭК 15504 (Information Technology — Software Process Assessment) - методология оценки процессов.
4. ASL (The Application Services Library) - стандарт по управлению приложениями.
Таким образом, цели и задачи ВКР и разработки значимы как для отдельно взятой частной клики, так и для других государственных и частных учреждений по оказанию услуг.
В начале выполнения выпускной квалификационной работы были выделены цели и задачи, которые немного расширились в процессе выполнения и которые были так или иначе реализованы. Вот их перечень:
• предпроектное обследование клинико-диагностического центра, его технических характеристик и информационной системы;
• анализ бизнес процесса предоставления пациентам услуг, построение диаграмм в нотации IDF0 as-is, to-be и IDF3 as-is, to-be бизнес- процесса и его задач;
• анализ существующих решений по автоматизации бизнес процесса предоставления пациентам услуг;
• формирование техническое задание на разработку мобильного приложения клинико-диагностического центра, в том числе по рекомендациям персонала и руководителей клиники;
• реализация проектного решения по разработке мобильного приложения клинико-диагностического центра;
• обоснование экономической эффективности мобильного приложения и его реализации.
В процессе выполнения были обнаружены проблемы и их решения для практически каждой задачи. Данные проблемы присущи не только выбранному для данной ВКР предприятию, но и многим другим организациям, хотя между государственными и частными учреждениями наличествуют явные отличия. Но тем не менее, рассмотренные проблемы имеют место в очень многих реализуемых проектах.
Был осуществлён анализ технических и экономических характеристик клиники, работа её информационной системы, а так же функционирование бизнес-процесса «Оказание медицинских услуг». На данных этапах сложности вызвали некоторые устаревшие части программного обеспечения - главным образом, более ранняя версия конфигурации 1С, не поддерживающая интеграцию данных в мобильное приложение.
Данная проблема имеет более глубокие корни, поскольку многие предприятия, работающие в беспрерывном режиме, не могут себе позволить частные обновления частей ИС, так как от них зависит работа всей организации, а обновление и возможные неполадки могут остановить ход работы. Решение, которое было предложено в раках проекта на начальном этапе - ввод ещё одного звена и одного механизма: выгрузка файлов сначала производится из программы на сервер, а оттуда, по назначенной заданию с заданной периодичностью в мобильное приложение.
Следующие проблемы, связанные с функционирование мобильного приложения, были упомянуты вскользь в предыдущих главах - это сильная загруженность приложения из-за большого объёма информации, и в связи с тем, медленное выполнение каких-либо его функций. Предпринимаемые и предложенные решения - оптимизация кода, а так же ввод вспомогательных инструментов, такие как внутренняя база данных SQL Light и увеличение объёма памяти для кэширования. Это улучшает быстродействие и качество выполнения работы приложения.
Так как частная клиника имеет более стабильный доход, нежели государственные учреждения, недостатка средств в поддержке проекта возникнуть не должно, и постепенно разработка, по расчётам экономической эффективности, начнёт приносить доход. В этом плане заметным фактором является то, что пациентами клиники являются преимущественно люди пожилого возраста, и переход к новой технологии займёт некоторое время и будет происходить постепенно.
Но актуальностью данной разработки является то, что персонал call- центра будет всё-таки значительно разгружен, так как мобильное приложение будет предоставлять всю необходимую информацию в совокупности, ведь несмотря на подавляющее большинство пожилых людей среди пациентов, значительная их часть всё же использует информационные технологии и оценит удобство предоставляемого функционала.
Большим преимуществом реализуемого приложения является то, что поскольку оно реализуется под конкретную клинику, оно практически не имеет конкурентов. Несмотря на то, что частных клиник достаточно много, очень малая часть из них использует кроссплатформенные приложения. Наибольшее распространение имеют сайты и веб-приложения (мобильные версии сайта), которые реализуются более простым способом и требуют меньших вложений. Но и по функционалу они значительно уступают мобильным приложениям и часто не очень комфортны в использовании.
Таким образом, можно заключить, что преимущества реализации выбранного проекта в данном случае превышают недостатки. И, поскольку выбранная технология получает всё большее распространение, проект имеет перспективы развития, при должной поддержке, а так же большой потенциал.
Цели и задачи, поставленные в начале ВКР считаю практически полностью выполненными и достаточно полно раскрытыми. Однако выделенные проблемы ставят ещё ряд задач, которые требуют решения. Самой главной из них, конечно же, является выгрузка данных в мобильное приложения из программы 1С, а так же постепенное расширение функционала и доработка взаимосвязи между его внутренними частями.
• предпроектное обследование клинико-диагностического центра, его технических характеристик и информационной системы;
• анализ бизнес процесса предоставления пациентам услуг, построение диаграмм в нотации IDF0 as-is, to-be и IDF3 as-is, to-be бизнес- процесса и его задач;
• анализ существующих решений по автоматизации бизнес процесса предоставления пациентам услуг;
• формирование техническое задание на разработку мобильного приложения клинико-диагностического центра, в том числе по рекомендациям персонала и руководителей клиники;
• реализация проектного решения по разработке мобильного приложения клинико-диагностического центра;
• обоснование экономической эффективности мобильного приложения и его реализации.
В процессе выполнения были обнаружены проблемы и их решения для практически каждой задачи. Данные проблемы присущи не только выбранному для данной ВКР предприятию, но и многим другим организациям, хотя между государственными и частными учреждениями наличествуют явные отличия. Но тем не менее, рассмотренные проблемы имеют место в очень многих реализуемых проектах.
Был осуществлён анализ технических и экономических характеристик клиники, работа её информационной системы, а так же функционирование бизнес-процесса «Оказание медицинских услуг». На данных этапах сложности вызвали некоторые устаревшие части программного обеспечения - главным образом, более ранняя версия конфигурации 1С, не поддерживающая интеграцию данных в мобильное приложение.
Данная проблема имеет более глубокие корни, поскольку многие предприятия, работающие в беспрерывном режиме, не могут себе позволить частные обновления частей ИС, так как от них зависит работа всей организации, а обновление и возможные неполадки могут остановить ход работы. Решение, которое было предложено в раках проекта на начальном этапе - ввод ещё одного звена и одного механизма: выгрузка файлов сначала производится из программы на сервер, а оттуда, по назначенной заданию с заданной периодичностью в мобильное приложение.
Следующие проблемы, связанные с функционирование мобильного приложения, были упомянуты вскользь в предыдущих главах - это сильная загруженность приложения из-за большого объёма информации, и в связи с тем, медленное выполнение каких-либо его функций. Предпринимаемые и предложенные решения - оптимизация кода, а так же ввод вспомогательных инструментов, такие как внутренняя база данных SQL Light и увеличение объёма памяти для кэширования. Это улучшает быстродействие и качество выполнения работы приложения.
Так как частная клиника имеет более стабильный доход, нежели государственные учреждения, недостатка средств в поддержке проекта возникнуть не должно, и постепенно разработка, по расчётам экономической эффективности, начнёт приносить доход. В этом плане заметным фактором является то, что пациентами клиники являются преимущественно люди пожилого возраста, и переход к новой технологии займёт некоторое время и будет происходить постепенно.
Но актуальностью данной разработки является то, что персонал call- центра будет всё-таки значительно разгружен, так как мобильное приложение будет предоставлять всю необходимую информацию в совокупности, ведь несмотря на подавляющее большинство пожилых людей среди пациентов, значительная их часть всё же использует информационные технологии и оценит удобство предоставляемого функционала.
Большим преимуществом реализуемого приложения является то, что поскольку оно реализуется под конкретную клинику, оно практически не имеет конкурентов. Несмотря на то, что частных клиник достаточно много, очень малая часть из них использует кроссплатформенные приложения. Наибольшее распространение имеют сайты и веб-приложения (мобильные версии сайта), которые реализуются более простым способом и требуют меньших вложений. Но и по функционалу они значительно уступают мобильным приложениям и часто не очень комфортны в использовании.
Таким образом, можно заключить, что преимущества реализации выбранного проекта в данном случае превышают недостатки. И, поскольку выбранная технология получает всё большее распространение, проект имеет перспективы развития, при должной поддержке, а так же большой потенциал.
Цели и задачи, поставленные в начале ВКР считаю практически полностью выполненными и достаточно полно раскрытыми. Однако выделенные проблемы ставят ещё ряд задач, которые требуют решения. Самой главной из них, конечно же, является выгрузка данных в мобильное приложения из программы 1С, а так же постепенное расширение функционала и доработка взаимосвязи между его внутренними частями.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Продвижение цифрового консалтингового проекта в сфере медицинских услуг «Radiology-help.me» с применением искусственного интеллекта
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2025 - Формирование бизнес-идеи для рынка оказания услуг здравоохранения (Основы бизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ)
Курсовые работы, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Медико-социальная помощь гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования в РФ (Тульский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - РЕИНЖИНИРИНГ БЕЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Организация коммерческой деятельности медицинского предприятия и ее совершенствование
Главы к дипломным работам, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Медицинское обеспечение массовых международных спортивных мероприятий (г.Казань)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



