ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 10
1.1 Понятие и теоретические основы конкуренции 10
1.2 Конкурентоспособность предприятия 23
1.3 Источники конкурентоспособности предприятия 29
2. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И АНАЛИЗУ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности
предприятия 36
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 41
Операционная эффективность рассматриваемого предприятия r определяется как: 47
2.3 Методика анализа и выявления путей повышения
конкурентоспособности предприятия 50
3. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ, АНАЛИЗА И ВЫЯВЛЕНИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Обоснование выбора исследуемого предприятия 63
3.2 Сравнительный анализ конкурентоспособности ООО «Лантон» в
сопоставлении с ООО «Магматэк» 65
3.3 Сравнительный анализ конкурентоспособности производства электрического оборудования в масштабе Республики Татарстан 77
3.4 Внедрение методики анализа конкурентоспособности предприятия в
1С Предприятие 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 102
На современном этапе развития экономики, одной из самых главных задач предприятия является его эффективная экономическая деятельность, направленная на достижение наилучших показателей и результатов.
Основным показателем хозяйствующего субъекта является его конкурентоспособность, которая определяет результаты деятельности предприятия, его жизнеспособность и устойчивость в условиях рыночной конкуренции.
Следственно, целью предприятия является актуальная проблема повышения и поддержки конкурентоспособности. Данная проблема имеет особую значимость для предприятий России, в связи с их частыми банкротствами.
Оценка конкурентоспособности предприятия напрямую связана с проблематикой повышения конкурентоспособности предприятия. На основании данной оценки можно сделать выводы о степени конкурентоспособности предприятия, что является катализатором разработки методов повышения конкурентоспособности предприятия, и так же отражением результатов данных методов. Так же оценка конкурентоспособности - это методологическая основа для осуществления анализа и определения методов повышения показателя конкурентоспособности.
Данной проблематике посвящены многие труды известных ученых, но, к сожалению, целостная теория конкурентоспособности предприятия не сформирована до сих пор. То есть можно сказать об отсутствии универсальной методики оценки анализа и выявления резервов конкурентоспособности. Именно данный факт обуславливает актуальность и необходимость данного исследования.
Объектом исследования являются предприятия занимающиеся производством электрического оборудования.
Предмет исследования - методические и научно-методологические аспекты проблемы оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель исследования заключается в разработке методологии оценки, анализа и путей повышения конкурентоспособности предприятия, применяя экономико-математические методы.
Задачи исследования, в теоретическом аспекте:
- изучить теоретические основы конкуренции и
конкурентоспособности;
- проанализировать понятие и теоретические основы
конкурентоспособности;
- проанализировать понятие конкурентоспособности;
- проанализировать источники конкурентоспособности предприятия;
- провести синтез существующих теорий конкурентоспособности
предприятия.
В методологическом аспекте:
- провести исследование существующих методик оценки конкурентоспособности, выявить их недостатки;
- выявить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- разработать методику оценки конкурентоспособности предприятия, используя математические методы;
- разработать алгоритм анализа конкурентоспособности и выявить пути её повышения.
В прикладном аспекте:
- выбрать предприятия, занимающиеся производством
электрического оборудования для проверки разработанной методологии;
- оценить конкурентоспособность выбранных предприятия;
- проанализировать результаты конкурентоспособности объектов и выявить пути ее повышения;
- внедрить разработанную методику в программный пакет 1С.
Теоретическая и информационная база исследования
В качестве теоретической базы использовались труды отечественных и зарубежных ученых. Так же использовались математические методы, экономико-математические методы, математическая статистика, факторный анализ. В процессе исследования использовались программные средства MS Excel и 1С Предприятие.
Информационная основа исследования подкреплена статистическими отчетами, бухгалтерскими сводками, акты и документы всех уровней и другая экономическая информация.
Научная новизна исследования
Наиболее значимые результатов исследования, обладающих научной новизной:
- предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности
предприятия, основанное на определении : конкурентоспособность предприятия - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, которая отражает уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами;
- введено понятие источников конкурентоспособности предприятия, которыми являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование;
- выявлен показатель конкурентоспособности предприятия, который основан на количественной оценке показателей операционной эффективности и стратегического позиционирования предприятия, обладающий большим количеством положительных аспектов по сравнению с существующими показателями;
- на основе предложенного автором показателя конкурентоспособности разработана система взаимосвязи показателей, позволяющая провести многогранную оценку и анализ конкурентоспособности предприятия;
- на основе разработанной системы показателей предложена новая методика оценки, анализа и выявления основных путей повышения конкурентоспособности предприятия, имеющая применение в любой анализируемой отрасли;
- осуществление внедрения разработанной методики анализа конкурентоспособности предприятия в систему 1С.
Реализация результатов работы
Итоговые результаты проведенного исследования являются основой для оценки и анализа конкурентоспособности предприятий сферы производства электрического оборудования в городе Набережные Челны, а именно ООО «Лантон» и ООО «Магматэк».
Статистика работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающий 36 наименований, приложения А и Б. Работа изложена на 100 страниц, включая 30 рисунков и 12 таблиц.
В процессе исследования были рассмотрены известные подходы к определению сущности конкуренции и конкурентоспособности предприятия, осуществлен их анализ, был разработан универсальный подход к определению факторов и источников конкурентоспособности предприятия.
Далее были проанализированы существующие методики оценки конкурентоспособности, положительные и отрицательные аспекты, в силу которых данные методики нельзя признать приемлемыми. На основании этого разработана универсальная методика оценки конкурентоспособности, разработан алгоритм анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
Предложенная методология оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий реализована в результате исследования конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством электрического оборудования в городе Набережные Челны. В ходе расчетов проиллюстрированы возможности применения методологии как для отдельно взятого предприятия, так и для групп предприятий и отрасли в целом.
В рамках выполненного диссертационного исследования были получены следующие основные результаты, обладающие признаками научной новизны:
1. предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности
предприятия, основанное на определении : конкурентоспособность предприятия - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, которая отражает уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами;
2. введено понятие источников конкурентоспособности предприятия, которыми являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование;
3. выявлен показатель конкурентоспособности предприятия, который основан на количественной оценке показателей операционной эффективности и стратегического позиционирования предприятия, обладающий большим количеством положительных аспектов по сравнению с существующими показателями;
4. на основе предложенного автором показателя конкурентоспособности разработана система взаимосвязи показателей, позволяющая провести многогранную оценку и анализ конкурентоспособности предприятия;
5. на основе разработанной системы показателей предложена новая методика оценки, анализа и выявления основных путей повышения конкурентоспособности предприятия, имеющая применение в любой анализируемой отрасли;
6. осуществление внедрения разработанной методики анализа конкурентоспособности предприятия в систему 1С.
Исходя из приведенных выше результатов, которые были полученных в процессе исследования, можно сделать вывод, что главная цель работы достигнута, так как была разработана методология, позволяющая выявлять основные направления повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для достижения поставленной цели в рамках исследования было решено несколько задач:
- предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
- синтезирован универсальный подход к определению факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработана новая методика оценки конкурентоспособности предприятий, позволяющая, достичь максимальной объективности производимой оценки;
- разработана методика анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработанная методика была автоматизирована и внедрена в пакет программ 1С.
В числе следующих дальнейших исследований необходимо выделить практическое применение предложенной методологии. В частности, разработанная методика анализа конкурентоспособности предприятий позволяет на основании статистических и отчетных данных выявлять факторы, оказывающие наибольшее влияние на конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов, групп предприятий и отраслей промышленности в целом. Это, в свою очередь, позволяет осуществлять оперативное управление конкурентоспособностью исследуемых предприятий.
1. Абрамов М. Ю. Комплексная конкурентоспособность продукции - основа обновления структуры производства и закупок оборудования. М.: ЭПИКОН, 2005. - 63 с.
2. Адаева Т. Ю. Организационные факторы и резервы повышения
конкурентоспособности предприятия. Пенза: Изд-во Пензенского
государственного университета, 2008. - 27 с.
3. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2010. - 254 с.
4. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 296 с.
5. Анискин Ю. П. Внутрифирменное планирование. М.: Изд-во МИЭТ, 2004.
- 93 с.
6. Бурганова Р. А. Анализ и выбор конкурентных позиций предприятия. Казань, 2008. - 44 с.
7. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА - М, 2000. - 400 с.
8. Буяльская А. К. Конкурентоспособность товара, ее оценка. Новосибирск, 2008. - 52 с.
9. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. М.: Машиностроение, 1993. - 367 с.
10. Воронов Д. С., Криворотов В. В. Анализ конкурентоспособности предприятий//Инвестиции, инновации, менеджмент в переходной экономике. Сборник научных статей. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2000. - с. 129-138.
11. Воронов Д. С., Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001.
- 96 с.
12. Воронов Д. С., Криворотов В. В. Методологический подход к оценке и
анализу конкурентоспособности предприятий//Механизм
98
государственного регулирования социально-экономического развития региона. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. - с. 40-42.
13. Воронов Д. С., Криворотов В. В. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий//Экономическая культура в условиях рыночной экономики: отечественная практика и опыт международного сотрудничества. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2000. - с. 46-53.
14. Катков В. В. Управление конкурентоспособностью организации. СПб., 2000. - 149 с.
15. Козлова Т. В. Механизм оценки конкурентоспособности металлургической фирмы. Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2000. - 24 с.
16. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
17. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок. М.: АСТ, 2000. - 271 с.
18. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржинальные, бихевиористические,
управленческие. СПб.: Экономическая школа, 2005.
19. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М,www.bibliorossica.ru2008. - 336 с.
20. Мисаков В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2008. - 223 с.
21. Мисаков В. С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик: Эль-Фа, 2006. - 216 с.
22. Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М., www.ibook.ru2000. - 591 с.
23. Мишин Ю. В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. М.: Изд-во Института микроэкономики, 2000. - 211 с.
24. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке//www.marketing.spb.ru,30.06.2000. - 35 с.
25. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 495 с.
26. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 2003. - 896 с.
27. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Петрозаводск: Петроком, 2003. - 1 59 с.
28. Родионова В. Н. Организация производства на промышленных
предприятиях в современных экономических условиях. Воронеж, 2005. - 151 c.:
29. Розанова Н. М. Основы экономического выбора. М.: ТЕИС, 2006. - 139 с.
30. Свестуньков С. Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью//www.marketing.spb.ru,30.06.2000. - 43 с.
31. Сироткин С. А. Выбор эффективной стратегии конкуренции. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ-УПИ, 2009. - 28 с.
32. Смит А Исследование о природе и причинах богатства народа. Петрозаводск: Петроком, 2003. - 320 с.
33. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, 2007. - 170 с.
34. Свестуньков С. Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью//www.marketing.spb.ru,30.06.2000. - 43 с.
35. Сироткин С. А. Выбор эффективной стратегии конкуренции. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ-УПИ, 2009. - 28 с.
36. Смит А Исследование о природе и причинах богатства народа. Петрозаводск: Петроком, 2003. - 320 с.