АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 10
1.1 Понятие и теоретические основы конкуренции 10
1.2 Конкурентоспособность предприятия 23
1.3 Источники конкурентоспособности предприятия 29
2. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И АНАЛИЗУ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности
предприятия 36
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 41
Операционная эффективность рассматриваемого предприятия r определяется как: 47
2.3 Методика анализа и выявления путей повышения
конкурентоспособности предприятия 50
3. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ, АНАЛИЗА И ВЫЯВЛЕНИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Обоснование выбора исследуемого предприятия 63
3.2 Сравнительный анализ конкурентоспособности ООО «Лантон» в
сопоставлении с ООО «Магматэк» 65
3.3 Сравнительный анализ конкурентоспособности производства электрического оборудования в масштабе Республики Татарстан 77
3.4 Внедрение методики анализа конкурентоспособности предприятия в
1С Предприятие 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 102
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 10
1.1 Понятие и теоретические основы конкуренции 10
1.2 Конкурентоспособность предприятия 23
1.3 Источники конкурентоспособности предприятия 29
2. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ И АНАЛИЗУ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1 Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности
предприятия 36
2.2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 41
Операционная эффективность рассматриваемого предприятия r определяется как: 47
2.3 Методика анализа и выявления путей повышения
конкурентоспособности предприятия 50
3. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ, АНАЛИЗА И ВЫЯВЛЕНИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 63
3.1 Обоснование выбора исследуемого предприятия 63
3.2 Сравнительный анализ конкурентоспособности ООО «Лантон» в
сопоставлении с ООО «Магматэк» 65
3.3 Сравнительный анализ конкурентоспособности производства электрического оборудования в масштабе Республики Татарстан 77
3.4 Внедрение методики анализа конкурентоспособности предприятия в
1С Предприятие 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 102
На современном этапе развития экономики, одной из самых главных задач предприятия является его эффективная экономическая деятельность, направленная на достижение наилучших показателей и результатов.
Основным показателем хозяйствующего субъекта является его конкурентоспособность, которая определяет результаты деятельности предприятия, его жизнеспособность и устойчивость в условиях рыночной конкуренции.
Следственно, целью предприятия является актуальная проблема повышения и поддержки конкурентоспособности. Данная проблема имеет особую значимость для предприятий России, в связи с их частыми банкротствами.
Оценка конкурентоспособности предприятия напрямую связана с проблематикой повышения конкурентоспособности предприятия. На основании данной оценки можно сделать выводы о степени конкурентоспособности предприятия, что является катализатором разработки методов повышения конкурентоспособности предприятия, и так же отражением результатов данных методов. Так же оценка конкурентоспособности - это методологическая основа для осуществления анализа и определения методов повышения показателя конкурентоспособности.
Данной проблематике посвящены многие труды известных ученых, но, к сожалению, целостная теория конкурентоспособности предприятия не сформирована до сих пор. То есть можно сказать об отсутствии универсальной методики оценки анализа и выявления резервов конкурентоспособности. Именно данный факт обуславливает актуальность и необходимость данного исследования.
Объектом исследования являются предприятия занимающиеся производством электрического оборудования.
Предмет исследования - методические и научно-методологические аспекты проблемы оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель исследования заключается в разработке методологии оценки, анализа и путей повышения конкурентоспособности предприятия, применяя экономико-математические методы.
Задачи исследования, в теоретическом аспекте:
- изучить теоретические основы конкуренции и
конкурентоспособности;
- проанализировать понятие и теоретические основы
конкурентоспособности;
- проанализировать понятие конкурентоспособности;
- проанализировать источники конкурентоспособности предприятия;
- провести синтез существующих теорий конкурентоспособности
предприятия.
В методологическом аспекте:
- провести исследование существующих методик оценки конкурентоспособности, выявить их недостатки;
- выявить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- разработать методику оценки конкурентоспособности предприятия, используя математические методы;
- разработать алгоритм анализа конкурентоспособности и выявить пути её повышения.
В прикладном аспекте:
- выбрать предприятия, занимающиеся производством
электрического оборудования для проверки разработанной методологии;
- оценить конкурентоспособность выбранных предприятия;
- проанализировать результаты конкурентоспособности объектов и выявить пути ее повышения;
- внедрить разработанную методику в программный пакет 1С.
Теоретическая и информационная база исследования
В качестве теоретической базы использовались труды отечественных и зарубежных ученых. Так же использовались математические методы, экономико-математические методы, математическая статистика, факторный анализ. В процессе исследования использовались программные средства MS Excel и 1С Предприятие.
Информационная основа исследования подкреплена статистическими отчетами, бухгалтерскими сводками, акты и документы всех уровней и другая экономическая информация.
Научная новизна исследования
Наиболее значимые результатов исследования, обладающих научной новизной:
- предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности
предприятия, основанное на определении : конкурентоспособность предприятия - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, которая отражает уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами;
- введено понятие источников конкурентоспособности предприятия, которыми являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование;
- выявлен показатель конкурентоспособности предприятия, который основан на количественной оценке показателей операционной эффективности и стратегического позиционирования предприятия, обладающий большим количеством положительных аспектов по сравнению с существующими показателями;
- на основе предложенного автором показателя конкурентоспособности разработана система взаимосвязи показателей, позволяющая провести многогранную оценку и анализ конкурентоспособности предприятия;
- на основе разработанной системы показателей предложена новая методика оценки, анализа и выявления основных путей повышения конкурентоспособности предприятия, имеющая применение в любой анализируемой отрасли;
- осуществление внедрения разработанной методики анализа конкурентоспособности предприятия в систему 1С.
Реализация результатов работы
Итоговые результаты проведенного исследования являются основой для оценки и анализа конкурентоспособности предприятий сферы производства электрического оборудования в городе Набережные Челны, а именно ООО «Лантон» и ООО «Магматэк».
Статистика работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающий 36 наименований, приложения А и Б. Работа изложена на 100 страниц, включая 30 рисунков и 12 таблиц.
Основным показателем хозяйствующего субъекта является его конкурентоспособность, которая определяет результаты деятельности предприятия, его жизнеспособность и устойчивость в условиях рыночной конкуренции.
Следственно, целью предприятия является актуальная проблема повышения и поддержки конкурентоспособности. Данная проблема имеет особую значимость для предприятий России, в связи с их частыми банкротствами.
Оценка конкурентоспособности предприятия напрямую связана с проблематикой повышения конкурентоспособности предприятия. На основании данной оценки можно сделать выводы о степени конкурентоспособности предприятия, что является катализатором разработки методов повышения конкурентоспособности предприятия, и так же отражением результатов данных методов. Так же оценка конкурентоспособности - это методологическая основа для осуществления анализа и определения методов повышения показателя конкурентоспособности.
Данной проблематике посвящены многие труды известных ученых, но, к сожалению, целостная теория конкурентоспособности предприятия не сформирована до сих пор. То есть можно сказать об отсутствии универсальной методики оценки анализа и выявления резервов конкурентоспособности. Именно данный факт обуславливает актуальность и необходимость данного исследования.
Объектом исследования являются предприятия занимающиеся производством электрического оборудования.
Предмет исследования - методические и научно-методологические аспекты проблемы оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель исследования заключается в разработке методологии оценки, анализа и путей повышения конкурентоспособности предприятия, применяя экономико-математические методы.
Задачи исследования, в теоретическом аспекте:
- изучить теоретические основы конкуренции и
конкурентоспособности;
- проанализировать понятие и теоретические основы
конкурентоспособности;
- проанализировать понятие конкурентоспособности;
- проанализировать источники конкурентоспособности предприятия;
- провести синтез существующих теорий конкурентоспособности
предприятия.
В методологическом аспекте:
- провести исследование существующих методик оценки конкурентоспособности, выявить их недостатки;
- выявить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- разработать методику оценки конкурентоспособности предприятия, используя математические методы;
- разработать алгоритм анализа конкурентоспособности и выявить пути её повышения.
В прикладном аспекте:
- выбрать предприятия, занимающиеся производством
электрического оборудования для проверки разработанной методологии;
- оценить конкурентоспособность выбранных предприятия;
- проанализировать результаты конкурентоспособности объектов и выявить пути ее повышения;
- внедрить разработанную методику в программный пакет 1С.
Теоретическая и информационная база исследования
В качестве теоретической базы использовались труды отечественных и зарубежных ученых. Так же использовались математические методы, экономико-математические методы, математическая статистика, факторный анализ. В процессе исследования использовались программные средства MS Excel и 1С Предприятие.
Информационная основа исследования подкреплена статистическими отчетами, бухгалтерскими сводками, акты и документы всех уровней и другая экономическая информация.
Научная новизна исследования
Наиболее значимые результатов исследования, обладающих научной новизной:
- предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности
предприятия, основанное на определении : конкурентоспособность предприятия - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, которая отражает уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами;
- введено понятие источников конкурентоспособности предприятия, которыми являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование;
- выявлен показатель конкурентоспособности предприятия, который основан на количественной оценке показателей операционной эффективности и стратегического позиционирования предприятия, обладающий большим количеством положительных аспектов по сравнению с существующими показателями;
- на основе предложенного автором показателя конкурентоспособности разработана система взаимосвязи показателей, позволяющая провести многогранную оценку и анализ конкурентоспособности предприятия;
- на основе разработанной системы показателей предложена новая методика оценки, анализа и выявления основных путей повышения конкурентоспособности предприятия, имеющая применение в любой анализируемой отрасли;
- осуществление внедрения разработанной методики анализа конкурентоспособности предприятия в систему 1С.
Реализация результатов работы
Итоговые результаты проведенного исследования являются основой для оценки и анализа конкурентоспособности предприятий сферы производства электрического оборудования в городе Набережные Челны, а именно ООО «Лантон» и ООО «Магматэк».
Статистика работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающий 36 наименований, приложения А и Б. Работа изложена на 100 страниц, включая 30 рисунков и 12 таблиц.
В процессе исследования были рассмотрены известные подходы к определению сущности конкуренции и конкурентоспособности предприятия, осуществлен их анализ, был разработан универсальный подход к определению факторов и источников конкурентоспособности предприятия.
Далее были проанализированы существующие методики оценки конкурентоспособности, положительные и отрицательные аспекты, в силу которых данные методики нельзя признать приемлемыми. На основании этого разработана универсальная методика оценки конкурентоспособности, разработан алгоритм анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
Предложенная методология оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий реализована в результате исследования конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством электрического оборудования в городе Набережные Челны. В ходе расчетов проиллюстрированы возможности применения методологии как для отдельно взятого предприятия, так и для групп предприятий и отрасли в целом.
В рамках выполненного диссертационного исследования были получены следующие основные результаты, обладающие признаками научной новизны:
1. предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности
предприятия, основанное на определении : конкурентоспособность предприятия - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, которая отражает уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами;
2. введено понятие источников конкурентоспособности предприятия, которыми являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование;
3. выявлен показатель конкурентоспособности предприятия, который основан на количественной оценке показателей операционной эффективности и стратегического позиционирования предприятия, обладающий большим количеством положительных аспектов по сравнению с существующими показателями;
4. на основе предложенного автором показателя конкурентоспособности разработана система взаимосвязи показателей, позволяющая провести многогранную оценку и анализ конкурентоспособности предприятия;
5. на основе разработанной системы показателей предложена новая методика оценки, анализа и выявления основных путей повышения конкурентоспособности предприятия, имеющая применение в любой анализируемой отрасли;
6. осуществление внедрения разработанной методики анализа конкурентоспособности предприятия в систему 1С.
Исходя из приведенных выше результатов, которые были полученных в процессе исследования, можно сделать вывод, что главная цель работы достигнута, так как была разработана методология, позволяющая выявлять основные направления повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для достижения поставленной цели в рамках исследования было решено несколько задач:
- предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
- синтезирован универсальный подход к определению факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработана новая методика оценки конкурентоспособности предприятий, позволяющая, достичь максимальной объективности производимой оценки;
- разработана методика анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработанная методика была автоматизирована и внедрена в пакет программ 1С.
В числе следующих дальнейших исследований необходимо выделить практическое применение предложенной методологии. В частности, разработанная методика анализа конкурентоспособности предприятий позволяет на основании статистических и отчетных данных выявлять факторы, оказывающие наибольшее влияние на конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов, групп предприятий и отраслей промышленности в целом. Это, в свою очередь, позволяет осуществлять оперативное управление конкурентоспособностью исследуемых предприятий.
Далее были проанализированы существующие методики оценки конкурентоспособности, положительные и отрицательные аспекты, в силу которых данные методики нельзя признать приемлемыми. На основании этого разработана универсальная методика оценки конкурентоспособности, разработан алгоритм анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
Предложенная методология оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий реализована в результате исследования конкурентоспособности предприятий, занимающихся производством электрического оборудования в городе Набережные Челны. В ходе расчетов проиллюстрированы возможности применения методологии как для отдельно взятого предприятия, так и для групп предприятий и отрасли в целом.
В рамках выполненного диссертационного исследования были получены следующие основные результаты, обладающие признаками научной новизны:
1. предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности
предприятия, основанное на определении : конкурентоспособность предприятия - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики, которая отражает уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами;
2. введено понятие источников конкурентоспособности предприятия, которыми являются операционная эффективность и стратегическое позиционирование;
3. выявлен показатель конкурентоспособности предприятия, который основан на количественной оценке показателей операционной эффективности и стратегического позиционирования предприятия, обладающий большим количеством положительных аспектов по сравнению с существующими показателями;
4. на основе предложенного автором показателя конкурентоспособности разработана система взаимосвязи показателей, позволяющая провести многогранную оценку и анализ конкурентоспособности предприятия;
5. на основе разработанной системы показателей предложена новая методика оценки, анализа и выявления основных путей повышения конкурентоспособности предприятия, имеющая применение в любой анализируемой отрасли;
6. осуществление внедрения разработанной методики анализа конкурентоспособности предприятия в систему 1С.
Исходя из приведенных выше результатов, которые были полученных в процессе исследования, можно сделать вывод, что главная цель работы достигнута, так как была разработана методология, позволяющая выявлять основные направления повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для достижения поставленной цели в рамках исследования было решено несколько задач:
- предложено наиболее полное понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
- синтезирован универсальный подход к определению факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработана новая методика оценки конкурентоспособности предприятий, позволяющая, достичь максимальной объективности производимой оценки;
- разработана методика анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработанная методика была автоматизирована и внедрена в пакет программ 1С.
В числе следующих дальнейших исследований необходимо выделить практическое применение предложенной методологии. В частности, разработанная методика анализа конкурентоспособности предприятий позволяет на основании статистических и отчетных данных выявлять факторы, оказывающие наибольшее влияние на конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов, групп предприятий и отраслей промышленности в целом. Это, в свою очередь, позволяет осуществлять оперативное управление конкурентоспособностью исследуемых предприятий.
Подобные работы
- Экономико-математические методы и модели для финансового управления организацией
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Изучение направления повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ДОМКОР»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «МКТ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КАК
МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



