ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .... 6
1.1 Анализ функционирования предприятия 6
1.2 ОПФ (Основные производственные фонды) 7
1.3 Производственные, экономические показатели (объем и структура производства) 8
1.4 Потребляемые ресурсы (сырье, энергетические и т.д.) 11
1.5 Организационная структура 17
1.6 Логическая схема действующей компьютерной сети 18
1.7 Состав и структура действующей информационной системы или ее сегментов 19
2 РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
2.1 Состав бизнес-процессов 22
2.2 Основные задачи и работы бизнес-процессов предприятия 26
2.3 Классификация задач и работ бизнес-процессов предприятия 35
2.4 Таблица структурных связей задач бизнес-процессов 42
2.5 Показатели эффективности бизнес-процессов 77
3 СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 84
3.1 Назначение и цели ИС 84
3.2 Подсистемы и структура ИС предприятия 84
3.3 Состав задач подсистем ИС 85
4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ «СБЫТ» ИС 93
4.1 Организационно-логическая сущность решения задач подсистемы 93
4.2 Внутренние и внешние информационные связи подсистемы «Сбыт».... 94
4.3 Структура информационных массивов связи задач подсистемы 98
4.4 ИЛМ базы данных 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. За последние годы ситуация в российской экономике существенно изменилась: рыночная система управления сменила административную, предприятия и отдельные работники получили доступ к достижениям технологической, электронной и информационной революций, вступили в конкурентные отношения, усилившиеся с расширением деятельности транснациональных корпораций на отечественном рынке. В результате произошедших перемен российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные проблемы, требующие инновационного развития бизнес-процессов в соответствии с требованиями доминирующих экономических, технологических и социальных тенденций развития современной экономики.
Использование механизмов инновационного развития современного предприятия при повышении качества администрирования его бизнес- процессов, способствует активному совершенствованию производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности данного предприятия. При этом сложность управления предприятием состоит в том, что не только предприятие «движется» к целевому состоянию, но и само пространство, в котором происходит движение, изменяется (т.е. имеет место динамическая система координат). Отсюда необходимость непрерывного мониторинга внешней среды, позволяющего своевременно реагировать на изменение множества экзогенных параметров и направлять предприятие в то или иное русло инновационного развития.
Степень разработанности темы. Вопросам организации и управления инновационной деятельности предприятия в современной экономике посвящены труды известных российских ученых и практиков различных школ и направлений: Абутидзе З.С., Аньшин В.М., Афонин И.В., Бегиджанов П.М., Васильева Л., Гурков И., Зинов В., Ковалев Г.Д., Колоколов В.А., Литвак Б., Мазур И.,Медынский В.Г., Оголева Л., Фатхутдинов Р., Четыркин Е.М. и др. Значительный вклад в разработку теоретических подходов к решению данных проблем внесли такие зарубежные исследователи как М. Робсон, Ф. Уллах, М. Хаммер, Дж. Чампи, У. Шарп, Й Шум-петер и др. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.
Несмотря на наличие работ в области применения интегрированных систем управления бизнес-процессами отечественных предприятий, в экономической литературе недостаточно изучены особенности использования данных систем для его инновационного развития и моделирования ресурсного обеспечения бизнес-процессов данного предприятия. Данная область не получила достойного освещения в отечественной экономической литературе и обладает необходимой новизной.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании концептуальных основ и методических подходов к совершенствованию механизмов инновационного развития предприятия повышение экономической и управленческой эффективности бизнес-процесса «Сбыт» на металлургическом предприятии посредством проектирования, разработки и внедрения информационной системы.
Основные задачи исследования:
- Анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ-Металлургия»;
- Анализ бизнес-процессов предприятия, выделение для них задач, работ, выявление особенностей их взаимодействия;
- Проектирование информационной системы предприятия с учетом выделенных бизнес-процессов;
- Проектирование информационной системы бизнес-процесса «Сбыт»;
- Проведение расчета экономической и управленческой эффективности реинжиниринга бизнес-процесса на предприятии.
Объект исследования - предприятие ОАО «КАМАЗ-Металлургия» реализации его бизнес-процессов.
Предмет исследования - бизнес-процесс «Сбыт» на предприятии ОАО «КАМАЗ-Металлургия».
Научная новизна работы заключается в разработке методических подходов к совершенствованию механизмов инновационного развития предприятия с учетом возможностей интегрированной системы управления и его бизнес-процессом «Сбыт» на основе моделирования его отдельных задач и связей с другими бизнес-процессами предприятия.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью совершенствования механизмов и методов управления потоками и проектами современного предприятия, внедрения информационных технологий управления бизнес-процессами и производственной деятельностью данного предприятия. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов, связанных с развитием бизнес-процессов предприятия и управлением его производственной деятельностью.
Методология и методы исследования основываются на работах отечественных и зарубежных ученых в области реинжиниринга бизнес- процессов на предприятиях.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Современная концепция развития российских предприятий имеет тенденцию к технологическим и информационным усложнениям. Предприятиям все больше внимания приходится уделять информационным технологиям управления и инновационным механизмам развития, поскольку их использование лежит в основе конкурентоспособного развития предприятия в современной экономике. Поэтому повышается актуальность изучения бизнес- процессов предприятия и разработки наиболее соответствующих его развитию информационных систем управления.
Основой инновационного развития предприятия и эффективного управления его бизнес-процессами является переосмысление и трансформация бизнеса организации для более тесной координации деятельности ее функциональных частей и повышения их гибкости. Бизнес- процесс, как правило, рассматривается как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создаётся продукт, представляющий ценность для потребителя. При этом сущность бизнес- процесса определяется через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара.
При исследовании инновационных возможностей развития предприятия необходимо в первую очередь изучить параметры (характеристики) развития его БП.
Кроме непосредственного изучения параметров инновационного развития предприятия требует изучения такая его характеристика как качество. Качество инновационного развития должно определяться по всем сферам и аспектам инновационной деятельности. Отдельный БП можно рассматривать как процесс финансирования разработки и внедрения нового продукта или услуги; как параллельно-последовательный процесс осуществления научно-
исследовательских, научно-технических, производственных, маркетинговых работ и мероприятий по реализации инновации на рынке. При этом его можно рассматривать по временным этапам жизненного цикла, которые называют фазами БП.
Принципы внедрения и использования ИС, оказывающей положительное влияние на инновационное развитие предприятия, подходят для любого производственного предприятия. Система приоритетов, заложенная в ИС для обеспечения условий инновационного развития предприятия, определяет очередность обработки, упорядочивая все партии в соответствии с алгоритмом, в котором наиболее важным критерием является срок завершения. Основной план производства является ядром ИС, с точки зрения создания условий для положительного влияния на инновационное развитие предприятия.
Выгоды успешного применения ИС с привязкой к системе управления инновационной деятельностью предприятия - это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и так далее, а в результате этого - снижение производственных издержек, но что более важно, это создание инфраструктуры приспособленной для производства продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис. Способность создавать покупательскую ценность приведет к росту доходов и устойчивому конкурентному преимуществу.
Проанализировав деятельность предприятия, были выделены основные бизнес-процессы. На основании задач рассмотренных деловых процессов определен состав информационной системы предприятия, включающей в себя подсистемы, задачи которых возможно автоматизировать.
В данном исследовании была разработана информационная система для автоматизации решения задачи «Учет отгруженной продукции» подсистемы «Сбыт».
Подсистема «Сбыт» характеризует основную деятельность ОАО « КАМАЗ-Металлургия». Задача «Учет отгруженной продукции» актуальна для предприятия, так как на результатах ее решения основываются важные управленческие решения.
1. «Бизнес-планирование»: Учебник/ Под ред. В.М.Попова - М.: Финансы и статистика, 2002 г.
2. «Экономика предприятия» - конспект лекций под редакцией В.К.Скляренко; Москва: Инфра-М, 2001 г;
3. «Экономика предприятия» - учебник под редакцией О.И.Волкова; Москва: Инфра-М, 2000 г.
4. Hall, E.A., Wade, R.J.. How to make reengineering really work // The McKinsey Quarterly, 1994, Number 2. p. 107-128.
5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. Стандарты и качество, 2007.
6. Бовыкан В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления: Учебник М.: ОАО «Экономика», 1997.
7. Боев В. Д., Кирик Д. И., Сыпченко Р. П Компьютерное моделирование: Пособие для курсового и дипломного проектирования. — СПб.: ВАС, 2011. — 348 с.
8. Боровков П. Инжиниринг и реинжиниринг. Средства описания бизнес-процессов / П. Боровков // Справочник экономиста, 2007, № 10, 45-50 с.
9. Бусыгин A.B. Эффективный менеджмент. -М.: Финпресс, 2000.
10. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов. Экономические, управленческие и правовые аспекты. Волтерс Клувер, 2005.
11. Железко Б., Ермакова Т., Володько Л. Реинжиниринг бизнес- процессов. Учебное пособие, 2006.
12. Ильин В.В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. Вильяме, 2006.
13. Козерод Л.А. Реинжиниринг бизнес-процессов промышленных предприятий / Л.А. Козерод, В.С. Лосев // Актуальные вопросы управления организацией: материалы региональной научно-практической конференции. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008, 74-80 с.
14. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов/Под ред. В.А.Абрамова.З-е изд.,доп. М.: Ось-89, 2008.
15. Лианский М. Е. Реинжиниринг бизнес-процессов для эффективной адаптации предприятий к изменениям внешней среды, Инновации, 2006, №5(92),87-89 с.
16. Омаров М. М. Реинжиниринг - как метод обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в кризисные периоды, Современные наукоёмкие технологии, 2008, №4.
17. Реинжиниринг бизнес-процессов / Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев. М.: ЭКСМО, 2005. 592 с.
18. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. Стандарты и качество, 2005.
19. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов /Пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 224 с.
20. Сгибнев A.B. Информационные технологии и реинжиниринг бизнес-процессов в российских условиях. КомКнига, 2005.
21. Смирнов Ю.Н. - курс лекций по дисциплине «Проектирование информационных систем»;
22. Франсис Ж. Гуияр, Джеймс Н. Келли. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.
23. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе /Пер. с англ. — СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. — 332 с.
24. Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. Материалы семинара «Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании». - М.: ЦРДЗ, 1996.
25. Эффективность средств реинжиниринга // Деловой мир. 1995. - №37 (2-8 окт.) - Прил. "Мир информации", 7-19 с.