ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТСКОГО
ПРОДУКТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие и особенности туристского продукта 5
1.2 Структура туристского продукта 10
1.3 Этапы разработки турпродукта 16
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТКИХ ПРОДУКТОВ НА
РОССИЙСКОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ 22
2.1 Анализ деятельности Российских туроператоров на внутреннем рынке . 22
2.2 Анализ деятельности Российских туроператоров за рубежом 31
Глава 3. ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ТУРПРОДУКТА НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ 37
3.1 Содержание нового турпродукта 37
3.2 Маркетинговые мероприятия по продвижению нового турпродукта 51
3.3 Анализ экономической эффективности нового турпродукта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА
В современном мире туризм имеет особое значение в экономике многих стран и в мировой экономике в целом. Этому способствуют постепенный рост доходов населения, появление все больше свободного времени, возникновение множества вариантов и альтернатив проведения отдыха и другие факторы. Начиная с 20-ого столетия, сфера туризма стала одной из ключевых областей деятельности в мировой экономике и бурно развивается на сегодняшний день во многих странах, в том числе и в России.
Туристский потенциал нашей страны является достаточно высоким, но используется он всего на 20-30%, что в результате сказывается на его низкой доли в ВВП России. Именно поэтому необходимо разрабатывать привлекательные туристические предложения на территории нашей страны, которые будут пользоваться спросом не только у граждан, но и у иностранных путешественников.
С учётом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами, и каждая страна заинтересована в привлечении большего числа путешественников. Поэтому встает вопрос о развитии внутреннего и въездного туризма в России, разработке и продвижении новых туристских продуктов, которые заинтересуют потребителей. В этом и заключается актуальность данной работы.
Турпродуктом является комплекс услуг, который удовлетворяет интересы и желания потребителей в отдыхе. Разработка новых привлекательных турпродуктов является основной деятельностью туроператоров. Фактически от их качества работы зависит успех организации и привлекательность туристической рекреации для выбора и желания потребителя купить данный тур. Не малое значение уделяется продвижению турпродукта на рынок и его реализации. Эта роль в основном принадлежит турагентам, которые являются посредниками между создателями и покупателями товара.
Для того чтобы турпродукт уверенно обосновался на туристическом рынке, необходимо изначально определить сегмент рынка, на который он будет 3
рассчитан, разработать программу тура, провести маркетинговые мероприятия по продвижению и рассчитать его эффективность. Только после всех этапов организуется внедрение турпродукта в рыночную систему.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических данных по организации и продвижению туристских продуктов, а также разработка нового турпродукта на российском рынке, на примере тура «По горнолыжным центрам Южного Урала». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие турпродукта, его особенности и свойства;
• изучить структуру туристского продукта и его составляющие компоненты;
• раскрыть основные этапы создания турпродукта;
• выявить зависимость соотношения цены и качества турпродукта;
• произвести анализ работы российских туроператоров на внутреннем и зарубежном рынке;
• описать процесс разработки программы нового турпродукта и стратегии его продвижения;
• исследовать экономическую эффективность турпродукта.
Объектом исследования работы является туристский продукт.
Предметом исследования является деятельность по разработке и продвижению нового турпродукта на российском рынке.
Используемые методы данной работы являются: анализ специализированной литературы, нормативно-правовой документации и статистических данных, расчетный метод, аналитический и метод сравнений.
Практическая значимость работы заключается в формировании нового туристского продукта и его продвижении, программа которого может быть в дальнейшем востребована на рынке туризма.
Туризм занимает значительное место в экономике страны, так как является высокодоходным сектором. Около половины населения земного шара ежегодно совершают поездки в туристических целях, поэтому туристический сектор в мировом хозяйстве имеет весомую долю. Каждая развитая страна заинтересована в привлечении большего количества туристов, не исключением является и Россия, туристический потенциал которой используется в малой степени. Поэтому основной задачей туроператоров является создание привлекательных турпродуктов, которые будут пользоваться спросом и составлять конкуренцию другим странам.
В теоретической части раздела рассмотрены основные понятия туристического продукта, который является комплексом услуг за определенную цену, удовлетворяющий желания и потребности туристов на протяжении всего путешествия. Отличительная черта турпродукта - наличие разнообразного комплекса услуг, который может продаваться и покупаться в любой точке мира, а потребляться только в месте предоставления данных услуг.
В структуру туристского продукта входят: туристический пакет, комплекс услуг на маршруте, товары и дополнительные услуги. Все услуги могут изначально входить в тур, а также могут быть включены или исключены по желанию потребителей.
В ходе разработки турпродукта необходимо пройти основные этапы: создание идеи и концепции, маркетинговые мероприятия по продвижению и оценка экономической эффективности, и наконец, внедрение продукта в систему экономических отношений. Кроме того, в процессе создания турпродукта необходимо учитывать соотношение цены и качества, которые определяют успех при конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики.
Во второй главе работы был произведен анализ деятельности российских туроператоров на внутреннем и зарубежном рынке. Туристический потенциал России является высоким, но используется он всего на 20-30%. В основном 67
туроператоры опираются на работу в летний сезон. По данным статистики за последние несколько лет уровень туристических поездок внутри страны вырос на 20%. Кроме того, территория России начала активно привлекать внимание иностранных туристов. Проведя анализ предложений туроператоров, установили, что на внутреннем туристическом рынке существует большое разнообразие выбора отдыха пляжного и культурно-познавательного туризма.
Учитывая, что международный туризм является преобладающим по объему всех поездок жителей страны, поэтому у российских туроператоров в каталогах также огромное разнообразие программ в зарубежные страны. Кроме того, за последние несколько лет увеличилось количество выездного туризма, что составляет примерно 11-12%. Просмотрев все предложения и проведя анализ деятельности российских туроператоров на зарубежном рынке, установили, что разнообразие видов отдыха имеют большое количество, наибольшую популярность которых завоевали европейские страны.
Основной целью работы является разработка и стратегия продвижения турпродукта на российском рынке. Предлагаемая программа - комбинированный тур «По горнолыжным центрам Южного Урала». Данный регион обладает богатым туристским потенциалом, разнообразим исторического и культурного наследия, довольно мягким умеренно-континентальный климатом.
Комбинированный тур сочетает спортивный, развлекательный, познавательный, экскурсионный и оздоровительный вид отдыха. Реализация может происходить только в зимний горнолыжный сезон. Рассчитан на группу людей из 15 человек, на 6 дней и 5 ночей. Программа ориентирована, главным образом на людей от 16 до 45 лет, ведущие активный образ жизни и предпочитающие динамичный спортивный отдых.
Преимуществом данного тура является возможность посетить четыре основных популярных горнолыжных комплекса Южного Урала - Аджигардак, Завьялиха, Абзаково, Банное. Кроме того, в середине программы включена поездка в пещерный комплекс «Сикияз-Тамак» и национальный парк «Зюраткуль».
Во время разработки маркетинговой деятельности были выделены ее основные цели: информирование о новом турпродукте, увеличение потенциальных потребителей, побуждение к приобретению данного тура. Основные маркетинговые мероприятия для продвижения программы рассчитаны на рекламную кампанию, сотрудничество с агентствами и посредниками, систему продаж и на стимулирование сбыта.
Важным моментом является установление цены, от которой зависит эффективность самого продукта. Программа комбинированного горнолыжного тура на Южный Урал предполагает выбор основных услуг: размещение, питание, услуги подъемников, аренда автобусов, сопутствующие услуги (экскурсия, гид, баня). Себестоимость туристической программы с включением всех услуг на одного человека составляет 17 544 рубля, цена тура с процентом прибыли 25% на одного человека составляет 21 930 рублей. Маржинальный годовой доход равен 1 184 202 рубля, чистая прибыль в год от реализации турпродукта - 852 625,4 рубля. Рентабельность тура составила 21,95%.
Таким образом, программа комбинированного тура «По горнолыжным центрам Южного Урала» является экономически эффективной и может быть реализована на внутреннем и въездном туристическом направлении, из чего следует практическая значимость данной работы.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ ст. 20 "О техническом регулировании"
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
4. Приказ ФСБ РФ № 572 от 13.11.2012 года «Административный регламент» // Федеральная служба безопасности Российской Федерации
5. Приказ Росстата от 12.08.2014 N 510 "Об утверждении Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок" // СПС КонсультантПлюс
6. ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». - Москва, 2010. - 9с.
7. ГОСТ Р 54600-2011 «Туристские услуги. Услуги турагенств. Общие требования». - Москва: стандартинформ, 2012. - 11с.
8. Международные стандарты ИСО 9000-9004, ИСО 8402 «Управление качеством продукции». - М.: Изд-во стандартов, 1988.
II. Основная литература:
9. Абабков Ю.Н., Абабкова М.Ю. и др. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова и др. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 214 с.
10. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебное пособие / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 470 с.
11. Александрова А.Ю., Соболева Е.А. и др. Статистика туризма. Учебное пособие / А.Ю. Александрова, Е.А. Соболева и др. под ред. А.Ю. Александровой. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 464 с.
12. Балюк Н.А. Социально-культурный сервис и туризм. Учебное пособие / Н.А. Балюк - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - 256 с.
13. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Учебное пособие / А.В. Бабкин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
14. Баумгартен Л. В. Анализ показателей качества туристских услуг, предлагаемых в научных публикациях и нормативных документах / Менеджмент в России и за рубежом. 2012. - № 6. - С. 48-55.
15. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие 2-е изд./ Ю.В. Безрутченко. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 232 с.
16. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Учебное пособие / М.Б. Биржаков — СПб.: Издательский Дом ГЕРДА, 2014. — 544 с.
17. Бунич Г.А., Старцев В.А. Туристский продукт: теория, практика,
инновационные аспекты. М., 2012. - 236 с.
18. Вейнмейстер А. В. Гостеприимство: к определению понятия. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. СПб. - 2013. - №2 (16). 147-153 с.
19. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Учебное пособие / В.Ю. Воскресенский. - М.: ЮНИТИ, 2013. -255 с.
20. Гончарова И.В., Розанова Т.П. и др. Маркетинг туризма. Учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова и др. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 224 с.
21. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. 240 с.
22. Дурович А. П. Организация туризма. Учебное пособие / А. П. Дурович. - СПб: Питер, 2012. - 155 с.
23. Жохова В.В., Римская Т.Г. Туроперейтинг. Учебное пособие / В.В. Жохова, Т.Г. Римская. - Находка: филиал ФГБОУ ВПО «ВГУЭС», 2014. - 128 с.
24.Зайцева Н.А. Менеджмент в сфере услуг. Туризм и гостиничное дело. Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: ДРОФА, 2013. - 288 с.
25. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учебное пособие / Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 256 с.
26. Киреева Ю.А. Основы туризма. Учеб.-практ. пособие 2-е изд. / Ю.А.
Киреева. - М.: Советский спорт, 2010. - 108 с.
27. Кнышова Е.Н. Маркетинг туризма. Учебное пособие / Е.Н. Кнышова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
28. Котлер Ф., Боуэн Дж. и др. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Учебное пособие / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 1071 с.
29. Макарова Т.А. Методическое пособие «Лабораторный практикум по курсу «Туристско-рекреационное проектирование» / Т.А. Макарова к.б.н., доцент.-Астрахань, 2014. - 40с.
30. Матюхина Ю. А. Индустрия туризма. Учебное пособие 2-е изд. / Ю. А. Матюхина. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 157 с.
31. Путрик Ю.С., Багдасарян В.Э. и др. История туризма. Учебное пособие / Ю.С. Путрик, В.Э. Багдасарян и др. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.
32. Разумный Е., Гриценко П. Внутренний туризм в России / Ведомости. - 2016.-№ 4096. С.12-14.
33. Рассел Д. Международный туризм / Д. Рассел. - М.: Книга по требованию,2013.- 71 с.
34. Сулейманова Г.В. Реклама в туризме. Учеб.-метод. пособие / Г.В.
Сулейманова. - Казань: КНИТУ, 2013. - 151 с.
35. Трофимов Е.Н., Мошняга Е.В. и др. Основы туризма. Учебное пособие / Е.Н. Трофимов, Е.В. Мошняга и др. под ред. Е.Л. Писаревского. - М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
36. Трухачев В. И. Туризм. Введение в туризм. Учебное пособие / И.В. Таранова, Ставропольский гос. аграрный ун-т, В.И. Трухачев.— Ставрополь: АГРУС, 2013 .— 396 с.
37.Чудновский А.Д., Королев Н.В. и др. Менеджмент туризма. Учебное пособие / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев и др. - М.: Федеральное
агентство по туризму, 2014. - 576 с.
38.Шматько Л.П., Ушаков Д.С. и др. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие / Л.П. Шматько, Д.С. Ушаков и др. - М.: Феникс, 2010 - 352 с.
39. Урядова А. В., Савин Д. А. Специальные виды туризма. Учебное пособие / А. В. Урядова, Д. А. Савин. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 128 с.
III. Интернет - источники:
40. Горнолыжные курорты России. Урал. [Электронный ресурс]:
http://gornolyzhki.ru/ural/ (Дата обращения: 15.04.2017)
41. Горнолыжный комплекс «Аджигардак». Официальный сайт [Электронный ресурс]:http://adzhigardak.ru (Дата обращения: 15.04.2017)
42. Горнолыжный курорт «Завьялиха». Официальный сайт [Электронный ресурс]:http://zavjaliha.com (Дата обращения: 15.04.2017)
43. Горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск». Курорт «Банное».
Официальный сайт [Электронный ресурс]:http://www.ski-bannoe.ru (Дата обращения: 15.04.2017)
44. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии «RATA-
news». [Электронный ресурс]: «http://www.ratanews.ru/statistics/ (Дата
обращения: 18.03.2017)
45. Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Официальный сайт [Электронный
ресурс]: http://www.unesco.ru/ru/?module=objects&action=list (Дата
обращения: 7.04.2017)
46. Курорт «Абзаково». Официальный сайт [Электронный ресурс]:
http://www.abzakovo.com (Дата обращения: 15.04.2017)
47. Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт.
[Электронный ресурс]: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/dolya-
turizma-v-ekonomike-rossii-v-2016-godu-sosta (Дата обращения: 11.04.2017)
48. Национальный открытый университет «ИНТУИТ». Официальный сайт. [Электронный ресурс]: http://www.intuit.ru/studies/courses/3553/795/lecture/30 447?page=2 (Дата обращения: 5.06.2017)
49. Национальный парк «Зюраткуль». Официальный сайт. [Электронный
ресурс]:http://zuratkul.ru (Дата обращения: 15.04.2017)
50. Страховая компания «Ингосстрах». Официальный сайт. [Электронный
ресурс]:https://www.ingos.ru/ru/private/travel/russia/calc/ (Дата обращения:
24.05.2017)
51. Туроператор «Натали Турс». Официальный сайт. [Электронный ресурс]: https://www.natalie-tours.ru (Дата обращения: 19.05.2017)
52. Туроператор «Русский Экспресс». Официальный сайт. [Электронный
ресурс]:https://r-express.ru (Дата обращения: 19.05.2017)
53. Туроператор «Pegas Touristik». Официальный сайт. [Электронный ресурс]: https://pegast.ru (Дата обращения: 19.05.2017)
54. Туроператор «Tez-Tour». Официальный сайт. [Электронный ресурс]:
https://www.tez-tour.com (Дата обращения: 19.05.2017)
55. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. [Электронный
ресурс]: http://www.russiatourism.ru/news/10485/ (Дата обращения:
29.05.2017)
56. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. Статистика. [Электронный ресурс]:http://www.russiatourism.ru/contents/statistika (Дата обращения: 19.04.2017)
57. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: http://russiatourism.ru/news/4334/(Дата обращения: 29.05.2017)
58.Электронный путеводитель по Уралу «Наш Урал». Официальный сайт. [Электронный ресурс]:https://nashural.ru/article/travel/sikiyaz-tamak/ (Дата обращения: 15.04.2017)
59.National Geographic Россия. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: http://www.nat-geo.ru/travel/890502-samye-populyarnye-u-rossiyskikh-turistov-strany-v-2016-godu/ (Дата обращения: 13.04.2017)