Введение...................................................................................................................3
1. Своеобразие русской живописи во второй половине XIX века......................6
2. Образ России в изобразительном искусстве второй половины XIX века....15
3. Образы отечественной истории в живописи...................................................19
4. Бытовой жанр как отражение национальной жизни России.........................23
5. Тема национальной природы в изобразительном искусстве.........................27
6. Прочтение жанра портрета как истории Отечества «в лицах».....................31
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................35
Объектом исследования выступает национальный образ как историко-культурный феномен.
Предмет исследования — национальный образ России в живописи во второй половине XIX века.
Цель исследования — осуществить анализ национального образа России в изобразительном искусстве второй половины XIX века.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
1). Выявить своеобразие русской живописи во второй половине XIX века.
2). Исследовать образ России в изобразительном искусстве второй половины XIX века.
3). Исследовать образы отечественной истории в живописи.
4). Выявить характерные черты бытового жанра как отражение национальной жизни России.
5). Провести анализ темы национальной природы в изобразительном искусстве.
6). Исследовать жанр портрета как истории Отечества «в лицах».
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было пропитано пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на требования жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм, сильно заметный даже в портретных работах, — правдивое и всестороннее отражение жизни людей, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой изобразительного искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Передовое демократическое искусство второй половины XIX века способствовало пробуждению русского народа, укреплению его революционного самосознания и чувства национальной гордости. Оно было сильно своим критическим реализмом, смелым обличением всех несправедливостей и жестокостей старого строя. По мере нарастания в стране освободительного движения, по мере пробуждения активности самих народных масс, оно стало отражать не только страдания и горе народа, но и таящиеся в нем великие силы, высокие моральные качества, ясный ум, а нередко и большее — глухой нарастающий протест, решимость постоять за себя, готовность к борьбе за лучшее будущее родной страны.
1. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.,2001.
2. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.
3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.
4. Дмитриева И. Краткая история искусств. М, 2000 г.
5. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.
6. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
7. История живописи.-М.: Астрель; АСТ, 2003. - 400 с.
8. История русской живописи в XIX веке;Сост., вступ. ст. и коммент. В.М. Володарского.-М.: Республика, 1999. - 448 с..-Указ. имен: с. 430-444.-Список иллюстраций: с. 445
9. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007.
10. Популярная история русской живописи;Авт.-сост. Е.А. Конькова.-М.: Вече, 2002. - 512 с..-Словарь: с. 495-510
11. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2006.
12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007.
13. Энциклопедия мировой живописи. М., 2002 г.