Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ОДАРЁННЫХ ГЕРОЕВ В ПОВЕСТЯХ И ПОЭМЕ Д. И. СТАХЕЕВА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ КАК РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА ПОДРОСТКОВОЙ ОДАРЁННОСТИ В ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Работа №53182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 10
1.1. История изучения одарённости в философии и психологии 10
1.2. Профессиональная одарённость в рассказах Н.С. Лескова «Левша»,
«Штопальщик», «Тупейный художник» 19
1.3. Врождённая и приобретённая одарённость в романе Ф.М. Достоевского
«Братья Карамазовы» 25
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 31
Глава II. ВИДЫ ОДАРЁННЫХ ГЕРОЕВ В ПОВЕСТЯХ Д.И. СТАХЕЕВА «ПУСТЫННОЖИТЕЛЬ», «У ХРАМА ИСКУССТВ» И ПОЭМЕ «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ» 33
2.1. Духовно-нравственная одарённость в повести Д.И. Стахеева «Пустынножитель» 33
2.2. Художественная одарённость в повести Д.И. Стахеева «У храма искусств» 40
2.3. Общая одарённость в зрелой поэме Д.И. Стахеева «Ныне отпущаеши» 43
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 52
Глава 3. ФЕНОМЕН ПОДРОСТКОВОЙ ОДАРЁННОСТИ В ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ 54
3.1. Концепции и признаки одарённости в исследованиях педагогов и психологов 54
3.2. Изучение прозы Д.И. Стахеева на факультативных занятиях в школе (на примере
повести «Пустынножитель») с одарёнными школьниками 61
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ

Надолго в литературоведении было забыто имя талантливого русского писателя и поэта Дмитрия Ивановича Стахеева. Вновь заговорили о творчестве писателя лишь в конце XX века, когда были переизданы некоторые художественные тексты Стахеева учёным Н.М. Валеевым, проведено целостное исследование жизни, личности и писательской деятельности литератора. Изучение и выявление особенностей произведений Д.И. Стахеева продолжаются и в XXI веке. Анализируя раннее творчество писателя, учёные С.И. Грахова и О.Л. Данилова обращались к литературным параллелям: Стахеев и Максимов, Стахеев и Салтыков-Щедрин. В работе С.И. Граховой, в опубликованных ею статьях, наследие писателя исследовано с точки зрения фольклорного начала и типологии образов. В диссертационном исследовании О.Л. Даниловой сделана попытка выявления особенностей реализма Д.И. Стахеева на раннем этапе его творчества. Предметом исследования диссертационной работы Г.Н. Хабибулиной стали крупные эпические произведения писателя - его романы, раскрывающие повседневную духовную жизнь России второй половины XIX века («Наследники», «Домашний очаг», «На закате», «Законный брак» и др). Однако многие произведения (повести, поэмы, лирика, романы) Д.И. Стахеева ещё недостаточно изучены, в частности, из-за отсутствия переизданных работ писателя.
Актуальность исследования, в первую очередь, связана с рассмотрением творчества Д.И. Стахеева в общем историко-культурном контексте. В последнее время наблюдается усиление внимания к литературному наследию и личности этого талантливого русского писателя: с конца 80-х годов XX века после почти столетнего замалчивания стали появляться статьи, научные работы по творчеству писателя, проводиться Стахеевские чтения. Если в 2000 году в системе Интернет не было ни одной ссылки на имя Д.И. Стахеева, то уже в июле 2004 года их насчитывалось более трёхсот, а в 2016 году таких ссылок стало более двух тысяч, что, несомненно, свидетельствует об устойчивом интересе к творчеству писателя. Новый эстетический опыт XXI века позволяет переосмыслить культурную роль и значение литературной деятельности Д.И. Стахеева.
Предметом исследования стала проза Д.И. Стахеева, повести «Пустынножитель», «У храма искусств», поэма «Ныне отпущаеши».
Объектом исследования является образ одарённой личности в повестях Д.И. Стахеева «Пустынножитель», «У храма искусств» и поэме «Ныне отпущаеши».
Новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка комплексного анализа образов героев в произведениях Д.И. Стахеева с точки зрения проблемы одарённости, которая раньше поднималась лишь в рамках философии и психологии.
Цель исследования - выявить характерные черты одарённых героев в повестях Д.И. Стахеева «Пустынножитель», «У храма искусств», поэме «Ныне отпущаеши» и рассмотреть приёмы изучения произведений елабужского писателя на факультативных занятиях. В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1) дать всестороннюю характеристику такого языкового явления как «одарённость»;
2) осветить основные аспекты изучения явления одарённости в психологии и философии;
3) выделить виды одарённых героев в прозе второй половины XIX века;
4) определить, к какому виду принадлежит одарённость героев повестей «Пустынножитель», «У храма искусств» и поэмы «Ныне отпущаеши»;
5) выделить средства изображения автором одарённой личности;
6) рассмотреть феномен подростковой одарённости в теоретико-педагогическом осмыслении;
7) раскрыть этапы работы над прозой Д.И. Стахеева на факультативных занятиях.
Для достижения цели и решения задач были определены методы исследования:
1. Теоретический метод - при изучении научной литературы по теме исследования.
2. Описательный метод - при обработке фактического материала.
3. Аналитический метод - при непосредственном анализе повестей.
Материалом для анализа послужили повести «Пустынножитель», «У храма искусств», поэма «Ныне отпущаеши».
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что материалы и результаты могут быть использованы в работах по литературоведению, при разработке курса «Литературное краеведение» на филологическом факультете, а также для проведения факультативов в школе.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
Первая глава: «Явление одарённости в произведениях русской литературы второй половины XIX века», - посвящена рассмотрению истории изучения одарённости в психологии и философии, начиная со взглядов мыслителей V века до н.э и заканчивая научными концепциями современных учёных. В данной главе мы рассмотрели проблему одарённости в литературоведческом аспекте: нам удалось выявить виды одарённых героев в произведениях писателей второй половины XIX века (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков), а также рассмотреть особенности изображения подобных персонажей.
Во второй главе: «Виды одарённых героев в повестях Д.И. Стахеева “Пустынножитель”, “У храма искусств” и поэме “Ныне отпущаеши”», - анализируются образы главных героев произведений с точки зрения одарённости. Комплексный анализ позволил нам выявить три типа одарённых персонажей в произведениях Д.И. Стахеева: духовно-нравственно одарённый герой Н.А. Климентов («Пустынножитель»); Д.И. Мельников («У храма искусств»), обладающий художественной одарённостью и П.К. Тарасов («Ныне отпущаеши»), наделённый общей одарённостью.
Третья глава: «Феномен подростковой одарённости в теоретико-педагогическом осмыслении», - посвящена изучению концепций и признаков одарённости в исследованиях русских и зарубежных учёных, а также рассмотрению изучения прозы Д.И. Стахеева на факультативных занятиях в школе (на примере повести «Пустынножитель») с одарёнными школьниками.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Список использованной литературы составляет 27 источников, в состав которых вошли научные статьи, словари, теоретическая и художественная литература.
Апробация работы. Основные положения и выводы дипломной работы нашли отражение в опубликованных ранее статьях, входящих в сборники РИНЦ, а также в зарубежных изданиях:
1. Матвеева Е.М., Божкова Г.Н. Психологические приёмы создания одарённой личности в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. №5 (72). С. 128 - 130.
2. Матвеева Е.М. Виды одарённых героев в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». - Электронные данные. - VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года - режим доступа в эл. библиотеке: http://www.scienceforum.ru/2014/767/448
3. Божкова Г.Н., Матвеева Е.М. Образ одарённой личности в повести Д.И. Стахеева «Пустынножитель» // Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем. Сборник научных статей. Елабуга: Издатель Белов Евгений Валериянович, 2015. - с. 207 - 209
4. Матвеева Е.М., Божкова Г.Н. Виды одарённости в произведениях Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы XI международной научно - практической конференции, г. Москва: Изд-во «Спецкнига», 2014 г. - 212 с.
5. Матвеева Е.М. Профессиональная одарённость в произведениях Н.С. Лескова «Левша» (1881), «Штопальщик» (1882), «Тупейный художник» (1883) // Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (6 ноября 2014 г.), г. Красноярск: ИЦРОН, 2014 г. - с. 23 - 25
6. Божкова Г.Н., Матвеева Е.М. Общая одарённость в зрелой поэме Д.И. Стахеева «Ныне отпущаеши» // Literature and art of the new century: the transformation process and the continuity of traditions: materials of the II international scientific conference on January 20 - 21, 2017. - Prague: Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. с. 5 - 10. (Чехия, Прага)
7. Матвеева Е.М., Божкова Г.Н. Виды одарённых героев в повестях Д.И. Стахеева «Пустынножитель» и «У храма искусств» // Перспективы науки-2016: Сборник докладов III Международного конкурса научно-исследовательских работ (29 апреля 2016 года) / Научный ред. д.э.н, проф. А.В. Гумеров. - Казань: ООО «Рокета Союз», 2016. - с. 282 - 286
В выступлениях на конференциях и конкурсах:
1. XV Международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», август 2013 г., Москва, статус международный.
2. Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития», 6 ноября 2014г., Красноярск, статус международный.
3. XI Международная заочная научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г., Москва, статус международный.
4. VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года, статус международный.
5. VII Международные Стахеевские чтения, ноябрь 2015, г. Елабуга, статус международный.
6. Открытый конкурс научных работ среди обучающихся на соискание премии им. Н.И. Лобачевского, 2016 г., г. Казань, статус региональный.
7. Итоговые научно-образовательная конференции студентов КФУ, апрель 2014 г., 2017г., г. Елабуга.
Факультативные занятия в школе:
1. «Одарённая личность в повести Д.И. Стахеева «Пустынножитель». Авторская категория нравственности и духовной чистоты».
2. «Повесть «У храма искусств». Художественная одарённость Демьяна Мельникова. Средства создания одарённой личности».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дипломная работа выполнена в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами.
Опираясь на работу С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» и проведённое нами анкетирование, мы вывели следующее определение одарённости: одарённость включает в себя два понятия - гениальность и талант, характеризуется наличием у человека определенного уровня каких-либо способностей, отличающих его от других и позволяющих достигнуть желаемых результатов в интересующих его областях деятельности. Исследования одарённости, как психологического явления, начатые философами ещё в V веке до н. э. (Платон), продолжаются до сих пор. Сейчас целая плеяда учёных, опираясь на многовековой опыт, не только выводит новые определения одарённости, гениальности, но и систематизирует знания, выделяя признаки и виды одарённости. Так, Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова, З. Г. Дубровина, Н. А. Коляда, Н. В. Криушина, Е. В. Бобиченко в соавторстве дали определение понятию «одарённость», а также говорят в своей работе о признаках одарённости.
Комплексный анализ работ учёных-психологов, изучающих данное явление, позволил нам рассмотреть образы литературных героев с точки зрения одарённости.
Исследование явления одарённости в произведениях литераторов XIX века ещё не завершено, но уже на данном этапе становится ясно, что герой одарённый, отличающийся от остальных персонажей, встречается в творчестве писателей данного периода довольно часто. Средствами изображения таких образов, чаще всего, являются: портретные характеристики (оптико-кинетическая система, различные психологические коды: карпалистический, ольфакторный, соундальный), монологи и диалоги, художественные детали, пейзажи, внесюжетные элементы. Указать на уникальность таких персонажей среди остальных образов авторам помогают нестандартные ситуации, в которых оказываются герои (Н.С. Лесков, «Левша», «Штопальщик»), необычное решение персонажами бытовых проблем (Д.И. Стахеев, «Пустынножитель», Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»), способность к духовному обновлению (Д.И. Стахеев, «Ныне отпущаеши») или творческой самореализации (Д.И. Стахеев, «У храма искусств»).
В зависимости от вида одарённости, герои произведений наделяются характерными чертами. Профессионально одарённые - трудолюбием, богатым воображением, смекалкой, уважением к труду других; человек, обладающий приобретённой одарённостью, обязательно стойко проходит через жизненные трудности, меняя свои взгляды на мир в положительную сторону, врождённая же одарённость не позволяет отступиться от убеждений, изначально добрых и светлых; персонаж, наделённый духовно-нравственной одарённостью, обязательно наполнен чувством милосердия и неприятием несправедливости, все дела его направлены исключительно во благо другим людям; художественно одарённый герой предан своему делу, стремится к совершенствованию своей деятельности.
Д.И. Стахеев творит согласно традициям русской литературы второй половины XIX века. В поисках героя времени многие русские писатели создают необычные, единичные образы, непонятые обществом. Мы можем утверждать, что одарённый герой появляется в творческом наследии Н.С. Лескова. Профессионально одарённой личностью является и косой левша («Левша»), и Аркадий («Тупейный художник»), и штопальщик («Штопальщик»). Верит в духовную мощь особенных персонажей и Ф. М. Достоевский: врождённая одарённость наблюдается у Л. Н. Мышкина («Идиот»), Алексея Карамазова («Братья Карамазовы»); приобретённая - у старца Зосимы («Братья Карамазовы»). Не стал исключением и Дмитрий Иванович Стахеев. На страницах средних жанров писателя тоже появляется великий маленький человек, автор воспевает теорию малых дел. В творчестве Д.И. Стахеева очевидна попытка найти героя времени и указать истинный путь к счастью. Интересным становится тот факт, что в противовес дворянской литературе XIX века, героями его часто становятся купцы. Купец Стахеева далеко не самодур, а, напротив, личность одарённая. Объясняется это, по нашему мнению, тем, что сам писатель выходец из купеческой семьи.
В повести «Пустынножитель» (1891) перед читателем появляется интересный образ Николая Александровича Климентова, человека образованного, далёкого от лести, лжи и корысти: ему не нужно повышение по службе, материальное богатство, зато герой совершенно не равнодушен к книгам (квартира Николая Александровича больше напоминала книжный шкаф) и человеческому несчастью. Интересен тот факт, что прототипом этого героя стал великий критик XIX века Николай Николаевич Страхов. Используя классификацию российского учёного, доктора педагогических наук Ф.Н. Козырева мы можем назвать этого героя духовно-нравственно одарённой личностью, важными особенностями которой являются: улыбчивость, доброта и тактичность, безвозмездная забота о близких, неприятие несправедливости и равнодушия, - эти качества подчёркивают чистоту души главного героя, его духовную мощь, отзывчивость, аскетичность, при возможности жить богато, благородство и умение быть благодарным, чувство милосердия.
Художественной одарённостью обладает главный герой повести со значимым заглавием «У храма искусств» (1892) Демьян Мельников - студент академии искусств, обладающий прекрасным вкусом и несомненным талантом. Перед читателем настоящий художник, можно полагать, что прообразом его послужил елабужский живописец с мировым именем Иван Иванович Шишкин, с которым на протяжении многих лет дружил Д.И. Стахеев. Именно Шишкину он посвятит свой зрелый роман «Неугасающий свет». Художественная одарённость Демьяна Мельникова проявляется в следующих признаках: высокая эмоциональная восприимчивость (герой никогда не остаётся равнодушным к несправедливости, поэтому совершенно бескорыстно помогает творческому становлению своих однокурсников, иногда даже рисуя за них картины); развитое чувство прекрасного (персонаж знает и чувствует всё ценное, его картины прекрасны только потому, что они продиктованы жизнью, именно её любит Мельников); большая наблюдательность и внимание к деталям; трудолюбие, проявляющееся в страстности и неутомимости в работе; умение рисовать, доведённое до мастерства; равнодушие к деньгам.
В зрелой поэме «Ныне отпущаеши» (1895) Д.И. Стахеев создаёт образ московского купца Панфила Кузьмича Тарасова, которого наделяет всеми качествами одарённой личности. Опираясь на исследования Н.И. Панютиной, В.Н. Рагинской, Р. Стернберга, Е.Б. Кисляковой и других учёных, мы пришли к выводу, что герой обладает общей одарённостью, внутреннюю структуру которой составляют духовно-нравственная (Ф.Н. Козырев) и практическая (В. В. Щорс) одарённости. Очевидна автобиографическая составляющая образа Тарасова: Д.И. Стахеев всю жизнь считал себя грешником, так как в юном возрасте ослушался своего отца - купца и мецената И.И. Стахеева и потому, по мнению писателя, был обречён на вечные страдания. Признаками, составляющими общую одарённость героя, являются: трудолюбие; преобладание духовных стремлений над материальными; самоотверженность, отвага; мастерство ведения дел; служение людям, основу которого составляют милосердие и благодетельность; совестливость; любовь к Богу (набожность); мучительные поиски смысла жизни, как основа духовно-нравственного развития личности; мудрость, справедливость в управлении делами; перфекционизм, проявляющийся в стремлении добиться совершенства не только в деятельности, но и в устройстве своей жизни; духовная мощь, рассматриваемая как умение справляться с любыми жизненными трудностями и противостоять общественному мнению; стремление изменить себя к лучшему.
Д.И. Стахеев - тайный психолог. Средством изображения одарённой личности часто служит косвенный психологизм: портретные характеристики, основу которых составляет карпалистический код - герои Стахеева открытые, экспрессивные, жаждущие справедливости люди, поэтому зачастую они имеют характерные жесты, черты мимики; обязательное присутствие описания интерьера или вещей, окружающих одарённых персонажей, так как стахеевский герой часто человек непонятый и непринятый обществом, наиболее полно раскрыть его характер и помыслы помогают именно предметы быта, а не мнение окружающих людей; пейзаж также занимает особое место в произведениях - природа не только отражает душевные переживания персонажей, но и служит неким индикатором одарённости, потому что только одарённые герои способны увидеть и понять её красоту. Особые качества, которые объединяют всех героев Стахеева - духовная мощь, рассматриваемая как умение справляться с любыми жизненными трудностями и противостоять общественному мнению, стремление изменить себя к лучшему и равнодушие к деньгам.
В настоящее время в России создана государственная программа «Одарённые дети», в рамках которой коллективом учёных (психологов, педагогов, методистов и др.) разрабатывается «Рабочая концепция одарённости», призванная обобщить веками накопленный материал о данном феномене, смоделировать деятельность учителя, отвечающую новым запросам и определить наиболее эффективные методы и приёмы работы с обучающимися, которые позволят определить, раскрыть и довести до высокого уровня задатки одарённости школьников. В рамках исследования нами была проведена серия факультативных занятий с одарёнными школьниками 10 класса. Одна из основных задач - на примере творческого наследия елабужского писателя Дмитрия Ивановича Стахеева обратить внимание школьников на явление одарённости, помочь детям увидеть в себе качества одарённой личности и способствовать их дальнейшему творческому развитию. Так, в ходе комплексного литературоведческого анализа (с элементами психологического) повестей Д.И. Стахеева «Пустынножитель» и «У храма искусств», нам удалось научить детей определять наличие одарённости у литературных героев. Факультативные занятия были направлены на подготовку школьников к предметной олимпиаде и заданию «В9» ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ повестей позволил обучающимся вспомнить теорию литературы и применить литературоведческие компетенции, которые позволят достигнуть высоких результатов во время итоговой аттестации и предметной олимпиады по литературе.



1. Гегель В.Ф. Введение. Идея прекрасного в искусстве, или идеал: Лекции по эстетике - М.: Искусство, 1968. - 312 с.
2. Дюбо Ж. Критические размышления о поэзии и живописи. - Москва: Искусство, 1976. - 768 с.
3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т.9 -
Ленинград: Наука, 1991. - 696 с.
4. Лесков Н.С. Повести и рассказы - Уфа: Башкирское книжное
издательство, 1989. - 432 с.
5. Стахеев Д.И. Пустынножитель. Избранные сочинения - Краснодар: Экоинвест, 2015. - 284 с.
6. Стахеев Д.И. Собрание сочинений в XII. т. X - СПб, М., 1902-1903. - 371 с.
7. Стахеев Д.И. Собрание сочинений в XII томах. т. XI. - СПб, М., 1902 - 1903. - 284 с.
8. Стахеев Д.И. Благоприобретение. Избранные сочинения. - Елабуга, 1999. - 240 с.
9. Стахеев Д.И. Духа не угашайте. Избранные произведения - Казань: Татарское кн. изд-во, 1992. - 417 с.
II. Научно-критическая литература
10. Андреева Е.Г. Духовно-нравственная одарённость и формирование ценностей у современных молодых людей [Электронный ресурс]. - Санкт- Петербург: редакция «Психологической газеты», 2015. - режим доступа к газете:http://psy.su/feed/4789(дата обращения: 25.04.2017).
11. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. иперераб. — Москва: 2003 г. - 90 с.
12. Бозаджиев В.Ю., Кукушин В.С. Одарённые дети. Теория и практика обучения и развития / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д, 2014. - 175 с.
13. Валеев Н.М. Гармония культур. Избранные труды / Н.М. Валеев. - Казань: Фэн, 2001. - 328 с.
14. Габдулхаков В.Ф. Одарённый ребёнок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одарённости и девиации: монография / В.Ф. Габдулхаков. - М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК») - Казань: Казанский (Приволжскпй) федеральный университет, 2013. - 258 с.
15. Грахова С.И., Божкова Г.Н. Д.И. Стахеев: Очерки творчества. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ. - 80 с.
16. Григорьева С. А., Григорьев, Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. - Электронные данные. - Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славянский альманах, 2001. - 256 с.
17. Козырев Ф.Н. Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса «ОНИКС»: апробация и первые результаты. - Санкт-Петербург: Вопросы образования. - 2012. - № 3. - с. 141-164.
18. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. - М.: «Детская литература», 1979. - 205 с.
19. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
20. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т.1. - М.: Просвещение, 1985. - с. 154
21. Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс] //
Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»:
материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». - 2008. - Электрон. дан. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and- reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted- students(дата обращения 10.05.2017)
22. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 687 с.
23. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011 г. - 575 с.
24. Панютина Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми // 2-е издание, стереотипное. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. - 204 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
26. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961. - с. 9 - 20.
27. Хабибулина Г.Н. Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870¬1890-х. гг. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. фил. наук (10.01.01) - Елабуга, 2007. - 177с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ