Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР (Специальное (дефектологическое) образование, Ярославский государственный педагогический университет)

Работа №85993

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61 «Цветик-семицветик» (г. Ярославль).
Приняли участие 24 ребенка. Возрастная категория - 6-7 лет. У всех детей по решению территориальной ПМПК стоит логопедическое заключение - общее недоразвитие речи III уровень речевого развития.
Если поменять название базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Много приложений (результаты эксперимента и методические материалы).

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР 7
1.1. Проблема изучения нарушений письменной речи у детей с ОНР как предмет научных исследований 7
1.2. Характеристика первичных и вторичных нарушений у дошкольников 6-7 лет с ОНР 14
1.3. Особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР 20
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы выявления и предупреждения нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР 27
2.1 Диагностический инструментарий по выявлению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР 27
2.2 Организация и содержание логопедической работы по выявлению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР 43
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 ……………………………………………………………………58


Вопросам изучения дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены труды известных отечественных ученых таких, как Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. И. Жаренкова, Л. Н. Ефименкова, С. Ф. Спирова, Н. С. Жукова, С. Ф. Иваненко, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева.
Однако, несмотря на интерес исследователей к проблемам нарушений устной речи у дошкольников и письма, как вторичного нарушения у детей с общим недоразвитием речи необходимо отметить, что конкретный аспект - особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи изучен недостаточно.
Актуальность исследования «Особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи» подчёркивается наличием следующих противоречий:
- между установкой общества на достижения нового современного качественного образования и большим количеством детей с нарушениями устной и письменной речи, требующих коррекции;
- между современными требованиями к профессионализму воспитателей (через внедрение «Профессионального стандарта») и неготовностью педагогических кадров к работе с детьми с нарушениями устной и письменной речью.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, заключающуюся в необходимости обоснования и разработки содержания логопедической работы, которая бы способствовала выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с этой проблемой избрана тема исследования «Особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».
Объект исследования – нарушения письменной речи у детей с ОНР.
Предмет - особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
Цель – выявить и обосновать особенности логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, освещающую вопросы диагностики и профилактики нарушений письменной речи детей с ОНР.
2. Провести теоретический анализ первичных и вторичных нарушений речевых и неречевых особенностей дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание логопедической работы по выявлению и предупреждению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
4. Систематизировать диагностический инструментарий по выявлению предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
5. Разработать картотеку игровых упражнений по формированию функционального базиса письменной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
В работе используются следующие методы исследования:
Теоретический, эмпирический, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система работы по формированию и развитию письменной деятельности у детей 6-7 с ОНР, может быть использована в практике коррекционно-развивающего обучения. Обучение старших дошкольников с общим недоразвитие речи с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, основанного на уровне речевого развития с применением специальных средств обучения, повышает результативность коррекционно-логопедической работы, позволяет более эффективно готовить детей к обучению письму, и, как следствие к школьной адаптации в дальнейшем.
Нарушение письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности.
Анализ методического аспекта формирования функционального базиса письма у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил сказать о том, что исследователи, занимающиеся данной проблемой, а именно А.Н. Корнев, Е.А. Логинова, предлагают различные игры и задания для формирования функционального базиса письма, поэтапность работы, направления работы, указывают особенности работы с этими детьми.
На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему.
Полученные в ходе исследования результаты говорят о том, что, оптимальное развитие письменной речи возможно в результате целенаправленной, регулярной коррекционной работы с детьми данной категории при соблюдении следующих педагогических условий:
- своевременное выявление дошкольников с общим недоразвитием речи и изучение сформированности компонентов письменной речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики;
- систематичность и оперативность в оказании коррекционной помощи, направленной на развитие высших психических функций;
- профессиональное взаимодействие специалистов (педагогов, психологов, логопедов) и родителей в ходе проведения коррекционно-развивающей работы.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления предрасположенности к дисграфии у детей дошкольного возраста, одного из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют определенные отклонения в развитии устно-речевых, сенсомоторных и психических компонентов, составляющих необходимые предпосылки для формирования правильной письменной речи (чтения и письма).
Комплексное изучение у дошкольников уровня развития указанных функций поможет выявить группу риска возникновения дисграфии и обоснованно использовать адекватные меры для оказания помощи каждому ребенку с ОНР.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Алферова Ю.С. Семинар-практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» / Ю.С. Алферова // Дошкольная педагогика. - 2015. - №2. - С.35-38.
2. Батагова А. В. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения [Электронный ресурс] // Логомаг. 2015. URL: http://logomag.ru/blog/disgrafia/664/ (дата обращения: 03.01.2021).
3. Безруких, М. М., Крещенко, О. Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко, // Журнал Новые исследования. - 2013. - Вып. № 4. - С.4-19.
4. Бервино Е. В. Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // Библиотека материалов для работников школы Педпортал. 2015. URL: https://pedportal.net/doshkolnoeobrazovanie/fizkultura/opyt-raboty-tema-laquo-formirovanie-graficheskihnavykov-i-profilaktika-disgrafii-sredstvami-fizicheskoy-kultury-u-starshihdoshkolnikov-s-onr-raquo-652972 (дата обращения: 03.01.2021).
5. Бобровникова Л. В. Дисграфия как специальное нарушение письма [Электронный ресурс] // Ведущий образовательный портал России Инфоурок. 2016. URL: https://infourok.ru/statyadisgrafiya-kak-specialnoenarushenie-pisma-1150583.html (дата обращения: 03.01.2021).
6. Богданова А.В. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.В. Богданова // Начальная школа. - 2017. - №1. - С.53-55.
7. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, под научной ред. И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
8. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. – 2015. Саратов, Издательство Саратовского университета, 143 с.
9. Гербова В. Развитие речи в детском саду.6-7лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
10. Гончарова К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
11. Давлетшина Т.И. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста: проект «Тропинками грамоты» / Т.И. Давлетшина, Е.А. Семикова // Дошкольная педагогика. - 2017. - №2. - С.20-27.
12. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат) по профилю подготовки «Логопедия»; 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» (магистратура) / О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2016. - 174 с.
13. Ерастова, Н. В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н. В. Ерастова // Молодой ученый. - 2016. - №19. - С. 347-350.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
15. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
16. Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч.конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.
17. Каверова Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова, // Специальное образование. – 2015. – Выпуск № XI. – том II. – С. 145-149.
18. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
19. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. 2016. - №2. - С. 21-24. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/847/ (дата обращения: 29.12.20).
20. Киселева Н.Ю. Письменно-речевая деятельность учащихся с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М.: АПГиЕН, 2015. – № 12. – С. 96-99.
21. Комкова, И. Н. Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / И. Н. Комкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – Москва, 2015. Литера - 143 с.
22. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений/ О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
23. Корнаухова Т. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Логопедический портал. URL: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/307.html (дата обращения: 03.01.2021).
24. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 176 c.
25. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии: для родителей / В.А. Крутецкая. — Санкт-Петербург: Литера, 2015. — 94 с.
26. Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина. – М.: Национальный книжный центр; 2016. – 144 с.
27. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
28. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017.-24c.
29. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов и учителей начальных классов общеобразовательных школ / авт.-сост. Н.Г. Даньшина. - Москва: Аркти, 2015. — 84 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: с.83.
30. Люсова, Е. С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. С. Люсова, // Специальное образование. – 2016. – Выпуск № XII. – том II. – С. 95-99.
31. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии : конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. — Изд. 2-е, испр. — Москва: Гном, 2016. — 128 с.: ил. — Библиогр.: с.124-125.
32. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6744437/#friends (дата обращения: 01.12.20).
33. Овсюкова Т.В. Формирование предпосылок к овладению морфологическим принципом письма младшими школьниками с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007.
34. Пятница Т.В. Основные подходы к изучению дисграфии, 2016.
35. Сергеева, О. А., Шульга, А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Сергеева, А. В. Шульга // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 682- 684.
36. Рыженко А.А. Что такое дисграфия и как успешно подготовить ребенка к школе? / А.А. Рыженко // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: материалы XIII всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 14-15 ноября 2019 г.) : в 3-х частях. — Тамбов, 2019. — С.276-278. — Библиогр.: с.277. — eLibrary URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41314851
37. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/
38. Шишкова М. И. Нарушения чтения и письма [Электронный ресурс] // дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна: персональный сайт. URL: http://shishkova.ru/students/dyslexia_dysgraphia.htm (дата обращения: 03.01.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ