Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности изображения мужских и женских образов в прозе Л.Е Улицкой: гендерный аспект

Работа №85976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ В ЗЕРКАЛЕ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И КРИТИКИ 7
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПОЛА В ПРОЗЕ Л.Е.УЛИЦКОЙ 39
2.1. Гендерная проблематика произведений Л.Е.Улицкой 39
2.2. Женская доминанта и проблемы современного мужчины в
авторском осмыслении в романе «Искренне ваш Шурик» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. С конца ХХ века в критике и литературоведении всё чаще и чаще встречаются термины «мужская» и «женская» проза, причём если первая воспринимается как закономерное явление, то о второй чаще всего говорят с иронией. Термин «новая женская проза» обозначает социально-художественный феномен, сложившийся в русской литературе в конце 1980-х годов и первоначально отражённый девятью сборниками новой женской прозы, и, кроме того, гендероориентированными изданиями, которые активно включились в освещение нового вида литературы. Под этим термином принято понимать прозу, написанную женщиной и направленную на осмысление и преодоление комплекса проблем, связанных с «женщиной и женским, в контексте существования альтернативной феминной культуры» [34, с.43]. Новая женская проза - явление сложное, и как показывает её новейшая история двух последних десятилетий, динамичное. Ещё в конце 1980-х - начале 90-х годов она преимущественно опробовала возможности малых литературных форм, однако уже с середины 1990-х годов новая женская проза раздвигает границы своего понятийного и жанрового пространства.
Тем не менее, женская литература - факт далеко не бесспорный. Существует множество мнений по поводу того, имеют ли право тексты, написанные женщинами, выделяться в самостоятельную область словесности. На одном полюсе располагается точка зрения, согласно которой женская проза если и существует, то вряд ли её можно назвать Литературой, а все женские имена в истории мировой словесности исключения, лишь подтверждающие правила. На противоположном полюсе мнение феминистской критики, согласно которому у женской литературы гораздо больше оснований называться «настоящей», так как психическая организация женщин обладает, так называемыми, писательскими качествами: пластичностью, поливалентностью, ненасильственностью. На наш взгляд, единственным критерием при оценке художественного текста можно считать его художественность, которая свидетельствует об уровне творческого дарования автора. Тем не менее, проблема заявлена и стала базой активной полемики, поэтому мы не можем не упомянуть о ней.
Среди многочисленных женщин-прозаиков наиболее успешными являются Л. Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Набрикова, С.Василенко, М.Палей, М. Вишневецкая, Н.Горланова, И.Полянская, из молодых М.Рыбакова, А.Гостева, А. Матвеева.
Людмила Евгеньевна Улицкая - одна из самых ярких представителей современной женской литературы, автор произведений различных жанров: рассказов, повестей, сценариев к фильмам, пьес, инсценировок для детских кукольных театров и, наконец, романов. Людмила Улицкая вошла в современную литературу как создатель нового женского романа. В отличие от других писательниц она никогда публично не возражала против рассмотрения её творчества в рамках женской прозы. Сама Л.Улицкая говорит об этом следующее: «Я не феминистка и не считаю, что полам нужно бороться за первое место. Важно партнёрство. Слава Богу, мужчине нужна женщина, женщине ещё нужен мужчина. А для партнёров главное - понимание» [7, с.43].
Степень изученности. Серьёзные исследования отечественной женской прозы начали появляться сравнительно недавно. Этому предшествовало зарождение женской прозы как массового явления в конце 80-х-нач. 90-х годов ХХ века. Отдельные произведения некоторых женщин- писательниц выходили и в XVIII и в XIX веках, но именно конец ХХ века характеризуется появлением целой серии разнообразных коллективных сборников женской прозы («Женская логика», 1989, «Чистенькая жизнь», 1990, «Не помнящая зла», 1990 и др.). После выхода в свет 9 сборников исследователи заявили о необходимости перехода к анализу произведений современных писательниц как проявлению «гендерномотивированного женского коллективного сознания. Само литературное явление предстаёт при этом как проекция коллективного культурного психотворчества» [4, с.43]. С середины 90-х годов для осмысления явления женской прозы в литературоведении начинает использоваться термин «гендер».
Если говорить непосредственно о творчестве Л.Е. Улицкой, то В поле зрения литературной критики ее творчество в 1990-е годы. Именно тогда произведения писательницы стали предметом активного обсуждения в критических статьях, а также в различных интернет-форумах. Тем не менее, несмотря на то, что работ об Л.Е.Улицкой немало, в основном они носят критический характер, часто имеют вид анонсов, научное осмысление её прозы ещё только намечается. Наиболее плодотворным нам представляется изучение гендерных проблем в творчестве писательницы на примере многочисленных её произведений, что позволяет проследить эволюцию взглядов автора.
Научная новизна данного исследования заключается в изучении взглядов Л.Е. Улицкой на проблему взаимоотношений мужчины и женщины, а также систематизации критической литературы по творчеству писательницы
Цель нашего исследования - изучение гендерной проблематики творчества писательницы.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. систематизировать сведения о жизни и творчестве Л.Улицкой;
2. изучить критические материалы, посвящённые анализу творчества Л.Е.Улицкой;
3. выявить эволюцию авторских взглядов на проблему
взаимоотношений мужчины и женщины;
4.осмыслить образы современных женщин в романе «Искренне ваш Шурик»;
5.рассмотреть проблемы современного мужчины на примере романа писательницы «Искренне ваш Шурик».
Объектом выпускной квалификационной работы являются повести «Сонечка», «Весёлые похороны» и «Сквозная линия», сборники рассказов «Бедные родственники», «Девочки», «Детство сорок девять» и «Первые и последние», а также романы «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого» и «Искренне ваш Шурик».
Предмет нашего исследования - это наиболее остро поставленная в произведениях Л.Е.Улицкой гендерная проблематика. Тема сосуществования женского и мужского начал интересовала писателей и поэтов различных эпох и направлений. Мы увидим, как изменились отношения мужчины и женщины в современном мире на примере героев книг Л.Улицкой.
Методологической базой дипломной работы являются фундаментальные исследования в области литературоведения критиков: Чистяковой О.Н., Калитиной Е., Березкиной О.В., Танковой И, Барановой А.С., Ровенской Т.А., А.Молчанова, И.Кириллова, В,Елистратова и литературоведов: Петрушевской Л., Н.Лейдермана, М.Липовецкого.
Ведущими методами исследования дипломной работы являются метод литературной герменевтики, исходящий из толкования текстов и сочетающийся с приёмом «медленного прочтения» и структурный метод, суть которого заключается в анализе структуры произведения, его построения, а также систематизации образной системы текста.
Теоретическая значимость заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления об изучении гендерной проблематики творчества Л.Улицкой и проследить эволюцию авторских взглядов на проблему взаимоотношений мужчины и женщины.
Практическая значимость дипломной работы. Материалы и результаты дипломной работы могут быть использованы при подготовке докладов, рефератов, а также при разработке спецкурсов по русской литературе конца ХХ - начала XXI в., школьных факультативов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 42 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы обратились к изучению творчества Л.Е.Улицкой - одной из представительниц современной русской литературы, а точнее женской прозы. Объектом для нашего исследования послужили сборники рассказов «Бедные родственники», «Девочки», «Детство сорок девять», «Первые и последние», повести «Сонечка», «Весёлые похороны», «Сквозная линия» и романы «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого» и «Искренне ваш Шурик». В нашей работе мы дали определение «женской прозы» как прозы, написанной женщиной и направленной на осмысление и преодоление комплекса проблем, связанных с женщиной и женским. Предметом нашего исследования являются наиболее актуальные в современном обществе гендерные проблемы, которые нашли своё отражение в произведениях Л.Е.Улицкой. Гендер мы рассматриваем как обозначение социального пола в отличие от пола биологического.
Анализируя отдельные произведения Л.Е.Улицкой, все критики признают выдающийся талант писательницы, а также все соглашаются с тем, что её творчество, продолжающее традиции русской классики, представляет собой новый виток развития современной литературы.
Предметом нашего исследования стали гендерные проблемы, которые внимательно исследуются автором и получают оценку во всех произведениях.
Мы проследили эволюцию взглядов писательницы на взаимоотношения полов в современном обществе: от единства мужского и женского (в рассказе «Счастливые», «Бронька» и др.) к разобщённости, фрагментарности моментов сосуществования на общем фоне жизни (в повести «Сонечка»), затем к мирному взаимодействию в одной семье (в романе «Казус Кукоцкого»), и в конце к полному непониманию между мужчинами и женщинами и опасности подчинения одного пола другим (в романе «Искренне ваш Шурик»).
Проблемы гендера являются основными в романе Л.Е.Улицкой «Искренне ваш Шурик», поэтому мы более подробно остановились на изучении этого произведения. При анализе взаимоотношений полов в романе мы выделили два аспекта:
- женская доминанта романа. Мы пришли к выводам, что все женщины в романе, несмотря на их возраст, внешность, национальность и происхождение, хотят одного - подчинить себе мужчин у, используя при этом различные средства: хитрость, уловки, угрозы. При этом они, преследуя свои интересы, играют роль хищника, заманивающего в сети свою жертву;
- проблемы современного мужчины в авторском осмыслении. При рассмотрении этого аспекта в центре нашего внимания оказался главный герой романа - Шурик Корн, который истратил значительную часть своей жизни на то, чтобы удовлетворить потребности других, забывая свои собственные. Движущей силой его поступков является жалость, которая сочетается с полным непониманием истинных женских потребностей. Это чувство жалости приводит Шурика к тому, что он перестаёт контролировать свою жизнь, подчиняя её исполнению женских желаний.
Таким образом, вслед за Л.Е.Улицкой мы можем сделать вывод о том, что мужской и женский миры в романе резко противопоставлены. Причём, сильнейшими в этом противостоянии являются женщины. Мужчины же служат для них лишь средством достижения намеченных целей. Женские характеры появляются в процессе сюжетного «нанизывания», и повествование о них не прерывается на протяжении всего романа. Мужские образы, появляясь на двух-трёх страницах произведения, исчезают, что говорит о некой «фантомности» существования мужчин в современном мире.



1. Улицкая Л. Веселые похороны. Повесть и рассказы.- М., 1998. - 126 с.
2. Улицкая Л. Искренне ваш Шурик: Роман. - М., 2005. - . 655 с.
3. Улицкая Л. КазусКукоцкого: Роман. - М., 2005. - 464 с.
4. Улицкая Л. Медея и её дети: Роман. - М., 2006. -576 с.
5. Улицкая Л. Сквозная линия: Повесть. Рассказы. - М., 2006. -320 с.
6. Улицкая Л. Сонечка: Повесть.- М., 2006. - 160 с.
7. Улицкая Л. Сквозная линия. Писатель Людмила Улицкая о своих
романах -в прозе и в жизни // URL:
http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/44/interview_ulickaya (дата
обращения: 01.06.2017).
8. Улицкая Л. Беседа Николая Александрова и Натальи Кочетковой // URL: http://www.litwomen.ru(дата обращения: 01.06.2017).
9. Улицкая Л. В точке нуля жизнь начинается заново // Журнал Санкт-Петербургский университет. - 2004. - №27. - С. 13-18.
10. Улицкая Л. Парку культуры. Искренне ваш Шурик // URL:
http://www.gazeta.ru/2004/04/14 oa_117847/Shtml. (дата обращения:
01.06.2017).
11. Улицкая Л. Спасение в отказе от себя // URL: http://www.mailto:klavdii@cityline/ru(дата обращения: 01.06.2017).
12. Улицкая Л. Стала писателем, когда меня выгнали с работы // URL: http://top.mail.ru/jump?from=1014108. (дата обращения: 01.06.2017).
13. Улицкая Л. Мировой компот // URL: http://www.erfolg/ru. (дата обращения: 01.06.2017).
14. Улицкая Л. Требуется современный мужчина // Журнал женские судьбы. - 2004. - №3. - С.11.
II. Научно-критическая литература
15. Баранова А.С. Вопль о семье // URL: http://www.litrossia.ru(дата обращения: 01.06.2017).
16. Баранова А.С. Роман ли то, что я пишу? Отчёт о Букеровской конференции // Журнал вопросы литературы. - 2005. - №2. - С. 2 - 10.
17. Баранова А.С. Семейная проблематика в современном психологическом романе // URL: http: // Caucasusphilologia, №1. (дата обращения: 01.06.2017).
18. Баринов А.Е. Снова о женской прозе. Женский роман Людмилы Улицкой // URL: http://www.tchaikovskii@yandex/ru(дата обращения: 01.06.2017).
19. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы. - СПб., 2001. - 512 с.
20. Берёзкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №4. - С. 22 - 31.
21. Биография Л.Е. Улицкой // URL: http://Ut
999/narod/ru/recenz/pr/59757500/htmltt. (дата обращения: 01.06.2017).
22. Георгадзе М. Интервью. // URL:
http://www.litwomen.ru/forum/search.php. (дата обращения: 01.06.2017).
23. Егорова Н.А. Проза Л.Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика // URL: http://www.aspu.ru/images/File/autoref_egorova.doc. (дата обращения: 01.06.2017).
24. Елистратов В. Людмила Улицкая. Искренне ваш Шурик. Про
Шурика, который «делал это» // URL:
http://www.magazins/russ/ru/znamia/2004/8/elist15/ html/. (дата обращения: 01.06.2017). 
25. Ермакова А.В. Сакрально-символический смысл ключевого слова вода в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвящённая 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы. - Казань, 2004. - С. 266-267.
26. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. - М., 2002. - 200 с.
27. Калитина Е. Людмила Улицкая. Сонечка // URL: http://www.newslab.ru/review/12129. (дата обращения: 01.06.2017).
28. Кириллов И. Колбаса косы Людмилы Улицкой / / URL:
http://www.zavtra.ru/ cgi/veil/data/debit/044/42/html . (дата обращения:
01.06.2017).
29. Кириллов И. Корабль плывёт по течению // URL:
http://www.zavtra.ru/cgi/ veil/data/denit/077/83.html. (дата обращения:
01.06.2017).
30. Кириллов И. Шёлковое сердце. О романе Людмилы Улицкой
.Искренне ваш Шурик // URL:
http: //www.zavtra.ru/cgi/veil/data/denit/097/32.html/ (дата обращения:
01.06.2017).
31. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986-1990-е годы). - М., 2001. - 368 с.
32. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза:
проблемы поэтики в гендерном аспекте // URL:
http://www.wsu.ru/grc/big/femall_literary_theory.asp(дата обращения:
01.06.2017).
33. Молчанов А. Настоящая женская проза или феномен Людмилы Улицкой // URL: http://www/writer.fio.ru/news.php?n=20057&c=1668. (дата обращения: 01.06.2017).
34. Ровенская Т.А. Роман «Медея и её дети» и повесть мифотворчества // Журнал Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М., 2001. - №2. - С. 167-173.

35. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны» // Вестник. Филология. Журналистика. - 2000. - №5. - С. 39 - 47.
36. Смоголь Н.Н. Трансформация современных тем и мотивов в романе Л.Е.Улицкой «Искренне ваш Шурик» // Славянский сборник. - М.,
2004. - №5. - С.126-128.
37. Средства создания характера в рассказах Л.Улицкой // URL: http: /www.mirrabot.com/ work_71981.html. (дата обращения: 01.06.2017).
38. Танкова Н. Мотив дома в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети» // URL: http://www.ref@erudition.ru. (дата обращения: 01.06.2017).
39. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - 398 c.
40. Цирельсон И. Непохожая Улицкая // Журнал домашние новости. - 2001. - №2. - С.10-15.
41. Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. - М., 1999. - 556 с.
42. Чистякова О.Н. Концепт жизнь в повести Л.Улицкой «Сонечка» // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С.282 - 287.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ