Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ И СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРОЗЕ ЭКУНИ КАОРИ

Работа №127668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Гендерные и социальные аспекты жизни японцев в XX - XXI вв. 6
1.1 Социальное положение женщины в Японии 6
1.2. Брак и семья в современной Японии 7
1.3. Трансформация ценностей и взглядов на брак 11
1.4. Некоторые особенности общения и поведенческих тенденций супругов 15
Глава 2. Экуни Каори и ее роль в современном литературном процессе 19
2.1. Литературная ситуация в Японии конца ХХ в 19
2.2. Некоторые особенности развития японской женской литературы 20
2.3. Биография Экуни Каори 23
2.4. Характерные черты творчества Экуни Каори 25
Глава 3. Изображение женщины и семейных взаимоотношениях в прозе
Экуни Каори 29
3.1. Общие особенности изображения любовных и семейных отношений в японской прозе 29
3.2. Коллизии семейной жизни и человеческих отношений на примере «Я готова разрыдаться» 33
3.3. Любовная аддикция в романе «Вечер падения» 44
3.4. Иллюзорный мир любви в романе «Божественная лодка» 48
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Приложение


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию особенностей изображения женщины и семейных взаимоотношений в творчестве Экуни Каори (р. 1964). Актуальность работы обусловлена тем, что образ женщины и любовных взаимоотношений встречается в литературе уже много веков, однако способ ее изображения разнится от автора к автору и меняется с каждой эпохой. Анализ произведений Экуни Каори, одной из ведущих писательниц Японии сегодняшнего времени, позволит в полной мере раскрыть особенности представления современными японскими авторами женских образов и семейных взаимоотношений в контексте современной эпохи.
Основной целью работы является выявление тенденций в изображении женщины, любви и отношений в творчестве Экуни Каори.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику особенностям брака и любовных взаимоотношений в современной Японии;
- рассмотреть Экуни Каори как представителя современного литературного процесса;
- изучить и проанализировать литературоведческие и критические статьи, посвященные творчеству автора;
- отметить особенности художественной манеры и стиля Экуни Каори;
- установить общие тенденции в изображении женщины, любви и отношений в японской прозе;
- определить особенности изображения женщины и семейных взаимоотношений на примере романов Экуни Каори «Вечер падения» и «Божественная лодка», а также двух рассказов из сборника «Я готова разрыдаться».
Объектом исследования являются особенности изображения женщины, любви и отношений в творчестве Экуни Каори, предметом — произведения писательницы, в которых наиболее ярко раскрыт характер семейных взаимоотношений. Изучение творчества Экуни Каори осуществляется с применением сравнительно-типологического метода.
Теоретической основой послужили работы российских, японских и зарубежных ученых. В первую очередь стоит отметить работы Латышева И.А. (1985), Намба Д. (2006), Хираяма Д. и Касиваги К. (2001, 2009), которые стали основными источниками информации для описания трансформации семейных взаимоотношений в современной Японии. Также нельзя не упомянуть труды таких специалистов в области литературоведческой науки, как Хронопуло Л.Ю., Нумано М. и Чхартишвили Г.Ш. Характерные черты творчества Экуни Каори, необходимые для выявления особенностей линии семейных и любовных взаимоотношений, были изучены в статьях Хронопуло Л.Ю. (2009, 2010, 2018). Комплексно проследить развитие японской литературы стало возможно при помощи статьи «Граница японской литературы и ее сдвиги в мировом контексте» (Нумано М., 2002) и предисловий к сборникам литературы XX - XXI вв. «Она» (Чхартишвили Г.Ш., 2001), «Он» и «Теория катастроф» (Нумано М., 2001, 2003).
Предметом исследования являются оригинальные тексты произведений Экуни Каори, в частности романы «Вечер падения» (яп. ^Т^ ААД'Раккасуру ю:гата, 1999) и «Божественная лодка» (пер. с яп. Ирины Пурик, 2013), а также сборник рассказов «Я готова разрыдаться» (яп. #^Т бЖОА^'^ХИА Го:кю:суру дзюмби-ва дэкитэита, 2003). Выбор данных произведений обусловлен тем, что главными персонажами в них являются женщины, а линии любви и семейных взаимоотношений представляют собой богатый материал для анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованной литературы и источников.
В первой главе рассматриваются гендерные и социальные аспекты жизни японцев в ХХ - XXI вв., в частности процесс изменения положения женщины в обществе и особенности современных семейных взаимоотношений. Во второй главе дается характеристика общей ситуации в мире японской литературы на рубеже ХХ - ХХ1 вв., приводится история развития женской литературы со времен эпохи Мэйдзи (1868-1912), биография Экуни Каори и отличительные черты творчества писательницы. В третьей главе предпринимается попытка выявить общие тенденции в изображении женщины, любви и отношений японскими писателями, а также проводится анализ произведений «Вечер падения», «Божественная лодка» и «Я готова разрыдаться» с целью выявления характерных особенностей изображения женщины и семейных взаимоотношений в творчестве Экуни Каори. В приложении представлен перевод двух отрывков из романа «Вечер падения».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы установили, что начало творчества и значительная доля написанных произведений Экуни Каори пришлась на ХХ в., который принес множество изменений в жизнь японцев. После Второй мировой войны и введения новой конституции оба пола получили равные права, и положение женщин в некоторой степени улучшилось.
Поменялись также взгляды на брак: традиционно супруги были связаны друг с другом в первую очередь экономическими, юридическими и «детородными» узами, но теперь инструментальная роль брака снизилась, возросло значение эмоциональной связи партнеров. Тем не менее нельзя сказать, что смена ценностных ориентиров проходит гладко. Было выяснено, что супружеское общение после брака не является действительно «равным» и «духовно глубоким», а отсутствие эмоциональной вовлеченности мужа в отношениях с женой приводит к неудовлетворенности браком со стороны жены. Хотя супружеские модели поведения и степень стремления к общению изменялись по мере трансформации общества, традиционные японские установки, обусловленные «гендерным разрывом», все еще сильны. Они порождают проблемы в общении и препятствуют развитию духовно глубоких отношений, которые в современной семье являются одним из ключевых элементом здоровых и крепких супружеских отношений.
Что касается основного объекта настоящего исследования, литературы XX - XXI вв., то среди новшеств нужно отметить стирание границы между чистой и массовой литературой: в новой литературе массовый читатель найдет интересный, иногда странный сюжет, а искушенный — философский подтекст. Авторы отходят от традиционных ценностей, смешивают жанры, ищут новую форму языка, выражая протест формализму традиционной культуры.
Писательницы «женского потока», неотъемлемой частью которого является Экуни Каори, больше не находятся в плену старых патриархальных устоев. Женщины стали независимыми и самостоятельными, теперь они не стесняясь пишут на смелые темы, их творчество поражает стилистическим и жанровым разнообразием, а по количеству произведений женская литература на данный момент чуть ли не превосходит мужскую.
Среди особенностей художественной манеры Экуни Каори мы отметили преобладание в ее произведениях одиноких, пассивных персонажей, зачастую не способных противостоять ударам судьбы. Экуни Каори делает акцент на раскрытии их внутреннего мира, погружая читателя в глубины человеческой психологии. Главной особенностью стиля Экуни является особое отношение к выбору способа записи слов, а также создание в своих произведениях особого «внутреннего мира».
Проследив историю изображения женщины и любовных отношений на протяжении нескольких значительных периодов в истории японской литературы, мы выяснили, что новшеством в ХХ - XXI вв. явилась сексуальная откровенность, принимающая порой самые шокирующие формы, а также пессимистичный тон произведений, оттенок обреченности и трагизма.
В ходе анализа произведений «Вечер падения», «Божественная лодка» и «Я готова разрыдаться» был сделан вывод о том, что образ женщины и линия любовных отношений действительно изображены в трагичных тонах. Общей чертой главных героинь является то, что они живут иллюзиями и цепляются за прошлое, которое уже давно не имеет связи с настоящим. Героини не желают ничего менять вплоть до самого конца произведений, и, даже несмотря на их попытку вырваться из своего придуманного мира, финалы произведений не производят впечатления «хэппи-энда». Экуни Каори в принципе описывает нездоровые отношения в различных их проявлениях: будь то жизнь иллюзиями о когда-то ушедшем любимом, сублимация нереализованных чувств к посторонним людям или неравноценные отношения супругов. Оттенок обреченности особенно остро чувствуется в попытках персонажей взаимодействовать друг с другом: со стороны мужчины часто видна холодность и отстраненность, проблемы никогда не решаются до конца - главные героини продолжают жить с ними, оставаясь несчастными.
Экуни Каори констатирует наличие проблем, с которыми сталкивается женщина, но выхода не предлагает, вероятно потому, что проблема эта слишком глобальна и трудно найти ей простое решение. Писательница ставит вопросы одиночества, нереализованности женщин, а также внутрисемейных взаимоотношений и коммуникации, и все ее творчество свидетельствует о признании проблем. Благодаря ее произведениям, мы понимаем, что женский голос как минимум звучит.
Таким образом, в настоящей работе была дана характеристика особенностям брака и семейных взаимоотношений в современной Японии. Экуни Каори была рассмотрена как участник современного японского литературного процесса, были выделены особенности ее прозы, установлены общие тенденции в изображении любви и отношений современных авторов и проведен анализ романов, на основе которых были выявлены особенности изображения женщины и семейных взаимоотношений в творчестве писательницы.
Безусловно, данная тема заслуживает более подробного анализа и тщательного изучения с литературоведческой точки зрения. В будущем хотелось бы рассмотреть творчество Экуни Каори на более широком материале.



На русском языке:
1. Экуни Каори. Божественная лодка / пер. с яп. Ирины Пурик. – СПб:
Гиперион, 2013. 191 с.
2. Экуни Каори. Ты сияй, звезда ночная / пер. с яп. Н. Эристави. – Москва:
АСТ, 2007. 191 с.
На японском языке:
3. Экуни Каори 江國香織. Цумэтай ёру-ни つめたいよるに(Холодной
ночью). – Токио: Синтё:ся 新潮社, 1996. 209 с.
4. Экуни Каори 江 國 香 織 . Раккасуру ю:гата. 落 下す る 夕 方 (Вечер
падения). – Токио: Кадокава сётэн 角川書店, 1999. 296 с.
5. Экуни Каори 江國香織 Суйка-но ниой すいかの匂い (Аромат арбуза). –
Токио: Синтё:ся 新潮社, 2000. 230 с.
6. Экуни Каори 江國香織 Го:кю:суру дзюмби-ва дэкитэита 号泣する準備
はできていた (Я готова разрыдаться). – Токио: Синтё:ся 新潮社, 2003.
233 с.
Литература и электронные ресурсы
На русском языке:
7. Иванова Ю.В. Проблематика творчества японской писательницы
Ариеси Савако: дис. на соискание степени канд. филолог. наук. –
Владивосток., 2002. 189 с.
URL:http://imli.ru/upload/docs/Dissertatciya_Ivanova.pdf (Дата обращения
26.05.2022)
8. Ихара Сайкаку // Живой журнал. URL: https://japanlit.livejournal.com/7917.html (Дата обращения: 26.05.2022)
9. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Ин-т
востоковедения. – репринтное изд. – М.: Наука, 1991. 551 с.56
10.Нумано М. Граница японской литературы и ее сдвиги в мировом
контексте // «Иностранная литература» 2002, №8. URL:
http://magazines.russ.ru/inostran/2002/8/numat-pr.html (Дата обращения:
13.03.22)
11. Нумано М. От литературы «j» к литературе «w». Некоторые тенденции
современной японской литературы / пер. с яп. Мещеряков А.Н. // Теория
катастроф. Современная японская проза / пер. с яп. М.: Иностранка, 2003.
12. Нумано M. Предисловие / M. Нумано ; [пер. с яп.] // Он : сб. новелл. –
М.: Иностранка, 2001. 540 с. URL:
https://royallib.com/read/chhartishvili_grigoriy/on_novaya_yaponskaya_pro
za.html#0 (Дата обращения 26.05.2022)
13. Редько Т. И. Повествовательная проза: [Японская литература первой
половины XIX в.] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН
СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.
14. Тысяча журавлей. Антология японской классической литературы VIII–
XIX вв. – М: Азбука-классика, 2005. 796 с.
15. Хронопуло Л. Ю. «Потерянный» герой японского рассказа конца XX -
начала XXI вв. // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение.
Африканистика. 2009. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/poteryannyy-geroy-yaponskogo-rasskazakontsa-xx-nachala-xxi-vv (Дата обращения: 12.01.2022).
16. Хронопуло Л. Ю. Японская литература конца ХХ — начала ХХI века:
авторы, жанры, сюжеты, герои. Часть 2. // Онлайн-журнал «Прочтение»,
2018. URL: https://prochtenie.org/geo/29613 (Дата обращения: 12.01.2022)
17. Хронопуло Л.Ю. Сборник рассказов Экуни Каори «Плавание
небезопасно и несвоевременно» // Материалы научной конференции,
посвященной 140-летию начала преподавания японского языка в СанктПетербургском университете. Ноябрь 2010 г. – СПб., 2010. 400 с.
18. Чхартишвили Г. Девочка и медведь / Г. Чхартишвили ; [пер. с яп.] //
Она : сб. новелл. – М.: Иностранка, 2001. 526 с. URL: https://www.e57
reading.club/chapter.php/1035929/0/Ona._Novaya_yaponskaya_proza.html
(Дата обращения 26.05.2022)
19. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. – М: Наука, 1985. 288 с.
На английском языке:
20. Printziou Akylina. Yoshimoto Banana as a Modern Representative of
Japanese Literature. URL:
http://www.academia.edu/36729128/Yoshimoto_Banana_as_a_Modern_Re
presentative_of_Japanese_Literature (Дата обращения: 26.05.2022)
21. Bruce Alix. Steel Chrysanthemums: Feminism and Nationalist Rhetoric in
Meiji Japan // History Theses. – University of Puget Sound, 2014. URL:
https://soundideas.pugetsound.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1009&conte
xt=history_theses (Дата обращения: 26.05.2022)
22. Frentiu Rodica. Contemporary Japanese Literature in Its Transition Towards
the New Postmodern Humanism: Haruki Murakami // Asian and African
Studies XV, 3, 2011. pp. 59-68. URL: https://revije.ff.unilj.si/as/article/view/2887 (Дата обращения: 26.05.2022)
23. Kawakami Hiromi // Books from Japan. URL:
http://www.booksfromjapan.jp/authors/item/893-hiromi-kawakami (Дата
обращения: 26.05.2022)
24. Mizuta Noriko Lippit and Kyoko Iriye Selden, eds., Japanese Women
Writers: Twentieth Century Short Fiction. – Armonk, NY: M.E. Sharpe, 1991.
285 p. URL: http://www.questia.com/read/98634765/japanese-womenwriters-twentieth-century-short-fiction (Дата обращения: 26.05.2022)
25. Muta Orie. Aspects of Love in Contemporary Japanese Fiction by Women
Writers // Hecate 16, no. 1/2, 1990. URL: http://www.questia.com/read/1P3-
592469221/aspects-of-love-in-contemporary-japanese-fiction-by (Дата
обращения: 26.05.2022)
26. Sato Kazuko. The changing status of women in japan // International Journal
of Sociology of the Family, vol. 17, no. 1, 1987. pp. 88. URL:
http://www.jstor.org/stable/23028449 (Дата обращения: 24.05.2022)58
27. Shirane Haruo, Suzuki Tomi, Lurie David. The Cambridge History of
Japanese Literature. – Cambridge University Press, 2016. 868 p.
На японском языке:
28.Дай хаккай сэкай сэйнэн исики тёса 第 8 回 世界青年意識調査(8-й
всемирный опрос молодежи) // Сайт кабинета министров Японии. URL:
https://www8.cao.go.jp/youth/kenkyu/worldyouth8/html/2-7-5.html (Дата
обращения: 26.05.2022)
29.Институт жизни и быта Хакухо:до:博報堂生活総合研究所. Нихон-нокадзоку 10 нэн-но хэнка 日本の家族 10 年の変化 (Десять лет перемен в
японской семье). – Хакухо:до:сэйкацу со:го: кэнкю:дзё 博報堂生活総合
研究所, 1998.
30.Касиваги Кэйко 柏木惠子. Ёку вакару кадзоку синригаку よくわかる家
族心理学 (Простая семейная психология). – Минэрува сёбо:ミネルヴァ
書房 , 2010. 232 с.
31.Касиваги Кэйко, Кадзуи Миюки, Оно Сатико 柏木惠子、数井みゆき、
大野祥子. Кэккон・ Кадзокукан-ни-кансуру кэнкю: 結婚・家族観の変
動に関する研究 (Исследование трансформации взглядов на брак и
семью) // Нихон хаттацу синригакукай дай-нана-тайкай хаппё:
ромбунсю: 日本発達心理学会第7回大会発表論文集, 1996. pp. 240-242
32.Касиваги Кэйко, Нагахиса Мисако 柏木恵子、 永久ひさ子. Дзёсэй-ни
окэру кодомо-но кати 女性における子どもの価値 (Значение детей для
женщин) // Кё:ику синригаку кэнкю: 教育心理学研究, 47(2), 1999. pp.
170-179
33.Касиваги Кэйко, Оно Сатико, Хираяма Дзюнко 柏木惠子、 大野祥子、
平 山 順 子 . Кадзоку синригаку-э-но-сё:тай 家 族 心 理 学 へ の 招 待
(Введение в семейную психологию). – Минэрува сёбо:ミネルヴァ書房,
2009. 224 с.59
34.Намба Дзюнко 難波淳子. Нихондзин дзёсэй-но кэккон-то сэйдзюку 日
本人女性の結婚と成熟 (Замужество и зрелость японских женщин). –
Кадзама сёбо: 風間書房, 2006. 222 с.
35.Намба Дзюнко 難波淳子. Тю̅нэнки нихондзин фу:фу-но коммюникэсё̅нно токутё: 中 年 期 の 日 本 人 夫 婦 の コ ミ ュ ニ ケ ー シ ョ ン の 特 徴
(Особенности общения японских супружеских пар среднего возраста) //
Окаямадайгаку дайгакуин бунка кагаку кэнкю:ка киё:岡山大学大学院文
化科学研究科紀要, vol. 8. 1999. pp. 69-85
36.Национальный институт исследований народонаселения и социального
обеспечения・ Институт демографических исследований 国立社会保
障・人口問題研究所. Кэккон-то сюссан-ни-кансуру дзэнкоку тё:са 結婚
と 出 産 に 関 す る 全 国 調 査 (Национальный опрос о браке и
деторождении) // Исследования народонаселения 人口問題研究, 62(3),
2006. pp. 31-50
37. Отиай Эмико 落合恵美子. Нидзю:иссэйки кадзоку-э 21 世紀家族へ (К
семье 21 века). – Юхикаку 有斐閣, 1997. 281 с.
38. Рекомендация произведений Экуни Каори 江國香織のおすすめ作品 //
Фолк-медия URL: https://folk-media.com/2911412 (Дата обращения:
26.05.2022)
39. Сиоцуки Яэко 塩月 弥栄子. Канкон со:сай нюмон 冠婚葬祭入門
(Введение в обрядовые церемонии). – Ко:бунся 光文社, 2002. – 426 с.
40.Сэти Ямакаку 瀬地山角. Хигаси адзия кафутёсэй 東アジア家父長制
(Патриархальная система Восточной Азии). – Кэйсо:сёбо: 勁草書房,
2004. 373 c.
41.Такахаси Осаму 高橋敷. Катэй-но нака-но нихондзин 家庭の中の日本人
(Японцы в быту). –Харасёбо: 原書房, 1971. 223 с.60
42. Фукусима Маю 福嶋真由. Экуни Каори «Камисама-но бо̅то» рон 江國
香織『神様のボート』論 (О произведении Экуни Каори «Божественная
лодка») // Сэйкэй кокубун 成蹊国文, №50. – Университет Сэйкэй, 2017.
pp. 93-113. URL: https://ci.nii.ac.jp/naid/120006242196 (Дата обращения:
12.01.2022).
43.Хираяма Дзюнко, Касиваги Кэйко 平山順子、柏木恵子. Тю:нэнки
фу:фу-но коммюникэсё:н тайдо 中年期夫婦のコミュニケ ーション態度
(Коммуникативные установки супружеских пар среднего возраста) //
Хаттацу синригаку кэнкю: 発達心理学研究, vol. 12, 2001. pp. 216-277.
44. Хоригути Марико 堀口真利子. Мураками Харуки ・ Экуни Каори
сё:сэцу кэнкю:– Симмицусэй-о мэгуттэ 村上春樹・江國香織小説研究
―親密性をめぐって (Тема близости в романах Харуки Мураками и
Экуни Каори). – Университет Нагоя 名古屋大学, 2014. 159 с. URL:
https://ci.nii.ac.jp/naid/500000917001(Дата обращения: 12.01.2022).
45. Экуни Каори 江國香織 // Википедия. URL: https://ja.wikipedia.org/wiki/
江國香織 (Дата обращения: 26.05.2022)
46.Яма Сатиё 山 幸 代. Таё:на патонасиппу-но кано:сэй 多様なパートナー
シップの可能性 (Разнообразные виды отношений) // Studies in sociology,
vol. 39, 2015. pp.17-28
47.Ямагути Такуро 山口拓郎. Ити-мири-но мидзо кара, фу:фуканкэй-га
коварэру-маэ-ни ситтэ хосии кото「1 ミリの溝」から、夫婦関係が壊
れる前に知ってほしいこと (Что нужно знать, прежде чем «разрыв в
миллиметр» приведет к распаду брака) // Журнал Рикунаби, 2017. URL:
https://next.rikunabi.com/journal/20170711_d/(Дата обращения 29. 05.2022)
48. Ямагути Такуро 山口拓郎. Кайварэсу фу:фу-но мидзо ва «…»-дэ умэру
「会話レス」夫婦の溝は「○○○」で埋める (Неразговаривающие друг61
с другом пары могут преодолеть пропасть между ними с помощью ….)
// Журнал Рикунаби, 2018. URL:
https://next.rikunabi.com/journal/20180509_d01/ (Дата обращения 29. 05.
2022

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ