Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании города Набережные Челны

Работа №85967

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты формирования государственных и муниципальных
программ поддержки малого предпринимательства 7
1.1 Государственные и муниципальные программы поддержки малого
предпринимательства: сущность и основное содержание 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование разработки государственных и
муниципальных программ в сфере малого предпринимательства 14
1.3 Характеристика и показатели эффективности государственных и
муниципальных программ поддержки малого предпринимательства 21
2 Анализ и оценка реализации государственных и муниципальных
программ поддержки малого предпринимательства в г. Набережные Челны 23
2.1 Анализ показателей и состояние развития малого предпринимательства в
г. Набережные Челны 23
2.2 Основные направления и механизмы программ развития и поддержки
малого предпринимательства в г. Набережные Челны 29
2.3 Оценка эффективности реализации государственных и муниципальных
программ поддержки малого предпринимательства в г. Набережные Челны 42
2.4 Совершенствование методов разработки и процессов реализации
государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. В современных условиях эффективное развитие малого предпринимательства может рассматриваться как один из важнейших инструментов по формированию благоприятного и устойчивого положения муниципального образования. Именно малое предпринимательство выступает важной частью социально-экономического развития территории. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей, среди которых особое значение имеют административные барьеры, ограниченность ресурсов, зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий. Поэтому необходимо формирование развитой системы поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании, большая роль, в которой принадлежит государственным и муниципальным программам развития и поддержки малого предпринимательства.
Государственные и муниципальные программы развития малого предпринимательства являются важнейшей частью социально-экономической политики государства, поскольку напрямую влияют на благополучие населения, а также в значительной степени определяют состояние и устойчивость экономики в целом. Проблемы теоретического обоснования процесса формирования и реализации программ развития малого предпринимательства до настоящего времени относятся к вопросам методологически недостаточно проработанным. Кроме этого в настоящее время формирование таких программ на муниципальном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода.
Основы исследования составил богатый в содержательном смысле теоретический и практический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем формирования и реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства: Н.А. Кныш, М.Н.Лукьяновой, С.А.Попова, Н.В. Пысиной, Ф.Р.Танеевой и др.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование методов разработки и процессов реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и основное содержание государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование разработки государственных и муниципальных программ в сфере малого предпринимательства;
- дать характеристику и изучить показатели эффективности государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;
- проанализировать показатели и состояние развития малого
предпринимательства в г. Набережные Челны;
- изучить основные направления и механизмы программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Набережные Челны;
- провести оценку эффективности реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в г. Набережные Челны;
- обозначить пути совершенствования методов разработки и процессов реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Предметом исследования являются управленческие и организационно-экономические отношения, складывающиеся при реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в г. Набережные Челны.
Объектом исследования являются государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области предпринимательства.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые акты, а также электронные материалы.
Методическая основа исследования. При проведении настоящего исследования применялись общенаучные методы - индукция и дедукция, анализ и синтез, группировки, классификации, статистический анализы, системный анализ, использовались логико-структурный и экономико-математические методы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, включающих 7 подразделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты формирования государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, раскрываются основные понятия, сущность, нормативно-правовое регулирование и показатели оценки эффективности программ поддержки малого предпринимательства.
Во втором разделе проводится анализ и оценка реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании г. Набережные Челны, а также предлагаются пути совершенствования методов разработки и процессов реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы.
Малое предпринимательство в настоящее время представляет эффективно развивающийся сектор экономики, во многом обеспечивающий успешное решение социально-политических и финансово-экономических задач муниципальных образований.
Важную роль в процессе развития малого предпринимательства на местном уровне играет поддержка предпринимательского сектора со стороны местных органов власти. Одним из инструментов такой поддержки является разработка муниципальных программ.
Под муниципальной программой развития и поддержки малого предпринимательства понимается муниципальный нормативный правовой акт, включающий комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам, направленный на достижение установленных целей и задач в интересах развития и поддержки малого предпринимательства города.
Нормативно-правовое регулирование механизма разработки государственных и муниципальных программ включает совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы государственных и муниципальных программ. Законодательной основой разработки государственных программ является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Достоверная оценка эффективности реализации программы поддержки развития малого предпринимательства осуществляется с помощью системы показателей. В настоящее время отсутствует единая методика оценки эффективности муниципальной программы поддержки малого предпринимательства.
Анализ и оценка реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства были рассмотрены на примере г. Набережные Челны.
Малое предпринимательство является динамично развивающимся элементом рыночной экономики г. Набережные Челны. Политика поддержки малого предпринимательства вырабатывается и реализуется Управлением экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
За последние годы малое предпринимательство на территории г. Набережные Челны завоевало устойчивые позиции, определились стабильно работающие группы предпринимателей, в основном сконцентрированные в сфере торговли.
По состоянию на начало 2017 года в г. Набережные Челны осуществляют более 30 тыс. субъектов малого предпринимательства. Число субъектов малого предпринимательства г. Набережные Челны за 2014-2016 гг. выросло на 568 единиц. В 2016 году по сравнению с 2015 годом количество малых предприятий снизилось на 500 единиц. Снижение количества малых предприятий обусловлено различными причинами: ростом взносов в социальные фонды, проблемами доступа к финансовым ресурсам, кризисными явлениями в экономике России и др. Также произошел незначительный рост по таким показателям как, доля субъектов малого предпринимательства в валовом территориальном продукте, численность работников малых предприятий, доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике города, оборот предприятий малого предпринимательства, доля налоговых поступлений в местный бюджет. Средняя заработная плата работников малых предприятий в рассматриваемый период снизилась на 20%.
Отраслевая структура предприятий малого предпринимательства г. Набережные Челны не претерпевала значительных изменений в течение последних лет. Неизменно наиболее популярными видами деятельности остаются оптовая и розничная торговля (их доля в 2016 г. составила 44,7% от общего числа предприятий), за ними следуют предоставление услуг и операции с недвижимым имуществом (16,2%), обрабатывающие производства (15,7%). Наименьший удельный вес имеет образование, здравоохранение, социальные услуги и другие виды деятельности в сумме имеют долю в 6,7%.
Из анализа динамики основных экономических показателей малых предприятий в г. Набережные Челны видно, что заметных сдвигов в данном секторе за 2013-2016 гг. не произошло. В рассматриваемый период наблюдается замедление экономических параметров деятельности малого предпринимательства. Для реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в г. Набережные Челны была разработана муниципальная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Набережные Челны на 2013-2016 годы».
В Программе установлены цели, задачи политики администрации г. Набережные Челны в сфере малого предпринимательства, определены целевые индикаторы, представлен перечень мероприятий в целях поддержки малого предпринимательства. Существенным недостатком Программы является отсутствие объема финансирования, в том числе с разбивкой по годам.
Помимо поддержки на муниципальном уровне, предприниматели г. Набережные Челны принимают участие в программах Министерства экономики РТ по поддержке субъектов малого предпринимательства.
Наиболее популярной программой среди представителей малого предпринимательства г. Набережные Челны является республиканская программа «Лизинг-грант». За период 2013-2016 гг. представителям малого предпринимательства г. Набережные Челны по программе «Лизинг-Грант» было выделено субсидий свыше 137 млн. руб.
В целом, несмотря на разнообразные программы поддержки малого предпринимательства, реализуемые на территории г. Набережные Челны, малое предпринимательство характеризуется очень низкой активностью участия в них. Вполне вероятно, что низкая вовлеченность предпринимателей в реализацию программ обусловлена недостаточным уровнем прозрачности условий предоставления поддержки, слабым информационным сопровождением программ.
По программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Набережные Челны на 2013-2016 годы» значения запланированных целевых индикаторов выполнены не по всем показателям. Из 5 целевых индикаторов не достигнуты параметры 3 индикаторов, по которым имеются незначительные отклонения.
Показатели эффективности реализации программы имеют также незначительные отклонения за период реализации. Отсутствие ежегодных отчетов о ходе реализации муниципальной программы поддержки малого предпринимательства г. Набережные Челны и сведений об объемах финансирования и освоения средств не позволяют в полной мере провести оценку эффективности данной программы. Обобщая все показатели эффективности, можно сделать вывод, что программа поддержки малого предпринимательства г. Набережные Челны имеет умеренный уровень эффективности.
В целях совершенствования методов разработки и процессов реализации государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне предлагаются следующие мероприятия.
1. Организовать обучение работников администрации г. Набережные Челны современным методам программно-целевого управления, путем проведения семинара, а в дальнейшем осуществлять повышение квалификации муниципальных кадров не реже одного раза в три года.
2. Обеспечить прозрачность и публичность программы поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании г. Набережные Челны. Привлекать в процесс разработки программы поддержки и развития малого предпринимательства предпринимателей, население, научные кадры. В структуру разрабатываемой программы включить раздел «Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами».
3. Своевременно вносить изменения в программные мероприятия, при этом корректировать показатели эффективности реализации Программы. Проводить корректировку программы, исключив неэффективные мероприятия и расходы. В штатном расписании Управления экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета г. Набережные Челны рекомендуется создать должностную единицу - специалист по мониторингу муниципальной программы, который будет заниматься анализом муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, проводить своевременную корректировку программ.
Необходимо также создать информационную базу, где будет предусмотрена возможность введения информации о динамике исполнения целевых показателей программы в разрезе отдельных мероприятий. Таким образом, информация о реализации всех направлений программы будет поддерживаться в актуальном состоянии за счет оперативного внесения ответственным исполнителем текущих результатов реализации программы в информационную систему.
4. Предоставлять ежегодные полные отчеты о ходе реализации программы и использовании финансовых средств, так как от полноты предоставленной информации зависит оценка эффективности программ.
5. Строго усилить персональную ответственность за результаты программы поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании и предусмотреть возможности наложения взысканий случае недостижения целевых индикаторов программ по субъективным причинам.
6. Совершенствовать правовую базу на местном уровне в сфере
поддержки малого предпринимательства и программно-целевого управления. Проводить обсуждение проектов постановлений, решений касающихся предпринимательской деятельности, программно-целевого управления с привлечением предпринимателей, общественных организаций предпринимателей и общественности.
Реализация предлагаемых мероприятий на практике позволит качественно повысить уровень исполнения муниципальных программ по поддержке и развитию малого предпринимательства, будет способствовать решению проблем предпринимательского сектора и позволит целенаправленно управлять социально-экономическим развитием муниципальных образований.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 30.09.2016 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823.
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г. № 277-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014 (часть I). - № 26. - Ст.3378.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г. № 265-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст.4006.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 298-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822.
6. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 (с изм. от 15.10.2016 г. № 1050) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 32. -
Ст.4329.
7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации: Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 24. - Ст.3549.
8. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение
Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1101-р (в ред. от 07.12.2011 г.) //
Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 28. - Ст.3720.
9. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации
государственных программ Российской Федерации: Приказ
Минэкономразвития России от 16.09.2016 г. № 582 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.
10. О стратегическом планировании в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16.03.2015 г. № 12-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2015. - № 3. - Ст.202.
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 21.01.2010 г. № 7-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2010. - № 1-2. - Ст.7.
12. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки
эффективности муниципальных программ: Постановление Исполкома
муниципального образования «г. Набережные Челны» от 11.12.2013 г. № 7511 [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.garant.ru.
13. Об утверждении программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Набережные Челны на 2013-2016 годы»: Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан от 28 октября 2013 г. № 6449 [Электронный ресурс] //http://www.nabchelny.ru.
II. Справочные и архивные материалы
14. Реализация органами местного самоуправления полномочий по созданию условий развития малого и среднего бизнеса: информационно- справочная брошюра. - Великий Новгород, 2013. - 4 с.
III. Монографии и научные статьи
15. Алямкина, К.А. Программно-целевое регулирование как метод управления социально-экономическим развитием территории / К.А.Алямкина // Системное управление. - 2013. - № 1. - С. 1-10.
16. Ахметзянова, М.М. Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства / М.М. Ахметзянова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 178-179.
17. Балахонова, И.М. Формирование системы показателей и критериев
оценки эффективности государственной поддержки малого
предпринимательства в муниципальном секторе экономики / И.М.Балахонова // Материалы 63-й научной конференции, Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск: изд-во ЮрГУ, 2011. - С. 238-241.
18. Губанова, Е.Е. О переходе на «программный» бюджет / Е.Е.Губанова // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 300-302.
19. Ельшин, Л.А. Обзор методик оценки эффективности государственных мер поддержки малого и среднего предпринимательства / Л.А.Ельшин, А.И.Прыгунова // Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 4. - С. 32-34.
20. Мальгина, И.В. Вопросы программно-целевого обеспечения развития малого и среднего предпринимательства / И.В.Мальгина // Проблемы управления. - 2010. - № 2. - С. 68-73.
21. Милькина, И.В. Практические аспекты стимулирования предпринимательской деятельности в инновационной сфере муниципальных образований / И.В.Милькина // Муниципальная академия. - 2016. - № 1. - С. 87-93.
22. Мироседи, Т.Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в среднем промышленном городе / Т.Г.Мироседи // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 4. - С. 1-12.
23. Попов, С.А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства / С.А. Попов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С.249-252.
24. Предпринимательство и бизнес: финансово-экономические,
управленческие и правовые аспекты устойчивого развития: монография / под общ. Ред. М.А.Эскиндарова. - М.: Дашков и К, 2016. - 251 с.
25. Пысина, Н.В. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях малого города на муниципальном уровне / Н.В.Пысина // Российское предпринимательство. - 2015. - № 24. - С. 67-74.
26. Тормышева, Т.А. Муниципальная программа поддержки предпринимательства: механизм формирования / Т.А.Тормышева // Практика муниципального управления. - 2009. - № 3. - С. 64-73.
IV. Учебники и учебные пособия
27. Международный опыт инструментов и методов повышения эффективности системы государственного управления / АО «Институт экономических исследований». - Астана: Дом экономики, 2013. - 4 с.
28. Пиньковецкая, Ю.С. Государственное регулирование и поддержка
развития предпринимательства Ю.С.Пиньковецкая: учеб пособие. - М.:
Русайнс, 2015. - 244 с.
29. Тохян, С.Д. Роль государственной поддержки малого бизнеса в РФ / С.Д.Тохян // Экономика и социум. - 2016. - № 5. - С.74-80.17. Государственное регулирование развития предпринимательства: опыт, проблемы, инновации / под ред. А.Я.Быстрякова. - М.: Проспект, 2015. - 144 с.
30. Шевелев, С.Ю. Развитие предпринимательства в России: организационные, правовые и экономические аспекты: монография / С.Ю. Шевелев. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. - 138 с.
V. Электронные материалы
31. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru.
32. Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nabchelny.ru.
33. Действующие программы для предпринимателей малого и среднего бизнеса города Набережные Челны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://business16.ru.
34. Агентство по привлечению инвестиций город Набережные Челны [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.chelny-invest.ru.
35. Информационная поддержка предпринимателей Business Republic 16ru [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://business16.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ