ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретике - методологические основы брендинга территории 10
1.1. Бренд: сущность и содержание, диалектика и ретроспектива понятий 10
1.2. Методологические основы разработки бренда территории 22
1.3. Бренд территории как инструмент управления стратегическим развитием
района 31
2 Бренд территории: сравнительный анализ процесса разработки и управления
2.1. Опыт разработки и управления брендом малых городов в зарубежных
странах 35
2.2. Социально-экономическое содержание, особенности разработки и
управления брендингом территории (опыт российских городов) 53
2.3. Критерии и показатели оценки брэндинга территории 63
3 Брендинг территории Менделеевского муниципального района 71
3.1. Общая характеристика Менделевского муниципального района (ММР
Республики Татарстан ) как территории брэндинга 71
3.2. Брэндинг территории на примере Менделеевского муниципального района: этапы разработки, планирование и продвижение 90
3.3. Социально-экономическая эффективность брэндинга территории
Менделеевского муниципального района 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования состоит в том, что на сегодня органами местного самоуправления, руководителями регионов, районов уделяется большое внимание исследованию и развитию имиджа городов, регионов, территорий. Имиджи разрабатываются для политиков и бизнесменов, политических партий и движений, общественных организаций. Это означает, что российская политическая и деловая жизнь становится все более конкурентной и цивилизованной, наступает этап долгосрочного планирования и развития. Не остаются в стороне от этого процесса и многие государственные институты, министерства, ведомства, городские и региональные администрации. Все чаще звучат слова: "имидж региона", "имидж города", "имидж территории". Важность реализации такого рода проектов в контексте современных реалий трудно переоценить. Именно от имиджа во многом зависит процесс привлечения инвестиций, туристов, реализация перспективных бизнес-проектов, положение в государстве и в мире.
В начале 1990-х возникла стратегия «регионального» или «городского» брендинга. Причины ее появления в первую очередь связаны с управленческими идеями, занесенными в мэрии мегаполисов из бизнес-школ и корпоративного консалтинга. Город предлагается рассматривать как корпорацию, а сообщение города-как сторителлинг, то есть истории бренда. Именно в это время наступила эпоха мастер-планов, комплексной коммуникации городской среды-изобретений пограничной эпохи, столь же неопределенной, как ранние годы интернета.
В условиях информационного общества и всепроникающей глобализации, положительный имидж территории - это настоятельная жизненная необходимость для муниципальных образований. Общественно-политическая, культурно-историческая, инвестиционная привлекательность территории не возникает случайно, а является следствием сформированного и актуализированного имиджа.
Имидж является одним из определяющих факторов восприятия регионов и формирования вокруг них дружественной общественной среды. Это, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на лояльность со стороны федерального центра, других субъектов Российской Федерации, международного сообщества.
В ближайшее время российским городам придется столкнуться с ожесточенной территориальной конкуренцией, и особое внимание будет необходимо уделять формированию привлекательного имиджа, бренда и позитивной репутации города.
Не является исключением и Менделеевский муниципальный район, являющийся ярким примером моноиндустриального образования. Низкая конкурентоспособность района в сравнении с более развитыми соседями как Республики Татарстан, так и соседних регионов, формирует негативную тенденцию в социально-экономических показателях района. Отсутствие положительной динамики в дальнейшей перспективе может значительно усугубить и так не высокие социальные, демографические, экономические и другие социально-экономические показатели ММР.
Степень разработанности проблемы. Научные разработки в области брендинга территорий ведутся в настоящее время с нарастающей интенсивностью. Широкий круг изысканий, с одной стороны отраженный в трудах отечественных специалистов, которые осваивают фактически новый для России рыночный сегмент и, с другой стороны, работа зарубежных авторов, наполненная эмпирическими компонентами в области бренда территории. Производя оценку огромного труда, проделанного исследователями, осознавая всю актуальность вопросов имиджа территории следует отметить, что исследований имиджа территории как структурного целого, как систематизированной совокупности ожиданий значимых аудиторий, взаимоувязанных с целями регионального развития и его потенциала, явно недостаточно. Основы маркетинга территории изучает автор книги «Маркетинг для менеджеров» Алешина И.В., о брендинге территорий и формирования его положительного имиджа рассказывают авторы Аверюшкина Т. и Попов Е., также подробное описание маркетинговых инструментов по продвижению территории описываются в книге автора Муромкина И. «Маркетинговые факторы успеха на региональных рынках» и многие другие.
Научная новизна. В ходе написания данной работы нами было выдвинуто два положения, претендующие на научную новизну:
1) Разработана модель брендинга монопрофильного города, обоснованы эволюционные этапы его формирования с учетом противоречия интересов субъектов управления и потребителей брендинга.
2) Выделены критерии оценки эволюционных этапов формирования бренда территории и определена многокритериальная система показателей формирования и позиционирования брендинга территории.
Теоретической основой магистерской диссертации являются труды ведущих отечественных и иностранных специалистов в области изучение фундаментальных понятий, классификация и основные этапы эволюции развития бренда, его экономическая значимость в рамках рыночных процессов. В настоящее время можно отметить ряд ученых, наиболее подробно раскрывающих данный вопрос, таких как: Д. Аакер, Ж-Н. Капферер, Д. Коулман, Л. де Чернатони, В.Н. Домнин, С. Анхольта, П. Берга, С. Дэвиса, М. Каварациса, С.Зенкера, А. Лукарелли, Н. Мартин, А.Моргана, Х. Ризенбека, Б. Якобсена и др.Анализ их работ позволяет систематизировать информацию по содержанию бренда и выявить ключевые его особенности.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в детальной проработке, анализе и формировании устойчивого базиса теоретических и практических наработок в области маркетинга территории. При этом привязка исследования к конкретному территориальному субъекту делает исследование обоснованным и полноценным. В данном исследовании автором поднимаются важные вопросы, связанные с развитием социально-экономических направлений в районе, обозначаются наиболее перспективные для дальнейшего развития и повышения уровня конкурентоспособности территории. В дальнейшем, опираясь на практическую базу, определяющую ключевые точки экономического развития ММР, выявленные и детально описанные автором в диссертации, появляется возможность осуществления полноценного брэндинга территории.
Цель исследования - определить основные критерии формирования бренда территории Менделеевского муниципального района, и на их основе разработать модель брендинга территории Менделеевского муниципального района и обосновать ее социально-экономическую эффективность.
Задачи:
Для разработки сформулированной цели выдвигаются следующие
научно-исследовательские задачи:
-рассмотрение теоретических основ и понятий бренда;
- изучение понятия бренда территории, его принципов и функции в системе стратегического планирования;
-анализ имеющихся российских и разбуженных примеров опыта формирования бренда территорий;
-анализ территории Менделеевского муниципального района с точки зрения перспектив развития бренда;
-сбор объективной информации среди жителей Менделеевского муниципального района по выявлению их мнения о родном городе, проведение соцопроса
- формирование бренда территории Менделеевского муниципального района;
- определение стратегического влияния бренда территории Менделеевского муниципального района на социально-экономическое развитие района и уровень жизни населения.
Объектом исследования является имидж территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Предметом исследования является система управления брендом территории как инструмент стратегического развития Менделеевского муниципального района.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Госкомитета по туризму, Министерства экономики Республики Татарстан, органов местного самоуправления, а также интернет источники.
Апробация результатов находится в опубликованных трудах, выступлениях на научно-практических конференциях - Всероссийская научно-практическая конференция «Камские чтения» - 2016-2О17гг. на тему «Имиджевая политика как фактор инвестиционного развития региона».
По теме диссертации были опубликованы работы в журнале «В мире научных открытий». Макаров А.Н., Искандарова Д.А., Формирование положительного имиджа органов местного самоуправления № 11, 2015 - С. 355-361.
Методология и методы исследования. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные научные труды зарубежных и отечественных ученых в области региональной экономики и экономики города; теории стратегического управления, имиджелогии и маркетинга.
Функциональная и содержательная сложность феномена имиджа территории предопределили разнообразие используемых методов исследования: принципы системности, историко-логический и сравнительный анализ. В работе использованы методы анализа, а также социологический метод -анкетирование.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе опроса различных групп общественности по специально спроектированным анкетам, а также показатели экономического развития территории Менделеевского муниципального района.
Структура работы. Выпуская квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В введении автор обозначает ключевые аспекты выпускной квалификационной работы, формулирует цели и задачи проекта, обозначает проблему. В первой главе автор на основе наработок ведущих мировых исследований формирует теоретическую обоснованность и выводит термины и показатели имиджа, бренда и бренда территории Менделеевского муниципального района.
Во второй главе автор детально изучает имеющийся отечественный и зарубежный опыт брэндинга территории. Важность данного исследования обусловлена необходимостью анализа имеющегося зарубежного и отечественного опыта в области бренда территории. На основе изучения теоретических и практических знаний, автор определяет и формулирует основные критерии и показатели брэндинга территории.
В заключительной третьей главе, проводится анализ территории Менделеевского муниципального района, его социально-экономических показателей. Сложностью разработки бренда территории Менделеевского муниципального района является низкая развитость инфраструктуры и других ключевых параметров формирования развивающихся территорий. На основе проработанной информации в первой и второй главы автору удалось разработать оптимальную модель бренда территории ММР. На основе всех исследований и разработок, сформулированная модель бренда территории ММР подвергается анализу эффективности, по итогом которого делается вывод о ее применимости и актуальности.
В ходе проведенных работ по проекту разработки бренда территории Менделеевского муниципального района были изучены теоретические источники ведущих экономистов и социологов мира, изучающих понятие бренда территорий: Мазуренко А.В., Мещеряков Т.В., Панкрухин А.П., Тихонова Н.С., Визгалов Д.В., Визгалов Д.В., Котлер Ф., Лавров А.М. и многих других. На основе работ специалистов мирового уровня, удалось сформировать теоретический базис выпускной квалификационной работы.
В первую очередь для обеспечения понимания, была проведена работа по изучению теоретических изысканий о понятии, назначении и свойствах бренда. В настоящее время вопрос формирования и развития бренда исследован многими учеными, среди которых Д. Аакер, Ж-Н. Капферер, Д. Коулман, Л. де Чернатони, В.Н. Домнин и др. Анализ их работ позволяет систематизировать информацию по содержанию бренда и выявить ключевые его особенности.
Учитывая тот факт, что понятие бренда в России появилось недавно, понятие бренд территорий очень редко встречается процессе формирования стратегий развития регионов, а тем более районных центров.
Бренд территорий, его стратегическое влияние на привлечение инвестиций как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов - важнейший инструмент, который не только можно, но и необходимо использовать при стратегическом планировании развития того, или иного района. Многие культурно-исторические центры Республики Татарстан да и России в целом уже используют этот инструмент для привлечения туристов, инвесторов, трудового населения.
В ходе аналитических изысканий в области бренда территорий, автору удалось сформулировать собственное определение бренда территории: бренд территории - это совокупность социальных, экономических, культурных антропогенных и исторических показателей территории, формирующих ее неповторимое отличное от других территорий восприятие среди населения данной территории и других территорий.
Анализируя опыт разработки и реализации брендов территории в России и за ее пределами, можно отметить, что успешные бренды городов и территорий в основном сформированы либо в расчете на определенную целевую аудиторию, либо при формировании возможности использования обществом всех природно-географических особенностей. Однако, не изменым в алгоритме создания успешных брендов являются наличие следующих факторов:
1. Высокая степень заинтересованности властей на всех уровнях. Лишь при наличии заинтересованности вышестоящих чиновников и руководителей, вплоть до руководства страны, можно получить все объемлемую поддержку в развитии территории.
2. Наличие инфраструктурной базы. Так же является основополагающим фактором, так как при отсутствии развитой инфраструктуры возрастает риск убыточности проекта из-за высоких первоначальных вложений.
З. Заинтересованность населения территории и общественное одобрение со стороны возможных стейкхолдеров территории. Не столь определяющий, но всё же важный фактор, так как при наличии заинтересованности стейкхолдеров понадобится меньше вложений для их привлечения.
4. Наличие материальной базы формирования бренда территории. Формировать исторический или технологический базис с нуля достаточно сложно и потребует серьезных вложений в разработку и продвижение.
5. Наличие стабильных источников финансирования. Безусловно, ритмичное финансирование будет способствовать планомерному и динамичному развитию, так как придаст уверенности всем стейкхолдерам территории.
6. Подготовленность персонала и группы внедрения бренда территории. Подготовленный и опытный персонал позволит снизить риски на всех стадиях разработки, внедрения и поддержки проекта.
Менделеевский муниципальный район имеет высокую степень соответствия выявленным требованиям, что указывает на высокий потенциал развития данной территории как обособленного бренда.
При формировании бренда территории Менделеевского муниципального района учитывать необходимо не только особенности местного культурного и ресурсного актива, но и полагаться на опыт успешной реализации брендов территорий других городов.
ММР граничит со следующими муниципальными образованиями республики:
- на западе - с Елабужским муниципальным районом;
- на севере - с Удмуртской Республикой;
- на востоке - с Агрызским муниципальным районом;
- на юге - с Тукаевским муниципальным районом.
Анализа ресурсов ММР, выявил высокий потенциал развития и продвижения в составе бренда территории следующих секторов и направлений:
1. Развитие производственно-химического направления (в т.ч. и образовательного);
2. Исторически-культурного кластера;
3. Туристическо-развлекательного (на базе исторически-культурного).
4. Санаторно-оздоровительного сектора.
Концепция бренда: Менделеевский муниципальный район - гармоничная территория, созданная для культурного развития и отдыха всей семьи, центр химической промышленности и экологического производства. В первую очередь необходимо продвигать безопасность и экологичность района за счет развития науки и современного подхода к организации производства. Далее следует культурно-развлекательный блок и историческая составляющая. В завершении развитие современной научно-исследовательской химической платформы.
Характеристика проекта: формирование бренда территории Менделеевского муниципального района состоит в разработке и организации мероприятий по развитию ключевых кластеров экономической и культурно-социальной деятельности района. Предполагается развитие района и продвижение итогов преобразований по следующим направлениям:
1. Формирование научно-исследовательской платформы химической промышленности на базе имеющихся химических предприятий. Формирование исторически-культурного кластера (в т.ч. на его базе туристическо- развлекательного).
2. Формирование данного кластера состоит из развития двух направлений туристической деятельности района.
3. Формирование и развитие санаторно-оздоровительного кластера в комплексе с двумя предыдущими позволит расширить сегмент влияния бренда на более возрастные группы населения.
Предполагается, что реализация проекта будет стоить всем участникам проекта порядка 6,8 млрд. рублей. При этом основным источником финансирования проекта является федеральный бюджет.
Для выполнения плана по разработке бренда территории Менделеевского муниципального района необходимо дать ММР особый экономический статус, так-как требуемые преференции инвесторам управление муниципальным районом в обычных условиях дать не сможет. Рассматривая возможные выгоды органов муниципального управления и Республики Татарстан, можно сделать вывод, что даже при наличии льгот инвесторам и резидентам, помимо экономического, ожидается значительный социальный эффект. Появится возможность предотвращения сокращения населения ММР.
Однако, разработка любого проекта, подразумевает анализ его на предмет эффективности. Эффективность реализации бренда необходимо рассматривать как результат от реализации комплекса мероприятий, направленных на продвижение имиджа территории, реализации всех элементов проекта.
Основываясь на уровне проработки проекта по разработке, реализации и продвижению бренда территории Менделеевского муниципального района, наиболее подходящим будет сравнительный метод.
Анализ эффективности показал, что при реализация бренда территории ММР, прогнозирует увеличение по всем социально-экономическим показателям. Реализация проекта по развитию бренда территории Менделеевского муниципального района предполагает достаточно активное развитие экономики и социальной сферы ММР, в результате которого происходит наращивание конкурентных преимуществ района и повышение его инвестиционного потенциала за счет диверсификации экономики и использования эффектов территориальной интеграции с муниципальными районами Камской агломерации.
Менделеевский муниципальный район на данный момент переживает общеэкономический и социальный спад. Износ объектов инфраструктуры, жилого массива, объектов коммунального хозяйства негативно отражаются в отношении жителей к району. Моноиндустрильный характер Менделеевского района ограничивает возможности развития и роста экономического благосостояния большинства горожан. Наблюдается значительный миграционный отток населения - до 1000 человек в год.
Предварительно проведенный анализ по методу сравнительного подхода показал, что реализация проекта не только будет способствовать улучшению экономической обстановки в районе, но и повысит социально-демографические показатели.
1. Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года № 12-ЗРТ «О
стратегическом планировании в Республике Татарстан»
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года от 10 июня 2015г.
3. Стратегия социально-экономического развития Менделеевского
муниципального района 2016-2021годы и на период до 2030г.
Статистические материалы
4. Рейтинг регионов Российской Федерации по качеству жизни - 2016
[Электронный ресурс]: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2016.pdf
5. Служба статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]: http: //tatstat.gks .ru/
6. Служба статистики Менделеевского муниципального района [Электронный ресурс]: http://mendeleevsk.tatarstan.ru/rus/statisticheskaya-informatsiya.htm
7. Численность населения Российской Федерации по муниципальным
образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба
государственной статистики Росстат, 2013. 528 с.
Справочные и архивные материалы
8. Ожегов С.И. Толковый словарь. - М.: АСТ, 2014. 318 с.
9. Словарь маркетинговых терминов «Записки маркетолога»[Электронный ресурс]:http://www.marketch.ru/marketing -dictionary/
Монографии и научные статьи
10. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 456 с.
11. Багиев Г.Л. Маркетинг.- 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. 736 с.
12. Гэбэй Дж. Маркетинг: новые возможности. - Пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 368 с.
13. Аверюшкина Т., ПоповЕ. Концептуальность инструментария брендинга // Маркетинг. - 2001.-№2.121с.
14. Дымшиц М. Брэнд - это не только торговая марка, но и ... //YES. - 1998. - №3.32с.
15. Заикин А. Как создать сильный бренд // Маркетинг. - 2001. - №3. - 49с.
16. Российская Федерация. Законы. «О товарных знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров»: закон от 23.09.1992г. №14- РЗ // Известия Татарстан. - 1992. 20 октября.
17. Иевлев В.Ю. Товарный знак и продвижение на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1997. - №9.3с.
18. Канунников С. Числом и умением // Коммерсант.Деньги. - 2002. - №45. 60с.
19. Котлер Ф. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.Литер, 1999. 736с.
20. Краснова В. Вложение в имена // Эксперт. - 2001. - №1-2. 22 с.
21. Магомаема А. Защита от пиратов XX века // Наука и жизнь. -2001. 78 с.
22. Муромкина И. Маркетинговые факторы успеха на региональных рынках Маркетинг. - 2001. - №1. 22 с.
23. Муромкина И.И., Портной А.И. Совершенствование марочной политики предприятий на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. -№5.47 с.
Учебники и учебные пособия
25. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебник. 3-е изд. исправ. / С.Н. Виноградова. - Минск: Высшая школа, 2008. 364 с.
Муромкина И., Евтушенко Е. Особенности использования брэндинга на российском потребительском рынке // Маркетинг. - 2000. - №1. 69 с.
26. Филюрин В.Ю. Брендинг и маркетинг: почувствуйте разницу (к вопросу о современном состоянии) // Маркетинг. - 2000. - №4. -70 с.
27. Как завоевать города и страны/Филипп и Милтон Котлер; (пер. с англ. Ю.Канашевой).-Москва: Эксмо, 2015. 320с. (TopBusinessAwards).
28. Мазуренко А.В.К вопросу о разработкеуниверсальной метрика эффективности брендинга территории / А.В. Мазуренко // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. -2014. 106 с.
29. Визгалов Д.В. Маркетинг города. М.: Фонд "Институтэкономики города",
2008. 114 с.
30. Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Фонд "Институт экономики города", 2011. 158 с.
31. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетингмест.Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города,коммуны, регионы и страны Европы. — СПб:Стокгольмская школа экономики, 2005. 375 с.
32. Лавров А.М. Региональный маркетинг и тенденцииего развития / А.М. Лавров, В.С. Сурнин. — Реформированиеэкономики: региональные аспекты. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 146 с.
33. Мещеряков Т.В. Концептуальные положения по
управлениютерриториальным маркетингом: институциональный подход: Препринт. — СПб.: Издво СЗГТУ, 2010.217 с.
34. Блашенкова В. Имидж региона (бренд тер-ритории) как сложная
консалтинговая услуга.Москва 2011. 325 с.
35. Климчак А.О. Состояние и тенденции развития венчурногоинвестирования в РеспубликеТатарстан. // Региональная экономика: теория и практика. - 2007.
- № 14 (53). 72с.
36. Дуболазов, В.А. Управление брендом / В.А. Дуболазов, А.И. Климин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Экономические науки. - 2010. - № 6(112). 310 с.
37. Панкова,Л.В.Принципыстратегическогоанализапривыборепредпринимательс ких проектов / Л.В. Панкова // Проблемы современной экономики. - 2007. - №
4. 126 с.
38. Аакер, Д.А. Создание сильных брендов / Д.А. Аакер; пер. с англ. - М. : Издательский дом Гребенникова, 2003. 155 с.
39. Воронкова, О.В. Маркетинг услуг : учебное пособие / О.В. Воронкова, Н.И. Саталкина. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 92 с.
40. Домнин, В.Н. Брендинг: новые технологии в России / В.Н. Домнин. - СПб. : Питер, 2004. 381 с.
41. Домнин, В.Н. Идентичность бренда - ключевое понятие бренд- менеджмента / В.Н. Дом-нин // Бренд-менеджмент. - 2009. - № 5(48). 266 с.
42. БартР. Системамоды:Статьипосемиотикекультуры.—М.,2003. 58 с.
43. Бодрийяр Ж. Символический об мен и смерть / Пер. с фр. — 2-е изд. — М.: Добросвет, 2006. 78 с.
44. КьеллА. Нордстрем, РиддерстралеЙ. Бизнес в стиле фанк.
Капитализм пляшет под дудкуталанта. —СПб: Стокгольмская школа
экономикивСанкт-Петербурге,2005. 224 с.
45. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнева. - М.: Финансы и статистика, 2005. 560 с.
46. Филюрин В.Ю. Брендинг и маркетинг: почувствуйте разницу (к вопросу о современном состоянии) // Маркетинг. - 2000. - №4. 70 с.
47. Федько В.П. Основы маркетинга: сто экзаменационных ответов / В.П. Федько, Н.Г. Федько. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. 384 с.
48. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебник. 3-е изд. исправ. / С.Н. Виноградова. - Минск: Высшая школа, 2008. 364 с.
49. Каралюнец Ф. Франчайзинг, розничная торговля в России, быстрое питание.- БОСС.-2001.-№2.24 с.
50. Корнев Г. Франшиза косит наши торговые ряды. - Финансовая Россия.- 2001.-№47.4 с.
51. Кочетков Г.Б. Франчайзинг: Организация малого бизнеса.-США,
Канада: экономика, политика, культура.- 2002. - №4.102 с.
52. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике.- Маркетинг в России и за рубежом.- 2003. - №3.29 с.
53. Рогов В. Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества. - Экономика и жизнь. - 2001.-№5.22с.
54. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993.25 декабря.
55. Российская Федерация. Закон. О референдуме Российской Федерации / Федеральный конституционный закон // от 28 июня 2004 г. № 5.
56. Российская Федерация. Закон. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации/Федеральный закон РФ//от 06 октября 2003 г. № 131.
57. О муниципальной службе в Российской Федерации /Федеральный закон// от2 марта 2012г. № 25.
58. Антонов, В.А. Система государственного управления: Учебное пособие /В.А.Антонов // - М.: ГУУ.М, 2010.246с.
59. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления/Р.В.Бабун // - СПб.: 2015. 144 с.
60. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник/И.А.Василенко. //- 2-е изд. испр. и доп. - М.:Гардарики, 2012.317с.
61. Виханский, О.С., Наумов А.И. Человек, стратегия, организация, процесс. /О.С.Виханский // Менеджмент. - М.: МГУ, 1995. 224 с.
62. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления /Н.И.Глазунова:- М.2013. 243 с.
63. Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального управления Учебник / Т.В.Грицюк // - М.: Издательство РДЛ, 2014.592с.
64. Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В.Б.Зотов // Учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В.Б. Зотова.- СПб.: Питер, 2013. 512с.
65. Замотаев, А.А. России Практика муниципального правления / А.А.Замотаев// - 2006.№10 октябрь 3 с.
66. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве Учебное пособие / А.Г.Кобилев А.Г. // РнД 2012.117 с.
67. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник/
А.В.Пикулькин // - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.639 с.
68. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового - М.: Бизнес-школа,
2010. 245 с.
69. Широков А., Юркова С. Гражданское участие в местном самоуправлении / А. Широков, С. Юркова // Муниципальная власть - 2013. - № 2. 14 с.
70. Портер М.Е. Международная конкуренция. - М.: Международные
отношения, 2008.266 с.
71. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. - М., 2010.356 с.
72. Д.Г. Коноков. Реструктурирование предприятия. - М.: Дело, 2006.176 с.
73. Ровенский Ю.А. Стратегия развития предпринимательства.- М., 2008.218 с.
74. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. - М.: Изд-во
"Экзамен", 2002.312 с.
75. Рожков К., Коноков Д. Технико-экономические аспекты развития малого
бизнеса на основе реструктуризации градообразующих
предприятий//Финансовая газета, 2006, N2. 22 с.
76. А. Н. Дятлов. Роль менеджера в управлении стратегическими изменениями // Бизнес-образование. - 2000. - №2.286 с.
77. Алмазова Н.И. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ.— М.: ООО "Издательство Проспект", 2009. 336 с.
78. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент. - Казань: КГТУ,1997. 34 с.
79. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Издательство стандартов, 2002. 144 с.
80. Том Н. Управление изменениями // Менеджмент и маркетинг. 1999. №4.
8 с.
81. Томпсон А.А.-мл., СтриклендА.Дж.Ш Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. - М., 2008.334 с.
82. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2009. 288 с.
83. Трети Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Настольная книга. — М.: Автор, 2007. 342 с.
84. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Менеджмент и маркетинг. 2008.225 с.
85. Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.289 с.
86. ХайеттДжефф. Пять шагов к созданию Эффективного Видения. - М.,
2011. 345 с.
87. Хиль В. Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия //Проблемы теории и практики управления, 2007.117 с.
88. Хорват Петер Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. - М., 2006. - 248 с.
89. КейтДинни.«Брендинг территорий. Лучшие мировые практики (2013)». - М., 2013. 363 с.
Документы Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района
90. Устав Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (электронный вариант)http://mendeleevsk.tatarstan.ru/rus/statusnie-dokumenti-420643.htm
91. Положение Исполнительного комитета Менделеевского муниципального
района Республики Татарстан (электронный вариант)Нйр: //mendeleevsk.tatarstan.ru/rus/dokumenti-29204.htm
Электронные материалы
92. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]:
http://mert.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/415473.htm
93. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан http://tida.tatarstan.ru/
94. Всемирная ассоциация инвестиционных агентствhttp://www.waipa.org/
95. Санкт-Петербургский международный экономический форум
https://www.forumspb.com/ru/
96. Сайт государственного комитета по туризму Республики Татарстан http://tourism.tatarstan.ru/
Материалы на иностранных языках
97. David A. Aaker, Erich Joachimsthaler, Brand Leadership,-2012.352с.
98. David A. Aaker, Creating Relevance, Differentiation, Energy, Leverage, and Clarity-2009.368с.
100.КейтДинни,CityBranding: TheoryandCases,-2013. 336с.