Введение 3
Глава 1. Таможенные органы в системе институтов государственного управления Российской Федерации 8
§ 1. Понятие и особенности государственного управления таможенным делом 8
§ 2. Структура органов государственного управления таможенным делом 30
§ 3. Контроль в области таможенного дела как элемент системы
государственного управления таможенным делом 40
Глава 2. Деятельность таможенных органов как субъектов и объектов государственного управления 50
§ 1.Правовые и организационные особенности Федеральной таможенной службы Российской Федерации как центрального органа управления
таможенным делом 50
§ 2. Региональные таможенные управления как связующие звенья системы
таможенных органов 61
§ 3. Таможни и таможенные посты как первичные звенья системы государственного управления таможенным делом 67
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Развитие международных экономических отношений потребовало радикального реформирования механизма государственного управления внешнеэкономической сферой. Глубокие преобразования, происходящие в государстве, направлены на совершенствование правовой основы деятельности системы исполнительных органов государства, к числу которых относятся и таможенные органы.
Рассмотрение механизма государственного управления является достаточно традиционной темой научных исследований в рамках науки административного права, однако вопросы государственного управления таможенным делом наименее изучены в правовой доктрине.
Такое положение обусловлено существовавшей долгое время государственной монополией на внешнюю торговлю, что негативно отразилось на месте и роли таможенных органов в системе государственного управления. В начале 90-х годов, прошлого столетия, в развитии таможенного дела произошел коренной перелом. В результате проведения административной реформы была сформирована новая структура органов государственного управления, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности. Оптимальные цели и задачи, обеспечивающие комплексный подход к установлению баланса интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, вполне соответствуют современным целям и задачам правового государства. В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
Механизм государственного управления таможенным делом до сих пор претерпевает существенные изменения. Несмотря на то, что Таможенный кодекс Таможенного союза 1 создал необходимые предпосылки для формирования новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития системы таможенных органов, в ряде случаев нерешенными остаются проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации. Так, наиболее остро обсуждаются вопросы занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности. Таможенными органами не в полной мере применяются международные стандарты; не развита система информирования таможенных органов о мировых тенденциях в области ценообразования, торгово - промышленной специализации; недостаточно осуществляется информационно- аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов; неэффективно осуществляется контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации.
В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации 2 отмечено, что потенциал таможенного администрирования реализуется недостаточно эффективно, т.е. не используются в полной мере все средства и методы обеспечения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Такое положение не позволяет создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Процесс совершенствования государственного управления таможенным делом требует его дальнейшей унификации в соответствии с международными правовыми нормами.
Целью дипломной работы является научный анализ содержания государственного управления таможенным делом; выявление существующих проблем в данной области и особенностей правового регулирования организации и деятельности таможенных органов.
Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи исследования:
- проанализировать особенности государственного управления таможенным делом, раскрыть формы и методы такого управления;
- исследовать принципы, на основе которых строится государственное управление таможенным делом;
- определить основные цели и задачи таможенного дела, указать характерные признаки, отражающие специфику государственного управления таможенным делом;
- рассмотреть организационную структуру органов
государственного управления таможенным делом, в том числе их внутреннюю структуру на примере Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
- провести анализ контроля в области таможенного дела как важнейшего элемента рассматриваемой системы государственного регулирования;
- определить место и роль таможенных органов в системе государственного управления таможенным делом, обозначив понятие, признаки, принципы и функции таможенных органов;
- уяснить правовые и организационные особенности Федеральной таможенной службы Российской Федерации как центрального органа управления таможенным делом, раскрыв его структуру и проведя дифференциацию функций между подразделениями;
- проанализировать правовой статус региональных таможенных управлений как связующего звена системы таможенных органов, разделив все полномочия управления на группы по определенным признакам;
- охарактеризовать особое место и роль таможни в осуществлении таможенной политики, пополнении государственной казны, регулировании внешнеэкономических связей, защите национальной экономической безопасности, в борьбе с контрабандой; классифицировать таможни по различным признакам;
- исследовать правовую основу деятельности таможенного поста, его организационную структуру, задачи.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления таможенным делом.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства (в том числе международного) в области таможенного дела, нормы административного и финансового права, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией органами государственного управления таможенным делом своих полномочий в целом, а также в связи с осуществлением контроля в области таможенного дела в частности.
Проблемам государственного управления уделялось немало внимания в отечественной и зарубежной литературе. Научным фундаментом исследования правовых основ государственного управления являются труды известных представителей науки государственного управления В. Б. Аверьянова, Г. В. Атаманчука, Г. Д. Бочкарева, В. И. Кнорринга, Б. П. Курашвили и др.
В административно-правовой литературе проблемы государственного управления рассматривались в работах Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, В. П. Беляева, С. Н. Братановского, Б. Н. Габричидзе, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, В.А. Мельникова, В.И. Новоселова, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, А. Г. Чернявского, В.А. Юсупова и др.
Также при проведении исследования автор опирался на труды ученых в области таможенного и финансового права: Ю. Ф. Азарова, О. Ю. Бакаевой, К. А. Бекяшева, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, H. H. Косаренко, Г. В. Матвиенко, А. Ф. Ноздрачева, И. В. Тимошенко, C. B. Халипова, Н. И. Химичевой, Н. Д. Эриашвили.
Общетеоретической основой исследования послужили работы в области теории государства и права Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, М. И. Байтина, Р. З. Лившица, A. B. Малько, Н. И. Матузова, В. А. Мирошникова, A. C. Мордовца, JI. A. Окунькова, М. М. Рассолова, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова, Б. Н. Топорнина.
Структура дипломной работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
На современном этапе рассмотрение проблем государственного управления таможенным делом носит актуальный характер, так как за непродолжительный период времени в России таможенное ведомство неоднократно подвергалось административным реформам.
В ходе рассмотрения организационно-правовых основ государственного управления таможенным делом позволило сделать следующие выводы.
Государственное управление таможенным делом - это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность государственных органов, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующим по содержанию воздействии на управляемые объекты (физических и юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности) и преследующая своей целью обеспечение экономических интересов, охрану государственной и общественной безопасности, пополнение доходной части федерального бюджета и стремление Российской Федерации к международному сотрудничеству.
Структура органов государственного управления таможенным делом рассматривается в двух аспектах:
- как организационная структура системы органов государственного управления таможенным делом в целом. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что функционирование данной системы может быть представлено в виде дифференциального механизма, в котором согласованность всех его звеньев выступает основой для обеспечения целей государственного управления таможенным делом в современных условиях развития рыночной экономики;
- как внутренняя структура (строение) органа государственного управления таможенным делом. В общем виде структура органа управления представляет собой состав его внутренних подразделений и формы их взаимосвязей. Автор делает вывод, что структура органа управления таможенным делом не столько отражает внутриаппаратные связи, сколько зависит от деятельности управляемых объектов.
Реформирование таможенной службы Российской Федерации требует как совершенствования структуры таможенных органов и внедрения передовых технологий в таможенное дело, так и повышения требований к кадровому потенциалу и эффективности его использования. Таким образом, совершенствованию государственного управления таможенным делом будет способствовать дальнейшее ее обеспечение квалифицированными кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
Проанализировав правовые и организационные особенности ФТС, необходимо отметить, что в последнее время таможенное ведомство подверглось значительным испытаниям, в результате которых получила исключительные права по выработке государственной политики в таможенной сфере. В ФТС впервые вводится двоевластие, то есть заместитель по оперативно-розыскной работе не подчиняется руководителю службы, а наделяется правом принятия самостоятельных решений по вопросам оперативно-служебной деятельности.
Существующая многоступенчатая функциональная структура таможенных органов, по мнению автора, является необходимой. Ее создание было вызвано развитием внешнеэкономической деятельности в стране, усложнением функций и организации управления таможенным делом, а также объективной необходимостью взаимодействия и взаимосвязи Российской Федерации и ее субъектов по вопросам, относящимся к таможенной сфере.
Таможня является важнейшим звеном системы таможенных органов, многоплановым и многогранным явлением, требующим отдельного и самостоятельного детального исследования. Законодательно достаточно развернуто зафиксированы функции и компетенция таможни, ее организационная структура. В то же время недостаточно глубоко раскрыт механизм и принципы взаимодействия таможни с другими правоохранительными и иными государственными органами и органами местного самоуправления.
Главными приоритетами в деятельности таможенного поста, как и любого таможенного органа, является всемерное содействие развитию торговли, пополнение доходов федерального бюджета, повышение качества организации таможенного контроля, установление партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройство таможенных границ, унификация тарифов и таможенного законодательства на территории Российской федерации
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур. [Заключена в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999] //
Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант плюс» (Дата обращения 1.04.2017).
3. О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009. - N 130 [ред. от 30.11.2016] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза
http://www.tsouz.ru/(Дата обращения 1.04.2017)
4. Договор о Евразийском экономическом союзе [Подписан в г. Астана 29.05.2014] [ред. от 08 мая.2015] // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru.(Дата обращения 1. 04. 2017)
5. О Правительстве Российской Федерации : федер. конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
6. Таможенный кодекс Таможенного союза [ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
7. О таможенном регулировании в РФ: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ [ред. от28.12.2016] // Собрание законодательства. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер.
закон от 27 июля 2007 года № 79-ФЗ [ред. от 03.04.2017] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
9. О системе государственной службы Российской Федерации :
федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ [ред. от 23.05. 2016.] //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
10. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 50. - ст. 4850 .
11. О таможенном тарифе : закон Российской Федерации от 21 мая 1993 N 5003-1 [ред. от 28.12.2016] // Российская газета. - N 107. - 05.06.1993.
12. Вопросы Федеральной таможенной службы: указ Президента от 11 мая 2006 г. [ред. от 24. 09. 2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 20. - ст. 2162.
13. О Министерстве финансов Российской : постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 N 329 [ред. от 12.11.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - N 31. - ст. 3258.
14. О Федеральной таможенной службе : постановление Правительства РФ от
16 сентября 2013 N 809 [ред. от 01.07.2016] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2013. - N 48. - ст. 4823.
15. О Министерстве финансов Российской : постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 N 329 [ред. от 12.11.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - N 31. - ст. 3258.
16. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 2225-р // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 2. - ст. 260.
17. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2575-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - N
2. - Ст. 109.
18. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне: приказ ФТС России от 04 сентября 2014 года N 1700 // Российская газета. - N 3. - 14.01.2015.
19. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации: приказ ФТС России от 05 июля 2013 N 1253 // Таможенные ведомости. - 2013. - N 10.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право
Российской Федерации / А. Алехин, А. Кармолицкий, Ю. Козлов. - М.: ИКД
«Зерцало-М» , 2009. - 608 с.
2. Баландина Г.В. Новая философия контроля / Г.В. Балдина // Таможня. - 2003. - № 15. - С.7-11.
3. Бачило И. Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации) / И. Л. Бачило. - М.: Юридическая литература, 1976. - 200 с.
4. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. — 2-е изд. изм. и доп./ Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
5. Бахрах Д. Н. Организационные структуры государственного управления / Д.Н. Бахрах // Правоведение. - 1981. - № 6. - С. 27-36
6. Бахрах Д. Н. Субъекты административного права / Д. Н. Бахрах // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Сборник статей. - М.: Юристъ, 2004. - С. 72-89
7. Вельский К.С. К вопросу о предмете административного права / К. С. Вельский // Государство и право. 1997. - № 11. - С. 18-21.
8. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в
социалистическом обществе / Витрук Н. В.; Отв. ред.: Патюлин В. А. - М.:
Наука, 1979. - 229 с.
9. Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности / В. М. Горшенев, И. Б. Шахов. - М.: Юрид. лит., 1987. - 176 с.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л. В. Беловинского. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 704 с.
11. Дегтярев Г.В. Институт Президента РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики России // Московский журнал Международного права. - 2005. - № 2. - С. 161-173.
12. Кашанина Т. В., Кашанин A. B. Основы российского права: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М.: Изд-во НОРМА, 2003. - 784 с.
13. Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 480 с.
14. Кобзарь-Фролова М. Н. Административно-правовое регулирование экономической деятельности таможенных органов / М. Н. Кобзарь-Фролова // Административное и муниципальное право. - 2013. - N 12. - С. 1114 - 1121.
15. Колесников A. B. Правовой статус исполнительных органов местного самоуправления / Под ред. Н. М. Конина. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. - 220 с.
16. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. С. А. Овсянникова, Г. Н. Комковой, С. В. Рыбкина [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант плюс» (Дата обращения 1.04.2017)
17. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций / Н. М. Конин. - Саратов: СГАП, 2001. - 352 с.
18. Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3-х частях. Ч. 1 / Коренев А.П. - М.: Изд-во Моск. юрид. ин-та МВД России, 1996. - 268 с.
19. Кучинский В.А. Личность, свобода, право / В. А. Кучинский. - М.: Юрид. лит., 1978. - 208 с
20. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления / Б. М. Лазарев. - М.: Юридическая литература, 1972. - С. 31-38.
21. Лазарев В.В., Липенъ С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М.: Спарк, 1998. - 448 с.
22. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 6 / В. И. Ленин. - М.: Политиздат, 1963. - 613 с.
23. Манохин В. М. Советское административное право : Часть особенная. Курс лекций. Вып. 2 / Манохин В.М.; Отв. за вып.: Конин Н.М. - Саратов, 1968. - 232 с.
24. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: учеб. пособие / В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин. - Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2000. - 413 с.
25. Матузов Н. И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса личности / Н. И.Матузов // Конституция СССР и правовое положение личности. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1979. - С. 81-88
26. Материалы информационно-аналитического портала ТАМОЖНЯ. РУ // http:ZZwww.tamognia.ru (Дата обращения 01.04.2017)
27. Мельников В.А. Административное право (Общая часть): учеб. пособие / В. А. Мельников. - Волгоград: ВА МВД России, 2004. - 134 с.
28. Мильшина И. В. Организационно-правовые основы государственного управления таможенным делом : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / И. В. Мильшина.- Саратов, 2006. - 190 с.
29. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении / В. И. Новоселов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та , 1976. - 216 с.
30. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Изд-во Оникс, 1989. - 736 с.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. - 994 с.
32. Основы таможенного дела: учеб. пособие. В 2 т. Т. 1 / под общ. Ред. Ю.Ф. Азарова. - М.: РИО РТА, 2005. - 576 с.
33. Попов Л. JI. Некоторые проблемы совершенствования государственного управления и административного права / Л. Л. Попов // Российское право в Интернете. - 2003. - № 3. - С.1-3.
34. Пронина B. C.Правовые вопросы межотраслевых связей в государственном управлении / В. С. Пронина // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды. - М.: Изд-во ВНИИСЗ, 1977, Вып. 9. - С. 10-19.
35. Российское административное право. Учебник / Адушкин Ю. С., Багишаев З. А., Манохин В. М. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
36. Проблемы общей теории социалистического государственного управления / Ответственный редактор М. И. Пискотин. - М.: Наука, 1981. - 312 с.
37. Рыжов B.C. К судьбе государственного управления / В. С. Рыжков // Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 14- 22.
38. Советское административное право / Под ред. Ю. М. Козлова. - М.:
Юристъ, 1973. - 302 с.
39. Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник / Ю. Н. Старилов. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007. - 848 с.
40. Старилов Ю. Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба / Ю. Н. Старилов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 624 с.
41. Старилов Ю. Л. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы / Ю. Л. Старилов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 1998. - 392 с.
42. Теория государственного управления: Курс лекций / Г. В. Атаманчук. - 3¬е изд., доп. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. - 584 с.
43. Терехов Н. В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности. Дис.... к.ю.н. - М., 2003. - 192 с.
44. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров. М.: Юринформцентр, 1998. - 798 с.
45. Турбин И.В., Цидилина И.А. Правовое регулирование таможенного администрирования в условиях глобализации / И. В. Турбин, И. А. Цидилина // Таможенное дело. - 2014. - N 3. - С. 13 - 16.
46. Федеративный договор. Документы. Комментарии / Редкол.: Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Жуков Г.С., Медведев Н.П., Митюков М.А., Сыроватко В.Г., Тихомиров Ю.А., Цивилев Р.М., Яров Ю.Ф. - М.: Республика, 1992. - 79 с.
47. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 496 с.
48. Халипов В. Ф. Кратология - наука о власти. Концепция / В. Ф. Халипов. - М.: Республика, 2002. - 303 с.
49. Халипов C. B. Таможенный контроль (административно-правовой анализ) : учебно-практическое пособие / С. В. Халипов. - М.: Изд-во «ТАМОЖНЯ.РУ», 2005. - 136 с.
50. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении / Р. О. Халфина. - М.: Юрид. лит., 1974. - 351 с.
51. Чернявский А. Г. Таможенное право: учебник / А. Г. Чернявский. - М.: Издательство «ЮСТИЦИЯ», 2016. - 556 с.
52. Шохин С. О. Таможенное администрирование на современном этапе: достижения и перспективы / С. О. Шохин // Таможенное дело. - 2015. - N 3. - С.16 - 19.
53. Шеремет К. Ф. Вопросы компетенции местных Советов //Сов. гос. и право. - 1965. - № 4. - С. 19-27.
54. Якимов А. Ю. Статус субъекта административного юрисдикции и проблемы его реализации: монография / А. Ю. Якимов. - М.: Проспект, 1999. - 200 с.
55. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. ...д-ра юрид. наук / Ц. А. Ямпольская. - М., 1958. - 38 с.
56. Ямпольская Ц.А. О месте административно права в системе советского социалистического права / Ц. А. Ямпольская // Советское государство и право - 1956 - № 9. - С. 92-102.