Таможенное дело как управляемая и управляющая система. Субъекты и объекты управления
|
Введение 3
Глава 1. Таможенные органы в системе институтов государственного управления Российской Федерации 8
§ 1. Понятие и особенности государственного управления таможенным делом 8
§ 2. Структура органов государственного управления таможенным делом 30
§ 3. Контроль в области таможенного дела как элемент системы
государственного управления таможенным делом 40
Глава 2. Деятельность таможенных органов как субъектов и объектов государственного управления 50
§ 1.Правовые и организационные особенности Федеральной таможенной службы Российской Федерации как центрального органа управления
таможенным делом 50
§ 2. Региональные таможенные управления как связующие звенья системы
таможенных органов 61
§ 3. Таможни и таможенные посты как первичные звенья системы государственного управления таможенным делом 67
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Глава 1. Таможенные органы в системе институтов государственного управления Российской Федерации 8
§ 1. Понятие и особенности государственного управления таможенным делом 8
§ 2. Структура органов государственного управления таможенным делом 30
§ 3. Контроль в области таможенного дела как элемент системы
государственного управления таможенным делом 40
Глава 2. Деятельность таможенных органов как субъектов и объектов государственного управления 50
§ 1.Правовые и организационные особенности Федеральной таможенной службы Российской Федерации как центрального органа управления
таможенным делом 50
§ 2. Региональные таможенные управления как связующие звенья системы
таможенных органов 61
§ 3. Таможни и таможенные посты как первичные звенья системы государственного управления таможенным делом 67
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Развитие международных экономических отношений потребовало радикального реформирования механизма государственного управления внешнеэкономической сферой. Глубокие преобразования, происходящие в государстве, направлены на совершенствование правовой основы деятельности системы исполнительных органов государства, к числу которых относятся и таможенные органы.
Рассмотрение механизма государственного управления является достаточно традиционной темой научных исследований в рамках науки административного права, однако вопросы государственного управления таможенным делом наименее изучены в правовой доктрине.
Такое положение обусловлено существовавшей долгое время государственной монополией на внешнюю торговлю, что негативно отразилось на месте и роли таможенных органов в системе государственного управления. В начале 90-х годов, прошлого столетия, в развитии таможенного дела произошел коренной перелом. В результате проведения административной реформы была сформирована новая структура органов государственного управления, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности. Оптимальные цели и задачи, обеспечивающие комплексный подход к установлению баланса интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, вполне соответствуют современным целям и задачам правового государства. В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
Механизм государственного управления таможенным делом до сих пор претерпевает существенные изменения. Несмотря на то, что Таможенный кодекс Таможенного союза 1 создал необходимые предпосылки для формирования новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития системы таможенных органов, в ряде случаев нерешенными остаются проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации. Так, наиболее остро обсуждаются вопросы занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности. Таможенными органами не в полной мере применяются международные стандарты; не развита система информирования таможенных органов о мировых тенденциях в области ценообразования, торгово - промышленной специализации; недостаточно осуществляется информационно- аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов; неэффективно осуществляется контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации.
В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации 2 отмечено, что потенциал таможенного администрирования реализуется недостаточно эффективно, т.е. не используются в полной мере все средства и методы обеспечения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Такое положение не позволяет создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Процесс совершенствования государственного управления таможенным делом требует его дальнейшей унификации в соответствии с международными правовыми нормами.
Целью дипломной работы является научный анализ содержания государственного управления таможенным делом; выявление существующих проблем в данной области и особенностей правового регулирования организации и деятельности таможенных органов.
Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи исследования:
- проанализировать особенности государственного управления таможенным делом, раскрыть формы и методы такого управления;
- исследовать принципы, на основе которых строится государственное управление таможенным делом;
- определить основные цели и задачи таможенного дела, указать характерные признаки, отражающие специфику государственного управления таможенным делом;
- рассмотреть организационную структуру органов
государственного управления таможенным делом, в том числе их внутреннюю структуру на примере Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
- провести анализ контроля в области таможенного дела как важнейшего элемента рассматриваемой системы государственного регулирования;
- определить место и роль таможенных органов в системе государственного управления таможенным делом, обозначив понятие, признаки, принципы и функции таможенных органов;
- уяснить правовые и организационные особенности Федеральной таможенной службы Российской Федерации как центрального органа управления таможенным делом, раскрыв его структуру и проведя дифференциацию функций между подразделениями;
- проанализировать правовой статус региональных таможенных управлений как связующего звена системы таможенных органов, разделив все полномочия управления на группы по определенным признакам;
- охарактеризовать особое место и роль таможни в осуществлении таможенной политики, пополнении государственной казны, регулировании внешнеэкономических связей, защите национальной экономической безопасности, в борьбе с контрабандой; классифицировать таможни по различным признакам;
- исследовать правовую основу деятельности таможенного поста, его организационную структуру, задачи.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления таможенным делом.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства (в том числе международного) в области таможенного дела, нормы административного и финансового права, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией органами государственного управления таможенным делом своих полномочий в целом, а также в связи с осуществлением контроля в области таможенного дела в частности.
Проблемам государственного управления уделялось немало внимания в отечественной и зарубежной литературе. Научным фундаментом исследования правовых основ государственного управления являются труды известных представителей науки государственного управления В. Б. Аверьянова, Г. В. Атаманчука, Г. Д. Бочкарева, В. И. Кнорринга, Б. П. Курашвили и др.
В административно-правовой литературе проблемы государственного управления рассматривались в работах Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, В. П. Беляева, С. Н. Братановского, Б. Н. Габричидзе, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, В.А. Мельникова, В.И. Новоселова, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, А. Г. Чернявского, В.А. Юсупова и др.
Также при проведении исследования автор опирался на труды ученых в области таможенного и финансового права: Ю. Ф. Азарова, О. Ю. Бакаевой, К. А. Бекяшева, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, H. H. Косаренко, Г. В. Матвиенко, А. Ф. Ноздрачева, И. В. Тимошенко, C. B. Халипова, Н. И. Химичевой, Н. Д. Эриашвили.
Общетеоретической основой исследования послужили работы в области теории государства и права Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, М. И. Байтина, Р. З. Лившица, A. B. Малько, Н. И. Матузова, В. А. Мирошникова, A. C. Мордовца, JI. A. Окунькова, М. М. Рассолова, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова, Б. Н. Топорнина.
Структура дипломной работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Рассмотрение механизма государственного управления является достаточно традиционной темой научных исследований в рамках науки административного права, однако вопросы государственного управления таможенным делом наименее изучены в правовой доктрине.
Такое положение обусловлено существовавшей долгое время государственной монополией на внешнюю торговлю, что негативно отразилось на месте и роли таможенных органов в системе государственного управления. В начале 90-х годов, прошлого столетия, в развитии таможенного дела произошел коренной перелом. В результате проведения административной реформы была сформирована новая структура органов государственного управления, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности. Оптимальные цели и задачи, обеспечивающие комплексный подход к установлению баланса интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, вполне соответствуют современным целям и задачам правового государства. В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
Механизм государственного управления таможенным делом до сих пор претерпевает существенные изменения. Несмотря на то, что Таможенный кодекс Таможенного союза 1 создал необходимые предпосылки для формирования новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития системы таможенных органов, в ряде случаев нерешенными остаются проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации. Так, наиболее остро обсуждаются вопросы занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности. Таможенными органами не в полной мере применяются международные стандарты; не развита система информирования таможенных органов о мировых тенденциях в области ценообразования, торгово - промышленной специализации; недостаточно осуществляется информационно- аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов; неэффективно осуществляется контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации.
В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации 2 отмечено, что потенциал таможенного администрирования реализуется недостаточно эффективно, т.е. не используются в полной мере все средства и методы обеспечения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Такое положение не позволяет создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Процесс совершенствования государственного управления таможенным делом требует его дальнейшей унификации в соответствии с международными правовыми нормами.
Целью дипломной работы является научный анализ содержания государственного управления таможенным делом; выявление существующих проблем в данной области и особенностей правового регулирования организации и деятельности таможенных органов.
Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи исследования:
- проанализировать особенности государственного управления таможенным делом, раскрыть формы и методы такого управления;
- исследовать принципы, на основе которых строится государственное управление таможенным делом;
- определить основные цели и задачи таможенного дела, указать характерные признаки, отражающие специфику государственного управления таможенным делом;
- рассмотреть организационную структуру органов
государственного управления таможенным делом, в том числе их внутреннюю структуру на примере Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
- провести анализ контроля в области таможенного дела как важнейшего элемента рассматриваемой системы государственного регулирования;
- определить место и роль таможенных органов в системе государственного управления таможенным делом, обозначив понятие, признаки, принципы и функции таможенных органов;
- уяснить правовые и организационные особенности Федеральной таможенной службы Российской Федерации как центрального органа управления таможенным делом, раскрыв его структуру и проведя дифференциацию функций между подразделениями;
- проанализировать правовой статус региональных таможенных управлений как связующего звена системы таможенных органов, разделив все полномочия управления на группы по определенным признакам;
- охарактеризовать особое место и роль таможни в осуществлении таможенной политики, пополнении государственной казны, регулировании внешнеэкономических связей, защите национальной экономической безопасности, в борьбе с контрабандой; классифицировать таможни по различным признакам;
- исследовать правовую основу деятельности таможенного поста, его организационную структуру, задачи.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления таможенным делом.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства (в том числе международного) в области таможенного дела, нормы административного и финансового права, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией органами государственного управления таможенным делом своих полномочий в целом, а также в связи с осуществлением контроля в области таможенного дела в частности.
Проблемам государственного управления уделялось немало внимания в отечественной и зарубежной литературе. Научным фундаментом исследования правовых основ государственного управления являются труды известных представителей науки государственного управления В. Б. Аверьянова, Г. В. Атаманчука, Г. Д. Бочкарева, В. И. Кнорринга, Б. П. Курашвили и др.
В административно-правовой литературе проблемы государственного управления рассматривались в работах Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, В. П. Беляева, С. Н. Братановского, Б. Н. Габричидзе, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, В.А. Мельникова, В.И. Новоселова, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, А. Г. Чернявского, В.А. Юсупова и др.
Также при проведении исследования автор опирался на труды ученых в области таможенного и финансового права: Ю. Ф. Азарова, О. Ю. Бакаевой, К. А. Бекяшева, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, H. H. Косаренко, Г. В. Матвиенко, А. Ф. Ноздрачева, И. В. Тимошенко, C. B. Халипова, Н. И. Химичевой, Н. Д. Эриашвили.
Общетеоретической основой исследования послужили работы в области теории государства и права Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, М. И. Байтина, Р. З. Лившица, A. B. Малько, Н. И. Матузова, В. А. Мирошникова, A. C. Мордовца, JI. A. Окунькова, М. М. Рассолова, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова, Б. Н. Топорнина.
Структура дипломной работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
На современном этапе рассмотрение проблем государственного управления таможенным делом носит актуальный характер, так как за непродолжительный период времени в России таможенное ведомство неоднократно подвергалось административным реформам.
В ходе рассмотрения организационно-правовых основ государственного управления таможенным делом позволило сделать следующие выводы.
Государственное управление таможенным делом - это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность государственных органов, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующим по содержанию воздействии на управляемые объекты (физических и юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности) и преследующая своей целью обеспечение экономических интересов, охрану государственной и общественной безопасности, пополнение доходной части федерального бюджета и стремление Российской Федерации к международному сотрудничеству.
Структура органов государственного управления таможенным делом рассматривается в двух аспектах:
- как организационная структура системы органов государственного управления таможенным делом в целом. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что функционирование данной системы может быть представлено в виде дифференциального механизма, в котором согласованность всех его звеньев выступает основой для обеспечения целей государственного управления таможенным делом в современных условиях развития рыночной экономики;
- как внутренняя структура (строение) органа государственного управления таможенным делом. В общем виде структура органа управления представляет собой состав его внутренних подразделений и формы их взаимосвязей. Автор делает вывод, что структура органа управления таможенным делом не столько отражает внутриаппаратные связи, сколько зависит от деятельности управляемых объектов.
Реформирование таможенной службы Российской Федерации требует как совершенствования структуры таможенных органов и внедрения передовых технологий в таможенное дело, так и повышения требований к кадровому потенциалу и эффективности его использования. Таким образом, совершенствованию государственного управления таможенным делом будет способствовать дальнейшее ее обеспечение квалифицированными кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
Проанализировав правовые и организационные особенности ФТС, необходимо отметить, что в последнее время таможенное ведомство подверглось значительным испытаниям, в результате которых получила исключительные права по выработке государственной политики в таможенной сфере. В ФТС впервые вводится двоевластие, то есть заместитель по оперативно-розыскной работе не подчиняется руководителю службы, а наделяется правом принятия самостоятельных решений по вопросам оперативно-служебной деятельности.
Существующая многоступенчатая функциональная структура таможенных органов, по мнению автора, является необходимой. Ее создание было вызвано развитием внешнеэкономической деятельности в стране, усложнением функций и организации управления таможенным делом, а также объективной необходимостью взаимодействия и взаимосвязи Российской Федерации и ее субъектов по вопросам, относящимся к таможенной сфере.
Таможня является важнейшим звеном системы таможенных органов, многоплановым и многогранным явлением, требующим отдельного и самостоятельного детального исследования. Законодательно достаточно развернуто зафиксированы функции и компетенция таможни, ее организационная структура. В то же время недостаточно глубоко раскрыт механизм и принципы взаимодействия таможни с другими правоохранительными и иными государственными органами и органами местного самоуправления.
Главными приоритетами в деятельности таможенного поста, как и любого таможенного органа, является всемерное содействие развитию торговли, пополнение доходов федерального бюджета, повышение качества организации таможенного контроля, установление партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройство таможенных границ, унификация тарифов и таможенного законодательства на территории Российской федерации
В ходе рассмотрения организационно-правовых основ государственного управления таможенным делом позволило сделать следующие выводы.
Государственное управление таможенным делом - это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность государственных органов, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующим по содержанию воздействии на управляемые объекты (физических и юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности) и преследующая своей целью обеспечение экономических интересов, охрану государственной и общественной безопасности, пополнение доходной части федерального бюджета и стремление Российской Федерации к международному сотрудничеству.
Структура органов государственного управления таможенным делом рассматривается в двух аспектах:
- как организационная структура системы органов государственного управления таможенным делом в целом. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что функционирование данной системы может быть представлено в виде дифференциального механизма, в котором согласованность всех его звеньев выступает основой для обеспечения целей государственного управления таможенным делом в современных условиях развития рыночной экономики;
- как внутренняя структура (строение) органа государственного управления таможенным делом. В общем виде структура органа управления представляет собой состав его внутренних подразделений и формы их взаимосвязей. Автор делает вывод, что структура органа управления таможенным делом не столько отражает внутриаппаратные связи, сколько зависит от деятельности управляемых объектов.
Реформирование таможенной службы Российской Федерации требует как совершенствования структуры таможенных органов и внедрения передовых технологий в таможенное дело, так и повышения требований к кадровому потенциалу и эффективности его использования. Таким образом, совершенствованию государственного управления таможенным делом будет способствовать дальнейшее ее обеспечение квалифицированными кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
Проанализировав правовые и организационные особенности ФТС, необходимо отметить, что в последнее время таможенное ведомство подверглось значительным испытаниям, в результате которых получила исключительные права по выработке государственной политики в таможенной сфере. В ФТС впервые вводится двоевластие, то есть заместитель по оперативно-розыскной работе не подчиняется руководителю службы, а наделяется правом принятия самостоятельных решений по вопросам оперативно-служебной деятельности.
Существующая многоступенчатая функциональная структура таможенных органов, по мнению автора, является необходимой. Ее создание было вызвано развитием внешнеэкономической деятельности в стране, усложнением функций и организации управления таможенным делом, а также объективной необходимостью взаимодействия и взаимосвязи Российской Федерации и ее субъектов по вопросам, относящимся к таможенной сфере.
Таможня является важнейшим звеном системы таможенных органов, многоплановым и многогранным явлением, требующим отдельного и самостоятельного детального исследования. Законодательно достаточно развернуто зафиксированы функции и компетенция таможни, ее организационная структура. В то же время недостаточно глубоко раскрыт механизм и принципы взаимодействия таможни с другими правоохранительными и иными государственными органами и органами местного самоуправления.
Главными приоритетами в деятельности таможенного поста, как и любого таможенного органа, является всемерное содействие развитию торговли, пополнение доходов федерального бюджета, повышение качества организации таможенного контроля, установление партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройство таможенных границ, унификация тарифов и таможенного законодательства на территории Российской федерации
Подобные работы
- Теория управления таможенным делом (Таможенный менеджмент, Омский государственный технический университет)
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Система комплаенс-контроля как инструмент совершенствования таможенного администрирования
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Сравнительный анализ направлений развития таможенного оформления и таможенного контроля в Монголии и России
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА
ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НПП КОНТАКТ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Управление контрольно-надзорной деятельностью в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе риск-ориентированной модели
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Организационная структура Федеральной таможенной службы. Виды
организационных структур таможенных органов
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



