Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 5
1.1. Событийный туризм как новое направление на туристском рынке 5
1.2. Характеристика мировых центров событийного туризма 11
1.3. Особенности событийного туризма в России 19
1.4. Нормативно-правовая база изучения событийного туризма в России . . 28
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ 30
2.1. Основные центры активного туризма в Краснодарском крае 30
2.2. Сравнительный анализ спортивно-оздоровительных в Краснодарском
крае 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В СОЧИ 45
3.1. Использование спортивных объектов в Сочи после Олимпиады 2014. 45
3.2. Разработка тура из Волгограда в Сочи 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена высоким интересом к спорту, развитие его инфраструктуры, а также проведения международных соревнований, создают благоприятные условия для развития спортивно-событийного туризма в России.
Сейчас, как никогда актуально проанализировать состояние и последующее развитие спортивно-событийного туризма у нас в стране, так как спортивно-событийный туризм развивает наиболее динамичный и активный элемент производительных сил региона и потому способствует повышению ресурсного потенциала в целом.
Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. В это время потребительский спрос значительно превышает предложения.
Так же нельзя недооценивать социальный эффект массового туризма. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, развитие народного творчества, поднимается моральных дух.
Объектом исследования в дипломной работе является событийный туризм в Большом Сочи и перспектива его развития.
Предметом исследования является этапы разработки маршрута, современное состояние туризма в Краснодарском крае, особенности создания и реализация спортивно-событийных туров, направление на положительные изменения реализации туров данного направления.
Целью работы является анализ текущего состояния и перспективы развития спортивно - событийного туризма в Краснодарском крае на примере города Сочи.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы спортивно-событийного туризма и его развитие в РФ.
2) Рассмотреть стратегии развития спортивно-событийного туризма в России.
3) Проанализировать региональные особенности развития спортивно - событийного туризма в России.
Для выполнения поставленных задач при написании работы нами был использована работа Коновалова А.В. «Формирование условий развития спортивно-событийного туризма в регионе». Основной целью диссертационного исследования Коновалова. А.В. является исследование и научное обоснование теоретико-методологических основ формирования системы спортивно-событийного туризма, ориентированной как на туристский регион, так и на выезд за его пределы для знакомства со спортивно-событийными мероприятиями. Также нам помог Бабкин А.В. со своей работой «Специальные виды туризма». Предлагаемое учебное пособие является циклом лекций по дисциплинам «Международный туризм» и «Специальные виды туристической деятельности», служит теоретической основой для изучение специальных видов туризма, таких, как религиозный, лечебно-оздоровительный, экологический, горнолыжный, событийный, экстремальный, круизный туризм.
Также весомый вклад внесла работа «Современная подготовка юных спортсменов», написанная Никитушкином В.Г. В ней автор показывает текущее состояние подготовительной базы будущих чемпионов.
Источником основного количества прорабатываемой информации в данной работе являются интернет ресурсы. Интернет источники посвящены описанию спортивной и туристской инфраструктуры Российских регионов, а также возможности скоординировать объекты на карте. Интернет источники предлагают для работы обновленную актуальную информацию экономического, политического направления, тенденции развития туристских инноваций, что поспособствовало написанию работы с учетом реальной обстановки в стране и мире.
Статистическая информация, рекомендации для будущих туристов, все это представлено на следующих информационных сайтах: «Событийный туризм в России и в мире» «Фифа»; «Международный олимпийский комитет».
Практическая значимость дипломной работы в том, что некоторые из предложений вполне будет можно применить на практике, путем внедрения в организацию работы администрации курорта и туристических компаний региона.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе «Теоретические основы спортивно-событийного туризма и его развитие в РФ» представлена теория спортивно-событийного туризма. Во второй главе «Региональные особенности развития спортивно-событийного туризма в России» ведется анализ региональных особенностей развития спортивно-событийного туризма в России. Третья глава содержит презентацию разработанного тура «Сочи с нами» и его экономическое обоснование.
Спорт в современных условиях закономерно становится необходимой частью жизни человечества. Все больше детей и взрослых, женщин и мужчин регулярно занимаются спортом. Все более широко развивается туризм с целью посещения спортивных соревнований, спортивных зрелищ, конгрессов и семинаров спортивной науки.
Хотим мы этого или нет, но Россия переживает эпоху возрождения массового спорта и спорта высших достижений, что в свою очередь ведет к укреплению нравственного облика страны.
Доказательствами могут служить успешные результаты наших отлетов на зимней олимпиаде и широкая популивизация спорта по всем направлениям, начиная от создания нового федерального спортивного канала с широким спектром различных спортивных трансляций и заканчивая проведением локальных спортивных мероприятий, охватывающих практически все регионы страны.
Изучив теоретические основы спортивно-событийного туризма, мы научились грамотно управлять специфическими терминами данного направления в туризме, а так же, осознали основные положения и нерушимые истины данной тематики, что в свою очередь дало нам возможность сделать относительно точный анализ текущего состояния развития спортивно-событийного туризма в России из которого следует, что вопросы привлечения и удержания болельщиков для спортивного маркетинга имеют колоссальное значение. В условиях острой конкуренции между видами спорта, между спортивными и неспортивными зрелищами (кино, театром, экономикой впечатлений), борьба за лояльность болельщиков приобретает особую значимость и актуальность. Видимо, сейчас наступило время более глубокого погружения в проблему «боления» спортом, создания более полных и действенных теорий, показывающих и влияющими на механизмы увлечения спортивными зрелищами. До настоящего времени специалисты в спортивном маркетинге не слишком сильно продвинулись в этом направлении, так как для создания качественных и работающих теорий требуются комплексные исследования, затрагивающие широкий круг научных дисциплин - таких, как психология, физиология, психоанализ, нейромаркетинг и нейроэкономика.
Вектор развитие спортивно-событийного туризма в России уже заложен, с каждым годом количество таких туристов в стране только растет. Безусловно все усилия государства в этом направлении дают свои результаты, но несоизмеримо больший эффект для развития поездок на спортивные мероприятия дал бы интенсивный экономический рост и как следствие повышения уровня благосостояния населения. Многие в России хотят посещать спортивные события в стране и за рубежом, но большой классовый разрыв населения, где основную часть составляют бедные, препятствует миллионам россиян отправится куда-либо.
1. Федеральный закон от 24 ноября 2015 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
2. Указ Президента РФ от 18 ноября 2014 г. N 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»;
3. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»;
4. Азар В.И, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. М, 2014.- 239 с.
5. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма. - М.: Профиздат, 2015.- 277 с.
6. Александрова А. Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Плюс, 2013. - 464 с.
7. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 262 с.
8. Байковский Ю.В. Классификация и особенности горных неолимпийских видов спорта: учебно-методическое пособие. - М.: Вертикаль, Астра-пресс,
2015. -253 с.
9. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - СПб.: Невский фонд, 2016. - 448 с.
10. Борисов К. Г. Международный туризм и право. - М.: НИМП, 2011. - 352с.
11. Буйленко, В.Ф. Туризм. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 417 с.
12. Востоков, И.Е. Главные концептуальные аспекты системы развития спортивного туризма в РФ. - М.: Крокус, 2016. - 27 с.
13. Власова Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: 2015. -255с.
14. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 2016. - 358 с.
15. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие. - Минск: Современная школа, 2016. - 383 с.
16. Звоненко Д. П. Что нужно знать фирме, занимающейся событийным туризмом? // Учет в туристической деятельности. - 2015. - №2. - С. 15-19.
17. Злоказова Н.Е. Зимние олимпийские игры «Сочи-2014» как фактор развития спортивно-событийного туризма в России.- Москва, 2015. - 28 с.
18. Зорина Г.И., Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности. - М.: Спорт, 2012. - 478 с.
19. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 256 с.
20. Исмаев Д. К. Организация спортивного туризма в Российской Федерации: учебное пособие. - М. МАТГР, 2015. - 144 с.
21. Кабиров И.С. Предпринимательская деятельность в сфере туризма // Предпринимательство в России : взаимодействие бизнеса и государства : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 2015 г. - Казань : 159 с.
22. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма: учебное пособие. - Санкт- Петербург: Герда, 2016. - 368 с.
23. Квартальнов В. А., Зорин И. В. Менеджмент туризма: Экономика туризма.
- М.: Финансы и статистика, 2016. - 320с.
24. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации// Русский турист. - 2016. - №7. - С.24-38.
25. Королев, А.Ю. Географические и тактические аспекты спортивного туризма // Географический вестник. - 2016. - №2. - С. 1-9.
26. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм; М.: Юнити - Москва, 2010. - 787 с.
27. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 140 с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов ВУЗов физической культуры- М.: Изд-во «Физкультура и спорт»,
2011. - 215 с.
29. Минхаиров, Ф. Ф. Турист на дистанции: В помощь начинающему тренеру / Ф. Ф. Минхаиров. - 2-еизд. - Казань: Школа, 2016. - 148 с.
30. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: - 5-е изд., Москва, 2015. - 287 с.
31. Новиков В. С. Инновации в туризме: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений / В. С. Новиков. - 2-е изд., 2014. - 208 с.
32.Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований
подростков / под ред. С. М. Губаненкова. - СПб.: Петрополис, 2016. - 278 с.
33. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2016. - 384 с.
34. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 208с.
35. Путрик, Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции // Вестник ТГУ. - 2015. - №31. - С. 96-101.
36. Рассел Джесси Туризм в России; Книга по Требованию - Москва, 2014. - 932 с.
37. Сазыкин А.М. Краткий словарь туристских объектов и центров. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2016. - 27с.
38. Семин В. С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 400 с.
39. Соколова, М.В. История туризма. Учебное пособие. - М.: Мастерство,
2012. - 362 с.
40. Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм; Академия - Москва, 2013.-288 с.
41. Ушаков Д. С. Технология событийного туризма. - М.: Март, 2015. - 383 с.
42. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие / Д. С. Ушаков. - Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. - 446 с.
43. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: методическое издание/ Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков - Москва: Изд-во «РУЖ», 2016. - 330 с.
44. Черемисин, П.А. Виды современного туризма // География в школе.-
2016. - № 7.- С. 29 - 36.
45. Черненкова И.Ю.Развитие малого предпринимательства в сфере туризма : (монография) - Смоленск : Принт А, 2014. - 160 с.
46. Чистяков Б. М. Информация, которую турфирма должна предоставить клиенту. // Учет в туристической деятельности. - 2015. - №2. - С. 24-30.
47.Чудновский А. Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги. - М.: КНОРУС, 2015. - 432с.
48. Шабанов, А.Н. Карманная энциклопедия туриста / А. Н. Шабанов - Москва: Изд-во «Вече», 2016. - 153 с.
49. http://www.russia-open.com
50. http://russiantourism.ru